По данным психиатров Украины (А. Бачериков с соавт., 1999), из группы обследованных психически больных только 15,6 % до обращения к психиатрам не обращались к представителям оккультной медицины, в связи с отрицательным отношением к этому виду помощи и к религии. За годы независимости МОЗ Украины выдало 7000 лицензий на медицинскую практику всевозможным «экстрасенсам» и «хилерам», не имеющим вообще медицинского образования, а многие дипломированные врачи (С. Глузман, 1998) подменяют традиционную медицинскую практику так называемыми нетрадиционными методами лечения («экстрасенсорное воздействие» и т.п.). Причиной подобной ситуации является слабо развитая психотерапевтическая служба, функции лидеров в которой взяли на себя колдуны и экстрасенсы. Считается, что если врач, как представитель науки и научного мировоззрения, поощряет распространение мифологического мышления, то его поступки следует признать неэтичными (В. Д. Менделевич, 1997). В связи с широким внедрением в последние годы в медицинскую практику методов клинической психологии и введение в штат должностей клинических психологов, целью исследования было изучение распространенности и структуры оккультных убеждений специалистов данного профиля для разработки рекомендаций по оздоровлению медико-психологического микроклимата и повышению уровня научных знаний о психической сфере человека.
Материал и методы исследования
В течение 2012 года нами проведен анонимный анкетный опрос 277 студентов старших курсов - 227 (81,9 %) женского и 50 (18,1 %) мужского пола, обучающихся по специальности «Клиническая психология» (по этическим соображениям место учебы не указывается). Возраст студентов на период исследования был от 17 до 27 (19,2±1,2) лет. Предъявлялась анкета, включающая 70 вопросов, освещающих четыре группы показателей (вера в существование оккультных явлений, вера в возможности излечения методами оккультизма, испытание на себе оккультных воздействий, мнение о медицинской пользе или вреде оккультизма).
В ходе исследования применялись следующие методы исследования: фактологический, интерпретационный и статистическая обработка материала (описательная статистика) при помощи пакета Primer of Biostatistics (Version 4.03 by Stanton A. Glantz. Copyright©1998 McGraw Hill. Перевод на русский язык © 1998 «Практика»).
Результаты исследования и обсуждение
Вера в существование оккультных явлений. Большинство респондентов - 169 (61 %) верят в существование и возможность колдовского воздействия на человека, остальные 110 (39,7 %) человек отрицают существование колдовства. При этом убеждены, что при помощи колдовства возможно: управлять психикой человека - 114 (41,2 %) студентов, вызвать заболевание - 79 (29,3 %) и «приворот» - 62 (22,4 %), «наложить проклятие» - 54 (19,5 %) и «венец безбрачия» - 29 (10,5 %), а также вызвать импотенцию - 17 (6,1 %) респондентов. Отрицательно на этот вопрос ответили лишь - 98 (35,4 %) респондентов. Кроме этого 82 (29,6 %) человека считают, что при помощи «колдовского зелья» можно «приворожить человека».
Верят в возможность «зомбирования» человека - 179 (64,6 %) студентов, а в возможность управления при помощи гипноза - 239 (86,3 %).
Несколько большее число студентов - 191 (69 %) верят в существование порчи, сглаза и 197 (71,1 %) - в реальность ясновидения. Убеждены в том, что гадалки могут предсказать судьбу 112 (40,4 %) респондентов, а что при помощи гадания можно узнать свое будущее утвердительно ответили 127 (45,8 %) студентов. В период гадания отдавали деньги цыганкам и другие ценные вещи 31 (11,2 %) опрошенный. Большинство респондентов - 168 (60,6 %) по собственной инициативе «гадали на святки», при этом предсказания сбылись в 113 (67,2 %) случаях отгадавших. В действенность «Черной магии» верят половина студентов - 141 (50,9 %).
Наряду с этим подавляющее большинство студентов факультета клинической психологии верят в вещие сны - 140 (50,5 %); приметы - 103 (37,2 %); ясновидение - 86 (31 %); НЛО - 51 (18,4 %); порчу, сглаз - 112 (40,4 %); родовое проклятие - 29 (10,5 %); венец безбрачия - 23 (8,3 %); во многое из перечисленного - 41 (14,8 %) и только - 52 (18,8 %) человека не верят в паранормальные явления.
Убеждены в эффективности ношения на шее: крестика - 188 (67,9 %), оберегов - 36 (13 %) и амулетов - 31 (11,2 %) респондентов и только - 64 (23,1 %) студента не верят в действенность оберегов и амулетов. В то же время, несмотря на веру в действенность, амулеты носили 19 (6,9 %) и обереги 37 (13,4 %) человек. В астрологический прогноз верят 99 (35,7 %) и в хиромантию 141 (50,9 %) респондент. В то же время большинство респондентов - 174 (62,8 %) не знают разницы между амулетом и оберегом, а 200 (72,2 %) - вообще не интересовались специальной литературой по оккультизму. Тем не менее большинство - 144 (51,9 %) человека в детстве мечтали стать магом, волшебником или колдуном, а 50 (18,1 %) человек мечтали об этом и после достижения 18-летнего возраста. Более трети - 106 (38,3 %) респондентам нравятся компании, где обсуждают магию, колдовство, экстрасенсов, НЛО.
Что касается веры в возможности эффективного лечения человека от заболеваний при помощи оккультных методов, то результаты следующие. Убеждены, что при помощи молитвы можно вылечить человека от заболевания 185 (66,8 %) человек, при помощи волшебства - 76 (27,4 %), заговоров - 89 (32,1 %) и колдовского «зелья» - 29 (10,5 %) респондентов. Гомеопатии доверяют - 102 (36,8 %) человека. Обнадеживает факт, что, несмотря на формальную веру большинства обучающихся по специальности «Клиническая психология» в оккультные явления, тем не менее фактически только треть убеждены в их лечебных свойствах и силе.
Значительное число респондентов испытывали на себе силу оккультного воздействия. Так, по мнению 76 (27,4 %) человек, кто-то пытался навести на них порчу или сглаз, а 29 (10,5 %) испытывали на себе воздействие колдовства. С различного рода личными проблемами обращались к «бабкам», «колдунам», «ясновидящим» 82 (29,6 %) респондента, а 46 (16,6 %) - ходили к гадалкам, чтобы узнать свое будущее и 19 (6,9 %) гадали с этой целью у цыганок, а большинство - 178 (64,3 %) интересовались своим астрологическим прогнозом.
Значительную часть респондентов - 122 (44 %) человека в детстве родители лечили у «бабок» в связи с испугом и другими проблемами. Почти половина обследованных - 136 (49,1 %) человек, самостоятельно обращались за помощью к целителям, при этом было улучшение в 39 (28,7 %), без изменений в 93 (68,4 %) и ухудшение в 4 (2,9 %) случаях. Обращались за помощью к гомеопатам 195 (70,4 %) респондентов, при этом эффективную помощь получили 18 (9,2 %), незначительную - 39 (14,1 %) и 138 (70,8 %) эффекта не почувствовали.
Большинство опрошенных - 233 (84,1 %) человека в тяжелых и кризисных жизненных ситуациях рассчитывают на помощь «высших сил»: при тяжелых болезнях родных - 139 (50,2 %), в кризисной ситуации - 80 (28,9 %) и при собственной тяжелой болезни - 89 (32,1 %), при неразрешимых конфликтах - 45 (16,2 %) и «другое» - 21 (7,6 %) человек. Только 44 (15,9 %) респондента рассчитывают на свои собственные силы. Данное обстоятельство с высокой степенью вероятности обусловлено защитным психологическим механизмом - «регрессией», выбором пассивной жизненной позиции и надеждой на помощь извне (в данном случае на «высшие силы»). Наряду с этим 32 (11,6 %) респондента полагают, что у них имеются «экстрасенсорные способности», а 28 (10,1 %) использовали «магию» и «колдовство» в личных целях.
Несмотря на то, что значительная часть респондентов верят в реальность силы воздействия оккультных практик, только 81 (29,2 %) человек из них знает людей, которым эффективно помогли целители и экстрасенсы, а остальные 196 (70,8 %) утверждают, что целители не оказали должной помощи. Большинство - 195 (70,4%) студентов считают, что при обращении к адептам оккультизма может быть нанесен вред психическому и 74 (26,7 %) - телесному здоровью. Значительная часть респондентов - 59 (21,3 %) полагают, что целители и экстрасенсы не окажут никакого влияния на здоровье и лишь 6 (2,2 %) человек убеждены, что от этого может быть только польза.
В случае возникновения проблем со здоровьем у родных и близких треть респондентов - 91 (32,9 %) человек рекомендовали бы обратиться за помощью к народным целителям, а 33 (11,9 %) - к колдуну или экстрасенсу. Наряду с этим, большинство - 202 (72,9 %) опрошенных считают, что обращение за помощью к гадалкам, экстрасенсам и ясновидящим может нанести вред здоровью, а остальные 75 (27,1 %) полагают, что от обращения будет только польза. Аналогичная точка зрения и относительно магов и колдунов: соответственно 181 (65,3 %) и 96 (34,7 %) человек.
Что касается будущей практической деятельности в качестве клинического психолога, то лишь 9 (3,2 %) опрошенных готовы рекомендовать как своим пациентам, так и родным лечение «колдовским зельем», а 28 (10,1 %) - лечение у целителей и экстрасенсов. Еще большее число опрошенных доверяют гомеопатии; 77 (27,8 %) человек будут рекомендовать ее в качестве лечебного подхода для родных и близких, в случае возникновения проблем со здоровьем.
Значительное число респондентов - 24 (8,7 %) человека полагают, что имеется необходимость разрешения на государственном уровне официальной медицинской практики «ясновидящим», а также создавать государственные специализированные учреждения, в которых практиковали бы: экстрасенсы - 32 (11,6 %), ясновидящие - 20 (7,2 %), народные целители - 20 (7,2 %), колдуны - 3 (1,1 %), шаманы - 4 (1,4 %), гадалки - 3 (1,1 %), астрологи - 22 (7,9 %) человек. Против такой практики большинство - 209 (75,5 %) респондентов.
Таким образом, в результате исследования выявлено противоречивое отношение студентов факультета «Клиническая психология» к оккультизму. С одной стороны - более чем 60 % из них имеют архаичные убеждения в возможность колдовства, «зомбирование» и «наведение порчи», треть испытывали на себе силу оккультного воздействия («наведение порчи», «сглаз»), почти половину - 44 % в детстве родители лечили у «бабок» в связи с испугом и другими проблемами, а 49 % обращались к целителям за помощью по собственной инициативе. Данное обстоятельство, с высокой долей вероятности, объясняет приверженность оккультизму респондентов и послужило причиной выбора профессии. Большинство опрошенных - 84 % в тяжелых и кризисных жизненных ситуациях рассчитывают на помощь «высших сил» - что, по нашему мнению, связано с психологическим защитным механизмом - «регрессией». В то же время большинство респондентов - 70 %, считают, что при обращении за помощью к адептам оккультизма может быть нанесен вред психическому здоровью, тем не менее почти 45 % рекомендовали бы обратиться к ним за помощью своим родным в случае проблем со здоровьем. Несколько иное отношение респондентов к оккультизму в случае практической деятельности в качестве клинического психолога - только 14 % будут рекомендовать своим пациентам обращение за помощью к адептам оккультизма. Выявленное противоречие в оккультных убеждениях респондентов на житейском и научном уровнях требует более тщательного анализа и коррекции учебных программ, направленных на интериоризацию научных убеждений.
Рецензенты:
- Ретюнский Константин Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии ГБОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России, г. Екатеринбург.
- Тарабаева Виктория Борисовна, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры управления персоналом ФГАОУВПО Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород.