Важность социально-экономического положения муниципального образования в рамках регионального развития обусловлена тем, что на этом уровне реализуется значительная часть государственных функций, прежде всего связанных с образованием, охраной здоровья, социальной защитой, а также с предоставлением жилищно-коммунальных услуг. Состояние муниципального социально-экономического потенциала в значительной мере определяет экономическое развитие государства. Кроме того, оно оказывает существенное влияние на формирование климата, определяющего, в том числе, отношение населения к государству и проводимым им преобразованиям.
Инвестиционная политика является важным и неотъемлемым инструментом обеспечения социально-экономического развития муниципального образования. Она должна быть направлена на формирования благоприятного климата для потенциальных инвесторов, путем принятия законодательных и нормативных актов, обеспечивающих понятность приоритетов и прозрачность процедур доступа к государственным инвестиционным ресурсам. Однако привлечение инвестиций в самых различных видах на поддержание и развитие экономики муниципального образования на уровне любого муниципального образования на сегодняшний день является ключевой проблемой. Именно этим и определяется важность исследования проблемы обеспечения социальных инвестиций на территории муниципальных образований.
Цель исследования состоит в определении направлений совершенствования обеспечения социальных инвестиций на муниципальном уровне.
Результаты исследования
Особенности инвестирования в социальную сферу муниципальных образований обусловлены, прежде всего, сущностью данной сферы и спецификой выполняемых ею функций. С позиций структурно-функционального подхода социальная сфера раскрывается в двух основных плоскостях - через взаимодействие людей с природой, экономикой и отношения с обществом, друг с другом. Первая в этом смысле охватывает «рукотворную природу», непроизводственную сферу, социальную инфраструктуру, жилищные поселенческие и градообразующие комплексы, вторая, собственно, систему общественных отношений, социальных связей. Таким образом, опираясь на собственную инфраструктуру (жилье, учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта, службы занятости и т.д.), социальная сфера выполняет следующие основные функции:
- собственно социальную, т.е. функцию поддержания и развития человеческой общности;
- экономическую, так как в рамках данной сферы происходит распределение и потребление жизненных средств;
- функцию социализации, т.е. обеспечения взаимодействия личности и общества, передачи исторического опыта, традиций;
- гуманистическую функцию, т.е. обеспечение условий жизнедеятельности людей, достойного образа и качества жизни [2].
Инвестиции в социальную сферу муниципального образования представляют собой вложения в здравоохранение, просвещение и образование, благоустройство и озеленение, развитие физкультуры и спорта, организацию молодежного досуга, реализацию различных социальных программ и т.д.[6].
Такие инвестиции нацелены, прежде всего, не на экономический эффект в виде дохода, прибыли инвесторов, а на достижение социального результата, который, в конечном итоге, выражается в улучшении качества жизни населения муниципального образования. Эта особенность накладывает определенную специфику на методы обоснования и реализации инвестиционных проектов.
При этом субъектами социальных инвестиций выступают органы власти, государственные и муниципальные предприятия, российские и иностранные частные коммерческие и некоммерческие организации, физические лица. Для местной власти целями социальных инвестиций могут быть повышение уровня (качества) жизни и уровня доходов населения одновременно, для коммерческих структур, иностранных инвесторов и физических лиц - прибыль, для некоммерческих организаций - повышение уровня и качества жизни посредством удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей.
Основные направления обеспечения социальных инвестиций на муниципальном уровне, как правило, представлены в концепциях социально-экономического развития территорий. Так, в основу концепции развития города Белгорода положена стратегическая цель - улучшение качества жизни населения. Одним из важнейших стратегических направлений в деятельности органов местного самоуправления города выступают инвестиции в человеческий капитал. Данное направление реализуется посредством следующих мероприятий:
- улучшение демографической ситуации путем осуществления мер по снижению заболеваемости и смертности, создания предпосылок для стабилизации и увеличения рождаемости и продолжительности жизни населения, охраны материнства и детства;
- сохранение и укрепление здоровья жителей города;
- создание условий для реализации каждой семьей права на благоустроенное жилье за счет развития индивидуального жилищного строительства, системы ипотечного кредитования, строительства социального жилья, реконструкции общежитий в благоустроенное жильё, сноса ветхого и аварийного жилья;
- обеспечение доступности качественного образования для широких слоев населения на всех ступенях образовательного процесса путем создания в каждом микрорайоне города полного комплекса образовательных услуг (дошкольное, начальное, основное, среднее, дополнительное образование, в том числе профильное и углубленное изучение отдельных предметов) с одновременным развитием материально-технической базы учреждений образования;
- повышение степени социальной защищенности населения путем реализации городских программ поддержки инвалидов, одиноких престарелых граждан, детей-сирот, многодетных семей, а также лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- развитие духовного потенциала подрастающего поколения через обеспечение многообразия и высокого качества культурно-образовательной и просветительской деятельности, формирование нравственных идеалов и чувства патриотизма;
- удовлетворение культурных запросов населения за счет устранения диспропорции в размещении объектов культуры на территории города и их материально-технического переоснащения;
- повышение уровня общественной безопасности, в том числе экологической, обеспечение необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов горожан;
- обеспечение занятости населения и формирование эффективного рынка труда;
- развитие социального партнерства в части увеличения минимальной оплаты труда в производственной сфере и расширения работодателями предоставления дополнительных социальных гарантий трудящимся при обязательном соблюдении норм правового поля в трудовых отношениях [5].
Важным итогом деятельности органов местного самоуправления города за период с 2007 по 2010 год, несомненно, является и положительная динамика демографических процессов. Достигнуто высокое значение показателя естественного прироста населения, на тысячу человек населения: по сравнению с данными за 2007 год (-2,3) показатель вырос на 2 пункта и достиг значения -0,3. Ожидаемая продолжительность жизни в городе достигла 71,8 года, что на 2,7 года больше, чем на старте реализации Стратегии (в 2006 году она составляла 69,1 года) [5].
Несмотря на пройденный кризис, ни один социальный проект не был приостановлен. Перед жителями выполнялись все взятые обязательства: вовремя и в полном объёме выплачивались пенсии и пособия, заработная плата. Строились и ремонтировались школы, больницы, объекты культуры. И хотя в 2010 году доходы городского бюджета по сравнению с 2009 годом снизились на 3,9 %, он сохранил свою социальную направленность - объём расходов на социально-культурную сферу составил в 2010 году 69 % при аналогичном показателе 2009 года - 65 % [5].
Достижения в социальной сфере характеризуются снижением доли малообеспеченных граждан (10,2 %) почти до уровня ожидаемого результата (10 %), а также увеличением бюджетообеспеченности на одного жителя до 20 тысяч 200 рублей, что на 1,5 % выше ожидаемого значения данного показателя. Среднемесячная заработная плата горожан по сравнению с 2007 годом увеличилась на 51 % и достигла 19 тысяч 200 рублей [5].
По итогам 9 месяцев 2011 года сумма инвестиций в основной капитал по городу Белгороду составила 21688,5 млн рублей. При этом из федерального бюджета было выделено 1446,4 млн руб., из бюджета Белгородской области - 9173,9 млн руб., из внебюджетных фондов - 217,3 млн рублей. Из муниципального бюджета на строительство, реконструкцию, модернизацию и техническое оснащение объектов коммунального хозяйства и социальной сферы направлено 548,4 млн рублей [3].
На объектах строительства и реконструкции МУ «Управление капитального строительства администрации г. Белгорода» и ГУ «Управление капитального строительства администрации Белгородской области» освоено 1280,8 млн руб., из них на строительстве объектов коммунального хозяйства - 395,2 млн руб., объектов здравоохранения - 447,6 млн руб., культуры - 99,3 млн руб., образования - 266,4 млн рублей [3].
Для любого проекта эффективность выражается отношением полученного результата к произведенным затратам. Экономическая эффективность как конечный результат хозяйственной деятельности может характеризоваться стоимостными или натуральными показателями. Применительно к социальным инвестициям экономическая эффективность отражает только одну часть общих показателей эффективности. Другую часть отражают показатели социальной эффективности социальных инвестиций.
Оценка эффективности при обосновании инвестиционных проектов в социальной сфере предполагает не только определение состава и размера затрат и круга последствий, результатов, к которым они приводят, но и решения задачи сопоставления показателей, имеющих различное измерение (например, стоимостное и натуральное).
Понятие социальной эффективности включает:
- эффект длительного воздействия на состояние людей (совершенствование здравоохранения, образования, культуры, борьбы с загрязнением окружающей среды);
- эффект длительного воздействия на уровень жизни (совершенствование жилищных условий, увеличение уровня доходов населения, улучшение экономической обстановки и т.п.);
- экономия времени, связанная с совершенствованием инфраструктуры;
- эффективность, связанная со стоимостью человеческой жизни и ее ценностью [1].
В методологии управления социальной сферы выделяется четыре основных показателя эффективности социального инвестирования. К которым относятся:
- социальный эффект, характеризующий степень удовлетворенности населения качеством жизни;
- социальная эффективность - показатель, определяющий повышение уровня жизни людей;
- социально-экономическая эффективность - показатель, дающий представление об экономической эффективности инвестиционных вложений в социальную сферу с учетом достигнутого социального эффекта;
- экономическая эффективность - показатель, отражающий экономическую эффективность проекта на основе соотношения результатов к затратам [1].
Процесс формирования условий для успешного обеспечения социальных инвестиций в процессе социально-экономического развития муниципального образования может быть описан с помощью модифицированной схемы его четырехэтапного реформирования. На каждом этапе должны быть созданы условия, необходимые для повышения инвестиционной активности муниципалитета.
Первый этап. Преодоление недооценки перспектив экономического развития муниципального образования отечественными и иностранными инвесторами. Такая ситуация возникает в случае, когда власти муниципального образования уделяют недостаточно внимания пропаганде его достижений и возможностей.
Второй этап. Повышение привлекательности муниципального образования за счет реализации местных программ реформирования, за счет: проведения мер по минимизации бюджетных расходов и предоставлению на этой основе гарантий местной администрации выгодным инвесторам; анализа структуры хозяйственного комплекса муниципального образования и выделение в нем экономически полезных (производящих положительную добавленную стоимость) и экономически вредных (производящих отрицательную добавленную стоимость) предприятий с целью последующего принятия мер по реструктуризации или ликвидации последних; анализа сильных и слабых сторон хозяйственного комплекса муниципального образования, а также возможностей и угроз его развитию, создаваемых внешней средой (SWOT-анализ); осуществления мер по повышению информационной прозрачности муниципального образования для деловых партнеров, заинтересованных предприятий и инвесторов; ускорения подготовки и переподготовки управленческих кадров для муниципального образования в соответствии с требованиями изменяющейся внешней среды.
Третий этап. Улучшение условий для развития муниципального образования за счет формирования взаимовыгодных экономических связей с другими муниципальными образованиями и регионами России, странами СНГ и дальнего зарубежья.
Четвертый этап. Оптимизация бюджетной системы муниципального образования и формирование механизмов привлечения средств на инфраструктурные проекты с помощью инструментов денежного рынка.
Развитие инфраструктуры муниципального образования значительно повышает его привлекательность для инвесторов и создает основу для притока в него денежных средств и бизнес-проектов и, как следствие, устойчивого роста доходов населения и местного бюджета.
С целью совершенствования обеспечения социальных инвестиций в муниципальном образовании в рамках научно-методического обеспечения следует разработать алгоритм выбора решений по управлению социальными инвестициями. Под таким алгоритмом следует понимать состав и последовательность действий, направленных на повышение уровня управляемости социальными инвестициями со стороны органов местного самоуправления.
Алгоритм предполагает выбор и реализацию следующих решений по совершенствованию управления социальными инвестициями.
Первый блок решений предусматривает совершенствование реализации функции планирования путем принятия стратегии развития муниципального образования.
Второй блок решений предусматривает совершенствование реализации функции регулирования и мотивации путем использования инструментов и методов управления социальными инвестициями, предусмотренных законодательством.
Третий блок решений предусматривает совершенствование реализации функций управления социальными инвестициями посредством учета тенденций саморазвития муниципального образования и устранения недостатков организационной структуры органов местного самоуправления и несогласованности нормативных актов.
Четвертый блок решений предусматривает совершенствование реализации функций управления социальными инвестициями путем реализации мероприятий по управлению инвестиционными проектами и активизации использования методов прямого участия.
Заключение
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие рекомендации в адрес администраций муниципальных образований:
- создать условия для развития муниципального образования за счет формирования взаимовыгодных экономических связей с другими муниципальными образованиями и регионами России, странами СНГ и дальнего зарубежья;
- обеспечить повышение информационной прозрачности муниципального образования для деловых партнеров, заинтересованных предприятий и инвесторов;
- обеспечить ускорение подготовки и переподготовки управленческих кадров для муниципального образования в соответствии с требованиями изменяющейся внешней среды;
- обеспечить развитие инфраструктуры муниципального образования, что значительно повысит его привлекательность для инвесторов и создаст основу для притока в него денежных средств и бизнес-проектов и, как следствие, устойчивого роста доходов населения и местного бюджета;
- разработать муниципальную целевую программу обеспечения социальных инвестиций;
- обеспечить реализацию комплекса мероприятий по муниципальному маркетингу, направленных на рост информированности внешних инвесторов об инвестиционной привлекательности муниципального образования;
- организовать формирование в структуре органов местного самоуправления всех необходимых органов управления инвестициями на основе структурно-функционально-целевого метода построения систем управления;
- обеспечить использование органами местного самоуправления методики оценки инвестиционных проектов, ориентированной на социально-экономическое развитие муниципального образования и полнее учитывающей в своих показателях (прежде всего, в уточненном показателе общественной эффективности).
Рецензенты:
- Ломовцева Ольга Алексеевна, д.э.н., профессор, заведующая кафедрой менеджмента организации, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.
- Колесников Андрей Викторович, д.э.н., профессор, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО БелГСХА им. В. Я. Горина, Белгородская обл., п. Майский.