Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DEVELOPMENT OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS IN REGION

Zheleznyakov S.S. 1
1 FGBOU VPО «Southwest state university»
In article the analysis of social and economic development municipal education of Kursk area is presented. Development of small and average business creates favorable conditions for economy improvement. The great value has ability of small enterprises to expand a work sphere of application, to create new possibilities not only for employment, but first of all for enterprise activity of the population, expansion of its creative power and use of free capacities. The decision of the basic strategic problem of the Russian economy - doubling of a total internal product is impossible without increase in it of a share having on small and average business. Law is that: the more in the industry of Kursk area, agriculture and innovative sphere, the contribution of this sector to a total internal product and above rates of economic growth of region there is more than effectively working competitive small and average enterprises. In this connection regulation of small and average business both on federal, and on regional levels. In article problems in developments of small and average business in area are allocated and directions of increase of business activity in region are defined.
municipal unions.
development
small and average business
differentiation
region

Усиливающиеся диспропорции социально-экономического развития Курской области обусловлены, прежде всего, следующими проблемами: процессом урбанизации (таблица 1); отсутствием новых рабочих мест, требующих высокой квалификации; диспропорциями системы начального и среднего профессионального образования; нарастанием дефицита высокопрофессиональных кадров рабочей специальности; старением населения, выбытием трудовых ресурсов и ростом бюджетной нагрузки; усиливающейся разницей в доходах населения Курской области [2]. Одной из ключевых проблем является процесс урбанизации Курской области. Отток населения из сельской местности принимает угрожающий характер. У большинства районов наблюдается тенденция увеличения удельного веса собственных доходов в общем объёме бюджета. Это происходит по ряду различных причин. Так, например, в Конышёвском районе Курской области доля собственных доходов в общем объеме бюджета ежегодно увеличивается в связи с увеличением доходной базы по налогу на доходы физических лиц и земельного налога, проводимой администрацией района работой с плательщиками по полному и своевременному перечислению налогов, зачисляемых в местный бюджет.

Таблица 1. Процесс урбанизации (численность населения, тыс.чел.) (в сравнении с Белгородской областью)

 

Курская область

Белгородская область

 

2009

2010

2011

2009

2010

2011

Численность населения на начало года

 

 

 

 

 

 

все население

1155,417

1148,610

1125071

1529,356

1532,353

1535,508

в том числе:

 

 

 

 

 

 

городское население

735,101

743,614

742032

1009,569

1013,907

1020,087

сельское население

413,385

404,996

389,970

519,787

518,446

515,421

В общей численности
населения, процентов

 

 

 

 

 

 

городское

64,2

64,7

64,2

66

66,2

66,5

сельское

35,8

35,3

34.7

34

33,8

33,5

Созданы и работают межведомственная комиссия по социально-экономическим вопросам Конышевского района и рабочая группа по проведению мониторинга социально-экономической ситуации на территории района.

В Мантуровском районе также доля собственных доходов в общем объеме доходов ежегодно увеличивается за счет увеличения налогооблагаемой базы, поступления налогов НДФЛ, налога на имущество физических лиц, а также в связи с заключением договоров аренды на землю и продажи муниципального имущества земельных участков (в связи со строительством нефтеперерабатывающего завода). В этом районе в рамках федеральной программы «Социальное развитие села» по канадской технологии за короткое время построен агрогородок - дома коттеджного типа.

Проанализировав показатели удельного веса районов в областных показателях, можно сделать следующие выводы:

  • по объёму инвестиций в основной капитал, по объёму предоставляемых услуг населению, а также по объёму строительства первое место занимает Курчатовский район, и это заметно отразилось на показателе доли собственных средств в общем объёме бюджета (Курчатовский район занимает первое место);
  • по производству скота и птицы лидируют Курский, Железногорский, Беловский и Глушковский районы; эти показатели имеют важное значение, так как в настоящий момент в Курской области происходит снижение уровня животноводства в целом, поэтому правительство региона должно учитывать это и содействовать тем субъектам, которые активно участвуют в развитии данной отрасли сельского хозяйства;
  • по показателям валового сбора зерна самые высокие позиции занимают Беловский, Медвенский, Рыльский, Советский, Щигровский и Кореневский районы.

Наблюдается тенденция, что расходы на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования - самые высокие в тех муниципальных районах, в которых самый низкий уровень социально-экономического развития, например, в Поныровском, Хомутовском, Конышёвском районах. Поэтому логичным становится вопрос о том, стоит ли тратить столько бюджетных средств на административный аппарат, который работает не достаточно эффективно.

Проведённый анализ показал, что объёмы финансовой помощи не соответствуют показателям социально-экономического развития некоторых муниципальных образований. Районы, в которые идут большие объёмы средств, имеют не достаточно высокие показатели развития, это говорит о неэффективном использовании трансфертов. Поэтому необходимо совершенствование политики распределения денежных средств в бюджеты муниципальных образований.

Проблема, которая замедляет социально-экономическое развитие сельских поселений Курской области - это высокий уровень урбанизации, который обусловлен тем, что большая часть трудоспособного населения уезжает из сёл. Высокая степень миграции связана со слабо развитой инфраструктурой, отсутствием рабочих мест и рядом других факторов.

Трудоспособное работающее население сельских поселений может создать крепкий средний класс. Для этого необходимо развивать малый бизнес на территории сёл, стимулировать увеличение фермерских хозяйств, которые будут развивать территории сёл Курской области и составят стабильный источник поступления налогов в бюджет области.

Анализируя ситуацию в области развития малого и среднего бизнеса в Курской области, мы можем выделить следующие проблемы (рисунок 1): слабая ориентированность нормативной правовой базы на стимулирование развития малого предпринимательства, включая налоговое, трудовое, гражданское законодательство, иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации и деятельности субъектов малого бизнеса; недостаточное ресурсное обеспечение (финансовое и имущественное) субъектов МСП; наличие на практике административных барьеров во взаимоотношениях малого бизнеса и власти на всех уровнях, сдерживающих развитие МСП; недостаточный образовательный уровень руководителей и специалистов, работающих в малом бизнесе. Слабо реализуется потенциал высших учебных заведений в подготовке специалистов по характерным для МСП специальностям: маркетингу, менеджменту, коммерции и другим; социальная незащищенность наемных работников в сфере МСП, сохранение нарушений в трудовых отношениях работодателей с работающими по найму, вызывающими текучесть кадров в предпринимательской среде; недобросовестная конкуренция на товарных рынках по отношению к малым предприятиям.

Рисунок 1. Структура малых предприятий по видам экономической деятельности, % от общего количества

По примеру других областей ЦФО, которые уделяют большое внимание развитию малого бизнеса на территориях муниципальных районов, правительству Курской области необходимо реализовывать специальные программы по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Малое предпринимательство оказывает существенное влияние на состояние рынка труда. На малых предприятиях создаются рабочие места, способствующие сокращению безработицы.

Проанализируем слабые и сильные состояния малого и среднего бизнеса Курской области: сильные стороны - наличие базовой системы муниципальной поддержки малого бизнеса, финансирование, юридические и консультационные услуги, наличие развитой, дифференцированной системы малого бизнеса, высокая коммерческая активность населения; слабые стороны - трудности сбыта продукции на областном и федеральном уровне, обусловленные неприемлемыми условиями реализации товаров через розничную сеть магазинов, высокий уровень производственных затрат и себестоимости продукции, связанный с ростом тарифов на энергоносители, недостаточный технологический уровень большинства производств малого бизнеса и отсутствие его поддержки на региональном уровне, недостаток профессионально-квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров, отсутствие системы финансовой поддержки малого бизнеса, высокая изношенность основных фондов в малом бизнесе и низкая конкурентоспособность производимой продукции.

Анализируя положительный опыт политики развития малого и среднего бизнеса таких областей, как Воронежская, Смоленская, Белгородская и др., мы можем предложить следующие мероприятия для Курской области [3]: 1) предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на возмещение части затрат по уплате процентной ставки по кредитам, предоставляемым кредитными организациями; 2) предоставление субъектам малого предпринимательства, осуществляющим свою деятельность менее одного года, субсидий на создание собственного бизнеса; 3) предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на возмещение части затрат на технологическое присоединение к электрическим сетям (до 500 кВт); 4) предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на возмещение затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг); 5) предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на частичную компенсацию затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях.

Рецензенты:

  • Ходыревская В.Н., д.э.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курск.
  • Меньшикова М.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой маркетинга и управления персоналом ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курск.