- выявление факторов внешней среды, оказывающих существенное влияние на отрасль и деятельность предприятий, работающих в данной отрасли;
- оценка конкурентной позиции компании на отраслевом рынке;
- формирование долгосрочных и среднесрочных задач компании на основе результатов проведенного анализа.
В настоящей работе стратегический анализ проводится для ОАО «Концерн «Авиаприборостроение», который входит в структуру Государственной корпорации «Ростехнологии», занимается разработкой, производством и реализацией авиационных приборов и комплексов радиоэлектронного оборудования и является крупнейшим отечественным оператором на рынке авионики. В состав концерна входят 38 предприятий, которые производят продукцию для военной и гражданской авиационной техники, а также продукцию неавиационного назначения.
Для целей стратегического анализа внешнюю среду корпорации обычно разделяют на две составляющие [4]:
- глобальное окружение;
- конкурентная среда.
Каждая из этих двух составляющих включает, в свою очередь, определенные компоненты. При этом следует иметь в виду, что глобальное окружение является внешней средой не только для исследуемой корпорации, но и для отрасли, в которой функционирует корпорация, т.е. для ее конкурентной среды.
Исследование глобального окружения, оценка социальных, технологических, экономических и политических факторов, которые могут оказывать существенное влияние на условия ведения бизнеса, получило в управленческой литературе название STEP-анализа [1].
Среди политических факторов представляется необходимым выделить следующие:
- направленность государственной политики России на развитие инновационного потенциала оборонно-промышленного комплекса (ОПК);
- проведение на государственном уровне идеологии расширения военно-гражданской интеграции ОПК, и авиационного авиаприборостроения в частности;
- практически полное отсутствие государственного регулирования на рынке коммерческой авиации.
Важнейшими социальными факторами, влияющими на развитие отрасли авиационного приборостроения являются:
- проведение правительством РФ курса на повышение престижа инженерных специальностей;
- существенное отставание уровня материального обеспечения работников отечественного авиаприборостроения от многих других отраслей промышленности;
- высокий средний возраст квалифицированных специалистов, занятых на предприятиях авиационного приборостроения.
К ведущим экономическим факторам, по нашему мнению, следует отнести:
- улучшение инвестиционного климата в отечественном авиаприборостроении;
- создание механизма целевого финансирования Минпромторгом России отечественных инновационных разработок в сфере авионики;
- повышение доступности кредитов для предприятий отрасли как результат тенденции к снижению ставки рефинансирования.
Среди основных технологических факторов отметим следующие:
- опережающее внедрение зарубежными приборостроительными фирмами технологий интегрированной модульной авионики;
- готовность авиаприборостроительных предприятий России к переходу на новый технологический уклад;
- несовершенство международных механизмов защиты интеллектуальной собственности;
- чрезвычайно быстрая смена поколений авиационной техники.
Для оценки конкурентной позиции концерна «Авиаприборостроение» нами использован нашедший широкое применение в стратегическом управлении SWOT-анализ, который позволяет определить и интерпретировать для компании ее сильные стороны (strength), слабые стороны (weakness), возможности (opportunities), угрозы (threats) [2; 3].
Сильные стороны:
- концентрация основных технологических компетенций по разработке и производству бортового оборудования в рамках концерна;
- высокий уровень унификации продукции;
- наличие научно-технического задела;
- участие концерна в реализации государственной политики, направленной на развитие высокотехнологичных отраслей промышленности;
- наличие в концерне полного цикла разработки, производства и послепродажного обслуживания авиационного радиоэлектронного оборудования.
Слабые стороны:
- высокая степень зависимости концерна от государственного финансирования;
- ограниченность собственных ресурсов;
- низкая загрузка производственных мощностей;
- высокая себестоимость выпускаемой продукции;
- неудовлетворительный доступ на международные рынки;
- незначительный уровень присутствия концерна на рынках приборостроительной продукции неавиационного назначения;
- низкий уровень диверсификации производства;
- критическое состояние основных фондов;
- серьезная утрата кадрового потенциала, высокий средний возраст кадровой элиты.
Возможности:
- динамичный рост рынков гражданской и военной авиации;
- признание концерна в качестве центра ответственности за развитие авиационного приборостроения в стране;
- большая потенциальная емкость рынков продукции неавиационного назначения;
- реализация программ государственной поддержки авиационной промышленности.
Угрозы:
- появление на отечественном рынке конкурентов с более низкой стоимостью продуктов и услуг;
- активизация политики ведущих зарубежных авиастроительных компаний на блокирование трансфера собственных технологий.
Результаты проведенного SWOT-анализа позволили сформулировать долгосрочные цели концерна «Авиаприборостроение» и задачи, которые необходимо решить в среднесрочной перспективе для достижения этих целей. В качестве основных стратегических целей концерна, по нашему мнению, следует выделить следующие.
- Превращение концерна «Авиаприборостроение» в компанию мирового уровня.
- Развитие в отечественном авиаприборостроении инновационных технологий до конкурентоспособного на мировом рынке уровня.
- Выход на глобальный рынок с конкурентоспособной продукцией.
- Повышение капитализации концерна.
- Развитие инновационной инфраструктуры. Обеспечение стабильной мотивации работы в концерне.
Указанные стратегические цели обуславливают необходимость решения следующих среднесрочных задач:
- в корпоративной сфере - консолидация в рамках концерна разрозненных предприятий, специализирующихся в области проектирования, производства и технического обслуживания авионики;
- в технологической сфере - создание современной технологической платформы авиаприборостроения, модернизация производственной базы;
- в рыночной сфере - консолидация рынка интегрированного бортового оборудования;
- в финансовой сфере - обеспечение финансовой устойчивости предприятий, входящих в концерн;
- в социальной сфере - формирование эффективной системы подбора персонала, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Рецензенты
- Лапин А.Е., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономического анализа и государственного управления ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.
- Байгулов Р.М., д.э.н., профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.