Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Антонов А.Р., Васькина Е.А., Чернякин Ю.Д., Новоселов Я.Б.

В последние годы растет научный и практический интерес к роли микроэлементов (МЭ) в развитии сердечно-сосудистой патологии. Доказано, что МЭ, являясь составными частями многих ферментных систем, могут оказывать существенное влияние на течение артериальной гипертензии (АГ) и инфаркта миокарда (ИМ). Среди нарушений обмена МЭ особое значение занимает Cu. В механизмах регуляции обмена Cu в системе плазма-лимфа-миокард еще имеется много неясных вопросов.

Цель исследования: исследовать Cu в сыворотке крови больных острой стадии ИМ в сочетании с АГ и сыворотке крови и лимфе лабораторных животных с экспериментальным инфарктом миокардом (ЭИМ).

Материалы и методы исследования: обследовано 30 больных мужчин в острой стадии ИМ в сочетании с АГ, находящиеся на лечении в отделении интенсивной терапии, контролем для которых служили здоровые доноры. Средний возраст больных 48,6 лет. По степени тяжести заболевания больные разделились на 2 группы. 1 группа (23 больных) - Q-позитивные ИМ, 2 группа (7 больных) - Q-негативные ИМ. Диагноз ИМ устанавливался на основании полного клинического обследования в соответствии с классификацией ВОЗ.

В экспериментальной части работы использовались самцы крыс нормотензивной линии Вистар и гипертензивной линии НИСАГ (с наследственной индуцированной стрессом АГ). Использовались крысы в возрасте 2-2,5 месяца массой 200-250 грамм. Моделирование катехоламинового («метаболического») ИМ проводилось однократным введением адреналина в дозе 0,2 мг на 100 гр массы тела. Артериальное давление определялось сфигмографическим методом на хвосте с помощью датчиков давления. Лимфа у крыс забиралась из цистерны Хили грудного протока. Cu сыворотки крови и лимфы определяли атомно-абсорбционным способом на спектрофотометре Unicum-939. Результаты выражались в мкг/см3.

Результаты исследований: у больных ИМ содержание Cu в острый период понижено. Средние цифры составили 2,05±0,2 мкг/см3, что на 92% ниже нормы (р<0,05). В 1 группе больных с Q-позитивным ИМ снижение содержания Cu еще более значимое (1,62±0,34 мкг/см3) и меньше нормы в 2,3 раза (р<0,01).

У нормотензивных крыс линии Вистар с ЭИМ в острый период ИМ содержание Cu составило 1,53±0,02 мкг/см3, что выше нормы на 24% (р<0,05).

Наиболее выраженный купродефицит наблюдается у гипертензивных крыс линии НИСАГ. Cu сыворотки крови составила 1,03±0,01 мкг/см3, что на 50% ниже контрольных цифр (р<0,05). В лимфе лабораторных животных с ЭИМ показатели Cu распределились следующим образом: у крыс линии Вистар купродефицита не наблюдалось и показатели были сравнимы с нормой (0,61±0,01 мкг/см3, р<0,05). У гипертензивных крыс с ЭИМ наблюдается выраженный купродефицит. Содержание Cu составило 0,32±0,01 мкг/см3, что в 2,5 раза ниже нормы.

Заключение: у больных ИМ в сочетании с АГ в острую стадию наблюдается выраженный купродефицит, аналогичные изменения произошли в группах экспериментальных животных, поэтому изменение обмена Cu в эксперименте можно считать адекватными патологии сердечно-сосудистой системы у человека. Купродефицит, выявленный у крыс линии НИСАГ, который усиливается при моделировании ИМ, подтверждает предположение о генетическом детерминировании снижения Cu. Истощение запасов Cu в крови и лимфе (видимо за счет перераспределения Cu в миокард) является отягощающим неблагоприятным фактором в течении ИМ, что требует коррекции.