Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Власюк Е.Г.

Современное общество заинтересовано в учителе, отчётливо видящем смысл и цель своей деятельности, умеющем выделять проблемы в педагогической реальности, самостоятельно решать их, осмысливать полученные результаты с разных позиций.

Одним из компонентов педагогической деятельности является самостоятельная постановка учителем педагогических целей и задач. Педагогическое целеполагание является основой проектировочной деятельности учителя, без которой невозможно построение учебно-воспитательного процесса [2].

Кроме того, целеполагание определяет структурную основу программ деятельности не только ученика, но и учителя, а также всей школы, позволяя определять адекватную технологию обучения и систему критериев оценки получаемых результатов.

Умения целеполагания являются основополагающими в профессиональной подготовке будущих учителей [1].

Наблюдение, анкетирование, отслеживание качества умений целеполагания в процессе прохождения практики пробных уроков, анализ затруднений, с которыми сталкиваются студенты-практиканты, выявили следующие проблемы:

- большая часть студентов (60%) испытывает затруднения в целеполагании при планировании уроков и внеклассных занятий, в реализации поставленных целей (средний балл качества в плане реализации целей составляет 4,4 из 8 возможных);

- постановка развивающих и воспитательных целей уроков и занятий зачастую выполняется формально.

Анализ содержательного аспекта программного обеспечения учебных дисциплин психолого - педагогического цикла показал отсутствие в учебном материале вопросов, касающихся теоретических основ и технологии педагогического целеполагания. Некоторые аспекты целеполагания рассматриваются лишь на методическом уровне - на занятиях по методикам обучения различным предметам начальной школы. Этого явно недостаточно для осмысления процесса целеполагания со стороны студентов.

Изучение научной психолого-педагогической литературы по данному вопросу показало, что многие зарубежные и отечественные учёные занимались и занимаются проблемой целеполагания (Б.С. Блум, В.П. Беспалько, Н. Гронлунд, М.В. Кларин, А.К. Маркова, Р. Мэйджер, А.В. Хуторской и др.). Исследователи рассматривают целеполагание с разных позиций: как часть работы учителя, его способности; как логико-конструктивную операцию, которая базируется на алгоритме и т.д. Тем не менее, все они считают его основой деятельности учителя, достаточно сложной и наиболее ответственной её частью.

Мы придерживаемся мнения учёных В.П. Беспалько, М.В. Кларина, А.К Марковой и др. о том, что планирование учебных занятий рассматривается как акт целеполагания и конструирования на этой основе общей модели взаимодействия учителя и учащихся. Планирование всегда осуществляется на основе определённых принципов и методов деятельности, исходя из целей и задач учебно-воспитательного процесса на конкретном этапе и с учётом содержания конкретного учебного материала. Формальный подход к выбору цели как бы программирует и формальный характер предстоящей деятельности учителя и учащихся [2].

Целеполагание в обучении – это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определённых его этапах. Оно необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий обучения - уровнем развития детей, мотивами их учения, педагогическими воззрениями учителя, результатами диагностики обученности и др. [3]

В научно-методической литературе и на практике рассматриваются различные способы постановки цели. Целеполагание - процесс творческий, каждый учитель определяет для себя выбор формулирования целей, учитывая психолого-педагогические особенности учебного процесса, современные научные требования к постановке целей.

Учитывая всё вышесказанное, сложившаяся на практике ситуация привела к возникновению противоречия между современными требованиями к подготовке профессионально-компетентных специалистов и отсутствием практически разработанной системы обучения, способствующей формированию у будущих учителей умений целеполагания. В связи с этим перед нами встал вопрос: «Как изменить сложившуюся на практике ситуацию?»

Поиск путей разрешения данной проблемы привёл к созданию определённой модели организации обучения в педагогическом колледже (Рис.1). Ключевая идея её заключается в оказании теоретической и практической помощи студентам с целью успешного формирования у них умений целеполагания.

Рисунок 1. Модель организации учебно-методической помощи студентам в формировании умений целеполагания

Данная модель предполагает взаимодействие в следующих системах: «преподаватель – студент», «студент – учитель», «преподаватель – учитель» (взаимосвязь носит замкнутый характер).

Взаимодействие «преподаватель – студент» осуществляется через спецкурс «Основы целеполагания в работе учителя», целью которого является формирование у студентов умений целеполагания (осуществлять постановку целей с учётом классификации, педагогической таксономии; выстраивать модель учебного процесса с учётом целеполагания). Отбор содержания и организационное построение спецкурса определяется следующими основными принципами: 1) принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования, который предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося; 2) интеграционный принцип, связывающий спецкурс с педагогикой, психологией, частными методиками, педагогической практикой студентов.

Организация занятий теоретического и практического характера осуществляется с учётом сложности восприятия студентами содержания данного спецкурса. Ввиду этого лекции сопровождаются наборами слайдов, содержащих схемы, таблицы и т.п.; студентам предлагается составление понятийных словарей «Педагогическое целеполагание», «Компоненты учебного процесса». Практические занятия представляют собой практикумы, бинарные уроки; занятия, в которых принимают участие несколько преподавателей (математики, русского языка, естествознания и т.д.); педагогические мастерские (например, педмастерская построения новых знаний «Постановка воспитательных целей на уроках математики в начальной школе в процессе обучения решению арифметических задач»). Организация деятельности студентов осуществляется в основном через работу в микрогруппах, возможно изменение их состава с учётом интересов студентов (математика, русский язык, естествознание). Для отслеживания результатов изучения спецкурса проводятся два зачётных занятия: «Постановка целей диагностично и операционально» (практикум), «Модель учебного процесса с учётом целеполагания» (защита мини-проектов).

У учителей-практиков также возникают проблемы в плане целеполагания (теоретического и практического характера). Для разрешения данной ситуации предполагается взаимосвязь «преподаватель – учитель», которая реализуется через серию семинаров-практикумов «Целеполагание как основополагающий элемент проектировочной деятельности учителя». Такая работа будет способствовать повышению компетентности учителей-практиков, а значит, повысится и уровень консультативной помощи студентам при подготовке уроков («учитель – студент»).       

Мы ожидаем, что данная модель организации учебно-методической помощи, во-первых, поможет более эффективно организовать процесс формирования умений целеполагания; во - вторых, позволит студентам-практикантам осмысленно осуществлять процесс целеполагания. Анализ результатов уже в практической деятельности предполагается осуществлять через мониторинг успешности учебно-профессиональной подготовки студентов в период прохождения основных видов педагогической практики: пробные уроки и занятия, преддипломная практика.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. – М.: Знание, 1989. – 80 с.

2. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1993. – 12 с.

3. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.