Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EFFICIENCY OF MECHANISMS OF ANTI-RECESSIONARY MANAGEMENT OF AGRICULTURE

Emelyanov R.A. 1
1 FGBOU VPO "Mari State University"
In article the information flows to ensure the commercialization of innovative technologies. In-formation streams are differentiated on subjects, stages, levels and directions. Only an effective organization and maintenance of information flows of the commercialization process will allow us to solve the main problem - a "cluster effect". We believe that such a mechanism of redistribution of funds to support back in favor of the budget is unacceptable and indicates a lack of understanding of economic processes in the region. Thus, different approaches to evaluating the effectiveness of the use of budgetary funds to the agricultural enterprises of the Republic of Mari El evidence-tion to reduce the effectiveness of state. The main factor in reducing costs was the increase in loan servicing organizations, obtained by the state program and a high level of return movement of budget funds. In fact, much of the money goes directly to support the state banking agencies. And due to redistribution of the additional indirect costs of an organization-product of the taxes, fees and other mandatory payments.
levels and directions. Only an effective organization and maintenance of information flows of the commercialization process will allow us to solve the main problem - a "cluster effect".
stages
In article the information flows to ensure the commercialization of innovative technologies. In-formation streams are differentiated on subjects
Проблема повышения эффективности антикризисного управления предприятий агропромышленного комплекса актуальна на протяжении всего периода развития рыночной экономики в России [1].

Проблемы методологии анализа антикризисного управления и использования бюджетных средств на предприятиях агропромышленного комплекса показаны в работах Н.Г. Барышникова, Д.Ю. Самыгина, Ю.С. Зарьковой. На основе их исследований коллегия Министерства сельского хозяйства РФ в 2009 г. одобрила методику оценки эффективности использования бюджетных средств, предоставляемых предприятиям АПК в виде субсидий. В основу методики положены девять критериев эффективности. Наиболее значимыми в условиях обеспечения продовольственной безопасности страны и повышения финансовой устойчивости товаропроизводителей являются:

  • прирост производства продукции сельского хозяйства в целом и по отраслям в стоимостном выражении на 1 руб. субсидий;
  • объем субсидий на 1 га сельскохозяйственных угодий;
  • уровень рентабельности проданной сельскохозяйственной продукции в целом и по отраслям в разрезе показателей без учета и с учетом субсидий;
  • прирост товарной продукции сельского хозяйства, полученный за счет государственной поддержки.

Проведем анализ эффективности антикризисного управления сельскохозяйственных организаций Республики Марий Эл по указанным показателям [2]. Для этого сведём и сгруппируем отдельные показателей деятельности сельскохозяйственных организаций Республики Марий Эл (табл. 1).

Таблица 1 - Сводка и группировка отдельных показателей деятельности сельскохозяйственных организаций Республики Марий Эл, тыс. руб.

Наименование показателя

Источник

2007 г.

2008 г.

2009 г.

1

Продукция сельского хозяйства

Маристат

6 486 800

7651 800

7 747 900

1.1

растениеводство

Маристат

1 305 900

1 895 100

172900

1.2

животноводство

Маристат

5 1 80 900

5 756 700

6018900

2

Реализованная продукция

ф. 2 стр. 010

4318495

5 063 552

5 773 759

2.1

растениеводство

ф. 9-АПК стр. 990

586 400

728 789

756 667

2.2

животноводство

ф. 13-АПК стр. 750

3397201

4053 109

4675811

3

Себестоимость реализованной продукции

ф. 2 стр. 020

3 732 366

4 558 862

5 135504

3.1

растениеводство

ф. 9-АПК стр. 990

481 310

593 484

664 669

3.2

животноводство

ф. 13-АПК стр. 750

3080513

3 855 266

4219720

4

Прибыль от продаж

ф. 2 стр. 050

430 577

337 075

517786

5

Прибыль до налогообложения

ф. 2. стр. 140

396516

340 545

372 630

6

Чистая прибыль

ф. 2стр. 190

386406

326 445

363 109

7

Уплачено налогов и сборов - всего

ф.б-АПК стр. 440

343 268

388 606

428 766

8

Государственная помощь

ф. 5стр. 910

237 540

500398

536410

 

в т.ч. из: федерального бюджета

ф. 5стр. 911

103 576

327081

366 290

 

республиканского бюджета

ф. 5стр. 912

133 790

167319

170 120

8.1

Субсидии на растениеводство

ф. 10-АПК стр. 010

16189

15621

9793

8.2

Субсидии на животноводство

ф. 10-АПК стр. 100

38755

174 124

59576

8.3

Субсидии на уплату процентов по кредитам и займам на срок от 2 до 10 лет

ф. 10-АПК стр. 200

45336

170359

337 649

8.4

Субсидии на уплату процентов по кредитам и займам на срок до 1 г.

ф. 10-АПК стр. 210(220)

53 118

23296

54687

8.5

Субсидии на приобретение средств химизация (2008-2009 гг., рапс)

ф. 10-АПК стр. 240

13779

971

628

8.6

Субсидии на топливо

ф. 10-АПК стр. 250

65819

73 151

24845

8.7

ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель с.-х. назначения как национального достояния России...»

ф. 10-АПК стр. 300

900

33932

44825

8.8

Прочие субсидии

ф. 10-АПК стр. 600

3644

8944

4407

9

Итого по видам государственной помощи

ф. 10-АПК стр. 700

237 540

500 398

536410

10

Число сельскохозяйственных организаций (в выборке)

ф. 6-АПК стр. 080

187

171

159

11

Среднесписочная численность, чел.

ф. 5-АПК стр. 010

16576

14573

12322

12

Счисленная заработная плата

ф 5-АПК стр.010

969 735

1 189494

1 233 978

13

Общая земельная площадь с.-х. организаций, га

ф. 9-АПК стр. 550

508511

452014

428 729

13.1

в т.ч. используемая

ф. 9-АПК стр. 550

417727

344 198

343 644

13.2

Площадь сельхозугодий, га

ф. 9-АПК стр. 560

446 995

417232

403 196

13.3

в т.ч. используемая

ф. 9-АПК стр. 560

392731

331 629

333 853

13.4

Плошадь пашни, га

ф. 9-АПК стр. 570

370 245

341 485

335 348

13.5

в т.ч. используемая

ф. 9-АПК стр. 570

347 572

287 877

292 524

Затем рассчитаем показатели эффективности использования средств государственной поддержки предприятий АПК Республики Марий Эл (табл. 2).

Таблица 2 - Расчет показателей эффективности использования средств государственной поддержки сельскохозяйственными организациями Республики Марий Эл

№ п/п

Наименование показателя

2007 г.

2008 г.

2009 г.

1

Производство продукции сельского хозяйства, млн руб.

6486,8

7651,8

7747,9

2

Государственная поддержка, млн руб.

237,5

500,4

536,4

3

Сельскохозяйственные угодья, тыс. га.

392,7

331,6

333,9

4

Производство продукции сельского хозяйства на 1 га сельхозугодий, тыс. руб.

16,52

23,07

23,21

5

Государственная поддержка на 1 га сельхозугодий, тыс. руб.

0,60

1,51

1,61

6

Соотношение государственной поддержки и производства продукции, руб./руб.

0,04

0,07

0,07

7

Прирост валовой продукции, млн руб.

1161,2

1165

96,1

8

Прирост валовой продукции на 1 руб. субсидий, руб.

4,89

2,33

0,18

9

Уровень рентабельности по всей деятельности сельскохозяйственных организаций, включая субсидии из бюджетов

10,9

7,3

7,3

10

Уровень рентабельности по всей деятельности сельскохозяйственных организаций без субсидий из бюджетов

4,6

-3,4

-3,2

11

Прирост государственной поддержки, млн руб.

67,5

262,9

36,0

12

Прирост валовой продукции на 1 руб. прироста субсидий, руб./руб.

17,19

4,43

2,67

13

Индекс цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию, за год

1,28

1,01

1,02

14

Индекс цен производителей на промышленную продукцию, за год

1,12

1,15

0,98

15

Индекс цен производителей на строительную продукцию, за год

1,22

1Д1

0,95

16

Индекс цен производителей на тарифы на грузовые перевозки, за год

1,07

1,28

0,85

17

Средний индекс производителей на промышленную, строительную продукции и тарифы на грузовые перевозки, за год

1,14

1,18

0,92

Принимаемые меры по поддержке предприятий АПК способствовали увеличению объемов производства продукции на 1 га сельскохозяйственных угодий. По сравнению с 2007 г., производство продукции сельского хозяйства на 1 га сельхозугодий в 2009 г. увеличилось в 1,4 раза, при увеличении доли субсидий в объеме произведенной продукции в 1,75 раза. В 2008-2009 гг. господдержка на 1 га сельхозугодий увеличилась незначительно, что привело к замедлению выпуска продукции на 1 га [3].

Следует также учитывать, что за указанный период цены производителей сельскохозяйственной продукции в республике выросли в 1,33 раза, а цены производителей на промышленную, строительную продукцию, тарифы на грузовые перевозки по выросли в 1,26, 1,28 и 1,16 раза соответственно (или в среднем в 1,23 раза по трём указанным отраслям), т.е. реальная выгода сельхозтоваропроизводителей от увеличения цен составила в среднем 10%. Однако такая ситуация сложилась только с 2007 г. До этого рост цен производителей сельхозпродукции значительно отставал от роста цен на промышленные, строительные товары и услуги грузовых перевозок.

Значения показателей господдержки на 1 руб. продукции и на 1 га сельхозугодий по сравнению с другими регионами России крайне малы. К примеру, в Пензенской области в 2008 г. субсидии на 1 руб. составляли 56 коп., а на 1 га - 502,9 тыс. руб.

В Республике Марий Эл прирост продукции предприятий АПК в организациях в 2007 г. составлял 4,89 руб. на 1 руб. государственной поддержки. Однако к 2009 году данный показатель снизился до 0,18 руб. на 1 руб. господдержки, что явилось следствием перераспределения субсидий в пользу 1 возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам [3]. В результате, несмотря на увеличение размера господдержки, её эффективность значительно снизилась.

На наш взгляд, более правильным показателем для оценки эффективности используемых субсидий с точки зрения соотношения экономических величин будет показатель прироста валовой продукции на 1 руб. прироста субсидий.

Использование показателя прироста валовой продукции на 1 руб. прироста субсидий не искажает анализ эффективности бюджетных средств, и позволяет объяснить значительное снижение эффективности Госпрограммы в 2009 г.

Снижение прироста валовой продукции, значительное увеличение используемых кредитных ресурсов привело к тому, что рентабельность деятельности сельскохозяйственных организаций Республики Марий Эл без учета субсидий уменьшилась.

В связи с тем, что в 2009 г. средний размер кредита на одно предприятие АПК составил более 32 млн руб., а общий размер инвестиционных кредитов, принятых к субсидированию, составил более 3 млрд руб. при объеме производства 7,7 млрд руб., расходы по обслуживанию заемных средств значительно увеличились. В результате этого рентабельность предприятия АПК республики без учета субсидий за 2007-2009 гг. снизилась с 4,6% до минус 3,2%, а риски деятельности агропромышленных предприятий значительно увеличились.

Рис. 1. Рентабельность агропромышленных предприятий Республики Марий Эл с учетом и без учета субсидий.

Для более объективной оценки эффективности средств бюджетной поддержки целесообразно исходить из совокупной величины, учитывающей следующие результаты деятельности сельскохозяйственных организаций:

  • инвестиции в основной капитал за счет собственных средств, чистая прибыль за вычетом средств бюджетной поддержки;
  • заработная плата работников, занятых в сельхозпредприятиях;
  • налоги, сборы и обязательные платежи.

Абсолютный показатель совокупной эффективности (Эабс) будет рассчитываться по следующей формуле:

Эабс= ПР - БП + ЗП + НСП + И,    (1)

где ПР - чистая прибыль, тыс. руб.;

БП - бюджетная поддержка, тыс. руб.;

ЗП - заработная плата, тыс. руб.;

НСП - налоги, сборы и обязательные платежи, тыс. руб.;

И - инвестиции в основной капитал за счет собственных средств, тыс. руб.

Далее рассчитывается относительный показатель совокупной эффективности использования бюджетных средств (Эотн):

   (2)

Расчет совокупных показателей эффективности бюджетной поддержки сельскохозяйственных организаций Республики Марий Эл в 2007-2009 гг. представлен в табл. 3. Из расчетов исключен показатель «инвестиций в основной капитал за счет собственных средств», так как он дублирует показатель чистой прибыли.

Таблица 3 - Расчет показателей эффективности бюджетной поддержки сельскохозяйственных организаций Республики Марий Эл (по методике СЗНИЭСХ)

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Чистая прибыль за вычетом бюджетных средств, тыс. руб.

148 866

-173953

-173301

Заработная плата, тыс. руб.

969 735

1 189494

1 233 978

Налоги, сборы и обязательные платежи, тыс. руб.

343 268

388 606

428 766

Абсолютный показатель совокупной эффективности, тыс. руб.

1 461 869

1 404 147

1 489 443

Бюджетная поддержка, тыс. руб.

237 540

500 398

536410

Относительный показатель совокупной эффективности использования бюджетных средств, руб./руб.

6,15

2,81

2,78

Абсолютный показатель совокупной эффективности в 2007-2009 гг. практически не изменялся, несмотря на увеличение начисленной заработной платы и налоговых отчислений. Такая ситуация возникла из-за значительного снижения чистой прибыли без учета субсидий. В результате увеличение размеров господдержки привело к снижению относительного показателя совокупной эффективности использования бюджетных средств, он снизился в 2,2 раза с 6,15 в 2007 г. до 2,78 в 2009 г., что также можно объяснить значительным увеличением расходов организаций на обслуживание кредитов и займов, полученных по Госпрограмме.

Анализ соотношения фактически уплаченных налогов и полученной бюджетной поддержки в сельскохозяйственных организациях Республики Марий Эл приведен на рис. 2.

Рис. 2. Анализ соотношения фактически уплаченных налогов и полученной бюджетной поддержкой в сельскохозяйственных организациях Республики Марий Эл.

Несмотря на то что сельхозорганизации республики находятся в хроническом кризисном состоянии, в 2007 г. они фактически выступали донором других отраслей региона, так как налоговые платежи превышали размеры господдержки [2]. В 2008-2009 гг. ситуация несколько улучшилась, хотя возвратность субсидий составила 80%.

Считаем, что подобный механизм перераспределения средств поддержки обратно в пользу бюджета недопустим и свидетельствует об отсутствии понимания экономических процессов в регионе.

Таким образом, различные подходы к оценке эффективности использования бюджетных средств в предприятиях агропромышленного комплекса Республики Марий Эл свидетельствуют о снижении эффективности господдержки. Основным фактором снижения явилось увеличение расходов организаций на обслуживание кредитов, полученных по Госпрограмме, и высокий уровень возвратного движения бюджетных средств. Фактически большая часть средств государственной поддержки напрямую уходит банковским структурам. А за счет косвенного перераспределения добавочный продукт производства расходуется организациями на налоги, взносы и иные обязательные платежи.

Рецензенты:

  • Смирнов Анатолий Анатольевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Организация и управления в АПК», ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
  • Царегородцев Евгений Иванович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической кибернетики, ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.