Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ABOUT POLICY AND STRATEGY FOR PREPARATION QUALITY OF HIGHER SCHOOL GRADUATES IN CHINA

Dugarova D.Ts. 1, 1 Van Ts 1
1 Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N. Chernishevsky (ZabSHPU)
In the article the current policy and strategy of state regulation of the Chinese higher education system over the past two decades are analyzed. The basic strategic directions of revitalizing the PRC’s education are pointed out, they will determine the development of this sphere up to 2020 year. Short- and longer-term programs of China’s education development are analyzed. The main paradigmatic challenges to development of China’s Higher School (the lack of resources, the inadequacy of the examination system and the admission system, the lack of appropria-tions, the imbalance between social need and demand) are marked, and mechanisms to overcome them are proposed. It is concluded that the educational system of China – is a sort of strategic production industry regulated by the state; a mechanism of stabilization of the society, an important channel for achieving social justice, reproduction of socio-cultural and scientific and technological innovation, the creation of a socialist harmonious society.
innovations
preparation quality
strategy
policy
higher school of China
Совершенствование системы образования - важная составляющая часть стратегии Китая, непременное условие перехода к обществу знаний и построения инновационного государства. Массовость образования в сочетании с его высоким качеством может стать основным преимуществом страны, которое позволит ей на равных соперничать с ведущими экономиками мира и опережать их [1].

За годы реформ Китай добился значительных успехов в развитии образования. Стратегия опоры на науку и образование как факторы подъема и процветания государства (кэсюэ фачжань гуань - «концепция научного развития») позволила повысить уровень грамотности многочисленного населения КНР. Период обязательного образования увеличился с 4,5 лет обучения в 1982 г. до 8,5 лет в 2005 г., доля неграмотных в возрасте 15-45 лет снизилась до 4%. Уровень образования в объеме полной средней школы в 2000 г. имели 18% китайцев в возрастной группе 25-64 лет, высшее образование - 8%. Общее число людей с высшим образованием увеличилось до 381 на 10 000 человек (в 1982 г. - 68 человек).

Система высшего образования КНР по абсолютным масштабам вышла на первое место в мире. Прием в вузы увеличился с 7,2% от числа молодых людей соответствующего возраста в 1995 г. до 21% в 2005 г. Согласно прогнозам на 2020 г., если темпы роста системы высшего образования составят 3%, то прием в вузы увеличится до 38%, а при темпах в 4-5-6% достигнет 45-52-61% соответственно. Бурное развитие высшей школы позволяет китайским специалистам говорить о том, что в стране начался переход от элитного высшего образования к массовому. За этот период была создана база квалифицированных кадров для вступления Китая в общество «малого благосостояния» (сяокан).

В последние годы развитие высшего профессионального образования шло неравномерно в разных регионах страны, однако в целом достигло значительных масштабов: более 15,6 млн человек обучается в высших учебных заведениях страны. Система высшего профессионального образования в полной мере удовлетворяет спрос на китайском рынке труда. Стремительно развивающаяся система высшего профессионально-технического образования выступает новым фактором роста всей системы высшей школы Китая.

В настоящее время Китай реализует два проекта по созданию ведущих университетов страны - «211» и «985». Первый проект отражает стремление руководства страны выделить приблизительно 100 ведущих вузов и ключевых областей научных знаний общенационального значения. Перед выделенными вузами ставилась задача: за последующие 10-20 лет приблизиться к уровню лучших университетов мира или достичь его. Сейчас проектом охвачено 92 университета (5,4% общей численности вузов КНР). В этих вузах, получающих около 10% всех средств, выделяемых государством на науку и инновации, сконцентрировано около 80% ключевых научных дисциплин и почти 75% основных лабораторий, благодаря чему они реализуют более 2/3 всех базовых научных проектов страны. Только за 2000 год первая семерка наиболее престижных университетов - участников «Проекта 211» получила от государства 7,4 млрд юаней [2].

Запущенный с 1999 г. «Проект 985» концентрируется на создании ведущих вузов мирового уровня. Пекинский университет и Политехнический университет Цинхуа (г. Пекин, КНР) первыми получили государственную поддержку. Впоследствии Министерство образования КНР совместно с правительствами провинций, соответствующими ведомствами и комитетами общими усилиями создали несколько ведущих исследовательских университетов. Проекты стимулировали развитие научно-технических инноваций в вузах и исследований в области общественных наук, составляющих основу создаваемой системы государственных инноваций.

Образование для взрослых в КНР строится по системе непрерывного образования, курсов без отрыва от производства, переобучения и трудоустройства на освобождающиеся места на государственных предприятиях, обучения техническим специальностям для сельского хозяйства, ежегодно удовлетворяя потребность более 60 млн человек. Также стремительно развиваются такие направления, как образование национальных меньшинств, обучение китайских студентов за рубежом и иностранцев в КНР.

Постепенно совершенствуется уровень квалификации преподавателей. В 2005 г. в общеобразовательных начальных, неполных и полных средних школах страны дипломы, соответствующие государственным стандартам, имели соответственно 98,6, 95,2 и 83,5% штатных учителей, а в средних профессиональных учебных заведениях их доля достигла 73,4%. Педагогическое образование в основном завершило переход от трехуровневой (основные и краткосрочные программы вузов и средние специальные учебные заведения) к двухуровневой системе (основные и краткосрочные программы вузов). В настоящее время система педагогического образования стремится к еще большей степени открытости - подготовка преподавателей осуществляется не только на базе педагогических вузов, но и при помощи спецпрограмм в других высших учебных заведениях страны. Заметно повысилась зарплата преподавателей, предоставлены дополнительные социальные льготы.

Серьезное внимание руководством КНР уделяется развитию нормативно-правовой базы системы образования. На сегодня в Китае действует 8 специальных законов: «Об образовании», «Об обязательном образовании», «О высшем образовании», «О профессиональном образовании», «Положение о научных степенях», «Об учителях», «О стимулировании негосударственного образования», «Об общеупотребительном языке и письменности», а также целый ряд нормативных актов Госсовета КНР. Все это ведет к формированию правовой системы социалистического образования с китайской спецификой [7; 8; 9].

В программных документах по реформированию китайского образования поставлены три стратегические цели, которые будут определять развитие сферы до 2020 г., в обобщенном виде это:

  1. создание системы многоуровневого образования - речь идет о совершенствовании современной системы пожизненного обучения граждан КНР, становлении системы образования с китайской спецификой;
  2. подготовка квалифицированных кадров - обеспечение быстроразвивающейся китайской экономики высококвалифицированными трудовыми ресурсами;
  3. интеграция науки и образования, направленная на развитие более тесных связей образования с научно-техническими инновациями и экономическими достижениями, с расцветом культуры и общественным прогрессом, что обеспечит необходимую интеллектуальную поддержку модернизации страны в целом.

Стремясь к осуществлению вышеобозначенных стратегических целей и задач, китайское образование сталкивается с рядом внутренних и внешних вызовов, требующих своевременного и эффективного преодоления. Наиболее перспективным для стимулирования образования является научное обоснование планов его развития.

Ключевым фактором, определяющим масштабы и темпы развития школьного образования, признаны демографические колебания численности детей школьного возраста. В связи с тем, что КНР проводит политику планирования рождаемости, в последующие 15 лет на всех ступенях обучения произойдут значительные изменения. Например, анализ прогнозируемой статистики на 2000-2020 гг. показывает, что на ступени полной средней школы (15-17 лет) количество подростков школьного возраста в 2003-2006 гг. будет держаться на пиковой отметке, превышающей 70 млн человек; численность молодых людей студенческого возраста (18-22 года) в 2008-2009 гг. соответственно дойдет до высшей отметки - более чем 120 млн. А численность детей возраста начальной школы (6-11 лет) к 2010 гг. упадет до самой низшей точки, и только затем начнет постепенно расти; то же произойдет и с численностью детей в возрасте 12-14 лет (ступень неполной средней школы), но уже к 2014 г. [4]. Поэтому, планируя численность учебных заведений на среднесрочную и долгосрочную перспективу, необходимо учитывать демографические тенденции.

В течение длительного времени в китайской системе образования прослеживался уклон в сторону подготовки учащихся к «конкуренции на экзаменах», что оказывало негативное воздействие на качество обучения, т.к. увеличивало учебную нагрузку учащихся, лишало их творческой инициативы, вело к недооценке нравственного, физического и эстетического воспитания. Причины и факторы, порождающие это явление разнообразны: дефицит ресурсов в высшем образовании и дефицит высококачественного образования, а также бытующее в восточной традиции искажение понятий и предпочтений. Дело вовсе не в том, что знания педагогов не отвечают требованиям воспитания качественных характеристик личности, а в том, что доля выпускников, продолживших обучение, становится главным индикатором оценки деятельности директоров школ и учителей, что приводит к отсутствию необходимых критериев всесторонней оценки воспитания качественных характеристик. Кроме того, сами родители часто становятся невольными проводниками линии, нацеленной на жесткую конкуренцию на экзаменах, т.к. их выбор весьма прагматичен. Причина этого кроется в противостоянии интересов родителей, отстаивающих интересы семьи и личности, и учителей - носителей профессиональной миссии и интересов государства и общества. Решение данной проблемы видится во взаимодействии общественных производительных сил и образования, требующем качественного обновления системы общественного найма, системы мониторинга и оценки образования [9].

Краткосрочное и долгосрочное планирование являются неотъемлемой частью системы реформирования китайского образования. «План действий по подъему образования на 2003-2007», принятый Госсоветом КНР в 2004 г., определил основные направления развития системы образования КНР в краткосрочной перспективе. В плане было поставлено два главных стратегических акцента - стимулирование развития и реформирования образования на селе, а также формирование ведущих вузов и приоритетных научных направлений. Акценты укомплектованы шестью крупными проектами: «привитие обучаемым качеств, отвечающих новому веку», «профессиональное образование и инновация в обучении и подготовке», «качество и реформирование обучения в вузах», «стимулирование трудоустройства выпускников», «информатизация образования», «формирование преподавательского состава и отряда управленцев высокого уровня» [3].

С позиций долгосрочной перспективы китайское руководство сосредоточивает силы для того, чтобы, обобщив опыт «Программы реформы и развития» (1993 г.), подготовить и принять программу развития китайского образования до 2020 г. При разработке программы необходим учет следующих принципов: «человек - основа» (жэнь вэй бэнь); научный взгляд на развитие (кэсюэ фачжань гуань); учет многонаселенности страны; учет интересов общества и личности.

Образование занимает в развитии государства основополагающие стратегические позиции. Рост комплексной мощи страны сопровождается более высокими темпами в развитии образования и человеческого капитала. В современном мире производство, распространение и использование информационных технологий становится важнейшим источником экономического роста. Перераспределение человеческого капитала непосредственно определяет перераспределение богатства, роль образования в этом процессе становится ключевой. Перед Китаем сегодня стоят две важнейшие задачи - осуществить индустриализацию нового типа и информатизацию. Особенно важно не упустить шанс и, утвердив образование на стратегических позициях приоритетного развития, постепенно осуществить его модернизацию, тем самым дав толчок социально-экономическому развитию страны, реализующего модернизацию на основе такого «сравнительного преимущества», как человеческий капитал [4; 5].

Правительство КНР идет по этому пути, предпринимая все большие усилия и вкладывая все больше средств. В ближайшие 15 лет в развитии китайского образования будут преобладать три главных стратегических направления, а именно: распространение обязательного образования в деревне; развитие профессионального образования, (приоритетно среднего специального); повышение качества высшего образования (усиление позиций ведущих вузов и ключевых отраслей научных знаний).

Начиная с 2001 г. управленческая система, перестроенная по четкому принципу «уезд - основа», стимулировала развитие обязательного образования на селе, однако необходимо добиться его дальнейшего роста и совершенствования. Руководствуясь «Уведомлением Госсовета КНР об углублении реформирования системы гарантий расходов на обязательное образование на селе» (декабрь 2005 г.), реализуются кардинальные принципы: «прояснения ответственности на всех уровнях управления, совместной ответственности центра и мест, увеличения финансовых вложений, повышения уровня гарантий, пошаговой организации и реализации». Происходит постепенное включение обязательного образования на селе в сферу общих финансовых гарантий и создание механизма гарантий при разделении статей расходов между центром и местами, определяя долю каждой из сторон. Центр берет на себя обязательство поддерживать центральные и западные регионы, одновременно выделяя субсидии некоторым отстающим областям в восточных районах. Финансовые расходы по освобождению учащихся сельских школ на ступени обязательного образования от «разнообразных» взносов сначала в западном регионе, а с 2007 г. по всей стране возложены на центр и места в следующих пропорциях: западный регион - 8 : 2, центральный - 6 : 4, а доля восточного региона, за исключением городов центрального подчинения, будет решаться отдельно в каждой провинции, исходя из ее экономической ситуации [5; 6].

В новой редакции «Закона об обязательном образовании» (2006) расширена ответственность правительства провинциального уровня за «единое планирование и осуществление» образования этого уровня. Обязательное образование полностью введено в рамки государственного финансирования. Закон потребовал от правительства всех уровней сбалансированного распределения ассигнований на обязательное образование, чтобы сократить различия в условиях функционирования учебных заведений. Отменено деление на ключевые и обычные школы и классы. Закон также подчеркивал ответственность правительств за обеспечение обязательного образования в деревне, в отсталых районах и в районах проживания нацменьшинств.

В соответствии с государственной стратегией в первые два десятилетия нового века высшее образование в Китае будет уверенно продвигаться вперед на основе имеющихся достижений. Планируется, что к 2020 г. численность студентов составит 32 млн человек, а валовой охват обучением превысит 30%. Все это окажет существенную интеллектуальную поддержку в формировании современной системы образования и в построении «обучающегося общества». В будущем руководство КНР призывает обратить особое внимание на повышение качества высшего образования, углубление реформирования моделей подготовки в высшей школе, учебных программ, содержания и методов обучения, укрепление практической подготовки в вузах, совершенствование системы гарантий качества преподавания, создание органов оценки качества и информации в системе высшего образования, совершенствование системы аккредитации вузов.

Положив личность в основу, необходимо осуществить поворот от позиции «в центре обучения - научная дисциплина» к позиции «в центре обучения - обучающийся». Реализация процесса воспитания качественных личностных характеристик - это сложный системный проект, требующий совместных усилий внутри системы и вне её. Одно из эффективных решений - реформа системы набора. В ряде регионов уже принят обязательный порядок уведомления неполных средних школ о количестве вакансий при наборе в полные средние школы, что имеет позитивное значение. С одной стороны, это ослабляет экзаменационное соперничество между ступенями школы и способствует воспитанию качественных характеристик учащихся неполной средней школы. С другой стороны, более равномерное распределение вакансий для поступающих в ведущие полные средние школы повышает шансы на поступление учащихся из относительно слабых неполных средних школ. Если подобная политика будет проводиться на протяжении достаточно длительного времени, то она даст возможность отрегулировать поток выпускников неполных средних школ, постепенно отказаться от выбора учебного заведения на ступени обязательного образования, повысить качество подготовки учащихся отстающих неполных средних школ. В итоге это будет благоприятствовать более сбалансированному развитию обязательного обучения.

Повышение качества образования в КНР также зависит от обновления экзаменационной системы и системы мониторинга. Необходимо уделить внимание созданию научной системы оценки и экзаменационных стандартов. В ряде ведущих университетов в экспериментальном порядке предлагается ввести некоторые формы самостоятельного набора студентов. Самостоятельный набор не означает, что вуз сам составляет экзаменационные билеты. Поскольку себестоимость разработок экзаменационных программ и управления ими чрезвычайно высока, возможно, сейчас следует по-прежнему полагаться на программы, составленные специальными органами, имеющими на то государственные полномочия, а вузы могут осуществлять отбор либо давать свои поручения. Подчеркивается необходимость обеспечения справедливой процедуры набора в вузы, реализуемой посредством открытого информирования общественности (через Интернет) о политике и критериях зачисления. Для ослабления конкуренции в сфере базового образования и урегулирования ситуации, при которой «экзамен определяет судьбу», необходимо создать современную образовательную структуру с вертикальными и горизонтальными связями.

Одним из значимых противоречий становления современной системы социалистического образования в КНР выступает дисбаланс между постоянно растущим спросом населения на образовательные услуги и ограниченным предложением качественных образовательных ресурсов. Причина дефицита ресурсов кроется в дефиците вложений в образование. В этой ситуации важнейшей стороной реформы становится реформа системы вложений в образование с опорой на рыночные механизмы и диверсификацию форм собственности [6; 10]. Выход из финансовых затруднений, испытываемых высшим образованием, усматривается в существенном увеличении доли частных университетов по примеру развитых и многих развивающихся стран [1].

В целом образование является делом всего общества, его яркая специфика заключается в том, что оно общеполезно. По своей сути - это регулируемая государством стратегическая отрасль производства, поскольку теория человеческого капитала полностью подтвердила экономический вклад образования. Однако образовательные учреждения нельзя превращать в сферу производства, нельзя считать получение прибыли целью их функционирования. Образование - это и механизм стабилизации общества, важный канал достижения общественной справедливости, создания гармоничного общества. Необходимо, исходя из практики, устанавливать взаимосвязь равенства шансов и эффективности, чтобы способствовать прогрессу и справедливости в сфере образования.

Рецензенты:

  • Рогова А.В., д.п.н., профессор кафедры теории и истории педагогики ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского» (ФГБОУ ВПО «ЗабГГПУ»), г. Чита.
  • Десненко С.И., д.п.н., профессор кафедры физики, теории и методики обучения физики ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского» (ФГБОУ ВПО «ЗабГГПУ»), г. Чита.