В Федеральной целевой программе развития образования (далее ФЦПРО) на 2011-2015 годы, пришедшей на смену Национальному приоритетному проекту «Образование», впервые за постперестроечное время достаточно большое внимание уделено системе среднего профессионального образования [6]. В частности, при характеристике современного состояния образования указывается не только на значительное количество нерешенных проблем среднего профессионального образования, затрудняющих ее инновационное развитие, но и определяются конкретные шаги по изменению сложившегося положения. В результате поэтапной реализации ФЦПРО система среднего профессионального образования должна стать более привлекательной и для молодежи и для бизнеса, который, согласно идее разработчиков программы, будет активно участвовать в формировании заказа на специалистов определенного профиля и финансировать развитие тех или иных образовательных программ. Но без осмысления и учета тех факторов, которые привели к сегодняшнему положению СПО, на наш взгляд, невозможно двигаться вперед. Остановимся на основных положениях социальной политики в отношении среднего профессионального образования, которые на протяжении постперестроечного времени реализовывались в России.
Основными акторами социальной политики в сфере образования являются государство, бизнес и общество. Каждый из акторов имеет свои интересы в реализации социальной политики, каждый имеет определенные ресурсы влияния и продвижения собственных интересов. Применительно к системе образования, государство должно быть заинтересовано в образованных гражданах, хороших специалистах, имеющих прогрессивные взгляды и обладающие современными профессиональными компетенциями. С другой стороны, для воспитания и образования именно таких членов общества необходимы крупные финансовые средства, что для государства может представлять определенную трудность. Бизнес также, с одной стороны заинтересован в квалифицированных работниках, а с другой стороны, по российской традиции, предпочитает, чтобы государство взяло на себя это бремя - образование, только небольшое число бизнесменов ведут социально ориентированный бизнес, участвующий на равных в финансировании образования. Общество же, в основной своей массе, уже отошло от уравнительной психологии, свойственной советскому обществу, но нести полную ответственность за свою жизнь еще не готово в силу объективных причин. Таким образом, в современной России наблюдаются противоречия, которые нуждаются в скорейшем разрешении, и это может быть осуществлено только путем реализации продуманной и взвешенной социальной политики. Какие же существуют подходы к конструированию социальной политики?
В современной социальной политике России присутствуют элементы либерального, консервативного и социально-демократического типов социальной политики (Г.Х. Эспинг- Андерсен). Реализация либеральной политики в области образования, для которой характерно определение государством приоритетов развития и финансирования, до принятия Национального приоритетного проекта «Образование» проводилась по остаточному принципу. В настоящее время, несмотря на серьезные финансовые вливания в систему образования и декларативные заявления о создании равных возможностей для получения качественного образования, не все образовательные учреждения имеют равные финансовые возможности. Существует долгая процедура подачи документов для дополнительного финансирования. Для получения дополнительного финансирования в виде гранта образовательному учреждению необходимо собрать огромный пакет документов, пройти множество согласований. В ФЦПРО указывается на постепенное уменьшение затрат государства и возрастание денежных поступлений со стороны самих учебных заведений и заинтересованных в развитии конкретного учебного заведения (школа, колледж, вуз) бизнес структур [6].
Консервативный тип представлен разнообразными долгосрочными и краткосрочными кредитами на получение образования. Кредитование физических лиц на образование осуществляет банк, но получить его может только небольшая часть абитуриентов, чьи родители будут признаны платежеспособными. В России оплата за образование дифференцирована и зависит от многих факторов. Даже небольшую часть оплаты за обучение студента многим семьям вносить очень тяжело, а кредит на получение образования не достаточно распространен. Возможно, расширению этого типа социальной политики в России послужит введенная в 2006 году система материнского капитала, который может быть израсходован, в том числе и на оплату образования ребенка.
Социально-демократический тип предполагает предоставление стандартных денежных или натуральных пособий, или определенного набора услуг, стремление к уравнительному характеру помощи. Реализуется данный тип социальной политики через введение в 2009 году на территории страны Единого Государственного Экзамена как средства для «объективной оценки и искоренению коррупции при поступлении в ВУЗы»[2].
Согласимся с мнением Н. Е. Тихоновой и О. И. Шкаратана, которые утверждают, что в «России ныне можно выделить три подхода к социальной политике. Первый из них выражает ее модель, органичную для олигархического капитализма. Второй подход развивают сторонники административно-бюрократического капитализма, который придает большое значение гармонизации общественных отношений и учету интересов средних и низших слоев населения. Однако, по крайней мере, до последнего времени, он реализовывался только на региональном или муниципальном уровне. И, наконец, модель социальной политики, которая в общественном сознании можно охарактеризовать следующим образом: «Создать Россию без сверхбогатых и сверхбедных!»[4].
Итак, проанализировав различные взгляды на социальную политику, можно констатировать реализацию одновременно нескольких подходов, с большим преобладанием либерального типа социальной политики. Это означает, что РФ является социальным государством только декларативно. «Очевиден процесс десоциализации российского государства - сокращение обязательств перед нацией, уход их систем жизнеобеспечения всего населения в целом с возложением этих функций на рынок» [3]. И это притом, что большая часть населения, по данным ВЦИОМ, продолжает считать, что государство должно играть ведущую и доминирующую роль в реализации социальной политики. Образно это можно сформулировать так: «Государство отвечает за все»[1].
Практическая реализация социальной политики в области образования тесно связана с доступностью и качеством образовательной системы России вообще и регионов в частности. Уровень экономического развития регионов определяет возможность доступа населения к качественному образованию, финансирования всех структур образовательной системы. Регионам была дана свобода в определении вектора развития образования, но реальные финансовые возможности большей части регионов остались прежними, когда средние профессиональные учебные заведения, в основном, находились на федеральном или отраслевом финансировании.
Нами были проанализированы приоритеты в образовательной политике некоторых регионов России - тех, которые в 2011 году приняли программы развития среднего профессионального образования. Существуют региональные (республиканские), ведомственные и долгосрочные целевые программы развития среднего профессионального образования. Во всех без исключения региональных программах говорится об уменьшении привлекательности среднего профессионального образования, об оттоке потенциальных абитуриентов СРПО в вузы и отсутствии перспектив дальнейшего трудоустройства выпускников ссузов. Больше всего их в Поволжском Федеральном округе - Башкирия, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Кировская область, Самарская область. В программах отражено положение дел в СПО республики или области, обозначены приоритетные направления подготовки кадров исходя из потребностей экономики. Например, в Мордовии и Самарской области приоритетным является подготовка специалистов для сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции. В Татарстане давно и успешно развиваются учреждения СПО в составе промышленных групп-кластеров, развивается сеть негосударственных средних профессиональных заведений [6].
В Саратовской области нет ни региональной, ни ведомственной программ развития среднего профессионального образования, ее создание предполагается в 2011 году, тем не менее, в 2010/2011 году область принимала участие в реализации пилотного проекта по введению прикладного бакалавриата. Министр образования области отметил, что в области наблюдаются схожие для России проблемы: несбалансированность кадрового спроса экономики и предложений со стороны СПО; малая привлекательность техникумов и колледжей для выпускников и их родителей; невысокая доля внебюджетных доходов учреждений СПО в структуре их доходов [5]. Это последнее утверждение еще раз доказывает, что региональная власть предлагает средним профессиональным заведениям самостоятельно выживать и собственными силами проводить модернизацию СПО. Без модернизации, без улучшения материальной базы, переподготовки преподавательского состава и разработки и реализации профориентационных программ сложно представить дальнейшее развитие системы СПО, а учреждениям СПО быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг.
Подводя итоги анализу особенностей реализации социальной политики в области образования, отметим, что она только декларирует социальную направленность и заботу о равном доступе всех слоев населения к качественному образованию, дающему в будущем возможность самореализации. С одной стороны, в 2011году была принята Федеральная целевая программа развития образования, направленная на расширение доступа всех слоев российской молодежи к качественному образованию. В программе уделялось большое внимание и среднему профессиональному образованию, обозначились пути его сохранения и развития. С другой стороны, государство вынесло на обсуждение новый проект Закона «Об образовании», в котором будет дан старт на изменение не только образовательного стандарта, но и изменение форм собственности учебных заведений. Эти изменения, на наш взгляд, могут привести к последствиям, которые в настоящее время трудно прогнозировать. Российская образовательная система переживает период очередного реформирования, в результате которого некоторые образовательные учреждения исчезнут, и это провозглашается велением времени, но, к сожалению, за реформами не видно конкретных людей. В нашем случае определенной части юношей и девушек, для которых СПО - единственная возможность получить образование, определить вектор жизненного пути и быть конкурентоспособными на современном рынке труда.
Рецензенты:
- Антонова О. Г., д.соц.н., профессор, заместитель директора по науке Института социального образования (филиал) РГСУ в г. Саратове.
- Федюнина С. М., д.с.н., профессор кафедры социальных коммуникаций Поволжского института имени П. А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и Государственной службы при Президенте РФ, г. Саратов.