Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Матвеева Т.В.

Необходимо отметить, что проблемы художественной культуры приобретают сегодня первостепенно, по существу, ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития. Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности - от основ материального производства и человеческих потребностей, в том числе продуктов дизайна, до величайших проявлений человеческого духа. Художественная культура, воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности - быт, досуг, область мышления, на образ жизни общества и личности. Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов (установки сознания, духовные потребности, ценности), влияющих на характер поведения, формы и стиль общения людей, ценности, нормы поведения.

Понятие «человек» и «культура» неразрывно связаны друг с другом. Почвоведение оперирует термином «гумус» (показатель плодородия почвы). В контексте взаимосвязи человека и культуры напрашивается метафорический вывод о том, что уровень «духовного плодородия» человека, его «духовного гумуса» в существенной степени определяется воздействием на него культуры, и в частности таких ее инструментариев, как воспитание, образование, развитие творческих задатков.

Реформа высшего образования, осуществляемая в настоящее время в России, направлена на его гуманитаризацию, что предполагает создание необходимых предпосылок для развития всех творческих способностей студентов: гармоническое развитие их интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств. Это прямо связано с реализацией задачи высшей школы - формирование личности, способной к творческой инновационной деятельности в любой сфере производства и управления, осознанно принимающей решения по всем важным вопросам.

В России профессия «дизайнер» получила официальное признание относительно недавно (существует около ста лет), поставив перед системой образования сложную задачу, создать перспективную модель специалиста, компетентного в области дизайна, специфическим мышлением способным к детерминации будущего, прогнозированием в области проектной деятельности, с возможностью принимать нестандартные решения. Как показывает педагогическая практика, этот перечень всех качеств дизайнера недостаточен, в нем не хватает главного компонента характеристики - «личности с высоким уровнем художественной культуры».

Напомним еще раз, что сущность гуманитаризации образования видится прежде всего в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Вуз призван выпустить специалиста, готового к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности. Если эта задача не будет решена, то, как писал русский философ Г.П. Федотов в 1938 г., ".. есть перспектива индустриальной, могущественной, но бездушной и бездуховной России.. Голая бездушная мощь - это самое последовательное выражение каиновой, проклятой Богом цивилизации".

Итак, главными направлениями реформы российского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба со сциентизмом, технократическим снобизмом, интеграция частных наук. При этом российская программа развития образования должна содержать механизмы, гарантирующие:

- единство федерального образовательного пространства;

- открытое восприятие и понимание всей палитры мирового культурно-исторического и образовательного опыта;

- приоритет фундаментальных прав и свобод личности;

- восстановление первичных духовно - нравственных идеалов, присущих преподаванию и исследованию.

Формирование культурной личности - первостепенная задача современного общества и образования в целом. К сожалению, как свидетельствует статистика, к началу ХХI века возникли предпосылки, ведущие к истощению общего культурного уровня населения планеты, в том числе и молодежи.

Ставя перед собой цель активизации развития дизайнерского мышления, необходимо определить какие именно качества необходимо развивать в ходе реального педагогического процесса, и в каком случае дизайнерское мышление будет считаться развитым. По результатам анализа критериев оценки компетентности специалиста, наиболее характерными чертами дизайнерского мышления являются: чувство целесообразности, проектная направленность, проблемность, владение системным способом мышления, владение логическими операциями, гибкость, оригинальность, наличие развитых фантазии, воображения, ассоциативности, интуиции, эмоциональности - все они входят в одно общее понятие «художественная культура дизайнера».