Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF THE USE OF FUNDS IN THE STRUCTURE ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF COMPLEX MEDICAL ESTABLISHMENT

Zurnadzhyants Yu.A. 1
1 State budget institution of higher education Astrakhan State Medical Academy of Health Ministry of Russia, Astrakhan
The analysis of expenditure of funds health care, according to estimates of income and expense for the three main funding sources: money from the fund of obligatory medical insurance funds from the budget, the funds received from the provision of paid medical services. Based on the analysis developed indicators for measuring the effectiveness of the income and expenditure of funds health care setting for three main sources of funding, because of the efficient allocation of resources depends largely on the socio-economic security of the population, territory, region. The proposed system of analytical performance-indicators will reflect the more efficient use of funding health care facility, pre-signal of impending danger and to take measures for its prevention.
finance
compulsory health insurance
budget
performance
estimates
health care setting
Экономические интересы медицинских учреждений, их финансово-хозяйственная деятельность определяют степень достижения основных целей здравоохранения. Поскольку  многое в работе медицинских учреждений определяется экономическими и статистическими факторами, то особо следует выделить проблемы изучения анализа эффективности расходования денежных средств лечебно-диагностических подразделений г. Астрахани. Именно от финансирования и эффективного распределения средств во многом зависит социально-экономическая безопасность не только самого учреждения, но и населения, территории, региона. Медицинским учреждениям необходимо реально оценивать и анализировать свое состояние для более эффективного применения и использования имеющихся средств и ресурсов в условиях дефицита.

Цель исследования: разработать показатели оценки эффективности расходования денежных средств, учитывая источники  получения дохода исследуемых лечебно-профилактических учреждений.

Материал и методы исследования: исследование проводилось на основе экономической и статистической отчетности, а также внутренней документации поликлиник города Астрахани.

Анализ ресурсной базы здравоохранения РФ свидетельствует о том, что слабо управляемое развитие здравоохранения в условиях ограниченного финансирования отрасли приводит к росту диспропорций условий оказания медицинской помощи между территориями и внутри них, снижению ресурсного потенциала, концентрации лечебных учреждений в административных центрах, а, следовательно, ухудшению качества и доступности медицинской помощи. По эффективности использования ресурсов здравоохранения Россия в мире занимает только 130 место (по данным всемирной организации здравоохранения) [3].

Исследованию проблемы экономического анализа и методики проведения анализа эффективности финансового состояния и экономического потенциала предприятия, интерпретации данных финансовой отчетности посвящены многочисленные труды отечественных ученых: А.Н. Белова, Г.А. Бушуевой, Н.П. Любушина, Ф.Н. Кадырова, С.Ф. Качалова, В.В. Ковалева, О.П. Волкова, Г.В. Савицкой, В.З. Кучеренко, В.В. Гришина  и др. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]. Многообразие существующих подходов требует разработки эффективных и корректных методов экономического анализа эффективности использования денежных средств, основанных на единых принципах, и определения адекватных критериев и показателей.

Развитие рынка медицинских услуг, появление законодательной базы для защиты прав пациентов на получение высококачественной медицинской помощи при существующем недостатке финансирования побуждает лечебные учреждения к более эффективному использованию имеющихся в наличии ресурсов, а также стимулированию качества и интенсивности работы медицинского персонала.

Нами разработана и предложена методика оценки эффективности использования денежных средств лечебно-профилактическим учреждением на примере муниципальных учреждений здравоохранения - городских поликлиник города Астрахани; которая включает в себя объективную систему показателей эффективности, необходимую для безопасного функционирования практически всем участникам системы здравоохранения - государственным лицензионным органам, страховым компаниям и фондам, руководителям медицинских учреждений, врачам и пациентам. Данный алгоритм проведения анализа эффективности использования денежных средств лечебно-профилактическим учреждением мы представили в виде схемы (рис. 1).

 

Рис. 1. Алгоритм проведения анализа эффективности использования финансовых средств лечебно-профилактическим учреждением

Нами выделено три основных источников финансирования амбулаторно-поликлинического звена, по которым следует провести анализ: денежные средства обязательного медицинского страхования; денежные средства, полученные за оказание платных услуг амбулаторно-поликлинического учреждения, и   денежные средства, полученные из бюджета всех уровней.

Оценка эффективности деятельности соответствующих структурных подразделений организации с использованием данных о затратах для предотвращения возможных отрицательных влияний на экономическую безопасность и о размерах предотвращенного и причиненного вреда дает объективную (подкрепленную экономическими расчетами) панораму результативности деятельности всех подразделений по этому вопросу.

На первом этапе анализа эффективности использования финансовых средств лечебно-профилактического учреждения нами был произведен анализ хозяйственной деятельности поликлиники, который мы предлагаем проводить по основным источникам финансирования (по бюджетному источнику финансирования, обязательному медицинскому страхованию и по предпринимательской деятельности), а также рассмотрены показатели выполнения финансового плана учреждением здравоохранения за 2010 год. В таблице нами проведен анализ хозяйственной деятельности МУЗ «Городская поликлиника № 6»  по бюджету (бюджетному источнику финансирования) за 2010 год (табл.1). В 2010 году была утверждена, с учетом изменений, смета расходов по бюджету на общую сумму 5302,3 тыс. рублей. В данную смету заложены расходы на выплату заработной платы и начисления работникам бюджета, расходы на оплату коммунальных услуг, командировочные расходы, услуги связи, оплата услуг сторонних организаций, оплата на приобретение хозяйственного инвентаря и канцелярских товаров, оплата капитального ремонта, расходы на приобретение оборудования, расходы на приобретение медикаментов, расходы по ремонту и техническому обслуживанию основных средств.

Таблица 1 Анализ расходования денежных средств по бюджету, согласно смете расходов на 2010 год

Наименование статьи

 

Утверждено за год (тыс. руб.)

Профинансировано (тыс. руб.)

Остатки лимитов: экономия, перерасход (тыс. руб.)

Выполнение сметы (%)

Текущие расходы:

4835,3

4450,2

385

92,0

Оплата труда и начисления:

1665,3

1590,6

75

95,5

заработная плата

1379

1349,7

29

97,9

прочие выплаты

7

6,4

1

91,4

начисления на оплату труда

279,3

234,5

45

84,0

Приобретение услуг:

3150

2840,1

310

90,2

услуги связи

91

89,3

2

98,1

транспортные услуги

45

44,3

1

98,4

коммунальные услуги

12,48

1000,8

247

80,2

потребление тепловой энергии

724

551,7

172

76,2

потребление электрической энергии

243

218,5

25

89,9

водоснабжение помещений

281

230,6

50

82,1

услуги по содержанию имущества:

484

468,4

16

96,8

текущие услуги

484

468,4

16

96,8

прочие услуги

1282

1237,3

45

96,5

Прочие расходы

20

19,5

1

97,5

Поступление нефинансовых активов:

467

415,2

52

88,9

Увеличение стоимости основных средств

392

349,5

43

89,2

Увеличение стоимости материальных запасов:

75

65,7

9

87,6

прочие материальные запасы

70

65,7

4

93,9

медикаменты и перевязочные средства

5

0,0

5

0,0

Итого

5302,3

4865,4

437

91,8

Проанализировав таблицу, можно заметить, что по всем статьям расходов наблюдается невыполнение сметы. Это связано с недостаточным финансированием по статьям расходов на 2010 год. Наиболее низкий процент выполнения сметы,  по сравнению с утвержденным на год, наблюдается по статье 223.01 - потребление тепловой энергии, 76,2 %. Наиболее высокий по статье 222 - транспортные услуги, 98,4 %.

Для более информативного анализа сметы, необходимо рассмотреть структуру расходов по статьям в динамике за 2008 - 2010 гг. По статьям 211 заработная плата и 221 услуги связи наблюдается экономия денежных средств в 2010 году по сравнению с 2009 годом - 83 %. Увеличение расходов в 2010 году (356 % по сравнению с 2008 годом) по статье 212 - прочие выплаты, связано с увеличение количества дней, проведенных в командировках - суточные. Так же в связи с увеличением количества дней, проведенных в командировках (проездные), увеличились расходы по статье 222 - транспортные услуги (313 % по сравнению с 2009 годом). Снизились расходы по статье 213 по сравнению с 2009 годом, в связи с экономией по заработной плате, а также неоплатой начислений за ноябрь, декабрь 2010 года из-за дефицита денежных средств в городском бюджете. Снижение расходов по статьям 225.01 - текущие услуги, 226 - прочие услуги, 340.01 - прочие материальные запасы, возникло из-за меньшего объема финансирования. Нет расходов в 2010 году по статьям 225.02 - капитальный ремонт, 340.02 - медикаменты и перевязочные средства, 340.03 - бесплатные медикаменты в связи с дефицитом финансирования, тем самым происходит оплата из других источников. Подводя итог, можно сказать, что наблюдается общая тенденция к снижению расходов из-за уменьшения финансирования из городского бюджета.

Проанализируем смету расходов денежных средств по платным медицинским услугам (табл.2). В 2010 году утверждена смета расходов по платным услугам на общую сумму 1142,0 тыс. рублей. В 2010 году оказывались платные услуги населению, были заключены договора с предприятиями по проведению медицинского осмотра по пр. 90 МЗ РФ, заключены договора с учреждениями здравоохранения на проведение маммографических, рентгенологических, ультразвуковых, эндоскопических исследований.

Таблица 2 Анализ расходов денежных средств по платным услугам согласно сметы доходов и расходов на 2010 год

Наименование статьи

 

Утверждено за год (тыс. руб.)

Профинансировано (тыс. руб.)

Остатки лимитов: экономия, перерасход (тыс. руб.)

Выполнение сметы (%)

Текущие расходы:

828

784,5

43,5

94,7

Оплата труда и начисления:

590

583,0

7,0

98,8

заработная плата

464

463,2

0,8

99,8

прочие выплаты

-

-

-

0

начисления на оплату труда

126

119,8

6,2

95,1

Приобретение услуг:

236

200

36,0

84,7

услуги связи

12

11,0

1,0

91,7

транспортные услуги

6

6,0

0,0

100,0

коммунальные услуги

16

-

16,0

0,0

потребление тепловой энергии

10

-

10,0

0,0

потребление электрической энергии

3

-

3,0

0,0

водоснабжение помещений

3

-

3,0

0,0

услуги по содержанию имущества:

62

47,9

14,1

77,3

Текущие услуги

62

47,9

14,1

77,3

прочие услуги

140

135,1

4,9

96,5

Прочие расходы

2

1,5

0,5

75,0

Поступление нефинансовых активов:

314

286,5

27,5

91,2

Увеличение стоимости основных средств

159

143,4

15,6

90,2

Увеличение стоимости материальных запасов:

155

143,1

11,9

92,3

прочие материальные запасы

147

135,2

11,8

92,0

медикаменты и перевязочные средства

8

7,9

0,1

98,8

Итого

1142,0

1071,0

71,0

93,8

Общий процент выполнения сметы составил 93,8 %, но выполнение сметы по платным услугам фактически составляет 98,9 %, так как были произведены расходы за оплату услуг банка в размере 9,9 тыс. рублей, которые не отражены в кассовых расходах. Так же остаток денежных средств на конец года в муниципальном казначействе составил 32,4 тыс. рублей, по которому не было разрешено расходование в 2010 году, кассовые расходы были произведены в 2011 году.

В 2010 году были заключены договора по предоставлению медицинской помощи МУЗ ГУ Поликлиника № 6  со следующими страховыми компаниями: ОАО «Согаз-Мед», ЗАО «МАКС-М», АФ ООО «Росгосстрах-Медицина», ОАО СМК «Югория-Мед», ЗАО МСК «Солидарность для жизни» и ОАО «РОСНО-МС». Нами был произведен анализ поступлений средств от страховых компаний за 2010 год, из которого видно, что всего не принято счетов, по причине дефектов, - 0,19 % от общей суммы принятых счетов за год, что составило 28730,18 рублей. Потеря от штрафов составила 0,05 % от общей суммы принятых счетов - 7039,36 рублей. Проведем анализ расходования денежных средств по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) за 2010 год (табл. 3).

Таблица 3 Анализ расходов денежных средств по ОМС согласно смете доходов и расходов на 2010 год

Наименование статьи

 

Утверждено за год (тыс. руб.)

Профинансировано (тыс. руб.)

Остатки лимитов: экономия, перерасход (тыс. руб.)

Выполнение сметы (%)

Текущие расходы:

14964

14262,2

702

95,3

Оплата труда и начисления:

14770

14068,6

701

95,3

заработная плата

11703

11396,9

306

97,4

прочие выплаты

-

9,9

-10

-

начисления на оплату труда

3067

2661,8

405

86,8

Приобретение услуг:

194

193,6

0

-

прочие услуги

194

193,6

0

-

Поступление нефинансовых активов:

920

923,8

-4

100,4

Увеличение стоимости материальных запасов:

920

923,8

-4

100,4

медикаменты и перевязочные средства

18

-

18

0,0

бесплатные медикаменты

902

923,8

-22

102,4

Итого

15884

15186,0

698

95,6

Экономия в 2010 году по заработной плате и начислениям 711 тыс. рублей от утвержденного финансового плана и перерасход по медикаментам составил 4 тыс. рублей, по прочим выплатам 10 тыс. рублей.

На основе данных проведенного анализа мы предлагаем провести комплексную оценку эффективности расходования денежных средств по предложенной нами системе показателей, отражающих эффективность использования и управления денежными средствами лечебно-профилактического учреждения. Мы предлагаем расширить проведенный анализ по основным источникам финансирования показателями эффективности использования финансовых ресурсов,  которые более подробно будут отражать эффективность использования финансовых средств лечебно-профилактическим учреждением (табл. 4).

Таблица 4 Показатели эффективности использования денежных средств ЛПУ

№/№

Показатели эффективности поступлении денежных средств

Формула  расчета

Обобщающий показатель

Значения показателя

1

Коэффициент эффективности поступления бюджетных средств (Кэф.пост.б.с.)

 

 

Коэффициент эффективности поступления средств в ЛПУ =  Кэф.пост.б.с. + К эф.пост.пл. + Кэф.пост.ОМС

> 3  -  избыточное финансирование

2,5 - 3 - достаточное финансирование

< 2 - дефицит финансирования

2

Коэффициент эффективности поступления средств от платных услуг

эф.пост.пл.)

 

3

Коэффициент эффективности поступлении средств из ТФОМС (Кэф.пост.ОМС)

 

 

 

4

Эффективность использования бюджетных средств (эф.исп.б.с.)

 

Эф-ть использования ден. средств =

эф.исп.б.с +  эф.исп.б.с. +  эф.исп.б.с.

< 1 - денежные средства используются наиболее эффективно

1 -  денежные средства используются эффективно

>1 -  денежные средства используются неэффективно

5

Эффективность использования средств от оказания платных услуг (эф.исп.пл..ус.)

 

6

Эффективность использования средств ОМС (эф.исп.с. ОМС.)

 

7

Коэффициент эффективного распределения денежных средств ОМС

 

Коэффициент эффективного распределения денежных средств ОМС

<1 - денежные средства по ОМС распределяются  наиболее эффективно

1 - денежные средства по ОМС распределяются эффективно

> 1 - денежные средства по ОМС распределяются неэффективно

Предложенные аналитические процедуры характеризуют эффективность работы амбулаторно-поликлинического звена, показывают тенденцию роста или снижения сумм по дефектам и штрафам, при оценке эффективности расходования средств по обязательному медицинскому страхованию, выявленные как в результате внутреннего анализа, так и ревизионным аппаратом территориального фонда ОМС. 

Выводы: анализ эффективности использования денежных средств лечебно-профилактическим учреждением является основным вопросом в управлении здравоохранением, который отражается как на экономической безопасности самого учреждения, так и на социальной безопасности граждан. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что предложенная система показателей-индикаторов, получивших количественное  выражение, позволяет   заблаговременно   сигнализировать   о   грозящей   опасности и предпринимать меры по её предупреждению. Анализ расходования денежных средств учреждением здравоохранения является необходимым звеном в оценке функционирования системы здравоохранения в целом, отдельных ее подразделений и структур.

Рецензенты:

  • Минёва О.К., д.э.н., профессор, декан факультета «Бизнеса и экономики» Астраханского государственного университета, г. Астрахань.
  • Набиев Р.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Экономика и управление предприятием» ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет», г.  Астрахань.