Как утверждают специалисты, основы конструктивного общения составляют:
1. целостный познавательный стиль, поисковая активность, навыки анализа и синтеза, способность к рефлексии, самосознанию и постановке задач собственного развития;
2. позитивное отношение человека к окружающему миру, осознание уникальности и ценности человеческой жизни (что особенно актуально для будущих медиков), ее смысла, а также своего места в системе общественных отношений;
3. ряд личностных характеристик (аутентичность и открытость, адекватная самооценка, инициативность, эмпатия, свобода и ответственность в общении);
4. ряд социальных навыков (умение выражать свои чувства в социально приемлемой форме, слушать и высказывать свое мнение, навыки творческого управления конфликтов, навыки самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта и т.д.), а также желание применять эти навыки.
Работа педагога-клинициста с коллективом будущих медиков может быть направлена на поддержку, развитие или на коррекцию тех или иных качеств личности. Как правило, присутствуют все три направления, но всегда важно суметь определить приоритеты. К сожалению, чаще работа преподавателя направлена на профилактику негативных явлений, в частности дискоммуникации.
И для коррекции, и для профилактики нарушений процессов коммуникации необходимо на занятиях создавать условия для удовлетворения основных потребностей студентов в общении, в понимании другого и себя другим. Общение должно стать средством самовыражения, установления новых человеческих (в том числе, профессиональных) контактов и углубления старых.
Предлагаемая технология создана Григорьевой Т.Г. Эта технология основывается на следующих принципах:
1) актуализация и расширение субъектного опыта;
2) мотивационной готовности;
3) учета возрастных особенностей;
4) целостности материала;
5) соответствия методам познания.
1.Актуализация и расширение субъектного опыта - это важнейшая характеристика личностно-ориентированной модели образования. Образовательный процесс при этом рассматривается как «процесс актуализации, реорганизации и наращивания индивидуального ментального опыта». Этот опыт включает в себя ситуативные и образные обобщения, сформировавшиеся в результате социальной деятельности студента, а также механизмы включения в эту деятельность. Коммуникативный процесс изучается не в отвлеченных понятиях, а в значимых для обучающегося образах и моделях. При этом большую роль играет эмоциональное отношение к действительности, ее принятие и осмысление.
2. Принцип мотивационной готовности предполагает ориентацию преподавателя на то, что значимо для аудитории в данный момент. При этом используется уже имеющаяся у студентов мотивация. Необходимо специально мотивировать аудиторию на изучение какой-то информации, прежде чем приступить к изучению новой темы, а также уметь выделять в материале главное и максимально раскрывать содержание темы, поддерживая мотивацию студентов.
3.Принцип учета возрастных особенностей в обучении реализуется в том, что принимаются во внимание следующие характеристики юношеского возраста, в котором, как правило, ребята находятся в период обучения в колледже:
- преимущественная ориентация на процесс общения;
- переживания, связанные с чувством наступившей взрослости и профессиональной самоидентификацией;
- интенсивное развитие абстрактного мышления, изменение его способов, его социализация;
- ярко выраженная реакция эмансипации и самоактуализации.
4. Целостность материала курса в нашем представлении - это единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, т.е. органическая взаимосвязь информации, которая предлагается студенту, с эмоциями и чувствами, вызванными этой информацией, а также с обусловленным ею поведением. Такая взаимозависимость предполагает возможность балансировки хода занятий, что является, на наш взгляд, основным подходом к проведению занятий в личностно- ориентированной модели образования и условием эффективности данного курса.
5. Изложение материала в соответствии с методами познания (анализом и синтезом) должны выражаться в структуре занятий и в структуре всего курса. На занятии придается основное значение анализу ситуации «здесь и теперь», особенно при «проигрывании» ситуаций общения с пациентом в момент подготовки и проведения манипуляции.
Анализ процесса общения - это выделение его составных частей, их проявлений; синтез - объединение элементов нового знания в систему. Такой подход к проведению занятий способствует развитию соответствующих интеллектуальных функций.
Речь идет о практическом мышлении, которое обеспечивают ситуативные обобщения.
В работе с пролонгированными темами принцип соответствия основным методам познания наряду с другими позволяет сохранить и развить интерес к предмету. Здесь работает эффект незавершенного действия, который поддерживает познавательную активность студентов.