Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE ROLE OF EMPLOYERS IN THE PROCESS OF STUDENTS' PROFESSIONAL CAPACITIES DEVELOPMENT DURING EDUCATIONAL AND PRACTICAL TRAINING

Davydenko T.M. 1 Peresypkin A.P. 1 Verzunova L.V. 1
1 Belgorod state national research university
Improving of professional personnel training according to needs of the modern labour-market demands the enhancement of interaction of universities and employers. The article deals with the possibilities of social partnership "institute of higher education-enterprise" while developing professional capacities of students during educational and practical training. The article deals with the most widespread directions of cooperation among universities’ representatives and employers. It’s been defined that effectiveness of interrelationship is increasing due to a mechanism transforming partners-employers from the position of wingside spectators and consumers to the position of concerned participants of educational and innovative processes, assisting students in obtaining the complex of professional capacities. The article presents significant tasks facing the universities and employers consisting in formation of called for a labour-market professional capacities during educational and practical training, the experience of cooperation of Belgorod State University with employers is described.
improving of professional personnel training
professional capacities
educational and industrial practice
social partnership "institute of higher education-enterprise"
ways of improving interaction of universities and employers
Инновационная экономика, наука и образование определены главными приоритетами, обуславливающими национальную стратегию развития Российской Федерации на период до 2020 года [3]. При этом важнейшей  задачей системы образования является содействие формированию инновационного пути развития отечественной экономики, в том числе посредством качественной подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Для достижения данной цели необходимо совершенствовать систему управления образовательной деятельности вузов, ориентируя ее, прежде всего, на рынок и конечных потребителей предоставляемых образовательных услуг.

Основными внешними потребителями услуг высших учебных заведений являются работодатели (предприятия, организации, органы государственной власти и др.), которые принимают на работу выпускников вузов и ожидают от них владения комплексом профессиональных компетенций, соответствующих требованиям развития инновационной модели экономики и общества.

В последние годы в системе высшего профессионального образования России утвердилась образовательная парадигма, в рамках которой качество современного образования как результат оказания образовательной услуги определяется тем, насколько у выпускников вузов сформированы компетенции - способности выявлять связи между знаниями и ситуациями и применять усвоенные знания адекватно решаемым профессиональным проблемам. Компетентностная ориентация ФГОС ВПО нацеливает российские вузы на повышение мобильности и конкурентоспособности выпускников в рыночной среде и предполагает интенсификацию взаимодействия высших учебных заведений с работодателями, осуществляемом на основе Федерального закона от 01.12.2007 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» [5] и других нормативно-правовых документов.

Система высшего профессионального образования не может сегодня развиваться как замкнутая система. Вузы и работодатели - звенья одной цепи. Работодатели должны формулировать требования как к количеству (целевой заказ), так и к качеству подготовки профессиональных кадров, а вузы удовлетворять эти требования.

Однако, как показывают результаты мониторинга удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников национального исследовательского университета «БелГУ» [2] и других социологических исследований [4], многие работодатели, особенно в промышленности, отмечают низкий уровень специальной подготовки в вузах, жалуются на недостаток практических знаний и узкий профессиональный кругозор молодых специалистов.

Главная претензия работодателей к вузам - оторванность знаний, получаемых выпускниками, от практики, проявляющаяся в неумении обращаться с современным высокотехнологичным оборудованием,  в психологической неподготовленности к реалиям тяжелых трудовых будней, к руководству подчиненными, к нормам поведения в бизнес-среде. Выход из такой ситуации большинство работодателей видят в увеличении сроков и углублении содержания учебных и производственных практик, привлечении опытных специалистов-практиков к ведению занятий, усилении контроля за качеством образования, адаптации преподаваемых дисциплин к реальной жизни. Кроме того, как свидетельствуют итоги мониторинга удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников НИУ «БелГУ», треть опрошенных работодателей едины во мнении, что для повышения качества подготовки профессиональных кадров, в первую очередь, необходима организация практики в конкретных организациях (учреждениях), способных со временем стать базовыми для проведения практик различного вида.

В целом же, респонденты из числа потребителей образовательных услуг высших учебных заведений считают, что «проблема качественной подготовки специалистов обусловлена недостаточной эффективностью взаимодействия вуза с работодателями» [2]. В этой связи организация участия работодателей в подготовке профессиональных кадров приобретает в настоящее время особую значимость и становится объективно необходимым условием эффективного развития профессиональных компетенций студентов, отвечающих требованиям работодателей.

Решение этой ответственной задачи предполагает появление новых форм социального партнерства, новых правовых норм и новых типов договоров, которые бы при максимальном согласовании и реализации взаимных интересов содействовали вузам в подготовке специалистов, а предприятиям - в обеспечении своих кадровых потребностей.

Наиболее массовой моделью взаимодействия производителей и потребителей образовательных услуг является целевая подготовка профессиональных кадров, которая финансируется непосредственно будущим работодателем; в некоторых случаях работодатели и вузы совместно разрабатывают образовательные программы, нацеленные в приоритетном порядке на удовлетворение потребностей конкретного предприятия. Среди наиболее распространенных направлений совместной  деятельности представителей вузов и работодателей выделяются:

  • практическое обучение студентов на реальных рабочих местах;
  • расширение спектра образовательных услуг вузов, востребованных на рынке труда;
  • определение требований к качеству подготовки специалистов, в последнее время экспертиза основных образовательных программ, разработанных структурными подразделениями вузов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО на предмет включения в ООП дополнительных компетенций с учетом мнения ведущих региональных работодателей; разработка и рецензирование учебно-программной документации;
  • проведение представителями работодателей - специалистами-практиками - учебных занятий для студентов вузов, в том числе лекционных курсов, семинаров, мастер-классов,  деловых игр, практикумов и др.;
  • участие работодателей в итоговой государственной аттестации выпускников;
  • стажировка преподавателей на реальных рабочих местах;
  • повышение квалификации представителей работодателей в вузе;
  • участие работодателей в научно-практических конференциях, учебных проектах, научных сессиях, днях науки в вузах и т.д.;
  • проектная интеграция (совместные научные исследования, открытие базовых кафедр вуза на предприятиях работодателей, создание совместных малых наукоемких компаний и др.);
  • трудоустройство выпускников;
  • организация и совместное участие в региональных консультативных советах и объединениях с целью совершенствования содержания профессионального образования с учетом потребностей конкретных регионов и др.

Наиболее тесный и взаимопроникающий характер взаимодействие вузов и работодателей приобретает в процессе прохождения студентами различных практик, которые являются составными частями основных образовательных программ ВПО и представляют собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке студентов в условиях реальной профессиональной деятельности. Именно практики обеспечивают приобретение студентами первого профессионального опыта работы и, тем самым, выступают в качестве «ведущего фактора, обеспечивающего эффективное формирование высокого уровня профессиональной компетентности будущих специалистов» [1, с.6].

Соответственно, программы учебных, производственных и других практик, предусмотренных соответствующими ФГОС ВПО, должны ориентироваться на непрерывное повышение профессионального уровня развития студентов, прежде всего, посредством интеграции их теоретической и профессионально-практической, учебной и научно-исследовательской деятельности. Однако, как показывает опыт большинства российских вузов, уровень организации практик сегодня недостаточен для приобретения студентами реального опыта работы и продуктивного овладения ими профессионально-практическими умениями, производственными навыками и передовыми  методами труда. Причина такого положения дел - слабые, в подавляющем числе случаев, чисто формальные связи вузов с работодателями, а не взаимовыгодное партнерство в контексте развития национальной и региональной инновационных  систем.

Вузы и работодатели должны быть сегодня заинтересованы в создании системы, объединяющей их усилия по формированию профессиональных компетенций студентов в рамках различных практик в соответствии с требованиями существующего и прогнозируемого рынка труда. Однако работодатели, хотя и готовы объединить с вузами усилия по оптимизации связанных с практиками компонентов образовательных программ, ожидают предложений по конкретным формам взаимодействия от самих высших учебных заведений. Данное обстоятельство резко повышает роль выпускающих и профильных кафедр, осуществляющих организацию и учебно-методическое руководство конкретным видом практики по  направлениям (специальностям), в реализации социального партнерства вузов  с работодателями. Именно они становятся катализатором социального диалога с внешними потребителями образовательных услуг вуза и обеспечивают формирование и укрепление с ними партнерских отношений.

В целях повышения эффективности взаимодействия с предприятиями-работодателями выпускающим кафедрам вуза целесообразно разрабатывать взаимовыгодные программы сотрудничества и заключать соответствующие договоры. Уполномоченные представители предприятий на выпускающих кафедрах вуза могли бы составить основной пул экспертов из числа работодателей, привлекаемых на регулярной основе к экспертизе ООП на предмет актуальности состава заданных компетенций выпускника, к формированию содержания обучения в целом и к проектированию компетентностно-ориентированных рабочих программ практик в частности.

К числу значимых задач, стоящих перед вузами и работодателями, по формированию востребованных рынком труда профессиональных компетенций в условиях учебных и производственных практик, относятся:

  • сопряжение компетенций, осваиваемых в рамках ООП, и содержания практики; определение соответствия заданных компетенций видам профессиональной деятельности, выполняемым студентами на рабочих местах во время практик;
  • составление перечня профессиональных компетенций, которые будут приобретены или развиты студентами в процессе практики; максимальное сближение компетенций, осваиваемых при прохождении ООП, компетенциям, запрашиваемых конкретными работодателями - партнерами вуза;
  • согласование оптимальной совокупности педагогических и производственных условий эффективного формирования профессиональных компетенций студентов в процессе практик с учетом их индивидуальных творческих способностей, профессиональных интересов и перспектив;
  • получение вузами обратной связи от работодателей об уровнях сформированности профессиональных компетенций с целью последующей корректировки и совершенствования ООП, повышения эффективности программ обучения в вузе, в целом;
  • поиск новых форм учебных и производственных практик, обеспечивающих приобретение студентами значимого опыта практической деятельности и способствующих их гарантированному трудоустройству по специальности (например, путем чередования с теоретическими занятиями на протяжении всего учебного года; оформление практикантов на работу с  оплатой их труда; заказ на выполнение курсовых и дипломных проектов и др.);
  • стимулирование творческой активности и исследовательской деятельности студентов, создания для них ситуаций профессиональных проб и самотестирования для успешного овладения студентами технологиями самопродвижения и построения собственной  карьеры и др.

Социальный диалог и развиваемые на его основе партнерские связи вузов и работодателей являются действенным средством повышения качества высшего профессионального образования, создания дополнительных условий для формирования включенных в ООП компетенций, расширения и углубления практических знаний студентов, однако, наибольшую пользу для субъектов партнерства они могут дать, когда к кооперационным процессам присоединяются интеграционные. Ярким проявлениям такой динамики в НИУ «БелГУ» является сотрудничество выпускающих кафедр инженерно-физического и биолого-химического факультетов, а также ЦКП научным оборудованием «Диагностика структуры и свойств наноматериалов» с ЗАО «Опытно-экспериментальный завод «ВладМиВа» (г. Белгород), одним из якорных предприятий медико-биологического кластера Белгородской области. С 2010 г. на базе ЗАО «ОЭЗ ВладМиВа» функционирует междисциплинарная кафедра медико-технических систем БелГУ; реализуется комплексный проект «Создание производства биосовместимых композиционных и кальцийсодержащих остеопластических и лечебно-профилактических материалов для медицины» во исполнение Постановления Правительства РФ № 218 «О мерах государственной поддержки  развития кооперации российских высших учебных  заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства», в рамках которого объемы продаж инновационной продукции к концу 2013 г. должны составить 28 млн руб., а к 2017 году возрастут до 298 млн рублей; создано и динамично развивается совместное малое инновационное предприятие ООО «Наноапатит», специализирующееся на синтезе нанокристаллического гидроксилапатита (НГАП), используемого для производства ЗАО «ОЭЗ ВладМиВа» стоматологических препаратов нанофлюор, апексдент, фосфадент и др.

Подытоживая, можно констатировать, что эффективность взаимодействия вузов и работодателей в интересах повышения качества подготовки профессиональных кадров значительно возрастает, если высшим учебным заведениям удается осуществить перевод своих стратегических партнеров-работодателей из позиции сторонних наблюдателей и пассивных потребителей образовательных услуг в позицию заинтересованных участников образовательных и инновационных процессов, всемерно содействующих овладению студентами комплексом профессиональных компетенций, отвечающих требованиям современного рынка труда.

Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ на выполнение работ (проект №10.149.2011).

Рецензенты:

  • Ситникова М. И., д.п.н., начальник управления качества образования и методической работы Белгородского государственного национального исследовательского университета,  г. Белгород.
  • Игнатова И.Б., д.п.н., профессор, ректор Белгородского государственного института искусств и культуры, г. Белгород