Целевыми ориентирами организации инновационного управления являются: насыщение внутреннего рынка отечественной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в объеме, структуре и качестве, необходимых для полноценного питания всех граждан страны, обеспечивающих им здоровый и активный образ жизни; создание благоприятных и привлекательных социальных условий жизни сельского населения; модернизация и переход к инновационной модели развития АПК; обеспечение уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, достаточного для расширенного воспроизводства, финансовой устойчивости и конкурентоспособности продукции; экологизация агропромышленного производства.
Основная часть сельскохозяйственных товаропроизводителей в силу низкой доходности своей деятельности не способна использовать научно-технические достижения для повышения эффективности и конкурентоспособности производимой продукции. В 2010 году деятельность 265 из 353 сельскохозяйственных организаций Пермского края была прибыльной, что составляет 75,1 %, а рентабельность всей деятельности предприятий не превышала 9 %.
В сложившихся реальных условиях значительная часть продукции создается на технологически устаревших основных фондах с использованием низко производительного ручного труда. Низкий уровень технического и технологического прогресса подтверждает степень износа основных фондов, которая составила в 2009 году 41,4 %, причем с 2006 по 2010 годы по всем видам сельскохозяйственной техники отмечается сокращение парка машин и оборудования.
В последнее десятилетие наблюдается отток из сельской местности населения квалифицированных кадров из сельского хозяйства. Согласно статистическим данным среднесписочная численность работников сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в Пермском крае в 2010 году составила 36,1 тыс. человек, что на 11,1 % меньше данного показателя в 2009 году. Устойчивая тенденция сокращения численности населения сельской местности напрямую зависит от размера заработной платы в данной сфере экономики. По данным статистического обобщения размер номинальной начисленной заработной платы в сельском хозяйстве в 2009 году составил 7524,6 руб., что в 2 раза меньше среднекраевого значения данного показателя.
Сложность аграрного производства и его особенности предопределяют своеобразие подходов и методов формирования системы управления инновационными процессами, сочетание различных типов инноваций, усиления роли государства в стимулировании инноваций. Прежде всего, для успешного осуществления инновационной деятельности в АПК необходимо соблюдать следующие правила: адаптация к требованиям рынка, технологическое превосходство товара, стремление к выпуску новых товаров, использование оценочных процедур, благоприятная конкурентная среда, соответствующие организационные структуры.
Инновационное развитие агропромышленного комплекса предусматривает такой тип экономического развития, когда основным фактором становятся инновации как конечный результат инновационной деятельности. Инновационная деятельность трактуется как вывод на рынок нового товара или услуги, освоение нового процесса производства (технологии) или предпринимательской модели, создание новых сегментов рынка [4].
Понимание сущности инновации предопределяет необходимость рассмотрения различных точек зрения. Согласно первому подходу, под инновацией подразумевается результат процесса познания, воплощенный в виде новой продукции, нового метода, введения новых элементов, принципов и подходов к реализации экономической деятельности взамен существующих (или параллельно действующих), т.е. новшество, созданное на основе знания.
Другой подход трактует инновацию как собственно процесс, в ходе которого научное открытие или изобретение приобретает экономическое содержание. Следует уточнить, что инновационная сфера в современном понимании в качестве элементов включает: рынок новаций, рынок инноваций, рынок инвестиций, которые должны быть учтены при определении возможных вариантов развития сельского хозяйства (инерционный и инновационный).
Инерционный вариант развития сельского хозяйства предполагает, что влияние сдерживающих развитие факторов не будет преодолено, темпы модернизации и перехода к новым условиям хозяйствования будут недостаточными для качественного роста и выполнения целевых установок Стратегии социально-экономического развития АПК РФ до 2020 года.
Инновационный вариант предусматривает реализацию системы мер, заложенных в Стратегии для повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса и социального развития сельских территорий, учет новых рисков и угроз, возникающих в связи со сложившейся открытостью экономики России для мирового рынка [4].
В целях объективной оценки вариантов развития АПК на основе сравнения объемов производства сельскохозяйственной продукции приведены абсолютно альтернативные данные для самостоятельного выбора управленческих решений (таблица 1).
Таблица 1. Сравнительная характеристика прогнозных показателей производства основных видов продукции сельского хозяйства Российской Федерации, млн т [4]
Наименование |
Инерционный вариант |
Инновационный вариант |
||
2020 г. (прогноз) |
2020 г. к 2009 г., % |
2020 г. (прогноз) |
2020 г. к 2009 г., % |
|
Зерно |
110-115 |
113-119 |
120-125 |
124-129 |
Сахарная свекла |
32 |
129 |
36 |
145 |
Подсолнечник |
7 |
109 |
7,5 |
117 |
Картофель |
36 |
116 |
36,5 |
117 |
Овощи |
16,5 |
17 |
123 |
127 |
Скот и птица (в живом весе) |
11,5 |
116 |
14 |
141 |
Молоко |
33,4 |
102 |
36 |
110 |
Яйца, млрд шт. |
42 |
107 |
44 |
112 |
При инерционном варианте развития объем инвестиций по всем источникам в сельское хозяйство за 2010-2020 гг. прогнозируется в размере 4,7 трлн руб., рентабельность сельскохозяйственного производства - примерно 20 %.
Инновационный вариант предусматривает, что объем инвестиций по всем источникам в сельское хозяйство за период до 2020 г. достигнет 5,7 трлн руб., а рентабельность сельскохозяйственного производства должна составить не менее 30 %.
В отличие от инерционного инновационный вариант развития предполагает развитие не только отраслей сельского хозяйства, но также перерабатывающей и пищевой промышленности, объем инвестиций в производство пищевых продуктов по всем источникам составит 1,2 трлн руб.
Результатом инновационно-инвестиционных мероприятий будет увеличение к 2020 г. производства пищевых продуктов в 1,6-1,7 раза при среднегодовом темпе прироста 4,3-5,0 % (таблица 2).
В условиях современной экономики формирование достаточного инновационного потенциала является отправной точкой повышения эффективности развития региона. В теории эффективности, по нашему мнению, использование инновационного потенциала можно сопоставить с качественным сдвигом кривой производственных возможностей, так как именно здесь кроются наиболее существенные резервы улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности [4].
Таблица 2. Производство отдельных видов пищевых продуктов в России, тыс. т [4]
Вид продукта |
2009 г. |
2020 г. (прогноз) |
2020 г. к 2009 г., % |
Сыры жирные |
442 |
546 |
124 |
Масло животное |
233 |
280 |
120 |
Мясо и субпродукты I категории |
3380 |
6290 |
186 |
Мясные полуфабрикаты |
1538 |
2740 |
178 |
Колбасные изделия |
2238 |
2400 |
107 |
Масло растительное |
3271 |
4453 |
136 |
Маргариновая продукция |
693 |
900 |
130 |
Сахар из сахарной свеклы |
3289 |
4700 |
143 |
Кондитерские изделия |
2779 |
3132 |
113 |
Мука, млн т |
10,2 |
13,9 |
136 |
Крупа и продукты на ее основе |
1242 |
1280 |
103 |
Хлеб и хлебобулочные изделия, млн т |
7,2 |
13,4 |
186 |
Что касается Пермского края, то уровень инновационной активности характеризуется численностью организаций, занимающихся внедрением инновационных достижений. В период с 2007 по 2010 год численность инновационно-активных организаций постоянно менялась, причем пик активности приходится на 2008 год, когда инновационной деятельностью занималось 102 предприятия или 26,4 % в числе обследованных. Минимальная активность организаций за анализируемый период отмечена в 2010 году (86 предприятий или 21,3 % из числа обследованных).
По данным Пермьстата, в период с 2007 по 2010 год удельный вес затрат на технологические инновации колеблется от 99,2 до 99,7 % в общей сумме затрат на инновации. При этом затраты на продуктовые инновации в 2008 г. составляют 19,7 % технологических инноваций, в 2010 г. - 39,4 % технологических инноваций. Для организаций края мало характерны маркетинговые и организационные инновации, их доля составляет не более 0,4 % и 0,5 % соответственно от общей суммы затрат на инновации.
Низкий удельный вес организационных и маркетинговых инноваций в организациях Пермского края определяет особую значимость развития инновационной деятельности, что подтверждается данными статистического обобщения Приволжского федерального округа. Согласно данным 2010 года из 86 обследованных предприятий Пермского края только 18 организаций занимается маркетинговыми инновациями, 25 - имеют организационные инновации и 78 предприятий ведут инновационный технологический процесс.
Особую значимость приобретают экономико-математические модели инновационного управления для оценки состояния организации управления и формирования ресурсов Пермского края с позиции систем инноваций.
Инновационный потенциал АПК региона представлен ресурсами, мобилизованными на достижение инновационной цели, и организационно-экономическим механизмом их реализации.
Под инновационным потенциалом АПК мы понимаем инструменты и методы создания и внедрения новых знаний, технологий, организации, ранее не применявшихся идей для развития и эффективного использования, в целях совершенствования агропромышленного комплекса, что потребует наличия целостной системы управления организационными, техническими, экономическими изменениями.
Исследование инновационного потенциала аграрного производства позволяет проанализировать эффективность его использования, разработать и обосновать рекомендации при принятии решений в условиях ресурсной ограниченности для достижения устойчивого и эффективного социально-экономического роста АПК региона. Инновационная политика определяет ограничения внешнего и внутреннего порядка, мешающие или формирующие инновационный потенциал.
Для полноценной реализации инновационной политики необходимо сформировать вертикаль системы взаимоотношений федерального органа исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, по вопросам реализации федеральных законов, государственных программ и других нормативно-законодательных актов в АПК. Особую важность при этом приобретают меры государственной политики, содействующие современным исследовательским проектам, распространению управленческих технологий и методов ведения бизнеса, по формированию сетей предприятий и агропромышленных инновационных кластеров.
Государственная поддержка должна выражаться в формировании технологических возможностей в долгосрочной перспективе, во вложении в фундаментальные и прикладные исследования. Предстоит существенно расширить проектное финансирование научных исследований, повысить долю финансирования научных проектов, в общем его объеме, практиковать разработку крупных долгосрочных научно-технических программ по приоритетным направлениям развития АПК [4] с тем, чтобы достичь уровня ведущих зарубежных инноваторов.
Поддержка должна осуществляться с использованием нормативного (индикативного) подхода в рамках утвержденных федеральных или региональных программ на принципах софинансирования, дифференциации в зависимости от их финансовых возможностей, а механизм софинансирования основных экономических мероприятий и программ должен быть направлен в конечном итоге на социально-экономическое развитие субъектов РФ, повышение качества жизни населения территории.
В этих целях региональным органам власти для ускорения инновационных процессов необходимо выделить отрасли аграрной сферы, которые могут стать центрами «быстрого инновационного развития», а также предприятия или их объединения, активно использующие модель инновационного развития.
Существенно повысить эффективность инвестиций в этих отраслях, обеспечить комплексное развитие сельских территорий, соблюдение экологических норм при производстве сельскохозяйственной продукции позволит рациональное размещение производства сельскохозяйственной продукции, пищевой и перерабатывающей промышленности [4], формирование новых агрокластерных структур.
Наряду с традиционными формами кооперации и интеграции в агропромышленном комплексе необходимо создавать интегрированные формирования нового типа - инновационные аграрные кластеры. Выгода от использования такой формы интеграции состоит, прежде всего, в повышении эффективности инвестиций, направляемых на улучшение условий функционирования кластера, координации действий в сферах его общих интересов без угрозы ограничения интенсивности конкуренции. При этом целесообразно использовать селективные методы государственной поддержки структурообразующих предприятий, что станет ключевым фактором повышения конкурентоспособности кластеров.
Определение зон специализации с учетом потенциальных региональных возможностей и потребностей необходимо для разработки рекомендаций активизации инновационных процессов и соответствующих региональных программ, предусматривая в них механизмы государственной поддержки на принципах государственно-частного партнерства.
Остается дискуссионным вопрос разработки механизма взаимодействия участников инновационного процесса, механизм планирования и контроля инновационной деятельности, модель системы стратегического управления инновационным развитием региона
При выборе показателей и методики оценки уровня инновационного потенциала АПК региона необходимо исходить из следующих положений:
- система показателей должна обеспечивать характеристику всех составляющих инновационного потенциала;
- наличие предлагаемых показателей в статистической отчетности Росстата;
- возможность определения показателей в однотипных единицах измерения;
- все предлагаемые показатели являются однонаправленными, т.е. чем выше значение показателя, тем выше инновационный потенциал региона;
- возможность сведения предлагаемых оценочных показателей к единой величине с целью определения общей величины инновационного потенциала региона.
Инновационные процессы в АПК отличаются многообразием региональных, отраслевых, функциональных, технологических и организационных особенностей. Анализ условий и факторов, влияющих на инновационные процессы в АПК, позволил разделить их на: негативные, сдерживающие инновационное развитие, и позитивные, способствующие ускорению инновационных процессов (рисунок 1). Функциональная направленность инновационного потенциала заключается в создании условий, при которых наиболее полно реализуются: трудовой, производственный, финансовый, маркетинговый, экологический, информационный потенциалы АПК региона.
Рисунок 1. Условия и факторы, влияющие на инновационное развитие АПК
В условиях современной экономики именно величина инновационного потенциала и эффективность его использования предопределяют потенциальные возможности, а также векторы роста и развития региональной социально-экономической системы. Развитие инновационного потенциала в АПК в прогнозном периоде должно основываться на следующих направлениях:
- прогнозировании технико-технологического развития отрасли на долгосрочный период, определении комплекса перспективных для отрасли и экономики в целом проектов, обеспечивающих переход к инновационной модели;
- концентрации ресурсов на перспективных научных направлениях;
- совершенствовании структуры государственного сектора аграрной науки;
- широком развитии интеграции научного и образовательного потенциалов на основе создания инновационных кластеров;
- развитии институтов использования и правовой охраны результатов научных исследований и разработок.
В качестве основных направлений научных исследований на период до 2020 года предусматриваются [4]:
- обоснование научных подходов к формированию организационно-экономических механизмов функционирования агропромышленного производства и агропродовольственного рынка, отвечающих задачам расширенного воспроизводства, устранения межотраслевых пропорций, обеспечения справедливого распределения доходов по всей цепи - от сельскохозяйственных товаропроизводителей до сферы торговли;
- разработка и внедрение новых, адекватных рыночным условиям хозяйствования, организационных форм и методов управления, эффективных экономических структур;
- формирование новой парадигмы развития сельских территорий как многофункционального объекта, обеспечивающего благоприятные условия для жизни сельского населения, сохранение природных ресурсов производителями сельскохозяйственной продукции как основы существования человека и общества в целом, хранителя национальных традиций и территориального единства государства;
- переход от простых форм информационных технологий к созданию комплексной и всеохватывающей системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса страны для целей производства, функционирования агропродовольственного рынка, науки и образования.
Для активизации научных исследований должны быть задействованы правовые, экономические, организационные, социальные механизмы, в том числе [4]:
- формирование государственной инфраструктуры венчурного научного предпринимательства, создание особых агроэкономических зон, технопарков, бизнес-инкубаторов, венчурных фондов, информационных центров по трансферту технологий, способствующих притоку финансовых ресурсов в научную сферу, что характерно при формировании национальной инновационной системы АПК;
- полный охват сельскохозяйственных и других хозяйствующих субъектов АПК, сельского населения консультационными услугами, интегрированными с системой информационного обеспечения отрасли, в том числе государственными информационными ресурсами;
- создание и поддержка деятельности интегрированных научно-образовательных центров, в том числе научно-исследовательских университетов. Особое внимание следует уделить привлечению молодежи к научным исследованиям в аграрной сфере. В этих целях необходимо расширить практику предоставления молодым ученым и преподавателям грантов, практиковать формирование специальных программ поддержки молодежных исследовательских коллективов и конструкторских бюро в институтах и вузах, увеличить подготовку ученых через аспирантуру и докторантуру.
Базовая составляющая инновационной деятельности - аграрная наука - продолжительный период времени функционирует в условиях воздействия на нее негативных факторов. Крайне низкий приток в науку молодых кадров не обеспечивает преемственность научных школ и ориентацию на инновационные технологии.
Согласно данным Пермьстата в Пермском крае численность исследователей сельскохозяйственных наук составила в 2010 году 60 человек или 1,3 % от общего числа исследователей в регионе. Данный показатель вырос по сравнению с 2008 годом лишь на 5 человек (в 2008 году этот показатель составлял 1,2 % от общей численности).
Следует отметить неоправданно низкий уровень финансирования научно-исследовательских работ (таблица 3).
Таблица 3. Текущие затраты на научные исследования и разработки в России по видам работ и областям науки, млн рублей [5]
|
Фундаментальные исследования |
Прикладные исследования |
Разработки |
|||
2009 г. |
2010 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|
Внутренние текущие затраты - всего: |
1275,2 |
1293,3 |
388,8 |
718,9 |
4937,2 |
4665,3 |
В том числе по областям наук |
|
|
|
|
|
|
естественные |
618,4 |
658,1 |
63,8 |
83,1 |
58,9 |
54,6 |
технические |
596,1 |
571,7 |
293,8 |
439,2 |
4861,2 |
4580,2 |
медицинские |
1,2 |
7,6 |
3,6 |
164,8 |
11,4 |
14,3 |
сельскохозяйственные |
16,8 |
32,9 |
0,1 |
- |
- |
- |
общественные |
25,0 |
18,8 |
22,5 |
24,1 |
10,6 |
16,2 |
гуманитарные |
17,6 |
4,2 |
5,0 |
7,8 |
0,1 |
- |
Основным источником финансирования научных исследований и разработок в 2010 году являлись средства федерального бюджета. Ассигнования в науку из средств бюджета возросли в 1,6 раза и составили 4169,7 млн рублей. Их доля в сумме внутренних затрат увеличилась до 56,1 %. Организации предпринимательского сектора сократили финансирование науки на 57,7 % до 1266,7 млн рублей. Доля предпринимательского сектора сократилась с 41,6 % в 2009 году до 17,0 % в 2010 году. Собственные средства предприятий и организаций возросли в 2010 году на 28,0 % и составили 1506,2 млн рублей.
Однако фундаментальные исследования проводились главным образом по естественным и техническим наукам, доля расходов сельскохозяйственных наук в 2010 году составляла 2,5 %. Необходимо констатировать, что в этот период отсутствовало финансирование прикладных исследований и разработок по данной отрасли знаний.
Сокращение финансирования научных исследований и разработок со стороны предпринимательского сектора объясняется неопределенностью спроса на инновационную продукцию, риском финансирования научно-производственных результатов, риском временного разрыва между затратами и результатами, не заинтересовывают в полной мере частных инвесторов вкладывать капитал в развитие сельского хозяйства.
Экономика регионов определяет экономическое развитие Российской Федерации в целом. Для реализации своих конкурентных преимуществ, технологического и человеческого потенциала в условиях глобализации регионы должны иметь доступ к инновациям, способствующим росту их конкурентоспособности.
Все вышеуказанное подтверждает актуальность формирования государственной инновационной политики России и необходимости поддержки российской инновационной сферы государством. Однако поддержка государством регионов в их инновационном развитии должна производиться дифференцированно, в зависимости от достигаемых ими результатов [2].
Рецензенты:
- Захарова Евгения Александровна, д.э.н., доцент, профессор кафедры «Управление сельскохозяйственным производством» ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная агроинженерная академия», г. Челябинск.
- Черданцев Вадим Петрович, д.э.н., доцент, профессор кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. Н. Прянишникова», г. Пермь.