Цель исследования: разработать показатели оценки эффективности расходования денежных средств, учитывая источники получения дохода исследуемых лечебно-профилактических учреждений.
Материал и методы исследования: исследование проводилось на основе экономической и статистической отчетности, а также внутренней документации поликлиник города Астрахани.
Анализ ресурсной базы здравоохранения РФ свидетельствует о том, что слабо управляемое развитие здравоохранения в условиях ограниченного финансирования отрасли приводит к росту диспропорций условий оказания медицинской помощи между территориями и внутри них, снижению ресурсного потенциала, концентрации лечебных учреждений в административных центрах, а, следовательно, ухудшению качества и доступности медицинской помощи. По эффективности использования ресурсов здравоохранения Россия в мире занимает только 130 место (по данным всемирной организации здравоохранения) [3].
Исследованию проблемы экономического анализа и методики проведения анализа эффективности финансового состояния и экономического потенциала предприятия, интерпретации данных финансовой отчетности посвящены многочисленные труды отечественных ученых: А.Н. Белова, Г.А. Бушуевой, Н.П. Любушина, Ф.Н. Кадырова, С.Ф. Качалова, В.В. Ковалева, О.П. Волкова, Г.В. Савицкой, В.З. Кучеренко, В.В. Гришина и др. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]. Многообразие существующих подходов требует разработки эффективных и корректных методов экономического анализа эффективности использования денежных средств, основанных на единых принципах, и определения адекватных критериев и показателей.
Развитие рынка медицинских услуг, появление законодательной базы для защиты прав пациентов на получение высококачественной медицинской помощи при существующем недостатке финансирования побуждает лечебные учреждения к более эффективному использованию имеющихся в наличии ресурсов, а также стимулированию качества и интенсивности работы медицинского персонала.
Нами разработана и предложена методика оценки эффективности использования денежных средств лечебно-профилактическим учреждением на примере муниципальных учреждений здравоохранения - городских поликлиник города Астрахани; которая включает в себя объективную систему показателей эффективности, необходимую для безопасного функционирования практически всем участникам системы здравоохранения - государственным лицензионным органам, страховым компаниям и фондам, руководителям медицинских учреждений, врачам и пациентам. Данный алгоритм проведения анализа эффективности использования денежных средств лечебно-профилактическим учреждением мы представили в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1. Алгоритм проведения анализа эффективности использования финансовых средств лечебно-профилактическим учреждением
Нами выделено три основных источников финансирования амбулаторно-поликлинического звена, по которым следует провести анализ: денежные средства обязательного медицинского страхования; денежные средства, полученные за оказание платных услуг амбулаторно-поликлинического учреждения, и денежные средства, полученные из бюджета всех уровней.
Оценка эффективности деятельности соответствующих структурных подразделений организации с использованием данных о затратах для предотвращения возможных отрицательных влияний на экономическую безопасность и о размерах предотвращенного и причиненного вреда дает объективную (подкрепленную экономическими расчетами) панораму результативности деятельности всех подразделений по этому вопросу.
На первом этапе анализа эффективности использования финансовых средств лечебно-профилактического учреждения нами был произведен анализ хозяйственной деятельности поликлиники, который мы предлагаем проводить по основным источникам финансирования (по бюджетному источнику финансирования, обязательному медицинскому страхованию и по предпринимательской деятельности), а также рассмотрены показатели выполнения финансового плана учреждением здравоохранения за 2010 год. В таблице нами проведен анализ хозяйственной деятельности МУЗ «Городская поликлиника № 6» по бюджету (бюджетному источнику финансирования) за 2010 год (табл.1). В 2010 году была утверждена, с учетом изменений, смета расходов по бюджету на общую сумму 5302,3 тыс. рублей. В данную смету заложены расходы на выплату заработной платы и начисления работникам бюджета, расходы на оплату коммунальных услуг, командировочные расходы, услуги связи, оплата услуг сторонних организаций, оплата на приобретение хозяйственного инвентаря и канцелярских товаров, оплата капитального ремонта, расходы на приобретение оборудования, расходы на приобретение медикаментов, расходы по ремонту и техническому обслуживанию основных средств.
Таблица 1 Анализ расходования денежных средств по бюджету, согласно смете расходов на 2010 год
Наименование статьи |
Утверждено за год (тыс. руб.) |
Профинансировано (тыс. руб.) |
Остатки лимитов: экономия, перерасход (тыс. руб.) |
Выполнение сметы (%) |
Текущие расходы: |
4835,3 |
4450,2 |
385 |
92,0 |
Оплата труда и начисления: |
1665,3 |
1590,6 |
75 |
95,5 |
заработная плата |
1379 |
1349,7 |
29 |
97,9 |
прочие выплаты |
7 |
6,4 |
1 |
91,4 |
начисления на оплату труда |
279,3 |
234,5 |
45 |
84,0 |
Приобретение услуг: |
3150 |
2840,1 |
310 |
90,2 |
услуги связи |
91 |
89,3 |
2 |
98,1 |
транспортные услуги |
45 |
44,3 |
1 |
98,4 |
коммунальные услуги |
12,48 |
1000,8 |
247 |
80,2 |
потребление тепловой энергии |
724 |
551,7 |
172 |
76,2 |
потребление электрической энергии |
243 |
218,5 |
25 |
89,9 |
водоснабжение помещений |
281 |
230,6 |
50 |
82,1 |
услуги по содержанию имущества: |
484 |
468,4 |
16 |
96,8 |
текущие услуги |
484 |
468,4 |
16 |
96,8 |
прочие услуги |
1282 |
1237,3 |
45 |
96,5 |
Прочие расходы |
20 |
19,5 |
1 |
97,5 |
Поступление нефинансовых активов: |
467 |
415,2 |
52 |
88,9 |
Увеличение стоимости основных средств |
392 |
349,5 |
43 |
89,2 |
Увеличение стоимости материальных запасов: |
75 |
65,7 |
9 |
87,6 |
прочие материальные запасы |
70 |
65,7 |
4 |
93,9 |
медикаменты и перевязочные средства |
5 |
0,0 |
5 |
0,0 |
Итого |
5302,3 |
4865,4 |
437 |
91,8 |
Проанализировав таблицу, можно заметить, что по всем статьям расходов наблюдается невыполнение сметы. Это связано с недостаточным финансированием по статьям расходов на 2010 год. Наиболее низкий процент выполнения сметы, по сравнению с утвержденным на год, наблюдается по статье 223.01 - потребление тепловой энергии, 76,2 %. Наиболее высокий по статье 222 - транспортные услуги, 98,4 %.
Для более информативного анализа сметы, необходимо рассмотреть структуру расходов по статьям в динамике за 2008 - 2010 гг. По статьям 211 заработная плата и 221 услуги связи наблюдается экономия денежных средств в 2010 году по сравнению с 2009 годом - 83 %. Увеличение расходов в 2010 году (356 % по сравнению с 2008 годом) по статье 212 - прочие выплаты, связано с увеличение количества дней, проведенных в командировках - суточные. Так же в связи с увеличением количества дней, проведенных в командировках (проездные), увеличились расходы по статье 222 - транспортные услуги (313 % по сравнению с 2009 годом). Снизились расходы по статье 213 по сравнению с 2009 годом, в связи с экономией по заработной плате, а также неоплатой начислений за ноябрь, декабрь 2010 года из-за дефицита денежных средств в городском бюджете. Снижение расходов по статьям 225.01 - текущие услуги, 226 - прочие услуги, 340.01 - прочие материальные запасы, возникло из-за меньшего объема финансирования. Нет расходов в 2010 году по статьям 225.02 - капитальный ремонт, 340.02 - медикаменты и перевязочные средства, 340.03 - бесплатные медикаменты в связи с дефицитом финансирования, тем самым происходит оплата из других источников. Подводя итог, можно сказать, что наблюдается общая тенденция к снижению расходов из-за уменьшения финансирования из городского бюджета.
Проанализируем смету расходов денежных средств по платным медицинским услугам (табл.2). В 2010 году утверждена смета расходов по платным услугам на общую сумму 1142,0 тыс. рублей. В 2010 году оказывались платные услуги населению, были заключены договора с предприятиями по проведению медицинского осмотра по пр. 90 МЗ РФ, заключены договора с учреждениями здравоохранения на проведение маммографических, рентгенологических, ультразвуковых, эндоскопических исследований.
Таблица 2 Анализ расходов денежных средств по платным услугам согласно сметы доходов и расходов на 2010 год
Наименование статьи |
Утверждено за год (тыс. руб.) |
Профинансировано (тыс. руб.) |
Остатки лимитов: экономия, перерасход (тыс. руб.) |
Выполнение сметы (%) |
Текущие расходы: |
828 |
784,5 |
43,5 |
94,7 |
Оплата труда и начисления: |
590 |
583,0 |
7,0 |
98,8 |
заработная плата |
464 |
463,2 |
0,8 |
99,8 |
прочие выплаты |
- |
- |
- |
0 |
начисления на оплату труда |
126 |
119,8 |
6,2 |
95,1 |
Приобретение услуг: |
236 |
200 |
36,0 |
84,7 |
услуги связи |
12 |
11,0 |
1,0 |
91,7 |
транспортные услуги |
6 |
6,0 |
0,0 |
100,0 |
коммунальные услуги |
16 |
- |
16,0 |
0,0 |
потребление тепловой энергии |
10 |
- |
10,0 |
0,0 |
потребление электрической энергии |
3 |
- |
3,0 |
0,0 |
водоснабжение помещений |
3 |
- |
3,0 |
0,0 |
услуги по содержанию имущества: |
62 |
47,9 |
14,1 |
77,3 |
Текущие услуги |
62 |
47,9 |
14,1 |
77,3 |
прочие услуги |
140 |
135,1 |
4,9 |
96,5 |
Прочие расходы |
2 |
1,5 |
0,5 |
75,0 |
Поступление нефинансовых активов: |
314 |
286,5 |
27,5 |
91,2 |
Увеличение стоимости основных средств |
159 |
143,4 |
15,6 |
90,2 |
Увеличение стоимости материальных запасов: |
155 |
143,1 |
11,9 |
92,3 |
прочие материальные запасы |
147 |
135,2 |
11,8 |
92,0 |
медикаменты и перевязочные средства |
8 |
7,9 |
0,1 |
98,8 |
Итого |
1142,0 |
1071,0 |
71,0 |
93,8 |
Общий процент выполнения сметы составил 93,8 %, но выполнение сметы по платным услугам фактически составляет 98,9 %, так как были произведены расходы за оплату услуг банка в размере 9,9 тыс. рублей, которые не отражены в кассовых расходах. Так же остаток денежных средств на конец года в муниципальном казначействе составил 32,4 тыс. рублей, по которому не было разрешено расходование в 2010 году, кассовые расходы были произведены в 2011 году.
В 2010 году были заключены договора по предоставлению медицинской помощи МУЗ ГУ Поликлиника № 6 со следующими страховыми компаниями: ОАО «Согаз-Мед», ЗАО «МАКС-М», АФ ООО «Росгосстрах-Медицина», ОАО СМК «Югория-Мед», ЗАО МСК «Солидарность для жизни» и ОАО «РОСНО-МС». Нами был произведен анализ поступлений средств от страховых компаний за 2010 год, из которого видно, что всего не принято счетов, по причине дефектов, - 0,19 % от общей суммы принятых счетов за год, что составило 28730,18 рублей. Потеря от штрафов составила 0,05 % от общей суммы принятых счетов - 7039,36 рублей. Проведем анализ расходования денежных средств по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) за 2010 год (табл. 3).
Таблица 3 Анализ расходов денежных средств по ОМС согласно смете доходов и расходов на 2010 год
Наименование статьи |
Утверждено за год (тыс. руб.) |
Профинансировано (тыс. руб.) |
Остатки лимитов: экономия, перерасход (тыс. руб.) |
Выполнение сметы (%) |
Текущие расходы: |
14964 |
14262,2 |
702 |
95,3 |
Оплата труда и начисления: |
14770 |
14068,6 |
701 |
95,3 |
заработная плата |
11703 |
11396,9 |
306 |
97,4 |
прочие выплаты |
- |
9,9 |
-10 |
- |
начисления на оплату труда |
3067 |
2661,8 |
405 |
86,8 |
Приобретение услуг: |
194 |
193,6 |
0 |
- |
прочие услуги |
194 |
193,6 |
0 |
- |
Поступление нефинансовых активов: |
920 |
923,8 |
-4 |
100,4 |
Увеличение стоимости материальных запасов: |
920 |
923,8 |
-4 |
100,4 |
медикаменты и перевязочные средства |
18 |
- |
18 |
0,0 |
бесплатные медикаменты |
902 |
923,8 |
-22 |
102,4 |
Итого |
15884 |
15186,0 |
698 |
95,6 |
Экономия в 2010 году по заработной плате и начислениям 711 тыс. рублей от утвержденного финансового плана и перерасход по медикаментам составил 4 тыс. рублей, по прочим выплатам 10 тыс. рублей.
На основе данных проведенного анализа мы предлагаем провести комплексную оценку эффективности расходования денежных средств по предложенной нами системе показателей, отражающих эффективность использования и управления денежными средствами лечебно-профилактического учреждения. Мы предлагаем расширить проведенный анализ по основным источникам финансирования показателями эффективности использования финансовых ресурсов, которые более подробно будут отражать эффективность использования финансовых средств лечебно-профилактическим учреждением (табл. 4).
Таблица 4 Показатели эффективности использования денежных средств ЛПУ
№/№ |
Показатели эффективности поступлении денежных средств |
Формула расчета |
Обобщающий показатель |
Значения показателя |
||
1 |
Коэффициент эффективности поступления бюджетных средств (Кэф.пост.б.с.) |
|
Коэффициент эффективности поступления средств в ЛПУ = Кэф.пост.б.с. + К эф.пост.пл. + Кэф.пост.ОМС |
> 3 - избыточное финансирование |
2,5 - 3 - достаточное финансирование |
< 2 - дефицит финансирования |
2 |
Коэффициент эффективности поступления средств от платных услуг (К эф.пост.пл.) |
|
||||
3 |
Коэффициент эффективности поступлении средств из ТФОМС (Кэф.пост.ОМС) |
|
||||
4 |
Эффективность использования бюджетных средств (эф.исп.б.с.) |
|
Эф-ть использования ден. средств = эф.исп.б.с + эф.исп.б.с. + эф.исп.б.с. |
< 1 - денежные средства используются наиболее эффективно |
1 - денежные средства используются эффективно |
>1 - денежные средства используются неэффективно |
5 |
Эффективность использования средств от оказания платных услуг (эф.исп.пл..ус.) |
|
||||
6 |
Эффективность использования средств ОМС (эф.исп.с. ОМС.) |
|
||||
7 |
Коэффициент эффективного распределения денежных средств ОМС |
|
Коэффициент эффективного распределения денежных средств ОМС |
<1 - денежные средства по ОМС распределяются наиболее эффективно |
1 - денежные средства по ОМС распределяются эффективно |
> 1 - денежные средства по ОМС распределяются неэффективно |
Предложенные аналитические процедуры характеризуют эффективность работы амбулаторно-поликлинического звена, показывают тенденцию роста или снижения сумм по дефектам и штрафам, при оценке эффективности расходования средств по обязательному медицинскому страхованию, выявленные как в результате внутреннего анализа, так и ревизионным аппаратом территориального фонда ОМС.
Выводы: анализ эффективности использования денежных средств лечебно-профилактическим учреждением является основным вопросом в управлении здравоохранением, который отражается как на экономической безопасности самого учреждения, так и на социальной безопасности граждан. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что предложенная система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению. Анализ расходования денежных средств учреждением здравоохранения является необходимым звеном в оценке функционирования системы здравоохранения в целом, отдельных ее подразделений и структур.
Рецензенты:
- Минёва О.К., д.э.н., профессор, декан факультета «Бизнеса и экономики» Астраханского государственного университета, г. Астрахань.
- Набиев Р.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Экономика и управление предприятием» ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет», г. Астрахань.