Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

COMPETITIVE RESOURCE OF A UNIVERSITY COMPLEX AS THE FACTOR SELF-DEVELOPMENT OF THE STUDENT

Baranov V.V. 1, 1
1 Orenburg State University
In article from pedagogical positions influence of competitive potential of high school on processes of self-development of the student is analyzed. In case of students of a regional university complex the most significant factors of self-development are established. As research toolkit the factorial analysis is applied. Internal and external factors of self-development are allocated. Among the external factors defined by the environment of high school, the greatest value have educational, scientific and sports base of university. Students carry a variety and success of experience of activity to internal factors of self-development, mind and body health. The interrelation of external and internal factors is shown in allocation of group of the factors positively influencing self-development. Among them on increase of the importance students define employment by physical training and sports and presence of the developed sports base of university, scientifically research work and development technological, educational and scientific base of university, interaction with teachers of high school in the complex form - the curator in educational group is information
a competitive resource
the self-development
the factorial analysis
university
competition
Введение

Проблема конкурентности российского вуза в последнее время стала значимым вопросом для педагогического сообщества. Чаще всего конкурентность в современном образовании оценивается попаданием вуза в позиции динамично меняющихся рейтингов. В то же время конкурентность вуза - это его реальное состояние, которое формируется достаточно длительный период времени и, независимо от опубликованных рейтингов, сохраняется в течение нескольких лет, представляя собой конкурентный ресурс. Анализ рейтингов показывает, что в основном период изменения конкурентного ресурса вуза (судя по его перемещениям в рейтинге) составляет 2-5 лет и сопоставим с нормативным сроком обучения будущего бакалавра (4-5 лет). Таким образом, студент может оценить значимость тех или иных составляющих конкурентного ресурса вуза для своего развития и саморазвития. Знание педагогических возможностей конкурентного ресурса вуза в интенсификации процессов саморазвития студентов способствует научно обоснованному прогнозированию личностного развития студента и выбору стратегии развития вуза.

Цель данного исследования состоит в установлении педагогической значимости конкурентного ресурса вуза как фактора интенсификации процессов саморазвития студента. Исследование предполагает решение таких задач, как уточнение компонентов конкурентного ресурса регионального вуза, определяющих процессы саморазвитие студента и апробацию факторного анализа в качестве инструментария знания факторов саморазвития студента [1].

Материалы. Проблема саморазвития в педагогике представлена широким спектром исследований как классиков (М. Мамардашвили, Г. Цукерман, А.А. Ухтомский Г.К. Селевко, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Абульханова-Славская, К.Я. Вазина), так  и исследователей начала XXI века (Ю.В. Андреева, Р.Т. Гареев, Н.Г. Григорьева, А.Т. Иваницкий, П.И. Костенок, М.И. Кряхтунов, Л.П. Лазарева, Ю.А. Лобейко, В.М. Нестеренко, А.В. Остапенко, Л.Г. Соломко, Т.И. Степанова, О.А. Суйкова, А.П. Усольцев, В.В. Федоров, Г.А. Федотова, Е.Л. Федотова, Б.Е. Фишман, Н.Ш. Чинкина, И.А. Шаршов). Анализ этих работ позволяет принять базисные определения: саморазвитие - это особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, самоуправление, творческое самоопределение, творческая самореализация и самосовершенствование личности (В.И. Андреев). Саморазвитие - процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбору целей, путей и средств самосовершенствования соответственно своим жизненным ценностям и установкам (В.Г. Маралов). Ключевыми механизмами этого процесса являются самопринятие и самопрогнозирование; в психологии и педагогике формами проявления этого феномена признаны самоутверждение, самоусовершенствование, самоактуализация. В то же время исследователи отмечают значительное многообразие форм и проявлений саморазвития, недостаточную исследованность механизмов запуска личностного процесса, специфичность условий его продуктивного протекания как для различных возрастных категорий обучающихся, так и для разных направлений профессионального образования.

В целях исследования процессов, механизмов и проявлений саморазвития созданы и используются разнообразные анкеты, тесты и опросники. Так, например, в исследовании «Педагогическое обеспечение личностно-телесного саморазвития студентов как фактора гуманизации высшего образования» В.В. Федоровым применялась методика прямого ранжирования М. Рокича, усовершенствованная А. Гоштаусом, A.A. Семеновым, В.А. Ядовым. С ее помощью были выделены двенадцать характерных по­зиций, определяющих отношение студентов к активной жизнедеятельно­сти на основе общечеловеческих ценностей (свобода, развитие, здоровье, безопасность, материальное благополучие, профессиональный и личност­ный рост, любовь и др.). В исследовании «Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе» И.А. Шаршовым применялись методика определения предельных смыслов (Д.А. Леонтьев, В.Н. Бузин), тест самоотноше­ния (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев), «Карта инте­ресов» А.Е. Голомштока, тест «Способность самоуправления» (Н.М. Пейсахов); оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации (КОС) (Б.А. Федоришин), тест на самоэффек­тивность (в адаптации А.В. Бояринцевой), тест «Готовность к саморазвитию» (Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта), рисуночный тест «Деловые си­туации» (на основе ассоциативно-рисуночного теста С. Розенцвейга). Психолого-педагогические исследования, проведенные различными авторами по проблеме саморазвития, были основаны также на материалах тестов «Самооценка» (Межличностные отношения, общение, Поведение, Активность, Переживания, Чувства), шкалы самооценки (методика Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина), смысложизненных ориентаций, теста самоактуализации Э. Шострома (САТ). В рамках педагогического исследования процессов саморазвития студентов университетского комплекса и в целях определения факторов, влияющих на этот процесс, нами было проведено анкетирование 527 студентов 1-3 курсов Оренбургского государственного университета, по результатам анкетирования выполнен факторный анализ.

Методы исследования. Логика исследования предполагала предварительное изучение различных опросников и анкет в проблемном поле саморазвития, выявление инвариантной части содержания этого инструментария, синтез инвариантов, избыточное дополнение анкеты позициями, имеющими (по данным различных исследователей) влияние на процесс саморазвития. Мы опирались также на идеи ресурсного подхода в образовании (А.М. Кондаков [6]), педагогической прогностики (Б.С. Гершунский [2]). Таким образом, предполагалось получить избыточную модель анкеты «Ресурсы, дефициты и факторы саморазвития». Согласно исследованиям А.А. Ухтомского и Г.К. Селевко [9] в саморазвитии актуальными являются условия организации деятельности субъекта (подсистема «деятельность») и наличие определенного уклада окружающей среды жизнедеятельности субъекта познания, адекватного целям формирования доминант самосовершенствования его личности.

Нами также учитывались процессы формирования конкурентного ресурса самого студента, представленные в исследованиях Л.А. Бодьян, А.В. Гришина, Т.А. Даниловой, С.В. Зверева, Л.В. Курзаевой, Д.А. Мустафиной, Т.А. Сливиной, Л.А. Шепталиной, Ж.А. Шуткиной.

Исследования, проведенные в Оренбургском государственном университете, показали, что условия университетского комплекса вносят существенные изменения и в формы, и в содержание деятельности студента: динамично меняются ценностные ориентиры студенчества (А.В. Кирьякова [4]), формируется новая образовательная культура, активно развивается интегративная образовательная среда (В.П. Ковалевский [5]), аккумулирующая новый тип ресурсов - ресурс самообразования (Н.М. Миняева [7]).

В современных отечественных исследованиях определены различные подходы к определению конкурентного потенциала и ресурса вуза. Так, установлено, что конкурентный потенциал вуза - это интегральный показатель, определяемый такими комплексными показателями, как квалификация профессорско-преподавательского состава, развитость его научно-методической и материально-технической базы, широта охвата областей подготовки и качество подготавливаемых учебным заведением специалистов (Фасхиев Х.А., Гараев И.М.). Развитие общего потенциала вуза направлено, как правило, на максимально полное использование всех его ресурсов или на загрузку мощностей вуза. Конкурентный потенциал вуза возникает на основе общевузовского потенциала, формируется под воздействием факторов рыночной конкуренции, что связано с набором конкурентных преимуществ внутри его основных составляющих: в науке, учебно-методической работе, социальной инфраструктуре, маркетинге, системе управления и др. [3].

С учетом названных выше позиций реалий конкурентного ресурса университета как среды саморазвития студента университетского комплекса была разработана «избыточная» анкета. Она включала 89 позиций-параметров, условно объединенных во внутренние и внешние факторы саморазвития. К внутренним факторам отнесены способности, качества характера, свои физические данные, образование, жизненный опыт, важность ряда жизненных принципов, жизненные перспективы. К внешним отнесены факторы, значимые в саморазвитии: помощь со стороны преподавателей, куратора группы; программы обучения, занятий физической культурой, научно-исследовательской работы; наличие спортивной базы университета, информационно-технологической базы университета, учебной и научной базы университета, среды университета.

Результаты исследования и их обсуждение. Полученный массив ответов анкет был обработан автоматизированным способом по авторской методике В.А. Чепасова [1]. Для определения статистических характеристик и обусловленностей параметров исследования была построена общая матрица исследования, где столбцами стали 89 позиций анкеты, а строками были значения полученных параметров исследования по соответствующим наблюдениям.

Согласно приведенным результатам корреляционного анализа все позиции-параметры имеют между собой слабую линейную связь. Для выявления более глубоких взаимосвязей и определения групповых обусловленностей на матрице исследования был проведен факторный анализ.

Согласно методу факторного анализа параметры, объединившиеся в одном факторе, имеют одну природу поведения, одну групповую обусловленность. Любой параметр, попавший в один фактор, может быть определен по всем другим параметрам, попавшим в этот фактор, по соответствующим регрессионным уравнениям [1]. Среди параметров, объединившихся в факторе, находят параметр с максимальной факторной нагрузкой, который называется базовым для данного фактора.

Обратимся к задаче минимизации позиций анкеты. Поскольку число факторов меньше, чем количество позиций-параметров исследования, то и количество базовых позиций-параметров будет меньше общего количества параметров. В результате количество независимых параметров анкеты может быть минимизировано, причем по базовым параметрам можно определить остальные параметры по соответствующим регрессионным уравнениям, аргументами в которых будут базовые параметры. Таким образом, мы можем минимизировать количество пунктов в анкете, оставив в ней только базовые. В представленном исследовании было выделено 37 базовых параметров (первоначально в анкете было 89 параметров-позиций) и определены соответствующие регрессионные уравнения, таким образом, существует реальная возможность более чем на 60% сократить трудоемкость анкетирования, а также соответственно повысить ее оперативность.

Факторный анализ проявил специфику наших респондентов - студентов 1-3 курсов университетского комплекса, для которых жизнеутверждающая уверенность выступает принципом саморазвития, значимы научная и учебная база университета как среда саморазвития, куратор играет немаловажную роль в определении жизненных перспектив.

Отмечается совпадение полученных результатов с результатами многочисленных социологических и педагогических исследований ценностных и жизненных ориентаций современной молодежи, для которой материальное благополучие является одним из важных признаков успеха, а профессиональное образование призвано не только сформировать компетентность, но и представить мир во всем его многообразии. Для студентов крайне важен опыт самостоятельности, самореализации, самооценки. Возрастному составу респондентов вполне соответствует и высокая оценка своих исследовательских качеств, акцентуация на уверенность, быстроту, опора на собственный опыт как в учебе, так и в реализации жизненных планов.

Эти данные подтверждают валидность разработанной анкеты как инструментария исследования процессов саморазвития, а также возможность применения факторного анализа к результатам анкетирования и опросов по проблемам саморазвития студентов университета.

Выводы

Возвращаясь к результатам анкетирования, выявленным методом факторного анализа и количественных обусловленностей, отметим следующее.

Ключевыми механизмами процесса саморазвития студентов в условиях университетского комплекса являются самопринятие и самооценка, основанные на самоутверждении. Именно эти позиции являются базовыми среди таких известных механизмов и проявлений саморазвития, как самопрогнозирование, самоусовершенствование и самоактуализация.

К внутренним факторам саморазвития студенты относят разнообразие и успешность опыта самостоятельной реализации своих планов, как и опыт самостоятельного обучения и самостоятельного труда, которые имеют решающее значение в формировании жизненной позиции студента. В этой связи следует интенсивно внедрять в учебный процесс различные активные технологии обучения, ориентируя их на самостоятельность и самоконтроль студента. Важнейшим внутренним фактором саморазвития студенты считают здоровье ума и тела. В этой связи их интересует состояние и развитие в вузе спортивной работы, физической культуры, а также кураторства как институциональной формы педагогического сопровождения процессов саморазвития (особенно для 1-3 курсов обучения). Очевидно, что и развитие тьюторства в вузах также станет значимым позитивным фактором в процессах саморазвития студентов.

Среди внешних факторов, позитивно влияющих на саморазвитие и относящихся к компонентам конкурентного ресурса вуза, по мнению студентов, наибольшее значение имеют учебная, научная и спортивная составляющие университетской среды. Взаимосвязь внешних и внутренних факторов проявляется в выделении группы факторов, позитивно влияющих на саморазвитие. Среди них по нарастанию значимости студенты определяют занятия физической культурой и спортом и наличие развитой спортивной базы университета, научно исследовательскую работу и развитость информационно-технологической, учебной и научной базы университета, взаимодействие с преподавателями вуза в комплексной форме - кураторство в учебной группе.

Рецензенты:

  • Кирьякова Аида Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.
  • Белоновская Изабелла Давидовна, доктор педагогических наук, профессор, заместитель начальника учебно-методического управления Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.