Когда мы работаем над какой-то научной проблемой, то опираемся на приобретенные знания и опыт, но значительную роль здесь играют и личные качества, среди которых немаловажное место занимает интуиция.
Она в процессе познания - значительный фактор. Здесь надо исходить из того момента, что познание - это процесс творческий. Все мы по природе своей любознательны, стремимся к приобретению новых знаний. Нашему разуму присуща творческая активность. Познание - это всегда творчество. Одной из философских категорий в научном познании является интуиция.
Идеальная сторона мира - это интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная интуиция (лат. Intellectus - ум, мыслительная способность человека), позволяющая проникнуть в сущность вещей. Это разграничение непосредственного и интуитивного знания. Она является нашим неизбежным спутником, но часто сбивает нас с истинного пути. Совершенные ошибки могут научить нас не доверять нашей интуиции. Мы сможем верить нашей интуиции только в том случае, если мы пришли к ней в результате многих испытаний нашего воображения, многих ошибок, многих проверок и сомнений и долгих всевозможных путей критики. Бессознательная работа возможна лишь в том случае, когда ей предшествовала сознательная работа. Менделеев и его периодическая система элементов, Ньютон и его закон всемирного тяготения. «Мысль никогда не рождается в усталом мозгу и никогда за письменным столом» (Г. Гельмгольц). Интуиция невозможна без долгой предварительной работы ума, как невозможно переплыть реку, не умея плавать. Следовательно, интуиция - часть познания. Юм писал, что первый проблеск знания о субстанциальности «я» и дает интеллектуальная интуиция, позволяющая усмотреть второстепенный признак субстанции. Интеллектуальная интуиция - это точка объединения множества событий и качеств.
В.Ф. Асмус подчеркивал, что под «интеллектуальной интуицией» ученый понимает прямое постижение умом истины, не выведенной из других истин посредством доказательства и не усматриваемой одними лишь внешними чувствами. Если полагать, что интуиция относится к интеллекту и связана с отражением сущности предметов (то есть, если отграничить ее от чувственно-сенситивного и инстинктивного), то можно принять за исходное такое определение интеллектуальной интуиции, как способности постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
Интеллектуальную истину Бунге классифицирует следующим образом: интуиция как разум, интуиция как оценка. Цель, которую он ставит перед собой, заключается в том, чтобы вскрыть огромную эвристическую роль интуиции, как необходимого момента в процессе познавательной деятельности ученого.
Когда мы допускаем существование «интеллектуальной интуиции»,то, как полагает Фихте, мы тем самым устраняем «вещь в себе». По Фихте, не существует ничего вне «я »,что детерминировало бы его деятельность(по крайней мере к такому идеалу стремится «наукоучение»). Другими словами, сама конечность «я» должна быть принята в качестве продукта его бесконечной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Г.Гельмгольц. Публичные лекции, читаемые в Императорском Московском университете в пользу Гельмгольцевского фонда-М.,1982.
2. Юм Д.Трактат о человеческой природе. Соч. в 2-х т.:Т.1.,М.,1965.
3. В.Ф.Асмус. Проблема интуиции в философии и математике. Очерк истории: XVII-начало XXв.в.-2 изд.-М.: Мысль,1965.
4. В.Кроче. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. -М.:Intrada,2002.-160С.
5. И.Г.Фихте. Избранные сочинения.М.,1916.
6. М.Бунге. Интуиция и наука.-М: Прогресс, 1967.