Сегодня в ряду причин, осложняющих выполнение профессиональных обязанностей, отечественные и зарубежные специалисты выделяют психическое выгорание (C. Maslach, 1993; Т.В. Форманюк, 1994; А.А. Баранов, А.А. Реан, 1997; Haddad A., 1997; Н.А. Аминов, 1998; Vealey R.S., Armstong L., 1998; Enzmann D., 1999; Л.В. Карапетян, 2000; В.Е. Орел, 2001; Т.М. Харламова, 2003; и др.). Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях типа «человек-человек». Обозначенный феномен, по мнению авторов, является индикатором профессионального кризиса и поэтому требует последовательного изучения.
Анализ конкретных исследований синдрома «психического выгорания» показывает, что для профессий социальной сферы характерна асимметрия ответственности за конструктивность взаимодействия и его конечные результаты. При этом основная нагрузка лежит на профессионале, помогающем клиентам, ученикам, пациентам и т.д. Данную ответственность он должен принимать осознано, реально оценивая собственные внутренние ресурсы и возможности. Не случайно устойчивость к психическому выгоранию многие авторы относят к значимым профессиональным способностям. Например, Н.А. Аминовым (1998) обнаружено, что высоких результатов в педагогической деятельности смогут достичь только те учителя, которые обладают большой сопротивляемостью эмоциональной истощаемости. Этой же проблеме посвящены работы Е.М. Семеновой (2002), установившей, что наибольшее влияние психологическая, в том числе эмоциональная напряженность оказывает на деятельность молодых педагогов. А.А. Баранов (1995) и Л.В. Смолова (1999), соотнесли стрессоустойчивость учителей с уровнями их профессионального мастерства и экспериментально доказали, что от толерантности к эмоциональному выгоранию в значительной степени зависит успешность педагогической деятельности. Близкое понимание данной проблемы имеет место в исследованиях Т.И. Ронгинской (2002), М.В. Журавковой (1995), Л.В. Карапетян (2000) и других. Мы разделяем мнение данных авторов и считаем, что способность противостоять психическому выгоранию является профессионально важным качеством и ее правомерно отнести к педагогическим способностям учителя - предметника.
Целью нашей работы являлось изучение особенностей проявления синдрома психического выгорания у учителей изобразительного искусства средних общеобразовательных школ г. Перми со стажем работы 5-10 лет (этап профессионального совершенствования, молодые учителя - 65 человек) и 15-20 лет (этап профессиональной зрелости, опытные учителя - 65 человек). Всего 130 испытуемых, две выборки.
В проведенном нами исследовании было обнаружено, что в обозначенных выборках показатель психического выгорания имеет только обратные связи с другими показателями профессиональных способностей. При этом у молодых учителей (стаж 5-10 лет) он отрицательно коррелирует с показателями педагогической компетентности, педагогической культуры и коммуникативных склонностей, а в выборке опытных учителей (стаж 15-20 лет) - с показателями педагогического такта и педагогической культуры. Полученные данные позволяют утверждать, что на этапах профессионального совершенствования и профессиональной зрелости устойчивость к синдрому психического выгорания связана с высоким уровнем развития педагогического компонента структуры профессиональных способностей учителя. Способность противостоять психическому выгоранию, в том числе эмоциональному истощению является основой позитивного педагогического взаимодействия, а на этапе профессионального совершенствования (стаж 5-10 лет) - и педагогической компетентности учителя изобразительного искусства. Эти факты перекликаются с данными Н.А. Аминова (1998), доказывающими возможность достижения высоких результатов в педагогической деятельности только при наличии большой сопротивляемости рассматриваемому феномену.