Введение. Феномен предпринимательства в научной практике изучен достаточно подробно, в отличие от отдельных его составляющих, в частности - туристической отрасли, которая требует определенных теоретических и методических инструментов государственного регулирования на региональном уровне. Об этом свидетельствуют и данные официальной статистики. На долю туризма приходится более 3 процентов мирового валового внутреннего продукта, а с учетом мультипликативного эффекта - более 9 %. В туристской индустрии занято около 8 % работающего населения планеты. В ВВП Российской Федерации доля туризма несколько ниже мировой - 2,5 %, с учетом мультипликативного эффекта - более 6 %. В 2009 году в рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий Всемирного экономического форума Россия заняла 59 место из 133 стран мира, при этом 5 место - по наличию природных туристских ресурсов мирового значения и 9 место - по наличию памятников культуры [1]. Таким образом, перед отечественными исследователями встает проблема совершенствования действующих и разработки новых подходов к управлению сферой туризма, в том числе на уровне региона, что, в свою очередь, подтверждает актуальность выбранной проблематики.
Цель. Анализ факторов, препятствующих развитию сферы туризма, и описание комплекса мероприятий, направленных на совершенствование механизмов финансового регулирования предпринимательства в сфере туризма на региональном уровне.
Материалы и методы исследования. Методической и теоретической основой исследования послужили официальные нормативно-правовые документы, регулирующие развитие и поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, в т.ч. в сфере туризма, и действующие на территории Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В ходе исследования применялись различные приемы статистико-экономического и экономико-математического методов исследования, социологические методы и практический опыт автора, полученный в ходе осуществления профессиональной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение. При изучении сферы туризма стоит учитывать роль совокупности факторов, оказывающих влияние на ее развитие. В число таких факторов можно включить институциональные (государство, посредники, конечные туристы, пр.), психологические (психотипы клиентов, поведение, воспитание, пр.), инфраструктурные (дороги, пристани, сооружения, здания, ресурсы, пр.), маркетинговые (брендинг, информационные кампании, исследования, пр.) и т.д. В данной работе представлен анализ воздействия на развитие сферы туризма институциональных факторов.
С точки зрения институционального подхода туризм представляет собой совокупность субъектов и объектов сферы туризма, а также взаимоотношений, возникающих между ними. Государство выступает основным институтом, которое на основе применения специальных механизмов определяет развитие сферы.
Упрощенная схема структуры сферы туризма с точки зрения институционального подхода представлена на рис. 1. С точки зрения субъектно-объектных отношений в данной работе будет рассмотрено взаимодействие органов государственной власти (субъект) и посредников, оказывающих туристские услуги конечному потребителю (объект). Механизм взаимодействия субъекта с объектом - принятие нормативных правовых актов и создание необходимых для развития сферы туризма условий. Именно эти механизмы взаимодействия выступают в качестве институциональных факторов развития сферы туризма.
Рис. 1. Структура сферы туризма (институциональный подход)
Представим классификацию институциональных факторов с точки зрения наличия в них экономической и неэкономической составляющей (рис. 2).
Рис. 2. Классификация институциональных факторов развития сферы туризма по признаку наличия в них экономической составляющей
Приведенная классификация позволяет определить основные направления деятельности органов государственной власти в вопросах развития сферы туризма. На основе анализа федеральных нормативных правовых актов (Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Налоговый Кодекс Российской Федерации, федеральные законы) определим государственные механизмы развития сферы туризма на региональном уровне:
- Снижение административных барьеров для предприятий сферы туризма.
- Строительство объектов инфраструктуры.
- Регулирование тарифов естественных монополий на региональном уровне.
- Разработка и утверждение региональных и целевых программ развития предпринимательства и туризма и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере туризма, в т.ч. в сфере безопасности.
- Регулирование ставок налогов и сборов, зачисляемых в консолидированные бюджеты регионов (налог на прибыль, уплачиваемый в республиканский (краевой, областной) бюджет, налог на имущество, арендная плата за землю, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения на основе патента).
- Проведение работы с региональным банковским сектором по вопросам снижения процентных ставок по выдаваемым кредитам, а также участие в различных федеральных программах, реализуемых банковским сектором и позволяющих привлекать в регионы кредиты с пониженными процентными ставками.
- Формирование регионального госзаказа на сбор и обработку статистических данных о деятельности предприятий и организаций сферы туризма.
- Создание региональных экспертных совещательных и координационных органов.
- Разработка и внедрение программ обучения и повышения квалификации кадров, работающих в сфере туризма.
- Развитие механизмов кредитно-финансовой поддержки предприятий сферы туризма, оказываемой органами государственной власти, в т.ч. через организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
- Издание каталогов о туристском потенциале региона, создание и трансляция роликов на телевидении, радио, пр.
- Брендинг регионального туризма, создание единого бренда несколькими туристскими дестинациями, пр.
Таким образом, можно сделать вывод, что к отсталости регионов в сфере туризма приводит отсутствие совокупности институциональных факторов на региональном уровне либо их неразвитость, на основании чего невозможно применение обозначенных выше механизмов.
Для подтверждения данного вывода было проведено исследование сферы туризма в регионах Приволжского федерального округа на основании действующих региональных целевых программ развития туризма и данных официальной статистики. Учитывая ограниченный объем публикации, автор считает возможным изложить лишь результаты проведенного исследования на примере трех регионов (Республика Татарстан, Чувашская Республика, Республика Марий Эл):
- В Республике Татарстан сфера туризма достаточно развита, что обусловлено, в первую очередь, финансовыми возможностями региона (развита инфраструктура, существует региональная целевая программа развития туризма, ведется активное информирование о туристском потенциале региона);
- В Чувашской Республике сфера развивается менее успешно. В 2009 году на развитии сферы туризма отразились последствия мировой финансовой нестабильности. В то же время активное внимание в республике уделяется развитию внутреннего и въездного туризма.
- Республика Марий Эл - наиболее отсталая из сравниваемых регионов республика. До окончания 2010 года отсутствовала целевая программа развития туризма. Количество туристических фирм невелико. Объемы продаж ниже, чем у регионов - конкурентов.
- Общим для регионов является преобладание среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере туризма, малых и средних предприятий
Указанные выводы подтверждаются и данными официальной статистики, представленными в таблице 1 [3, 4, 5].
Таблица 1 Основные показатели деятельности туристских фирм регионов Приволжского федерального округа за 2008 - 2010 годы
Наименование показателя |
Республика Татарстан |
Чувашская |
Республика |
||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Число туристских фирм (на конец года) - всего, единиц |
279 |
256 |
296 |
59 |
63 |
71 |
26 |
27 |
31 |
в том числе занимались: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
туроператорской деятельностью |
14 |
14 |
15 |
1 |
- |
2 |
1 |
1 |
- |
турагентской деятельностью |
258 |
230 |
273 |
57 |
62 |
69 |
25 |
26 |
28 |
только экскурсионной деятельностью |
|
|
|
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
иной туристской деятельностью |
|
|
|
|
1 |
- |
- |
- |
3 |
Средняя численность работников (включая внешних совместителей и работников несписочного состава), человек |
1151 |
1069 |
1216 |
178 |
163 |
198 |
109 |
100 |
152 |
Число реализованных населению туристских путевок - всего, штук |
103000 |
106600 |
137400 |
48211 |
24457 |
31213 |
7213 |
7481 |
6953 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
по территории России |
47200 |
31400 |
47300 |
40054 |
18529 |
22929 |
2648 |
1577 |
1485 |
по зарубежным странам |
55800 |
75200 |
90100 |
8157 |
5928 |
8284 |
4565 |
5904 |
5468 |
Стоимость реализованных населению |
3328,0 |
3562,6 |
5010,7 |
499,4 |
397,0 |
533,5 |
258,5 |
231,0 |
317,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Принимая во внимание наибольшую отсталость Республики Марий Эл среди сравниваемых регионов, автором описаны финансовые механизмы, способные напрямую или косвенно регулировать развитие сферы туризма в данном регионе. Описанные механизмы нашли отражение в работе министерств и ведомств Республики Марий Эл, учебных заведений,
в работе предприятий и организаций сферы туризма и смежных с ним отраслей. В настоящее время в Республике Марий Эл реализованы или реализуются следующие механизмы:
- Строительство объектов инфраструктуры (распоряжение Главы Республики Марий Эл от 29 июля 2011 годы № 65-рг «Вопросы финансов»).
- Разработка и утверждение региональных и целевых программ развития предпринимательства и туризма и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере туризма, в т.ч. в сфере безопасности (постановление Правительства Республики Марий Эл от 24 декабря 2010 года «О республиканской целевой программе «Развитие туризма в Республике Марий Эл на 2011 - 2016 годы»).
- Регулирование ставок налогов и сборов, зачисляемых в консолидированные бюджеты регионов (налог на прибыль, уплачиваемый в республиканский (краевой, областной) бюджет, налог на имущество, арендная плата за землю, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения на основе патента) (Закон Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл»).
- Проведение работы с региональным банковским сектором по вопросам снижения процентных ставок по выдаваемым кредитам, а также участие в различных федеральных программах, реализуемых банковским сектором и позволяющих привлекать в регионы кредиты с пониженными процентными ставками (привлечение в республику денежных средств в рамках мероприятий, реализуемых ОАО «МСП Банк», бывшее ОАО «РосБР»).
- Формирование регионального госзаказа на сбор и обработку статистических данных о деятельности предприятий и организаций сферы туризма (в 2011 году сформирован региональный госзаказ на обработку информации о деятельности предприятий сферы туризма).
- Создание региональных экспертных совещательных и координационных органов (распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 19 июля 2011 года № 440-р «О рабочей группе по развитию внутреннего и въездного туризма в Республике Марий Эл», распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2011 года № 529-р «Об определении уполномоченного органа государственной власти Республики Марий Эл по аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии»).
- Разработка и внедрение программ обучения и повышения квалификации кадров, работающих в сфере туризма (принято решение о подготовке специализированных экскурсоводов).
- Развитие механизмов кредитно-финансовой поддержки предприятий сферы туризма, оказываемой органами государственной власти, в т.ч. через организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 19 июля 2011 года № 439-р «О мерах государственной поддержки туризма в Республике Марий Эл», постановление Правительства Республики Марий Эл от 7 сентября 2011 года № 285 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты в сфере туризма», постановление Правительства Республики Марий Эл от 1 сентября 2011 года № 277 «О республиканской целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Марий Эл на 2012 - 2016 годы», постановление Правительства Республики Марий Эл от 16 мая 2012 года № 162 «О грантах Главы Республики Марий Эл на модернизацию производства субъектов малого и среднего предпринимательства в 2012 году»).
- Издание каталогов о туристском потенциале региона, создание и трансляция роликов на телевидении, радио, пр. (автором статьи разработаны 2 каталога туристских ресурсов, являвшихся официальными каталогами туристских ресурсов Республики Марий Эл в 2009 - 2010 гг.) (рис. 3).
- Брендинг регионального туризма, создание единого бренда несколькими туристскими дестинациями, пр. (проведена работа по включению республиканского турпродукта в медрегиональный бренд «Великая Волга»).
Рис. 3. Официальные каталоги туристских ресурсов Республики Марий Эл
Кроме этого, ведется активная работа по поиску инвесторов для реализации проекта по строительству пристани в п. Кокшайск, находящемся на берегу р. Волги, по формированию косвенных финансовых механизмов, направленных на привлечение инвесторов. Наличие пристани позволит значительно увеличить приток круизных туристов в республику.
Выводы (заключение). Итогом проведенного анализа является описанная система мероприятий, направленных на поддержку сферы туризма в Республике Марий Эл. Определена структура сферы туризма с точки зрения институционального подхода, выявлены институциональные факторы, влияющие на развитие сферы туризма, а также описаны механизмы их реализации на региональном уровне. Кроме этого, предложена классификация институциональных факторов развития сферы туризма на основе наличия экономической и неэкономической составляющей. На взгляд автора, предложенные изменения в нормативные правовые акты Республики Марий Эл положительно повлияют на развитие сферы туризма на региональном уровне.
Практическую значимость имеет тот факт, что описанные механизмы универсальны для территорий всех регионов Российской Федерации и могут применяться повсеместно.
Рецензенты:
- Полухина А. Н., д.э.н., доцент кафедры социальных наук и технологий Поволжского государственного технологического университета, г. Йошкар-Ола.
- Царегородцев Е. И., д.э.н., профессор кафедры экономической кибернетики Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.