Сегодня азиатское «экономическое чудо» является реальностью и слагается из цепочки национальных достижений - «южнокорейского экономического чуда», «сингапурского», «китайского», которые в той или иной степени повторяют «японское чудо». Сингапур после обретения независимости (1965 г.) стал интенсивно развиваться, используя географическое преимущество своего расположения на оживленных морских торговых путях. В кратчайшие сроки была создана многоотраслевая индустрия; было введено свыше 1,5 тысячи современных предприятий. Наиболее крупной промышленной зоной является Джуронг.
Уникальный опыт и социально-экономический прогресс Малайзии может быть использован странами СНГ, и в частности Казахстаном, для решения проблем переходного периода. Если в начале 70-х гг. больше 80% малазийского экспорта составляли сырьевые товары - олово, каучук и нефтепродукты, то к 1992 г. почти 70% вывоза из страны приходилось на готовые промышленные изделия. Страна в настоящее время стала одним из крупнейших производителей микроплат, процессоров и других компонентов для электронной промышленности, а по производству интегральных схем входит в число трех стран-лидеров отрасли. В среднем за 80-90-е годы темпы экономического роста составляли 8,9% и были одними из самых высоких не только в регионе (где на первом месте по этому показателю оказался Сингапур), но и в мире.
Достижения Малайзии - результат последовательного применения курса на диверсификацию производства, создания многоотраслевой структуры экономики с широким применением сборочных технологий. Последовательно продвигаться вперед на основных направлениях помогает правительству «плавающее» планирование. Преимущественное развитие получила авиация, авиакосмическая промышленность. Одним из технологических проектов Малайзии является «Суперкоридор мультимедиа», предусматривающий создание в Куала-Лумпуре промышленно-исследовательского комплекса из сотен предприятий и лабораторий, включающих «Силиконовую долину», где будут заниматься программным обеспечением, мультимедийными разработками, исследованиями, коммуникациями. Мультимедийный проект станет основой национального развития страны.
Подъем экономики Тайваня начался с импорта японских технологий, рабочей силы ее электронным компаниям и в настоящее время. Тайвань стал мировым лидером по производству и экспорту высокотехнологического оборудования. В Тайванской экономической модели синтезированы наиболее сильные современные подходы с многообразием конфуцианской традиций. Деятельность государства направлена на ускорение научно-технического прогресса. Построен и оснащен индустриальный парк Синчу - аналог американской «Силиконовой долины», где занимаются разработкой новых технологий.
Модернизация стран ЮВА в 70-80-е годы XX столетия способствовала росту экономики, социально-политической зрелости интеллигенции, ориентации ее на решение актуальных проблем. В 60-е годы был существенный разрыв в научно-техническом потенциале развитых и развивающихся стран. По данным за 60-70-е годы, ежегодные расходы на научные исследования составляли в развивающихся странах 830 млн долларов, а в развитых - 31,8 млрд долларов. На 100 тысяч жителей США приходилось в середине 60-х годов 700 специалистов, работающих в исследовательских учреждениях, в Азии - 16.
НИС взяли на вооружение «стратегию преследования», предусматривающую использование новейших технологий. Развитие стран ЮВА служит наглядным подтверждением теории длинных волн Н.Д. Кондратьева, согласно которой научно-техническое развитие происходит волнообразно с циклами протяженностью примерно в 50 лет. Страны ЮВА использовали достижения четвертой волны и «встраиваются» в новую пятую волну научно-технического прогресса.
Ускоренное развитие экономики, научно-технического потенциала в 60-70-е годы способствовало развитию информационно-коммуникационных технологий, повышению жизненного уровня населения. За этот период годовой доход на душу населения в НИС вырос в 4 раза. Особенности исторического развития каждой страны ЮВА наложили свой отпечаток на содержание и функционирование СМИ, на общественное сознание. Расширению политического кругозора населения государств способствуют СМИ, которые ведут политическую пропаганду, распространяют официальную идеологию, разъясняют государственные планы.
Одним из факторов динамичного развития Юго-Восточной Азии является взвешенная политика правительств, согласованное стремление к единым целям, идеалам, что также восходит к трактовке Конфуцием задач управления народом. Сложившаяся в качестве основного элемента восточных обществ система корпораций наподобие традиционных общин гармонично вписалась в уклад многих стран ЮВА. Высокоразвитое чувство долга, ответственности, бережливость, высокая культура труда и уважение к собственности в сочетании с социальной дисциплиной, которые сформировались под влиянием этико-религиозного учения Конфуция, - важные составляющие стабилизации экономических успехов и развертывания научно-технического потенциала. В этом убеждают современные темпы развития стран конфуцианского культурного круга от Сингапура, Гонконга, Тайваня до Кореи и Китая.
Для понимания успеха «азиатских тигров» недостаточно учитывать только экономические и технологические факторы, необходимо понимание духовных и культурных традиций, исторического опыта стран ЮВА [2]. Азиатская культурная идентичность специфична, что позволяет говорить об уникальности всего региона, исторически сложившегося на пересечении многих мировых путей, миграционных потоков, коммуникационных магистралей, испытавшего разнообразные культурные влияния. Государство основывается на доминирующей этнической группе в центре, но оно также включает этнические меньшинства, составляющие значительную часть населения страны. При всей пестроте религиозно-культурных традиций, сыгравших немалую роль и оказывающих порой существенное воздействие на характер общества в ЮВА, наблюдается общий для всех стран региона первичный религиозно-цивилизационный фундамент, который определяет характер общества, образ жизни людей. Со временем на этот фундамент стал накладываться другой цивилизационный пласт - ислам, который в отличие от индуизма социально активен, но, попав в страны Юго-Восточной Азии в результате «культурной диффузии», не стал подавляющей культурной силой и не породил религиозного фанатизма. Появившись в ЮВА сравнительно поздно, ислам начал завоевывать политические позиции в XV веке. Например, в Малайзии ислам является государственной религией, в Индонезии 90% населения - мусульмане, на юге Филиппин мусульманское меньшинство населения выступает за создание отдельного государства и т.д. К числу религиозно-культурных традиций, относится католицизм, который за три-четыре века проникновения в Азию и деятельности миссионеров стал фактически господствующим; на Филиппинах, например, 87% населения католики [3].
Анализ культурно-религиозных особенностей стран ЮВА в комплексе социально-экономических и политических проблем важен в том плане, что он учитывает то особое измерение, которое в жизнь общества приносит культура, а именно осуществляемая в ней связь настоящего с прошлым и будущим, в развитии современных духовных процессов. В странах ЮВА коммуникационные модели основываются на философских теориях, на религиозных концепциях, или на том и другом. Религиозно-философские системы во многом повлияли на духовную жизнь ЮВА. Коммуникация здесь является основой социального прогресса, она подвержена влиянию со стороны философских основ, культурных традиций, ценностей общества.
Региональный экономический подъем во многом связан с особым отношением в ЮВА к образованию и подготовке национальных научных кадров. Численность студентов в системе высшего образования увеличилась до 18 млн в 1991 г. [4]. Причем правительства ряда стран Азии придают большое значение созданию сети информационных центров с современным техническим оснащением [5]. Для подготовки специалистов в области радиовещания и телевидения был открыт в Куала-Лумпуре (Малайзия) Азиатский институт развития вещания, который готовит кадры в области вещания, электронных СМК. АИР представляет радиотелевизионный комплекс, снабженный современной аппаратурой, который существует на средства Фонда Ф. Эберта (Германия), а также на ассигнования австралийского, бельгийского и других правительств. Результатом стало создание в 1971 году Азиатского медиаинформационного и коммуникационного центра (AMIC). Главный центр массовой коммуникации, основанный как неправительственная организация в Сингапуре, сотрудничает с государствами, национальными органами, работает в тесном взаимодействии с 49 партнерскими институтами и международными организациями. Задача AMIC - способствовать информационному обеспечению социально-экономического прогресса, содействовать изучению и исследованию СМК в Азии. Центр организует семинары, конференции по обмену опытом, выпускает специальную литературу, учебники, периодические издания, в частности «Медиа Эйша» (Media Asia), «Азиатский журнал коммуникации» (Asian Journal of Communication), «Азиатский массово-коммуникационный бюллетень» (АМСВ) и другие.
Азиатский вещательный союз, состоящий из 70 членов, куда входят 46 стран, способствует сбору, распространению информации, обмену новостями, координирует освещение крупных событий с помощью спутников связи, проводит конференции, семинары, издает журналы, бюллетени и т.д. [6]. Другой важный Азиатский центр «Фридом форум» расположен в Гонконге. Центр спонсирует проведение семинаров, поддерживает журналистскую библиотеку с компьютерным использованием баз данных. Основная деятельность таких центров - проведение межрегиональных конференций и семинаров по актуальной проблематике: «Азия от информационно бедной - к информационно богатой: стратегия XXI века»; «Новые медиа и изучение технологий в Азии»; «Азиатская коммуникация: следующие 25 лет»; «Свобода прессы и профессиональные стандарты в Азии»; «Образовательная технология 2000»; «Коммуникация, культура и развитие»; «СМК и права человека»; «Телевизионное развитие в АТР»; «Коммуникационное образование и потребности СМК» и др.
Сотрудничество в сфере коммуникаций на региональном уровне базируется на общих принципах, разделяемых большинством стран ЮВА, - это прежде всего государственный контроль вещательных организаций в регионе. Некоторым странам предстоит либерализация законов относительно приема спутниковых каналов, создание коммуникационных конгломератов, в которые объединяются мощные компании региона, образующие транстихоокеанские спутниковые маршруты. Предпочтение отдается кабельно-спутниковым системам, более доступным для контроля. Разрабатываются общие подходы по выработке «вещательного иммунитета» по отношению к западному информационному потоку, к западным стандартам вещания. Приоритетная поддержка у местных, региональных и общенациональных программ, особенно культурно-просветительных и образовательных.
На пороге 3-го тысячелетия формируется новая коммуникационная среда, создаваемая с помощью новейших информационных технологий. Во многих странах положение дел в информационной индустрии оказалось решающим для экономического развития. Страны Юго-Восточной Азии продемонстрировали особенную восприимчивость к предложениям глобальной системы коммуникации. Согласно концепции «информационной экономики», распределение социальной власти в обществе все теснее связано с контролем над информационными ресурсами. В ряде государств ЮВА восточные традиции гармонично сочетались с наиболее важными элементами еврокапиталистической структуры, что и создало «феномен синтеза», который в настоящее время является определяющей характеристикой стран данного региона. Бум компьютерной индустрии способствовал становлению не только собственной электронной промышленности, но и эффективной сети компьютерной связи в банковской, образовательной сферах, в межрегиональной телекоммуникации. Информационный рынок Интернета огромен; его эффективность обусловлена низкими затратами на эксплуатацию, несмотря на высокую стоимость оборудования Сети. Пользователи Сети, требующие улучшения и расширения программного обеспечения, также содействуют росту экономики коммуникации [7]. С последней связано согласованное функционирование разных отраслей производства, транспорта, финансов, а также многообразных видов развлечения, отдыха, туризма, образования и т.д. Границы между отраслями индустрии становятся относительными, виртуальная реальность замещает реальную, изменяя и преображая жизнь миллиардов людей. Из почти 6 млрд населения планеты около 3 млрд, или 60%, проживает в Азии, причем 45% сосредоточены в восточной и юго-восточной ее части [8].
«Коммуникационный бум» породил новые виды вещания. Так, цифровое ТВ в сочетании с волоконно-оптическим кабелем позволит создавать системы на 500 и более интерактивных каналов [9]. По подсчетам, в мире 4-5 млрд человек ежедневно смотрят телевизионные передачи. В начале 80-х годов телевидение существовало в 137 странах мира, в конце 80-х годов практически в каждой стране. На Азию приходится 30% мирового парка телеприемников. В Японии 83,5% населения имеет видеомагнитофоны, 10% - лазерные диски [10]. Число стран Азиатского региона, охваченных регулярным теле- и радиовещанием, постоянно увеличивается, переходя из разряда потенциальных потребителей рынка СМК в категорию «растущих». Например, в середине 70-х годов таких стран было 30, к 90-м годам их стало 43. По оценкам западных специалистов, изменения в сфере информации Китая были настолько серьезными, что их можно сравнить с революцией. Но уже сейчас КНР занимает первое место в мире по производству телевизоров. За последние десять лет в Китае количество телевизионных каналов увеличилось с 32 до 600. Китайский коммерческий ТВ-рынок постепенно набирает обороты, предвещая стать наибольшим в мире. Несмотря на финансовый кризис и разрушительное наводнение 1998 года, Китай сохраняет высокие темпы народнохозяйственного развития, планируя экономический рост в размере 8% ежегодно. В Китае к среднему классу можно отнести 83 млн человек, заработная плата которых эквивалентна получающим от 10 до 40 тысяч долларов в год в промышленно развитых странах.
«Столица азиатского капитализма», Гонконг, 1 июля 1997 г. получила статус специального административного района КНР. Гонконг в силу своего положения всегда был идеальным местом для контактов с мировым бизнесом. Город-порт обладает 60 млрд долларов валютных резервов, через него в Китай поступает 60% иностранных инвестиций. К активным растущим рынкам СМК, по классификации «Уолтер Томпсон», относится Тайвань, одним из приоритетных направлений государственной политики которого было «сделать богатым народ», в отличие от Южной Кореи, где действовал принцип «сделать мощным государство». Чем богаче каждый житель страны, считают в Тайване, тем богаче сама страна.
Расширение информационного рынка в настоящее время связано с увеличением числа спутников, поставляющих информацию как глобального, так и локального масштаба. Эра спутниковой коммуникации началась с 6 апреля 1965 г. запуском спутника «Early Bird», позже названного «ИНТЕЛ САТ». К концу 1967 г. на орбите находилось уже четыре спутника Международной телекоммуникационной спутниковой организации. В настоящее время «ИНТЕЛ САТ» представляет собой глобальную систему из 19 действующих спутников [11]. По спутниковому телевидению передается сейчас в мире свыше 300 программ. Спутниковое ТВ можно отнести к разряду большого бизнеса. Возрастающий спрос на телекоммуникационные каналы привел к тому, что начиная с 1965 г. на орбиту введены сотни спутников связи. В настоящее время спутники телевещания стали в миллион раз мощнее. Обладание современным спутниковым ТВ считается уже неотъемлемым атрибутом великой державы.
Экономическая политика стран Азиатско-Тихоокеанского региона стимулировала развитие коммуникационного сектора. Экономическое процветание побуждает увеличивать потребительские расходы и, следовательно, спрос на коммуникационные товары. Растущее производство и увеличивающийся спрос нуждаются в усилении рекламной деятельности, которая в свою очередь гарантирует существенные доходы средствам коммуникации. Все это создает благоприятные условия для собственных инвестиций в новые коммуникационные технологии, для международных капиталовложений и сотрудничества, а также для расширения коммуникационных систем. Эффективность производства электроники в странах ЮВА так высока, что Японии выгодно перенести в эти страны основные мощности компаний, занятых в этой сфере. Согласно подсчетам японской Ассоциации развития электронной промышленности, к началу следующего столетия общая стоимость произведенных в странах ЮВА электронных товаров достигнет 213,9 млрд долларов. Создавая новые эфирные и спутниковые каналы, азиатские телевизионные предприниматели ищут партнеров и не только в странах Азии. Тенденции переноса производства в другие страны характерны для мировой практики, причем в разных отраслях индустрии, например в автомобилестроении, в легкой промышленности.
Новые информационные технологии оказались тем решающим фактором, которой создал условия для развития региональной экономики, открыл новые горизонты сотрудничества на пересечении взаимосвязанных векторов - социальной инфраструктуры и индивидуального выбора, свободы предпринимательской деятельности и иностранных инвестиций в новую информационную среду. Экономический рост в ЮВА и индустриализация региона увеличивают темпы интеграции, и в частности в информационно-коммуникационной сфере. Развитие кабельного и спутникового вещания способствует глобализации информационных сетей в Азии.
Динамика развития стран ЮВА зависит от взаимодействия экономических, политических и культурных факторов, связанных с внутренними закономерностями этих стран и с внешними обстоятельствами, вызванными процессами информационной и экономической глобализации. И здесь важное значение приобретают новые информационные технологии, которые являются двигателем развития общества.
Рецензенты:
- Амирбекулы Е., д.э.н., профессор кафедры «Экономика», Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова, г. Алматы.
- Челекбай А.Д., д.э.н., профессор кафедры «Мировая экономика и МО» », Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова, г. Алматы.