Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROFESSIONAL TRAINING OF THE PRACTICAL FOCUSED STAFF IN COLLEGE FOR SMALL BUSINESS SPHERE: BASIC RESULTS OF RESEARCH

Severov V.G. 1
1 Irkutsk polytechnic college, Irkutsk
This article represents basic results of the theoretical principles’ research of professional training of the practical focused staff in college for small business sphere: its urgency, the purpose, the basic contents and conclusions. Research actuality is reasonable the presence of row of the contradictions educed by an author. A research aim consisted of development, scientific ground and experimental verification of the system of the professional training of the practical-focused staff in a college for the small business sphere. A table of contents of research is: - tendencies and problems of development of the professional training of the practical-focused staff in a college for the small business sphere; - descriptions and features of professional activity of the practical-focused specialist of small business; - conception of the system of their training and professional educational programs; - pedagogical terms of increase of efficiency of the system of professional training of the practical-focused staff in a college for the small business sphere; - methodology of their realization; - an analysis and interpretation of pilot work materials; - other. Conclusions represent that development of the system of the professional training of the practical-focused staff in a college for the small business sphere provides the necessary results of their training in accordance with the produced requirements, that an experiment confirmed a rightness of suggested hypothesis. Research results are recommended for the use in wide practical work.
professional training
practical focused staff
college
small business sphere
Актуальность исследования. На рубеже XX-XXI веков многие страны мира переживают переходный период преобразования технократического характера индустриальных обществ с доминированием крупного промышленного производства к гуманистической культуре и интеллекту постиндустриального общества с высокоспециализированными малыми формами производства и сервиса, рассчитанными на разнообразные индивидуальные потребности.

Как во многих странах мира, в России в секторе малого и среднего бизнеса формируется специфический слой производственных малых предприятий, работающих по индивидуальным заказам на выпуск товаров и услуг для удовлетворения ежедневных разнообразных потребностей людей. В контексте нашего исследования их важно отличать от посреднических, торговых и тому подобных, других малых форм бизнеса.

Отечественные малые и средние предприятия в настоящее время уже составляют значительный сектор экономики народного хозяйства, обеспечивая в ВВП в объеме около 14 % [1, с. 27]. Этот сектор экономики в большинстве стран мира определяет темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Малые формы бизнеса быстро реагируют на запросы рынка, придают экономике эластичность и адаптивность, формируют необходимую конкурентную среду, способствуют преодолению монополизма.

Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью слоя мягких собственников - владельцев малых предприятий, их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Малый бизнес - самое серьезное средство борьбы с безработицей в условиях, связанных с резким сокращением промышленного производства. Понимание значимости этого явления и осознание определенного отставания России от развитых стран мира в развитии этого сектора экономики актуализировали выход в свет Закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства» [2], иных документов и принятие ряда других мер государственной политики по развитию малого бизнеса.

Число предприятий малого бизнеса по данным мировой и отечественной статистики все время увеличивается и требует для себя необходимого кадрового обеспечения. Казалось бы это требует адекватной реакции системы профессионального образования. Однако, как показывает изучение ситуации, увеличение числа малых предприятий, происходившее в последнее двадцатилетие, не сопровождается организацией соответствующей системы профессиональной подготовки кадров для них.

Ситуация обостряется тем, что кадры продолжали и продолжают готовить в профессиональной образовательной системе, которая была создана в период, когда малый бизнес не просто не поддерживался, а целенаправленно искоренялся из экономического уклада страны. Поэтому естественно, что существующая нормативно-правовая база, учебно-программная документация, методическое обеспечение и организация образовательного процесса не позволяют системе профессионального образования адекватно реагировать на запросы ранка труда, связанные с обозначенной выше тенденцией.

Система профессионального образования настроена, прежде всего, на подготовку кадров для крупного производства, тогда как профессиональная подготовка практико-ориентированных специалистов малого бизнеса, имеющая отличие в силу специфики их профессиональных функций, не осуществляется. Это отражается и на содержании образовательных программ, и на организации образовательного процесса. Структура перечней профессий и специальностей классификатора и требования к содержанию подготовки, изложенные в государственных образовательных стандартах, не создают предпосылок для широкого развертывания профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса. Так, например, в «Общероссийском классификаторе специальностей по образованию» [3] специальности, ориентированные на малый и средний бизнес, представлены лишь группой «Сфера обслуживания», и то лишь в количестве 12 наименований. Это составляет далеко неполный перечень специальностей этой группы, в которых нуждается малый бизнес.

В этой связи существует объективная необходимость обогащения теории, методики и практики профессионального образования разработкой системы, обеспечивающей профессиональную подготовку практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса, что является закономерным этапом решения важных задач по обеспечению дальнейшего развития национальной экономики и проведению адекватной этому образовательной политики.

Детерминирующим импульсом к обсуждению вопросов профессиональной подготовки кадров для сферы малого бизнеса послужили исследования собственно феномена предпринимательства и бизнеса, особенностей профессиональной деятельности предпринимателей, которые нашли отражение в работах В. К. Андреева, Ж. М. Э. Бодо, К. Веспера, П. Друкера, В. Зомбарт, Н. П. Иващенко, Р. Кантильона, В. А. Королева, А. Маршалл, Г. Пиншот, М. Питерса, А. И. Сидорова, Ж. Б. Сэй, Ф. Уокера, Р. Хизрича, А. Шапиро, Ф. Шереги, Й. Шумпетера и некоторых других исследователей.

Общетеоретические и методические аспекты профессионального образования предпринимателей нашли место в трудах Т. М. Абрамовой, Е. В. Бешкинской, Б. Н. Герасимова, Г. А. Гордиенко, Л. А. Гребнев, Ж. К. Леоновой, В. В. Морозова, В. С. Гринко, В. В. Скрябина, О. В. Татарской, А. Хоскинга.

Исследования, связанные с профессиональной подготовкой одного из видов практико-ориентированных специалистов для сферы малого бизнеса - ремесленников (В. Г. Агафонов, В. А. Водеников, Н. А. Доронин, Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, И. А. Колобков, А. И. Космодемьянская, Е. Г. Лопес, П. Миллер, Г. М. Романцев, Т. А. Таршис, Б. Тидеманн и др.), сформулировали некоторые концептуальные идеи, раскрывающие цель, содержание, механизмы реализации такой профессиональной подготовки, что создает предпосылки для теоретического обобщения их в контексте нашего исследования.

В то же время, в педагогической науке до сих пор не нашли отражение целостная концепция системы профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса и вопросы, связанные с обеспечением ее эффективности.

Ситуация осложняется еще и тем, что результаты теоретических изысканий по данной проблеме слабо востребуются образовательной практикой, прежде всего, в силу неподготовленности управленческих и профессионально-педагогических кадров.

Проведенный выше анализ позволяет нам сформулировать следующие противоречия [4, с.93]:

а) между потребностями малого предпринимательства в кадрах, обладающих социально-профессиональными параметрами, необходимыми и соответствующими для такой практической деятельности, и отсутствием адекватной этим потребностям системы профессиональной подготовки таких кадров;

б) между объективной потребностью в профессиональной подготовке специфических практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теории и методики такой подготовки, а также образовательной практикой осуществления узкопрофессиональной подготовки специалистов для крупных промышленных предприятий, с другой;

в) между имеющимся и растущим теоретическим и методическим потенциалом, направленным на формирование, становление и развитие системы профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса и его недостаточной востребованностью в системе профессионального образования.

Цель исследования. Разработать, научно обосновать и экспериментально проверить систему профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса.

Основное содержание исследования

1. Определяющие тенденции и проблемы развития профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса [5, c. 47-54]. В последнее время в России приходит понимание значения и роли малого бизнеса для отечественной экономики. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, пока Россия занимает последнее место среди развитых стран мира по масштабам малого и среднего предпринимательства.

«Малый бизнес (малое предприятие)» характеризуется рядом признаков правового и экономического характера. Но главное для нашего педагогического исследования не в этих признаках, а в сущности предназначения, специфике задач, характере профессиональной деятельности этой группы предпринимательских структур.

Базой для формирования политики развития малого предпринимательства и ее социально-экономической составляющей в России является Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства». На его основе в большинстве регионов сформированы и реализуются различные программы поддержки предпринимательства, содержащие мероприятия по профессиональной подготовке кадров для малого бизнеса. Однако, уже очевидно, что эти мероприятия не в полной мере соответствуют требованиям рынка труда, нет полного понимания организации системы профессиональной подготовки кадров для сферы малого бизнеса, особенно в практико-ориентированной его части. Непонятно - какую и как дать специалисту малого бизнеса профессиональную образовательную базу, и вообще нужна ли особая подготовка к этому роду деятельности.

В России, к сожалению, существует определенная недооценка базовой профессиональной подготовки кадров для успешности малого бизнеса. Об этом наглядно свидетельствует анализ существующих направлений и специальностей основных профессиональных образовательных программ «Общероссийского классификатора специальностей по образованию» (ОКСО). В нем не содержится направления и специальности, непосредственно ориентированных на подготовку кадров для малого бизнеса.

Подготовка специалистов-техников в колледжах осуществляется в основном по отраслевому признаку, и профессиональные образовательные программы их подготовки не содержат необходимых компонентов подготовки, характерных для специалистов малого бизнеса.

Несколько более ориентированы на подготовку кадров для малого российского бизнеса дополнительные профессиональные образовательные программы учебно-деловых центров, бизнес-курсов, агентств по поддержке малого предпринимательства, технопарков, бизнес-инкубаторов, но они, как правило, не носят практико-ориентированный характер в части производительной профессиональной деятельности.

В итоге, можно констатировать неудовлетворительное состояние дела, связанного с профессиональной подготовкой практико-ориентированных специалистов малого бизнеса, т.е. теми, кто непосредственно способны осуществлять не только управление бизнесов (производством) с позиций менеджмента, экономики и финансов, но осуществлять собственноручно выпуск реальной продукции (услуг). Лишь профессиональные образовательные программы подготовки ремесленников-предпринимателей представляют собой одно из ведущих (но не единственное) направлений по удовлетворению потребностей рынка труда в практико-ориентированных специалистах для малого бизнеса. Эти программы наиболее близки концептуальной идее нашего исследования. Однако они не сводятся к ней, представляя, скорее, частный случай более общего явления.

2. Интегративно-развивающий подход как методологическое основание системы профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса [6, с. 28-30 ]. В качестве методологической основы разрабатываемой системы профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса нами был избран интегративно-развивающий подход. Он выступает как особая форма познавательной и практической деятельности, позволяющая реализовать нам для целей исследования идеи интеграции и развития существующих методологических подходов в профессиональной подготовке практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса.

Построенная на таком методологическом основании профессиональная подготовка призвана оптимизировать переход на принципиальное изменение традиционных представлений о предназначении практико-ориентированного специалиста для сферы малого бизнеса, доказывая тем самым, что такая подготовка не является довеском к институализированному профессиональному образованию, а выступает внутренне необходимым фактором нового уникального культурно-образовательного процесса.

3. Системообразующие категории проблемы исследования профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса [7, с. 1-40]. Отечественное среднее профессиональное и начальное профессиональное образование нормативно определяются как практико-ориентированные виды образования. А их выпускники, соответственно, являются практико-ориентированными специалистами (кадрами). При этом имеется в виду, прежде всего, характер профессиональной деятельности специалистов (кадров) этого уровня образования, их отношение к реальному (производящему) сектору экономики.

Под «профессиональной подготовкой кадров», в широком смысле этого слова, понимается социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации и инкультурации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение образцами и нормами профессиональной культуры и специализированного знания, получение конкретной оплачиваемой специальности и уровня квалификации, непрерывный рост компетенции, мастерства и развитие способностей в специальных областях человеческой деятельности, создающий условия для становления профессионального «Я», развития, совершенствования и самореализации личности в сфере общей и профессиональной культуры, отвечающий интересам и потребностям самой личности и содействующий достижению гуманистических и демократических целей общества и государства.

Из понятийного аппарата нашего исследования категория «система» является для него еще одним центральным понятием. В связи с чем в нашей работе: объект исследования выступает в форме системы, то есть отграниченных противоречивых единств вещей и явлений; наше мышление представляет собой специфическую систему; познание этой системы (объекта исследования) осуществляется путем исследования всех ее сторон, свойств, отношений, в системе категорий, в единстве понятий, с разных сторон, отражающих богатство объективной реальности.

Этот посыл определяет наш исследовательский способ изучения «системы профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса», которая рассматривается нами как динамичная и постоянно развивающая, открытая, многоуровневая и полиаспектная система. При этом профессиональная подготовка практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса трактуется в нашем исследовании еще и как социальный институт, выполняющий экономическую социальную и культурную функции в обществе, которому присуще характерная структура, функции и определенная инвариативность.

4. Содержательные характеристики и особенности профессиональной деятельности практико-ориентированных специалистов в сфере малого бизнеса [8, с. 120-127]. Спектр понятий и представлений о профессиональной деятельности практико-ориентированных специалистов малого бизнеса весьма широк. В нашем исследовании под «профессиональной деятельностью практико-ориентированного специалиста малого бизнеса» понимается мотивированная совокупность закономерно связанных между собой поведенческих актов и последовательно совершаемых специалистом малого бизнеса действий, направленных на выполнение определенных практико-ориентированных задач, на достижение тех или иных социально значимых целей. Целевой признак подчеркивает функциональный характер этой деятельности. Специфика такой деятельности обусловлена ролью практико-ориентированного специалиста как активного фактора в организации инновационного производства.

Нормативные документы («Общероссийский классификатор занятий», «Общероссийский классификатор специальностей и профессий») не полностью охватывают набор функций, присущих рассматриваемому феномену. Речь в них сводится к обязанностям руководителей малых предприятий с позиций их деятельности как менеджеров, а не как предпринимателей, и, тем более, не владельцев этих предприятий. В них не представлены функции других практико-ориентированных работников малого бизнеса. Как следствие, нормативные документы не определяют в полной мере специфику рассматриваемой профессиональной деятельности.

Проведенный нами анализ содержания показывает же, что объектом профессиональной деятельности практико-ориентированных специалистов малого бизнеса является совокупность финансово-экономических, организационно-управленческих и иных хозяйственных отношений, процессов и факторов. Существенным при этом является то обстоятельство, что вся эта совокупность, образующая объект деятельности малого бизнеса, является разнохарактерной. Отдельные элементы не имеют достаточно четких взаимосвязей, во многом не совпадают по временным параметрам, значимости, трудоемкости реализации процессов (финансово-экономических, организационно-управленческих, просто оперативно-хозяйственных). Система их действий по поддержанию состояния бизнеса, его функционирования в нужном режиме, во многом проявляет синергетический характер, что еще более усиливает значимость наличия у субъектов деятельности, способности действовать в условиях экономической неопределенности, недостатка информации, принимать решения, зачастую руководствуясь лишь интуицией. Следовательно, они должны также обладать способностью комбинационного использования имеющихся знаний, умений, опыта. Для этого необходимы адекватное содержание и технологии профессиональной подготовки кадров, наличие у них не только и не просто предпринимательской хватки и связанных с ней свойств личности, но и глубоких разносторонних знаний, причем не только в большем объеме, чем работнику массового производства, но и в более системном виде. Только тогда они способны уверенно действовать в динамично меняющихся условиях как внешней, так и внутренней среды малого предприятия, в условиях неполноты информации, необходимости выбора решения из многих возможных вариантов и высокой степени риска при этом выборе.

5. Концепция системы профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса [9, с. 326-342].

Ведущие идеи концепции представляют собой следующие концепты:

  1. Профессиональная подготовка практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса представляет собой многоуровневую педагогическую систему, характеризующуюся структурно-функциональной целостностью субъектов образования и образовательной среды, каждый уровень которой является совокупностью взаимосвязанных им по горизонтали, так и по вертикали средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного обучения, воспитания и развития обучающегося с целью подготовки его к профессиональной жизнедеятельности в сфере малого бизнеса, культурному участию в процессах, происходящих в этой сфере, и формированию его как личности для участия в этой среде и в обществе в целом.
  2. Профессиональная подготовка практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса, основанная на компетентностно-ориентированном подходе, симультанно (одновременно и параллельно) нацелена на получение специфических «продуктов», которыми являются при реализации социальной функции - «Личность», при реализации экономической функции - «работник», культурной функции - «индивидуальность».
  3. Предметом деятельности субъектов образовательного процесса в колледже становится целостная проблемная ситуация по освоению специальных моделей будущей профессиональной жизнедеятельности.
  4. Педагогическая технология в процессе профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса основана на субъект-субъектных формах взаимодействия обучаемого и обучающихся в рассматриваемом процессе и имеет блочно-модульный характер.
  5. Критериями оценки уровня профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого деревообрабатывающего бизнеса выступает профессиональная компетентность будущего специалиста.

Сущностные характеристики. Осмысление сущности системы профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса приводит к еще одному ряду концептов:

  • профессиональная культура, профессиональное сознание, мышление личности и общества - имманентный, ведущий компонент новой цивилизационной и образовательной парадигмы;
  • система профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса не есть новое обособленное направление в развитии образовательных систем, это новый смысл и цель образовательного процесса - уникальное средство развития человека и общества, воспроизводства востребованных экономикой страны кадров;
  • профессиональная подготовка (образование) - системообразующий компонент всего профессионального образовательного процесса, определяющий его цели, ведущие направления, создающий интеллектуальную, нравственную, духовную основу колледжа будущего;
  • профессиональная подготовка (образование) направлена на взращивание профессионального сознания, культуры общества и личности, воспроизводство необходимых кадров, на коррекцию целостного мировоззрения в сфере бизнеса;
  • совокупность принципов этой профессиональной подготовки, вбирая в себя общедидактические, обогащается специфическими принципами присущими особенностям именно подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса, принципами интегративности, комплементарности, включения бизнеса в контекст культуры и образования;
  • сфера профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса в учебных планах не определена только какими-то конкретными учебными предметами или их группой. Оно определено всей совокупностью системы подготовки.

Концептуальная модель. Ядром авторской концепции выступает концептуальная (процессная) модель системы профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса, отражающая представление двух взаимосвязанных уровней: философско-методологический базис (первый уровень); педагогическая система (второй уровень). Между уровнями обусловлена жесткая взаимосвязь и взаимозависимость. Философско-методологический базис, с одной стороны, формирует педагогическую систему, с другой, ограничивает возможности варьирования педагогической системы.

В основе компетентностно-ориентированного образовательного процесса в соответствии с заявленными нами базовыми философско-методологическими установками лежит соответствующий методологический подход, как одно из важнейших концептуальных положений обновления (построения) содержания профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса.

Образовательной целью выступает подготовка практико-ориентированных профессионально компетентностных специалистов для сферы малого бизнеса.

Результатом является профессионально компетентностный специалист для соответствующей сферы. В качестве ее основных конструктов в заявленном подходе выступают базовые компетентности, ключевые компетенции, учебно-познавательные и метапрофессиональные качества.

Кроме того, нами выделены следующие психологические подструктуры личности, значимые в профессиональной деятельности практико-ориентированного специалиста малого бизнеса:

  1. профессионально-значимые биопсихические свойства (темперамент, характер, эмоциональная сфера);
  2. профессионально важные особенности психических процессов (восприятия, ощущения, памяти, мышления, внимания, речи);
  3. профессиональные опыт (накопленные знания, умения, навыки, способы и технологии деятельности);
  4. профессиональная направленность (профессиональные ценности, мотивы, принципы, убеждения, склонности);
  5. интегративная подструктура, включающая ключевые компетенции, базовые компетентности, учебно-познавательные и метапрофессиональные качества.

Все компоненты структуры находятся в строгой иерархической соподчиненности, которая близка по своей организации к целевой стороне профессиональной деятельности. Наиболее высокое иерархическое положение в структуре личности специалиста занимает профессиональная направленность, а наиболее низкое - профессионально значимые психофизиологические свойства.

Определение структуры и состава компетентностей, компетенций учебно-познавательных и метапрофессиональных качеств в совокупности с моделью структуры личности практико-ориентированного специалиста с другими компонентами позволяет нам в дальнейших изысканиях разработать модель педагогической системы профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса.

6. Педагогическая система компетентностно-ориентированной профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса [10, с. 58-62]. Под моделью педагогической системы компетентностно-ориентированной профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса в нашем исследовании понимается обобщенный, абстрактно-логический образ конкретного феномена «педагогической системы», который отражает и репрезентирует существенные структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования, который представлен в требуемой наглядной форме и способе и дает новое знание об объекте моделирования. При ее построении использовано целостное единство следующих взаимообусловленных, преемственно взаимосвязанных и динамически взаимодействующих в образовательном процессе частей и компонентов: целевого, нормативно-содержательного, организационно-операционного, результативного, комплекса педагогических условий, обеспечивающих повышение эффективности процесса.

7. Проектирование профессиональных образовательных программ подготовки практико-ориентированных специалистов малого бизнеса [11, с.175-199]. Традиционные подходы к разработке программного обеспечения профессиональной подготовки практико-ориентированных специалистов малого бизнеса не отвечают требованиям компетентностно-ориентированного подхода, поскольку исходит из тезиса о том, что формирование определенных объемов знаний автоматически обеспечивает развитие их способности пользоваться научными знаниями в профессиональной деятельности.

В нашем исследовании делается перенос акцента с преподавателя и содержания дисциплины на обучающегося и ожидаемые результаты образования. В ходе этого происходит системная модернизация целевых, содержательных и технологических характеристик проектируемой нами профессиональной образовательной программы, а также механизмов обеспечения ее качества.

После освоения профессиональных образовательной программ подготовки практико-ориентированных специалистов сферы малого бизнеса выпускник колледжа может овладеть в зависимости от индивидуальной образовательной траектории комплексом квалификаций. Например, в области технологии деревообработки, где стержнем является основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования «Технология деревообработки», с которой интегрируются профессиональные программы начального профессионального образования, это - техник, столяр (2-5 разряда), плотник (3-5 разряда), резчик по дереву (3 разряда), отделочник изделий из древесины (3 разряд), станочник деревообрабатывающих станков (4-5 разряда), паркетчик (3 разряда) и другие.

8. Педагогические условия повышения эффективности системы профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса и методика их реализации [12,с.17-20]. Мы считаем, что повышение эффективности системы профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса может обеспечиваться реализацией следующего комплекса педагогических условий:

а) формирование и развитие предприимчивости как интегрального социально-профессионального качества практико-ориентированного специалиста сферы малого бизнеса;

б) обеспечение повышения квалификации педагогического персонала на основе структурно-функциональной модели его готовности к специфической деятельности по профессиональной подготовке практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса;

в) развивающую образовательную среду колледжа, ингерентную для взаимодействия и взаимообмена с окружающей рыночной средой, интегрирующую деятельность субъектов профессиональной подготовки, влияющую на профессиональное становление качеств личности практико-ориентированного специалиста сферы малого бизнеса и отношение студентов к обучению;

г) использование психолого-педагогических технологий, которые инициируют процессы личностно-профессионального развития будущего специалиста, обеспечивают качественное достижение прогнозируемого результата профессиональной подготовки и придают образовательному процессу функциональный характер.

Предприимчивость лежит в основе предпринимательских способностей личности и в современной науке выступает в качестве существенной личностной предпосылки успешной профессиональной деятельности. Она выступает особым способом достижения конкретных целей социальной и хозяйственной (экономической) деятельности через самостоятельность и поиск нестандартных решений, связанных с хозяйственным риском.

Педагогическая деятельность персонала в колледже, реализующем профессиональную подготовку практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса, сопряжена с освоением новой концепции такой профессиональной подготовки, нового содержания, форм и приемов педагогической деятельности, что требует соответствующей готовности персонала к этой специфической деятельности. Эта готовность понимается нами как интегративное психологическое образование, определяемое разноуровневыми индивидуальными свойствами личности и проявляющееся в активно-положительном отношении субъекта к этой деятельности в самостоятельности, инициативности и ответственности за построение перспектив своего профессионального развития в новых условиях. Мы выделили ряд подструктур в компонентах этой готовности: специальную, предметную, методическую, социально-психологическую, дифференциально-психологическую, аутопсихологическую.

Образовательная среда профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса является открытой развивающейся педагогической системой, ингерентной для взаимодействия и взаимообмена с окружающей рыночной средой, интегрирующая деятельность субъектов профессиональной подготовки, влияющая на становление качеств личности практико-ориентированного специалиста сферы малого бизнеса и отношение студентов к обучению. Ее системообразующей подсистемой выступает колледж. Интеграция деятельности субъектов такой образовательной среды направлена не только на формирование специфических качеств личности будущих практико-ориентированных специалистов сферы малого бизнеса в течение всего процесса профессиональной подготовки, но и на солидарную ответственность за качество и эффективность сформированных личностных ценностей и качеств, необходимых им в будущей профессиональной деятельности.

Психолого-педагогические технологии в самом общем виде представляют собой разновидность социальных технологий и интегрировано сочетают в себе элементы психологических и педагогических технологий. В результате их использования достигаются как педагогические, так и психологические цели профессиональной подготовки практико-ориентированных специалистов для сферы малого бизнеса. Психолого-педагогические технологии есть специфичный способ изменения индивида, направленный на его прогрессивное развитие, формирование и становление личностно образующих характеристик.

Следует подчеркнуть, что реализация каждого из представленных педагогических условий комплекса способствует решению определенных задач и обеспечению повышения некоторой эффективности процесса в системе профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса. Однако максимальная эффективность, как показала дальнейшая опытная работа, достигается при выполнении всего комплекса описанных условий.

Разработанный комплекс педагогических условий логически нацеливает нас на создание методики его реализации.

Основу методики реализация первого условия составляют комплексные проектировочные задания, которые выполняются как на теоретических занятиях, так и на курсовых, практических занятиях, а также в период производственного обучения, дипломного проектирования и во внеурочное время. При этом студенты колледжа проектируют и создают какие-либо предметы профессиональной деятельности; создают имитацию открытия, регистрации, деятельности и закрытия малого предприятия; компьютерное моделирование экономики и менеджмента малого предприятия; выступают участниками бизнес-инкубатора и многое другое.

Методика реализации второго условия связана с предварительной подготовкой (повышением квалификации) педагогического персонала колледжа, в которой нами выделяются три укрупненных модуля: теоретико-методический, социально-психологический, деятельностный. В них специфические особенности профессионально-педагогической деятельности получили конкретную научно-методическую основу и учебную интерпретацию. Неким объединяющим ядром представляемой системы подготовки является теоретико-методический спецкурс.

Основными целевыми компонентами методики реализация третьего условия являются: предметно-пространственное окружение, психолого-дидактическое и информационное содержание, социально-поведенческое окружение. Содержательно формирование такой среды включает в себя создание специальных нетиповых организационных структур, которые гармонично интерпретированы с вышеназванными целевыми компонентами. Например: хозрасчетных учебно-производственных участков; информационно-консультационного центра; открытого клуба выпускников; совмещенного научно-методического и издательского центра; отдела поддержки и развития профессиональной карьеры выпускников колледжа и других. Особое значение придается личному участию студентов в создании и дальнейшем постоянном развитии образовательного пространства колледжа. В качестве методов, способов и форм такого включения студентов выступают: мониторинговые исследования; краеведческая работа; просветительская работа; эргономико-трудовая деятельность; художественно-эстетическая деятельность.

В методике реализация четвертого условия используются три группы психолого-педагогических технологий, каждая их которых связана с использованием различных методов, форм, приемов и средств. Применение их определяется задачами профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса на разных этапах их профессионального становления. На начальных этапах профессионального становления (первые курсы обучения студентов колледжа) целесообразно преимущественно применение когнитивно-ориентированных технологий. На следующем этапе (средние курсы обучения студентов колледжа) - деятельностно-ориентированные технологии. На заключительных этапах (последние курсы обучения студентов колледжа) - личностно-ориентированные технологии. Вместе с тем необходимо понимание, что они должны использоваться в комплексе на всех этапах профессионального становления практико-ориентированного специалиста малого бизнеса.

9. Анализ и интерпретация материалов опытно-экспериментальной работы [13, с. 41-47]. Для проведения эксперимента были сформированы три экспериментальные и одна контрольные группы студентов. Экспериментальная работа в них отличалась ориентацией студентов на различные педагогические условия, которые варьировались.

Определяя критерии и показатели опытно-экспериментальной работы, мы исходили из того, что целью профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса является формирование их профессиональной компетентности. Следовательно, логично при экспериментальной проверке говорить об уровне сформированности этой компетентности. А поскольку, как уже отмечалось ранее, составляющими этой компетентности как сложного интегративного качества являются: мотивационно-ценностный компонент, профессиональные знания и способы профессиональной деятельности; универсальные способности и социально-профессиональные значимые личностные качества, то закономерно в качестве критериев для нашей опытно-экспериментальной работы взять сформированность уровней всех этих составляющих.

Выделенные критерии разносторонне отражают формирование профессиональной компетентности в ходе профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса. Они позволяют охарактеризовать изменения не только в конечных результатах этой профессионально подготовки, но и сам процесс достижения этих результатов и его детерминанту, а также интенсивность использования целенаправленных внешних и внутренних воздействий.

Совокупность полученных экспериментальных данных продемонстрировало положительные изменения в повышении эффективности профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса под влиянием разработанного нами комплекса педагогических условий. Его применение в целом, несомненно, более эффективно, чем применение одного из условий.

Выводы. Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы позволяют заключить: разработанная нами система профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса обеспечивает необходимые результаты их подготовки в соответствии с предъявляемыми требованиями. Эксперимент подтвердил правильность выдвинутой гипотезы и другие положения исследования. Можно рекомендовать результаты исследования для использования их в широкой практической работе.

Рецензенты:

  • Кондрух В.И., д.п.н., профессор, заместитель директора по научной работе НОУ «Магнитогорского института современного образования», г. Магнитогорск.
  • Гусев В.А., д.п.н., доцент, директор ГБОУ «Поволжского государственного колледжа», г. Самара.