Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REVITALIZATION OF BUSINESS ACTIVITY IN THE REGIONAL SYSTEM OF ENTREPRENEURSHIP IN THE CONTEXTOF MODERNIZATION AND INNOVATIVE CHANGE

Mokhnacheva E.S. 1
1 Kama Institute of Humanities and Engineering Technology
The article summarizes the practice of using in modernization and innovation transformation of some forms of state regulation of entrepreneurial activity in the regional economy: the guarantee of subsidies. The features of the implementation of program-oriented approach to the development of small and medium-sized businesses, as well as the support of the state of certain economic activities in the meso economy. The features of the construction and operation with the state of regional risk sharing scheme for loans to small and medium-sized businesses. The basic elements of a program to provide loan guarantees to small and medium-sized businesses Udmurtia and revealed the practical aspects of its operation, has a goal to expand the interaction of commercial banks with small and medium enterprises in the implementation of credit transactions. Defines the role of the budget of the Udmurt Republic and the federal budget in the revitalization of business activity of small and medium-sized businesses. The results of the implementation of program-target method of support of investment activity of economic entities in the region.
state regulators
guarantees
subsidy’s
regional economics
enterprises.
В настоящее время резко активизировался интерес исследователей к поиску адекватных воздействию факторов нестабильности инструментов механизма экономической политики, в том числе государственных регуляторов. Формирование эффективных направлений государственного регулирования предпринимательской активности в регионе в условиях модернизационно-инновационных преобразований является актуальной проблемой.

Государственные регуляторы - это формы, меры, инструменты, способы воздействия субъектов, направления их на решение определенных целей. Другими словами - это всё то, что регулирует, направляет развитие экономики в определённом векторе. Данные регуляторы, как правило, должны строиться на принципах целостности, комплексности, адаптивности. Государственные регуляторы принимают различные виды и формы. Виды государственных регуляторов: налоговые, бюджетные, структурные, социальные, институциональные. К формам государственных регуляторов относим: целевые бюджетные фонды, субсидии, налоговые льготы, госзаказ, гарантии. С помощью регуляторов осуществляется целенаправленное воздействие на экономические субъекты на различных уровнях экономики.

Характеризуя особенности региональной экономики Удмуртской Республики, необходимо отметить сохранение ее промышленной специализации: производство стратегических вооружений и специальных средств связи, машиностроение, металлургия и производство электрооборудования, а также добыча нефти. Одновременно происходит интенсивное развитие сопутствующих отраслей и малого бизнеса при активной поддержке государства [1, 2].

Особое внимание в Удмуртской Республике в настоящее время уделяется антикризисным мерам по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. К примеру, в раздел «Малый бизнес» Плана по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса в Удмуртской Республике [7] включены 16 мероприятий, финансируемых в рамках реализации Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы (далее - Программа), в том числе, предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

На протяжении ряда лет из средств бюджета Удмуртской Республики предоставляются субсидии субъектам малого предпринимательства на возмещение части затрат по оплате предоставленных им банковских гарантий и договоров поручительства. Для получения субсидии субъект малого предпринимательства представляет в Министерство экономики Удмуртской Республики необходимые документы. Субсидии предоставляются субъектам малого предпринимательства единовременно в размере 90 процентов произведенных ими затрат по оплате предоставленных им банковских гарантий и договоров поручительства [5], обеспечивающих исполнение обязательств по одному кредитному договору (договору займа) или договору лизинга, но не более 200 тысяч рублей.

С 2009 года субъектам малого предпринимательства и организациям инфраструктуры предоставляются субсидии на возмещение части затрат по оплате процентных ставок по кредитам (займам) и оплате части лизинговых платежей по договорам лизинга в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики. По каждому кредитному договору (займа) или договору лизинга субсидия предоставляется только один раз, при этом размер субсидии не может превышать 200 тысяч рублей [6]. Субъекту малого предпринимательства или организации инфраструктуры субсидии предоставляется не более одной субсидии в течение финансового года. Министерством экономики Удмуртской Республики в 2010 году оказана финансовая поддержка 32 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 2,563 млн рублей в виде субсидий: на компенсацию лизинговых платежей; инновационным компаниям; субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и реализующим товары на экспорт.

В последние годы существенно изменилось соотношение между источниками средств, направляемых на развитие малого и среднего бизнеса региона. К примеру, в 2009 году на эти цели направлено средств федерального бюджета почти в четыре раза больше, чем средств бюджета Удмуртской Республики, а в 2010 году поступления на реализацию мероприятий по развитию предпринимательства из федерального бюджета в пять раз превысили аналогичные ассигнования из регионального бюджета (из федерального бюджета направлено 167,191 млн. рублей, а из бюджета Удмуртской Республики - 33,272 млн рублей).

Кроме этого, Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства (УГФПМП) как победитель в проводимом ОАО «Российский банк развития» (ОАО «РосБР») конкурсе по отбору организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства для кредитования ими субъектов малого и среднего бизнеса дважды получал от ОАО «РосБР» кредитные ресурсы. Эти средства направлены на поддержку проектов субъектов малого бизнеса в Удмуртской Республике с соблюдением ряда условий: срок предоставления средств до трех лет, объём финансирования одного проекта до 1 млн рублей. Преимущество в финансировании имели проекты, направленные на создание новых и сохранения существующих рабочих мест. В 2010 году поддержку получил 151 проект субъектов малого и среднего предпринимательства региона.

Среди муниципальных образований Удмуртской Республики проводятся конкурсы на право предоставления субсидий на софинансирование муниципальных целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства. По итогам конкурса в 2010 году за счет средств бюджета Удмуртской Республики и привлеченных федеральных средств названные выше субсидии выданы 7 муниципальным образованиям на сумму более 6,7 млн рублей.

В мае 2010 года создан Гарантийный фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Удмуртской Республики (далее - Гарантийный фонд). Учредителями Гарантийного фонда являются Правительство Удмуртской Республики и Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства. Основная цель его деятельности - расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к кредитным ресурсам банков и иным финансовым ресурсам путем предоставления на возмездной основе поручительств по их обязательствам перед банками. Однако существуют ограничения по сумме кредита субъекта предпринимательства (организации, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства), гарантом которого может выступить Гарантийный фонд: кредит должен быть на сумму от миллиона рублей, сроком не менее чем на год и не более чем на пять лет. Это обусловлено тем, что приоритетным является предоставление поручительств по кредитам на развитие бизнеса, на приобретение основных средств и их модернизацию. Кроме этого, установлена верхняя планка по сумме поручительства по кредитному договору одного субъекта предпринимательства (организации, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства)  - 5 миллионов рублей. С   помощью Гарантийного фонда представители субъектов малого предпринимательства в Удмуртской Республике по состоянию на март 2011 года смогли получить кредиты на сумму 61,8 миллиона рублей. Правительством Удмуртской Республики за счет целевых средств федерального и регионального бюджетов для обеспечения выполнения программы кредитных гарантий в Гарантийный фонд направлены денежные средства в размере 193 млн рублей.

Предоставление субсидий хозяйствующим структурам за счет бюджетных средств прочно вошло в практику деятельности ряда региональных министерств. Субсидии в пределах средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики на развитие животноводства, предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые соответствуют требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», организациям агропромышленного комплекса Удмуртской Республики, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, крестьянским (фермерским) хозяйствам: 1) на производство молока; 2) на производство и отлов рыбы; 3) на производство мяса свиней; 4) на приобретение племенных животных; 5) на реконструкцию и (или) капитальный ремонт животноводческих помещений [6].

Министерством промышленности и транспорта Удмуртской Республики утверждён административный регламент предоставления государственной услуги «предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам и части затрат по уплате лизинговых платежей для реализации инвестиционных проектов» [3]. В перечень правовых актов, непосредственно регулирующих предоставление этой государственной услуги, в числе прочих включены:

Республиканская целевая программа «Развитие текстильной и легкой промышленности Удмуртской Республики на 2004-2010 годы» утверждена постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 18 мая 2004 года № 229-III (c последующими изменениями);

Республиканская целевая программа «Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на 2006-2010 годы» утверждена постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 13 декабря 2005 года № 545-III (с последующими изменениями).

Государственная услуга предоставляется за счёт средств бюджета Удмуртской Республики для реализации инвестиционных проектов в форме субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и части лизинговых платежей (в части платежей по уплате процентов за привлеченные лизингодателем кредитные ресурсы) по договорам лизинга, заключенным с лизинговыми компаниями.

В республике с момента начала реализации поддержки инвестиционной деятельности программно-целевым методом (путем реализации республиканской целевой программы «Создание благоприятных условий в Удмуртской Республике в  2007-2009 годы») наметился резкий рост в объеме инвестиций в основной капитал организаций всех форм собственности.

В 2010 году начата реализация республиканской целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику  на 2010-2014 годы», реализация которой обеспечивает системную государственную поддержку инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике.

В течение 2010 года был внесен ряд изменений в законодательство об инвестиционной деятельности. Принята новая редакция Закона Удмуртской Республики  «Об участии Удмуртской Республики в государственно-частных партнерствах», которая устанавливает цели, принципы, формы участия Удмуртской Республики в государственно-частных партнерствах, полномочия органов государственной власти Удмуртской Республики, связанные с таким участием.

Приняты изменения к Закону Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», в соответствии с которыми введено  единое и понятное правило определения момента времени, с которого организации могут пользоваться льготой: с начала налогового периода, в котором принято решение  об утверждении победителей конкурса инвестиционных проектов, до достижения срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более пяти лет.

Кроме того, для поддержки малых инновационных организаций, созданных при вузах и научных институтах республики, с 2010 года предусмотрено  освобождение таких организаций  от налога на имущество на срок до пяти лет с момента их государственной регистрации. Внесены изменения, касающиеся освобождения от налогообложения организаций, осуществляющих лизинговые операции.

В течение 2010 года в целях улучшения инвестиционного климата в Удмуртской Республике и оптимизации взаимодействия Удмуртии с федеральными институтами развития подписаны соглашения о сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации и с Центром ГЧП Внешэкономбанка (по программе  типовых проектов государственно-частного партнёрства).

Действует Соглашение о сотрудничестве между Правительством Удмуртской Республики и ОАО «Сбербанк России», в рамках которого предусмотрено привлечение Сбербанка России к финансированию ряда инвестиционных проектов, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития Удмуртской Республики.

Посткризисный рост экономики и активизация инвестиционной деятельности предприятий способствовали увеличению валового регионального продукта республики, объём которого в 2010 году составил около 250 миллиардов рублей.

Таким образом, формирование эффективных направлений государственного регулирования предпринимательской активности в регионе осуществляется с учётом современного состояния национальной экономики, влияния тенденций развития мирового хозяйства. За последние годы заметно возросла роль бюджета Удмуртской Республики и федерального бюджета в поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства региона. Дальнейшее грамотное регулирование структурными элементами современной региональной экономики позволит поднять качество и уровень жизни населения региона.

Рецензенты:

  • Беззубцева Марина Михайловна, доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой «Энергообеспечение производств в АПК», Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин.
  • Любимов Сергей Владимирович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и оценки собственности, филиал ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», г. Сургут.