Сложность состава и структуры региональной собственности, большие масштабы и неоднородность регионального имущества, недостаточные финансовые результаты его использования за последние годы делают очевидной необходимость совершенствования системы управления государственным имуществом региона. Нуждаются в реформировании совокупность государственных унитарных предприятий, использующих собственность региона, необходимо совершенствование механизмов управления ими, поскольку вклад ГУПов в доходную часть республиканского бюджета крайне низок. Наличие в собственности региона контрольного пакета акций не всегда обеспечивает эффективное управление акционерным обществом. Значимость проблемы эффективного управления собственностью подчеркивается и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, где в качестве определяющего момента устойчивого экономического развития определено повышение эффективности управления государственным имуществом. Все это позволяет говорить о том, что проблемы управления объектами собственности, имущественными ценностями, представляющими основу ресурсного обеспечения экономики региона, на сегодняшний день являются актуальными и требуют поиска концептуальной платформы регулирования отношений собственности на региональном уровне.
Цель исследования заключается в разработке концептуальной модели и методологических основ управления собственностью субъекта РФ.
Материал и методы исследования. При исследовании проблем управления государственной собственностью использовались различные методологические подходы, включая системный подход; методы и приемы научного исследования, в том числе концептуальное моделирование. Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе данных федеральных и региональных программ социально-экономического развития, Концепций управления собственностью субъектов РФ, данных Администраций ряда субъектов РФ, нормативных правовых актов федерального и регионального уровня, а также собственных исследований автора.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенное исследование нормативно-правовой базы и сайтов органов власти и управления субъектов Российской Федерации позволило выделить ряд особенностей:
- отсутствие единой информации о системе управления государственной собственностью субъектов Федерации, она носит разрозненный характер и не дает представления о количественных и качественных характеристиках объектов собственности в целом по всем субъектам;
- не все субъекты имеют сайты органов исполнительной власти и управления в области управления государственной собственностью субъекта Федерации;
- порядок управления государственной собственностью регулируется в основном законами субъектов РФ, практически с одинаковым названием - «Об управлении государственной собственностью » соответствующего субъекта РФ, программы и концепции управления государственной собственностью разработаны и приняты только у 40 % субъектов.
Выделенные недостатки обуславливают необходимость создания единой информационной базы, позволяющей аккумулировать в себе данные об управлении и объектах собственности 83 субъектов РФ. Такую информационную базу можно создать на базе сайта Министерства экономического развития Российской Федерации, в разделе «Эффективное управления государственным имуществом» (подраздел «Развитие экономики региона»), так как собственность играет важную роль в экономическом и социальном развитии всей территории России.
Остановимся на вопросе эффективного управления собственностью.
В современных условиях для обеспечения эффективного управления объектами собственности на уровне региона необходимо акцентировать внимание на следующих направлениях:
- Развитие нормативно-правовой базы в области имущественных отношений, а также обеспечение соответствия разрабатываемых нормативных правовых документов федеральному законодательству.
- Повышение бюджетной эффективности объектов разных форм собственности, расположенных в регионе.
- Активизация полезного, результативного использования объектов региональной собственности посредством их вовлечения в хозяйственный оборот и увеличения полезной отдачи.
- Повышение социальной эффективности использования объектов региональной собственности, измеряемой социальным эффектом в расчете на единицу стоимости объекта.
- Обеспечение подъема производства и роста валового регионального продукта путем более полного и эффективного использования имущественного комплекса производственных объектов на территории региона.
- Увеличение инвестиций в обновление производственного потенциала региона и его социальных объектов, сфер.
- Способствование развитию предпринимательства в регионе посредством удовлетворения потребностей бизнеса в имущественных объектах: земельных и других природных ресурсах, зданиях, помещениях [1].
Для решения проблем эффективного управления собственностью на уровне региона необходимо разработать концептуальные направления совершенствования системы управления имуществом. Впервые систематизация и системное представление целей государственной политики в области управления собственностью было сформулировано в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. №1024 (с последующей ее доработкой в 2000 г.). Концепция определила основные цели, задачи и принципы государственной политики России в сфере использования государственного имущества, закрепленного за федеральными учреждениями, государственной казной РФ, а также имущественных прав РФ, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях [3].
Рассмотрим теоретические подходы к определению Концепций управления государственной собственностью. Михеев А.А. в своем исследовании рассматривает концептуальную модель управления собственности в экономической системе региона, базирующуюся на расширенной трактовке региональной собственности и на интеграции и рационализации двух взаимосвязанных направлений: управления отношениями собственности и управления объектами собственности [2]. Кошкин В.И. в качестве концептуальной модели управления федеральной собственностью рассматривает систему управления собственностью в целом, основываясь на Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации [5]. Авеков В. В. в своем исследовании предлагает концептуальную модель управления собственностью, которую можно взять за основу построения моделей для регионов - субъектов Федерации. В модели Концепции определены основные цели, задачи управления и принципы управления (рисунок 1).
В функции государственного управления входит координация имущественных отношений на федеральном и региональном уровнях. Реализация управленческих функций осуществляется непосредственно в акционерных обществах, унитарных и казенных предприятиях, а также в системе государственных учреждений.
Рисунок 1. Механизм управления собственностью в регионе
Однако, как утверждает Авеков В.В., региональная концепция управления имуществом не должна быть территориальной проекцией, региональным разделом федеральной концепции [1].
В основу Концепции должен быть заложен практический опыт и существующая система управления государственным имуществом на территории субъекта Федерации с перспективой ее развития и совершенствования.
Сформулируем основные предложения по созданию единой модели концепции управления собственностью на уровне региона. Под Концепцией государственного управления имуществом всех форм собственности, расположенным на территории региона, будем понимать - самостоятельный документ, учитывающий особенности имущественных объектов региональной собственности, отражающий правомочия региональных органов власти и управления в сфере управления государственной собственностью.
Региональная Концепция должна быть ориентирована на реализацию действующих и включение новых механизмов эффективного использования государственного имущества и повышения деловой активности коммерческих и некоммерческих организаций, успешной реализации институциональных преобразований на территории субъекта Федерации.
В Концепции необходимо выделить основные цели, задачи и принципы государственной политики в сфере управления государственным сектором экономики региона, под которой понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, основанным на праве хозяйственного ведения, закрепленного за государственными унитарными предприятиями, или на праве оперативного управления, закрепленного за государственными учреждениями, а также имущественных правах субъекта Федерации, вытекающих из его участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством субъекта Федерации в бюджетный процесс).
По нашему мнению, Концепция управления государственной собственностью субъекта Российской Федерации должна содержать следующие основные разделы, рисунок 2.
Рисунок 2. Основные разделы Концепции управления государственной собственностью субъекта Федерации
Концепция управления имуществом должна охватывать, распространять действие на все виды имущественных объектов, представленные в регионе.
В Концепции управления региональным имуществом следует отразить такие основные методы управления собственностью, как:
- использование имущественной казны;
- приватизация объектов государственной собственности;
- акционирование объектов, находящихся в собственности субъекта Федерации;
- купля-продажа объектов собственности в регионе, организация аукционов, конкурсных торгов;
- аренда имущественных объектов, предоставление объектов в лизинг;
- предоставление объектов региональной собственности в концессию;
- лицензирование прав пользования объектами региональной собственности;
- использование регионального имущества как объекта залога;
- участие в имущественных операциях на территории региона нерезидентов, иностранных юридических лиц;
- организация независимой оценки стоимости недвижимости в регионе.
Создание региональной концепции позволит формировать среднесрочные региональные программы преобразования форм и отношений собственности, распространяющие свое действие на наиболее крупные и значимые объекты, находящиеся в собственности данного субъекта Российской Федерации.
Специфика государственного управления объектами собственности на уровне субъекта Российской Федерации состоит в выраженной многофункциональности регионального управления и охватывает следующие функции:
- а) управление объектами федеральной собственности на основе делегирования полномочий со стороны федерального уровня;
- б) непосредственное управление объектами собственности региона (приватизация, аренда, концессия, ипотека, залог);
- в) участие в управлении объектами, находящимися в совместном ведении федеральных, региональных, местных органов;
- г) установление правовых основ управления объектами региональной, муниципальной, частной собственности на территории региона - субъекта Российской Федерации;
- д) осуществление контроля за использованием объектов региональной собственности;
- е) ведение учета, реестров, регистров объектов региональной собственности [1].
Таким образом, можно отметить, что на смену глобальным устремлениям к приватизации государственной собственности приходит более обоснованная и дальновидная стратегия превращения имущественных объектов федеральной и региональной собственности в действенный рычаг стабилизации и оживления, подъема производственной экономики и социальной сферы. Особенно это важно применять к имущественным объектам государственной собственности, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации, которые в меньшей мере поглощены волной приватизации в сравнении с объектами федеральной собственности. Такая стратегия управления имуществом субъекта Российской Федерации ведет к снижению возможностей быстрого получения доходов от приватизации в региональный бюджет, но позволяет обеспечить более высокую бюджетную эффективность за более продолжительный отрезок времени [4].
Выводы. Реализация Концептуальных положений управления государственным имуществом на уровне субъектов РФ позволит: более четко учитывать объекты собственности; упорядочить осуществление полномочий собственника государственного имущества или субъекта имущественных прав; повысить эффективность использования имущества; совершенствовать механизм образования и использования бюджета территории; качественно улучшить инвестиционный климат территории субъекта Федерации и осуществлять важнейшие государственные функции в отношении региональной экономики.
Статья публикуется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №11-12-13007 а/В «Исследование и разработка концептуальной модели управления региональной собственностью»).
Рецензенты:
- Полушкина Т. М. д.э.н., профессор, профессор кафедры экономики кооперации и предпринимательства АНОВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», Саранский кооперативный институт (филиал), г. Саранск.
- Марабаева Л. В., д.э.н., профессор кафедры мировой экономики и менеджмента АНОВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», Саранский кооперативный институт (филиал), г. Саранск.