Формирование строительных технопарков призвано гарантировать наиболее эффективное использование ресурсов для обеспечения развития и устойчивости строительных предприятий в динамично изменяющейся рыночной среде. Создание в Санкт-Петербурге мощного строительного кластера важно не само по себе, а как составная часть инновационного процесса в российской экономике, который, в свою очередь, является компонентом активных процессов во всех сферах общественного и индивидуального воспроизводства в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве и др. Переход строительной отрасли Санкт-Петербурга на характерный для современного этапа российской экономики инновационный тип развития является необходимым фактором, определяющим переход региона к устойчивому экономическому росту.
Цель данной статьи в обосновании необходимости создания кластеров в экономике региона и разработке функциональной модели организационно-экономического механизма формирования и развития строительного кластера.
Процессы формирования и функционирования кластеров были впервые комплексно описаны М. Портером. Следуя определению М. Портера, «кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Территориальный охват кластера может варьироваться от групп производства одного города или штата (региона) до страны или даже нескольких соседствующих стран. Кластеры имеют различную форму в зависимости от своей глубины и сложности, но большинство включает в себя: компании «готового продукта» или сервиса; поставщики специализированных факторов производства, комплектующих изделий, механизмов, сервисных услуг; финансовые институты, фирмы в сопутствующих отраслях ... правительственные структуры, оказывающие существенное влияние на кластер, могут рассматриваться как его часть» [9].
В России существенный вклад в развитие кластерной теории внесли С. Л. Марков, М. А. Ягольницер [5], И. В. Пилипенко [8], Ю. Н. Лапыгин [7] и ряд других. Специфика строительных кластеров показана в работах А. Н. Асаула [1, 2, 3, 4], Г. Ф. Токуновой [10] и других. Строительный кластер, по-мнению А. Н. Асаула [2], представляет собой особую форму кластерной модели, так как, в отличие от других кластеров, он ориентирован, прежде всего, на внутренний рынок.
Создание кластера должно преследовать определенный замысел, заключающийся в придании ему особых дополнительных свойств, благодаря которым участники строительного кластера могут гарантированно получать ресурсы, технологии, знания, информацию и др. При этом преимущества должны носить очевидный характер, направленный на минимизацию отрицательных проявлений конкурентной среды.
В Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [6] указывается на ряд барьеров, мешающих реализации кластерной политики. Среди них наибольшее значение имеют те, которые связаны с формированием инфраструктуры развития кластера. И, несмотря на то, что с момента выхода методических рекомендаций прошло более трех лет данные проблемы до сих пор не потеряли свою актуальность.
Среди первоочередных мер по созданию условий для развития строительных кластеров в регионе можно выделить:
- стимулирование инвестиционной активности;
- разработку и внедрение новых технологий;
- применение современных материалов;
- повышение качества строительных работ;
- создание новых рабочих мест;
- повышение квалификации специалистов строительной специальности.
Формирование строительного кластера должно начаться с создания строительного технопарка. Для этого необходимо:
Во-первых, определить потенциальные перспективы создания кластера: стратегию развития субъекта; концепцию формирования строительного кластера; стратегии привлечения инвестиций.
Во-вторых, оценить потенциальных участников кластера, создать инфраструктуру.
В-третьих, создать интеграционные инструменты взаимодействия.
В-четвертых, сформировать организационные механизмы функционирования и развития кластера.
Обобщение указанных выше этапов позволило предложить функциональную модель организационно-экономического механизма формирования и развития строительного кластера.
Рис. 1. Функциональная модель организационно-экономического механизма формирования и развития строительного кластера
В заключение можно сделать следующие выводы о том, что ннновационные подходы к формированию кластерной политики позволят:
- использовать имеющиеся ресурсы;
- успешно противостоять негативным внешним факторам конкурентной среды;
- в более длительной перспективе способствуют развитию бизнес-сообществ, научных и образовательных организаций, улучшению социально-экономической ситуации в регионе.
Рецензенты
- Асаул Анатолий Николаевич, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов, анализа и учета. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» (СПбГАСУ), г. Санкт-Петербург.
- Долгов Александр Петрович, доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и управления. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» (СПбГАСУ), г. Санкт-Петербург.