Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INTEGRATION INTERACTIONS IN SYSTEM OF THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING OF REPUBLIC MORDOVIA

Moiseeva I.V. 1
1 Ogarev Mordovia State University
Influence of system of higher education on regional development represents only one of all set of difficult mutual relations of system of higher education with region. Its other party covers a wide range of questions of influence of a situation in region on higher school development. Now the tendency of integration interactions of high schools with subjects of educational space is traced. It is possible to allocate following forms of integration interaction at the Republic Mordovia higher school: the international integration; inter-regional integration; regional integration. For regional economy the form of regional integration promoting realization of continuous multistage preparation of experts for all spheres of ability to live of republic is defining. Practical realization of the given problem is possible at the effective organizational mechanism of management of integration complexes of the region, based on principles of state-private partnership
integration
higher education
high school
subjects of educational space of Republic Mordovia
the organizational-economic mechanism
state-private partnership
Введение. Высшее профессиональное образование - важнейший социально-государственный институт, выполняющий функцию подготовки молодого поколения к решению в будущем профессиональных задач в определенной области деятельности, предполагающий достаточно высокий уровень сформированности различных знаний и навыков, а также способности непрерывно их совершенствовать. Именно в сфере образования находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста Республики Мордовия в средней и долгосрочной перспективе. Причем одним из таких «ключей» будут выступать интеграционные процессы в сфере высшего образования, позволяющие решать многие проблемы устойчивого экономического развития республики: установление баланса на рынке труда, повышение научного потенциала бизнеса и предоставление рынку наиболее качественных товаров и услуг.

Таким образом, целью исследования является изучение практики интеграционных взаимодействий в системе высшего профессионального образования Республики Мордовия, их основных направлений.

Материал и методы исследования. В качестве информационной базы для проведения исследования были использованы данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, ФГБОУ ВПО «МГУ имени Н.П. Огарёва». Исследование основано на использовании методов сравнительного, логического анализа, а также экономико-статистических методов.

Результаты. Республика Мордовия относится к числу субъектов Российской Федерации, на территории которых имеется развитая сеть учреждений высшего профессионального образования. Крупнейшим вузом республики является Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва - выступающий  также  в качестве ведущего интеграционного центра системы высшего образования региона (что будет представлено далее). При университете функционируют многочисленные региональные и межрегиональные структуры научно-инновационного, образовательного и социокультурного назначения. Все вышеперечисленное предопределяет роль университета как основного центра интеграции образования, науки и культуры республики [2].

Место и значение университета на региональном рынке труда и рынке образовательных услуг обусловлены рядом факторов: 1) социальный фактор, т.е. размещение вуза на территории республики способствует решению проблем занятости; 2) демографический фактор, т.е. привлекая молодежь из других регионов, университет оказывает позитивное влияние на демографическую ситуацию, поскольку после получения диплома большинство приехавшей на учебу молодежи остается в городе локализации учебного заведения, что положительно сказывается на возрастно-половой структуре населения, миграции и, в конечном счете, на региональном рынке труда; 3) экономический фактор - наличие университета позитивно влияет на развитие строительства, торговли, на инвестиционный климат региона. В настоящее время половина студентов обучается на внебюджетной основе, что благоприятно влияет на финансовые потоки; 4) культурный фактор, т.е. университет располагает библиотеками, в его стенах функционирует музей, имеются самодеятельные музыкальные, танцевальные и театральные коллективы, тем самым он формирует культурную среду в регионе; 5) технологический (инновационный) фактор - внедрение с помощью университета современных технологий развития консалтинговой деятельности. На базе вуза формируются малые предприятия, технопарк, исследовательские парки, лаборатории, научные центры [5]. Представленная система факторов предопределяет формы интеграционного взаимодействия вуза по следующим направлениям: международная интеграция; межрегиональная интеграция; региональная интеграция [3]. Рассмотрим все возможные формы интеграционного взаимодействия университета по представленным направлениям.

Международная интеграция. Стратегической задачей университета является его интеграция в международное образовательное пространство, рост объема и качества образовательных услуг. Основной стратегией деятельности МГУ им. Н.П. Огарёва в данном направлении является повышение конкурентоспособности университета на внутреннем и международном рынках научно-образовательных услуг, что определяется двумя факторами: во-первых, интеграцией Мордовского госуниверситета в Болонский процесс, и, во-вторых, необходимостью экспорта собственных образовательных услуг на международный образовательный рынок (европейский и мировой). В соответствии с указанными факторами выделяются следующие приоритетные стратегические направления международной деятельности университета: 1) интеграция российской системы образования в европейское образовательное пространство (внедрение двухступенчатого обучения «бакалавр-магистр» параллельно с дипломированным специалистом); 2) организация международного сотрудничества в рамках межправительственных соглашений, договоров о партнерстве с зарубежными университетами, учреждениями, фирмами и организациями; 3) участие в международных программах академической мобильности в интересах социально-экономического развития региона; организация и осуществление приема на обучение иностранных граждан; 4) организация и прием университетом иностранных граждан и делегаций, проведение международных семинаров и конференций с международным участием; 5) легализация и признание российских документов об образовании (разработка европейских приложений к диплому), а также дальнейшее укрепление творческих и научных связей в русле «финно-угорская культура и филология» [4]. Координацию международной деятельности в университете осуществляет управление международных связей (УМС).

На международном рынке образовательных услуг МГУ им. Н. П. Огарёва активно работает более 20 лет. В настоящее время иностранные студенты обучаются в следующих институтах: медицинском, национальной культуры, физики и химии, механики и энергетики, историко-социологическом, Рузаевском институте машиностроения; на факультетах: юридическом, экономическом, иностранных языков, архитектурно-строительном, географическом. Годовой контингент иностранных граждан, обучающихся в университете, возрос за пять лет (с 2004 г. по 2009 г.) на 88 человек (или на 55 %) [3]. Сегодня в университете обучаются граждане из 24 стран дальнего и ближнего зарубежья: международное сотрудничество МГУ им. Н. П. Огарева активно развивается в рамках 28 прямых договоров о межвузовском сотрудничестве в области образования и совместных научных исследований с вузами и организациями Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Испании, Кипра, Кыргызстана, Литвы, Польши, Румынии, США, Танзании, Украины, Финляндии, ФРГ, Франции, Швеции [3].

Большое развитие получило финно-угорское направление, которое обеспечивает университету высокий уровень академической мобильности преподавателей и студентов. При университете функционирует Межрегиональный научный Центр финно-угроведения, а на базе управления международных связей - Венгерский Центр. Деятельность обоих Центров способствует укреплению научных, образовательных и культурных взаимоотношений Республики Мордовия и финно-угорских стран. Ежегодно количество выезжающих за рубеж по различным видам командирования (преподавателей, аспирантов и студентов) составляет около 200 человек [4]. Таким образом, МГУ им. Н. П. Огарёва стремится следовать международным требованиям в сфере образования и науки и всесторонне поддерживает интеграцию в международное академическое сотрудничество и образовательное пространство.

Межрегиональная интеграция. Миграционная привлекательность Мордовии обеспечивается и механизмами межрегионального сотрудничества в сфере образования. Основной механизм образовательной миграции - заключение соглашений между Правительством РМ и правительствами регионов компактного проживания мордвы, а также межведомственных соглашений с регионами о сотрудничестве в сфере образования. В настоящее время Правительство РМ заключило ряд таких соглашений, в том числе с правительствами Татарстана и Башкортостана, Пензенской, Волгоградской, Астраханской, Кировской областей [3].

Абитуриенты из диаспор (мокша и эрзя), а также другие лица из регионов Российской Федерации поступали в университет на целевой (контрактной) основе. Для увеличения приема студентов из других регионов страны руководство университета предпринимает ряд мер, которые заключаются в следующем: 1) в национально-культурные центры мордовского (мокшанского и эрзянского) народа совместно с Государственным комитетом Республики Мордовия по национальной политике регулярно рассылаются письма с подробной информацией о вузе, об условиях поступления на факультеты и в институты; 2) с целью привлечения выпускников школ из регионов с компактным проживанием мордовского (мокшанского и эрзянского) народа в течение учебного года проводится работа со студентами диаспор, обучающимися на филологическом факультете, в Аграрном институте и Институте национальной культуры; 3) в районных газетах Ульяновской, Пензенской областей, Чувашской Республики регулярно организуются публикации о Мордовском государственном университете, о правилах поступления на факультеты и в институты; 4) в школы диаспор (Нижегородская, Пензенская, Ульяновская, Рязанская области, Чувашская Республика) в течение учебного года направляются рекламные материалы о существующих в университете специальностях, изменениях в условиях приема; 5) проводятся дни открытых дверей в университете, где будущим абитуриентам, в том числе из диаспор, предоставляется информация о специальностях, о различных аспектах подготовки к поступлению в вуз; 6) в рамках акции «Поступай правильно - поступай в Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва» с ноября 2008 г. по настоящее время регулярно организовываются выезды в общеобразовательные учреждения соседних с Республикой Мордовия регионов (Починковский и Лукьяновский районы Нижегородской области, Спасский и Наровчатский районы Пензенской области, Новомаклинский район Ульяновской области). В беседах с учащимися рассказывается о деятельности университета, его факультетах, институтах, специальностях [4].

Региональная интеграция. Среди факторов, определяющих развитие, как университета, так и системы высшего профессионального образования в целом, описанных выше, на первое место необходимо поставить экономический фактор, а именно: рынок труда, спрос на квалифицированные кадры. Естественно, на этот процесс существенное влияние оказывает экономическая ситуация, образовательный менталитет населения, тренды экономического развития. В соответствии с этим, на разных принципах интеграции сегодня в университете складываются следующие отраслевые образовательно-производственные комплексы: «АПК», «Электротехника», «Машиностроение и материалообработка», «Строительство и архитектура» и др. Перечисленные комплексы имеют различную методологическую основу формирования, отличаются по уровню развития и степени интеграции. В настоящее время происходит создание следующих комплексов (таблица 1) [3].

Таким образом, можно сказать, что в последнее время активно развиваются связи профессиональных образовательных учреждений в данных отраслях.

Становление всех перечисленных образовательно-производственных комплексов в университете происходит через систему образовательных кластеров. В Мордовском университете накоплен опыт реализации кластерного подхода в профессиональном образовании. В частности, в настоящее время складывается следующие образовательные кластеры: первый кластер - «Саранский электромеханический колледж - Институт физики и химии (ИФХ) МГУ им. Н. П. Огарева»; второй кластер - образовательный кластер начального, среднего и высшего профессионального образования в области радиотехники; третий кластер - «Саранский колледж электроники, экономики и права - факультет электронной техники МГУ им. Н.П. Огарева».

Таблица 1. Отраслевые образовательные комплексы, существующие на базе МГУ имени Н. П. Огарёва

Название комплекса

Краткая характеристика

Перечень входящих в него субъектов образовательного пространства

Образовательно-производственный комплекс «Электротехника»

Подготовка кадров для электротехнической промышленности

Ведущие предприятия промышленности, факультеты и институты МГУ имени Н.П. Огарёва, средние специальные и начальные профессиональные учебные заведения, общеобразовательные учреждения

Образовательно-производственные комплексы в отрасли «Машиностроение и материалообработка»

Предполагается многоуровневая подготовка специалистов, включающая профориентацию в общеобразовательной школе, получение рабочей профессии в училище и колледже, дальнейшее обучение наиболее способных выпускников на более высоких ступенях образования.

Предприятия, специализирующиеся в машиностроении и металлообработке, факультеты и институты МГУ имени Н.П. Огарёва, средние специальные и начальные профессиональные учебные заведения, общеобразовательные учреждения

Образовательно-производственные комплексы в отрасли «Сельское хозяйство»

Подготовка кадров для агропромышленного комплекса

Ведущие сельскохозяйственные предприятия республики, факультеты и институты МГУ имени Н.П. Огарёва, средние специальные и начальные профессиональные учебные заведения, общеобразовательные учреждения

Образовательно-производственный комплекс «строительство и архитектура»

Подготовка кадров для сферы строительства и архитектуры

Строительные организации региона, факультеты и институты МГУ имени Н.П. Огарёва, средние специальные и начальные профессиональные учебные заведения, общеобразовательные учреждения

Представленный анализ всех существующих на базе МГУ им. Н. П. Огарева интеграционных объединений позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день выделяются два направления модернизации профессионального образования в регионе: 1) через создание образовательных кластеров (мягкий вариант, не предусматривающий структурной реорганизации профессиональных образовательных учреждений); 2) через оптимизацию сети образовательных учреждений путем их укрупнения и создания единых комплексов (жесткий вариант, связанный с присоединением к вузу образовательных учреждений). Все это позволит повысить эффективность работы вузов, качество образовательных услуг, а также создаст возможности непрерывной многоступенчатой подготовки специалистов для всех сфер жизнедеятельности региона [3].

Однако здесь можно выделить и некоторые проблемные моменты. Так, важной составляющей многоуровневой профессиональной подготовки работников предприятий отрасли в кластере является профильное образование учащихся школ, в основу которого заложен личностно ориентированный принцип работы с абитуриентами. А для этого необходимо решение определенных задач: обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием; доступности высшего профессионального образования; эффективности профессионального самоопределения школьников и осознанности их профессионального выбора; качественной подготовки к сдаче ЕГЭ; возможности получения абитуриентами дополнительных профессионально значимых предметных знаний; первоначального опыта научно-исследовательской работы. Практическая реализация данных задач возможна при эффективном организационном механизме управления интеграционными комплексами региона, основанном на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП).

Государственно-частное партнерство - кооперация государства и частного сектора на основе объединения материальных и нематериальных ресурсов преимущественно в сферах, для которых характерна неэффективность государственного управления, в результате чего появляется синергетический эффект [1]. В соответствии с этим, ГЧП, выступая как механизм формирования интеграционной модели партнерства высшего учебного заведения и субъектов образовательного пространства, имеет широкий спектр различных механизмов, которые позволяют создавать, использовать в хозяйственных целях государственное и муниципальное имущество и управлять им. Важную роль в данном аспекте при решении социально-экономических задач, стоящих перед сферой образования республики, помимо финансовых и правовых механизмов, играет эффективное развитие организационно-административных механизмов ГЧП: институты общественного участия (общественные, управляющие, попечительские, наблюдательные и иные советы); различные технопарковые структуры, создаваемые при вузах (центры трансфера технологий, инкубаторы и технопарки); другие институты инновационной инфраструктуры, ассоциации выпускников; аккредитация образовательных программ и другие виды независимой оценки качества образовательных услуг, совместные программы, научно-производственная практика и др.

В качестве основных форм государственно-частного партнерства в образовании можно выделить институциональную форму, когда объектом управления, на который направлены инициативы партнерства, является организация, или отдельное ее структурное подразделение, и программно-проектную форму, при которой объектом управления является программа или проект [1]. По отношению к описанным формам интеграционного взаимодействия вуза и субъектов образовательного пространства, нам представляется, что в данном аспекте будут применяться инструменты как институциональной (аренда, лизинг, технопарки, центры трансфера технологий, ассоциации выпускников, ресурсные центры и т.д.), так и программно-проектной (государственные и муниципальные гарантии, гранты, стипендиальные программы, аккредитация программ и другая независимая оценка качества и т.д.) форм ГЧП. Таким образом, можно говорить о существовании третьей формы ГЧП - кооперационной (интеграционной), построенной на принципах и механизмах двух выше упомянутых форм.

Выводы. Таким образом, можно отметить, что в настоящее время прослеживается стремительно усиливающаяся тенденция интеграционных взаимодействий высшей школы с субъектами образовательного пространства. Определяющим стимулом такого развития является характерное для общества, основанного на знании, обострение потребности в высококвалифицированных и инициативных работниках. В связи с этим необходимо развивать именно многостороннее взаимодействие. Стимулирование таких интеграционных взаимодействий возможно только через отлаженный организационно-экономический механизм (основанный на принципах государственно-частного партнерства), выступающий как фактор социально-экономического развития региона, в общем, и повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения, в частности.

Рецензенты:

  • Марабаева Л. В., д.э.н., профессор, профессор кафедры экономики кооперации и предпринимательства Саранского кооперативного института (филиал) АНО ВПО Центрсоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Саранск.
  • Полушкина Т. М., д.э.н., доцент, профессор кафедры экономики кооперации и предпринимательства Саранского кооперативного института (филиал) АНО ВПО Центрсоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Саранск.