Цель состоит в достижении на селе уровня минимального бытового обслуживания, гарантированного Законом о защите прав потребителей в Республике Башкортостан, с последующим расширением рынка сервиса, насыщением его разнообразными видами бытовых услуг, повышением качества обслуживания на основе создания необходимых экономических и организационных условий.
Для достижения указанной цели требуется решение следующих основных задач:
- формирование эффективной системы государственного управления отраслью путем проведения целенаправленной инвестиционной, финансово-кредитной политики и повышения доли государственной собственности в основных фондах отрасли;
- восстановление базовых производственных мощностей в райцентрах и городах, прекративших свою деятельность или перепрофилированных после приватизации и коммерциализации, и стационарной приемной сети бытового обслуживания в сельских поселениях, возобновление выездных форм обслуживания сельских жителей;
- совершенствование организационно-правовых форм базовых сервисных предприятий, развитие конкуренции и на этой основе повышение эффективности их деятельности;
- приоритетная поддержка малого предпринимательства на селе с учетом отдаленности и людности поселений;
- совершенствование подготовки кадров для сферы бытового обслуживания и принятие мер по закреплению их на селе.
Основными принципами организации сельского сервиса являются:
- осуществление обслуживающей деятельности на основе взаимодействия крупных и средних специализированных предприятий, объединений, фирм, расположенных в городах, и широкой сети приемных пунктов, мелких мастерских, других сервисных объектов в сельской местности, а также внутрирайонной кооперации предприятий по обслуживанию;
- обеспечение приема заказов на основные виды бытовых услуг в пределах нормативных радиусов пространственной доступности [2].
Государственное регулирование сферы бытового обслуживания должно основываться на взаимодействии трех блоков: правового, экономического и организационного.
Ведущая роль в правовом блоке отводится реализации Закона Республики Башкортостан «О бытовом обслуживании населения», в котором зафиксированы правовые основы, определяющие развитие бытовых услуг, вопросы регулирования и поддержки хозяйствующих в сфере бытового обслуживания субъектов, предусмотрены льготы для развития сервиса на селе.
Экономический блок предполагает разработку механизмов инвестиционного, финансово-кредитного и налогового регулирования, обеспечивающих доступность всем группам населения социально приоритетных видов бытовых услуг и финансовое оздоровление предприятий отрасли [4].
Организационный блок государственного регулирования призван обеспечить:
- выравнивание уровней бытового обслуживания городского и сельского населения на основе восстановления и развития внутриотраслевых кооперационных связей и координации деятельности предприятий на республиканском и муниципальном уровнях;
- проведение единой научно-технической политики;
- повышение государственной доли собственности;
- лицензирование и сертификацию бытовых услуг;
- совершенствование работы органов власти по подготовке и переподготовке кадров для отрасли и их закреплению на селе.
Важной мерой в этом направлении является разработка для городов и районов программ стабилизации и развития сферы бытовых услуг как единого для города и села комплекса [1].
Внутриотраслевую кооперацию в сфере бытового обслуживания населения необходимо развивать в двух направлениях - по вертикали и горизонтали.
Первый тип кооперации начал складываться в начале 80-х годов и показал свою эффективность.
Второй тип кооперативных связей - это кооперация сервисных предприятий внутри сельского района по материально-техническому снабжению, сотрудничеству в выполнении монтажных и ремонтных работ, а также в решении финансовых проблем на основе взаимной выгоды. Кооперация по горизонтали в конце 80-х годов в республике экспериментально опробовалась в городах Белебей и Сибай, а также в нескольких сельских районах, но широкого внедрения не получила.
Мы считаем, что в современных условиях наибольший эффект может дать сочетание вертикальной и горизонтальной кооперации в рамках единой системы (Башбытсоюза), которую целесообразно создать в интересах возрождения сельской службы быта и развития отрасли в целом.
Основным звеном в системе бытового обслуживания сельского населения должны стать районные ассоциации предприятий бытового обслуживания, созданные на принципах добровольности и взаимной заинтересованности в сотрудничестве. В рамках этих ассоциаций на базе домов бытового обслуживания будут функционировать коммерческие центры, организующие деятельность сельских КПП путем заключения договоров со специализированными предприятиями. Ассоциациям могут быть переданы и функции по государственному регулированию рынка бытовых услуг: лицензирование деятельности предприятий, а также участие в определении размеров арендной платы за помещение, платы за коммунальные услуги и т.д.
Главной задачей государственной инвестиционной политики в сфере бытовых услуг является формирование благоприятных условий для роста инвестиционной активности. Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет собственных финансовых ресурсов предприятий, заемных и привлеченных средств, бюджетных ассигнований, иностранных инвестиций. Для поддержки районов с наиболее слаборазвитой материально-технической базой службы быта необходимы специальные бюджетные ассигнования [3].
В целях создания благоприятного инвестиционного климата необходимо снижать предприятиям бытового обслуживания населения размер отчислений в Республиканский фонд амортизации в зависимости от удельного веса социально приоритетных видов услуг в общем объеме реализации.
В современных условиях, когда кризисная ситуация в сфере бытового обслуживания в основном связана с объективными факторами, государственная поддержка должна осуществляться не только путем инвестирования материально-технической базы, но и дотирования социально приоритетных видов услуг, установления льготных ставок налогов и платежей в бюджет, приемлемых тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги и размеров других платежей в целях обеспечения доступных населению цен на оказываемые услуги.
Средства, выделяемые предприятиям из республиканского бюджета, должны предоставляться на условиях увеличения или образования государственной доли в уставных капиталах финансируемых предприятий.
Осуществление эффективной государственной политики в сфере бытовых услуг требует четкого взаимодействия республиканских и местных органов и разграничения полномочий между ними.
В функции республиканских органов входит:
- разработка и принятие нормативных и правовых актов;
- создание хозяйствующим субъектам благоприятных правовых, экономических и финансовых условий;
- оказание содействия в финансировании и кредитовании строительства объектов службы быта, разработка механизмов финансового и кредитного регулирования;
- совершенствование системы управления государственной долей собственности;
- координация работы специализированных предприятий, имеющих региональное значение;
- содействие созданию инфраструктуры в службе быта и формированию новых организационно-хозяйственных структур;
- оказание методической и организационной помощи местным органам власти по вопросам развития бытовых услуг.
Ведущая роль в разработке законов, нормативных актов и выработке механизма их реализации отводится предлагаемому для учреждения Башбытсоюзу.
Местные органы власти должны:
- разрабатывать комплексные программы стабилизации и развития бытового обслуживания, принимать меры по их реализации;
- устанавливать муниципальный заказ на оказание бытовых услуг;
- создавать благоприятные экономические и финансовые условия для развития социально приоритетных видов услуг за счет средств местного бюджета;
- оказывать содействие в финансировании и кредитовании строительства объектов службы быта;
- привлекать средства сторонних организаций на развитие и содержание сельской службы быта;
- обеспечивать координацию деятельности хозяйствующих субъектов сферы обслуживания, расположенных на подведомственной территории;
- способствовать восстановлению ранее сложившихся связей между специализированными зональными предприятиями и районными управлениями бытового обслуживания населения;
- разрабатывать схемы рационального размещения сети предприятий бытового обслуживания;
- осуществлять подбор и расстановку кадров, заключать по согласованию с Башбытсоюзом контракты с руководителями муниципальных предприятий службы быта.
Значительную роль в бытовом обслуживании сельского населения, особенно в предоставлении агросервисных услуг, может сыграть потребительская кооперация. Поэтому ее деятельность по оказанию платных услуг жителям села должна всячески стимулироваться республиканскими и местными органами власти.
Рецензенты
Нусратуллин В.К., д.э.н., профессор, заведующий Сектором прогнозирования территориального развития ФГБУН «Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук», г. Уфа.
Галиев Т.А., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук», г. Уфа.