Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DYNAMICS OF NUMBER OF ABLE-BODIED POPULATION AND RESTRICTION OF LABOUR AVAILABILITY AT THE REGIONAL LABOUR MARKET

Ivanova N.A. 1
1 Volga region cooperative institute (branch) of the Russian university of cooperation, Engels, Russia (413100, Engels, street Krasnoarmejsky 24)
The paper examines the regularities of socio-demographic and economic systems and characteristics of their formation and development in the long-term, medium-term and short-term period. The research is based on making scenario forecasts. The analysis and prognosis of able-bodied urban population are carried out according to the characteristics of demographic reproduction in the Saratov region depending on a variety of changes variants in the forecast background. Assessment of the impact of state socio-demographic policy measures on the number of the able-bodied population can be taken into account in working out additional measures of regional labour market regulation. Key words: able-bodied population, script forecast, regional labour market.
Key words: able-bodied population
script forecast
regional labour market.
Регулирование региональных рынков труда в экономически развитых странах все в большей мере основывается на научном предвидении тенденций, возможностей и ограничений, включая оценку последствий реализации направлений государственной политики. Основой научного предвидения выступает прогнозирование спроса и предложения на рынке труда. Как свидетельствует практика управления, стратегические решения, основанные на глубоком анализе сложившихся тенденций и прогнозном моделировании возможных вариантов  изменения, являются более эффективными.

В России принят Федеральный закон «О государственном прогнозировании», разрабатываются региональные прогнозы спроса на рабочую силу по отраслям, видам экономической деятельности, профессиям. Основу региональных программ социально-экономического развития составляют, как правило, несколько вариантов аналитических социально-экономических прогнозов, включающих прогноз спроса и предложения на рынке труда. Кроме того, прогноз спроса на рабочую силу и численности трудоспособного населения, формирующего ее предложение, является составной частью системы прогнозирования, с помощью которой определяются перспективы социально-экономического развития регионов. В основе регулирования региональных рынков труда лежат целевые программы, включая государственные программы занятости и содействия трудоустройству населения, федеральные целевые программы, программы регионов и муниципальных формирований. Помимо формулирования стратегических целей развития регионов, важную роль играет обоснование стратегий достижения целевых параметров. Исходя из этого, важную роль в системе регулирования регионального рынка труда играет сценарное прогнозирование. В данной статье выполнено сценарное прогнозирование численности населения трудоспособного возраста с учетом особенностей демографического воспроизводства в регионе.

Сценарное прогнозирование в системе регулирования региональных рынков труда, с одной стороны, базируется на анализе особенностей демографического воспроизводства, с другой стороны, на оценке влияния мер социально-демографической и экономической политики, проводимой в регионе.

Исследование закономерностей социально-демографических  и экономических систем, особенностей их формирования и развития в кратко- средне- и долгосрочном периоде предполагает разработку сценарных прогнозов.

В данном исследовании прогноз предложения рабочей силы со стороны городских домохозяйств Саратовской области  аппроксимирован показателем численности населения трудоспособного возраста с целью оценки демографических рисков и ограничений. Осуществлено поисковое среднесрочное прогнозирование численности трудоспособного городского населения Саратовской области в зависимости от возможных вариантов изменения прогнозного фона, в качестве которого выступают характеристики естественного движения населения и миграция. Выполненная оценка влияния мер государственной социально-демографической политики на численность населения трудоспособного возраста может быть учтена при разработке дополнительных мер регулирования регионального рынка труда.

Методика прогнозирования основана на использовании известного метода компонент, в основе которого лежит уравнение демографического баланса [1,2]. Сценарный подход предполагает разработку нескольких направлений, в которых определяются возможные варианты демографического поведения населения с учетом текущего состояния и предполагаемых перспектив развития. В настоящем исследовании разработка сценариев основана на различных предпосылках динамики рождаемости, смертности и миграции. С одной стороны, учитывается сложившаяся в последние годы демографической ситуация. С другой стороны, рассматриваются экстраполяции тенденций изменения демографических параметров, построенные с применением математико-статистических моделей.

Особое внимание уделено возможным изменениям демографического поведения населения в процессе успешной реализации мероприятий, направленных на снижение смертности и стимулирование рождаемости, намеченных в Концепции демографической политики Саратовской области на период до 2025 года [3], Национальном проекте «Здоровье», а также Программе модернизации здравоохранения Саратовской области на 2011-2012 гг.[4].

Экстраполяция сложившихся тенденций позволяет разработать прогноз-предупреждение и наметить меры, направленные на улучшение ситуации. В данном сценарии на основе анализа динамики коэффициентов рождаемости и смертности городского населения Саратовской области (рис.1) построены их экстраполяции с использованием методов регрессионного анализа.

Рис. 1. Коэффициенты рождаемости и смертности городского населения Саратовской области (чел. на 1000 населения)

Среди городского населения области за последние годы отмечается положительная динамика демографических показателей, которая может быть рассмотрена, в том числе как результат реализации комплекса программных мероприятий, направленных на формирование эффективной региональной демографической политики. Рождаемость за 2005-2010 годы увеличилась на 17,2 процента. Общая смертность городского населения за те же годы сократилась на 6,7 процента. Тем не менее, в 2010 г. отмечается рост показателей смертности городского населения, которое Министерство здравоохранения области объясняет аномальными погодными условиями, а также недостаточной работой по профилактике амбулаторно-поликлинического звена [4]. Почти треть всех умерших составляет трудоспособное население. Анализ динамики коэффициентов смертности трудоспособного населения (рис. 2) показывает, что смертность городских мужчин в трудоспособных возрастах в 3,8 раза выше смертности трудоспособных женщин.  

 С 2005 по 2009 г. смертность трудоспособных городских мужчин снизилась на 27,6 %, женщин - на 20 %. Таким образом, следует отметить эффективность государственных мер, направленных на снижение смертности населения в трудоспособных возрастах. Тем не менее, сама проблема сверхсмертности мужчин трудоспособного возраста является актуальной, их доля в общей численности умерших данной возрастной группы за последние десять лет существенно не изменилась и остается высокой.

 

 

Рис. 2. Коэффициенты смертности городского населения Саратовской области в трудоспособном возрасте (чел. на 1000 населения)

Если не учитывать аномальный всплеск смертности в 2010 году, то можно предположить дальнейшее снижение данного показателя для городского населения Саратовской области на краткосрочную перспективу.

Динамика коэффициентов рождаемости по возрасту матери отражает изменение модели рождаемости городских женщин (рис. 3). Начиная с 2005 г. отмечен рост числа рождений детей у женщин старше 30 лет. Подобная положительная динамика объясняется, с одной стороны, откликом определенных социально-демографических групп городского населения на меры активной государственной демографической и социальной политики, направленые на материальное стимулирование рождения второго и последующих детей, с другой стороны, были реализованы ранее отложенные деторождения работающими женщинами.

Рождаемость в наиболее активных детородных возрастах (20-29 лет) за последние три-четыре года практически не увеличилась, что в значительной степени объясняется реализацией молодыми женщинами карьерных устремлений. Следует, однако, отметить рост рождаемости в возрастной группе до 20 лет, и, в особенности 17-19 лет. Учитывая возрастные изменения в структуре рождаемости последних лет, можно предположить дальнейшее увеличение коэффициентов рождаемости в группах женщин старше 30 лет.

Для расчета тенденций рассматриваемых демографических параметров использовались методы математико-статистического моделирования, основанные на методе наименьших квадратов. Наиболее точное (по критерию максимизации коэффициента множественной детерминации) описание динамики было достигнуто с использованием выпуклых функций времени, в основном, логарифмических и степенных. Значения коэффициента множественной детерминации для построенных моделей превышали 0,92, что свидетельствует о достаточно высокой точности построенных математических описаний.

Рис. 3. Возрастные коэффициенты рождаемости городского населения Саратовской области (число родившихся на 1000 женщин соответствующего возраста)

Разработка оптимистического сценария была основана на ожиданиях, связанных с мерами государственной демографической и социальной политики, обозначенных в Концепции демографической политики Саратовской области на период до 2025 года, в которой намечены этапы реализации мероприятий для перехода к стабилизации  (к 2015 г.) и дальнейшему росту численности населения области (к 2025 г.). Согласно Концепции к 2015 году суммарный коэффициент рождаемости должен увеличиться в 1,3 по отношению к 2006 году, а уровень смертности снизиться на треть. К 2025 году предполагается рост суммарного коэффициента рождаемости в 1,5 раза, снижение смертности в 1,6 раза по отношению к 2006 году. Таким образом, к 2025 году рождаемость должна вырасти до уровня 1990 года, а смертность - снизится до значений, наблюдаемых в 80-х годах прошлого века. Для городского населения Саратовской области коэффициент рождаемости должен достигнуть 13,1 чел., а коэффициент смертности - 11,8 чел. на 1000 чел. населения. Снижение общего коэффициента смертности должно произойти в основном за счет сокращения смертности от внешних причин,  прежде всего в трудоспособном возрасте. Ожидается, что увеличение суммарного коэффициента рождаемости может произойти за счет роста числа рождений вторых и последующих детей.

В пессимистическом сценарии высказано предположение, что повозрастные коэффициенты рождаемости и смертности остаются на уровне 2009 года на весь период прогноза. Кроме указанных сценариев рассматривался вариант, учитывающий влияние миграционных процессов. Исследование динамики миграционных процессов городского населения Саратовской области свидетельствует о крайней неравномерности их влияния на численность трудоспособного населения области (рис. 4).

Вместе с тем, следует отметить положительное сальдо миграции городского населения области за весь исследуемый период. Пик миграционной активности наблюдался в 1993-1994 гг. после распада Советского Союза и значительного притока беженцев и вынужденных переселенцев в регионы РФ, а с 2000 г. наблюдался спад числа прибывающих в города Саратовской области. Анализ половозрастной структуры миграции позволяет сделать вывод, что основной приток мигрантов в города области происходит за счет трудоспособного населения от 20 до 49 лет.

С одной стороны, это сельские жители области, покидающие село по причинам как экономического (потеря работы, неплатежи заработной платы в сельском хозяйстве, низкая оплата труда и т.д.), так и социального характера (низкий уровень жизни, невозможность дать детям достойный уровень образования, огромный социальный разрыв между городом и селом и т.д.). С другой стороны, необходимо учитывать потоки трудовой миграции из стран СНГ в регионы России. Часть трудовых мигрантов прибывает в города Саратовской области. Так, в 2009 году миграционный прирост городского населения области составил 4154 чел., из которых 78 %  - лица  в трудоспособном возрасте.

В структуре мигрантов трудоспособного возраста 49,1 % составляют мужчины, 50,9 % - женщины. Подавляющее большинство мигрантов - выходцы из стран СНГ и Балтии. Из числа прибывших в города области из данных регионов 92,9 % пополнили городское население.

Привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития области, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции рассматривается как одна из важнейших задач в области демографической политики Саратовской области.

 

Рис. 4. Миграционный прирост городского населения Саратовской области (на 1000 чел. населения, чел.), 1990-2009 гг.

Для целей среднесрочного прогнозирования динамики трудоспособного городского населения Саратовской области были использованы четыре возможных варианта демографического развития:

  1. Экстраполяционный. Возрастные коэффициенты рождаемости и коэффициенты смертности меняются до 2019 года в соответствии с тенденциями последних лет и остаются таковыми до конца прогнозного периода.
  2. Оптимистический. Коэффициенты рождаемости и смертности меняются под воздействием мер социальной политики (согласно целевым ориентирам Концепции демографического развития Саратовской области до 2025 года) до 2024 года, затем фиксируются на достигнутом уровне.
  3. Пессимистический. Повозрастные коэффициенты рождаемости и смертности остаются на уровне 2009 года на весь период прогноза.
  4. Сценарий, учитывающий миграционный прирост городского населения. Данный вариант построен на основе первого сценария с фиксацией повозрастных коэффициентов рождаемости и смертности на уровне 2009 года.

Результаты сценарного прогнозирования представлены на рис. 5. Как показывают результаты сценарного прогнозирования, численность трудоспособного городского населения Саратовской области будет уменьшаться по всем рассмотренным сценариям.

Помимо прогнозной оценки численности городского населения Саратовской области в трудоспособном возрасте был выполнен расчет его удельного веса в структуре населения по различным вариантам демографического развития.

Рис. 5. Сценарный прогноз численности трудоспособного городского населения Саратовской области, тыс. чел.

Результаты расчетов свидетельствуют о том, что максимальное снижение численности трудоспособного городского населения прогнозируется по пессимистическому варианту, основанному на высоких показателях смертности населения. В связи с этим следует отметить, что предусмотренный в региональных программах комплекс мер, направленных на рост продолжительности здоровой жизни, способен сдержать высокие темпы сокращения численности населения в трудоспособном возрасте.  Минимизировать влияние неблагоприятных демографических тенденций возможно также в случае увеличения миграционного протока трудоспособного населения. Среди важнейших ограничений регионального развития выступают социально-демографические риски, обусловленные сокращением численности населения, в том числе трудоспособного возраста. В связи с этим возрастает роль социально-демографического прогнозирования в системе государственного регулирования региональных рынков труда.

Рецензенты:

  • Яшина Н.М.,  д.э.н., профессор кафедры финансов и бухгалтерского учета Поволжского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации, г. Энгельс.
  • Жулина Е.Г., д.э.н., доцент кафедры менеджмента и логистики Института развития бизнеса и стратегии Саратовского государственного технического университета; профессор кафедры финансов и бухгалтерского учета Поволжского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, г. Саратов.