Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Полетаева А.В.

Задача исследования психологических механизмов переживания травматического события является одной из важнейших в современной психологии. Сегодня она приобретает особую значимость в связи с ростом численности различных катастроф, «горячих точек», террористических актов. Перед специалистами стоит задача разработки программ психологической профилактики кризисных состояний и реабилитации лиц, столкнувшихся с травматическим событием. Для ее решения необходима разработка концепции переживания человеком травматических событий. Несмотря на растущий интерес к этому вопросу, психология до сих пор не располагает сформированной системой представлений относительно механизмов переживания травматического события.

Наиболее детальное рассмотрение и обоснование термин «переживание» применительно к процессу преодоления трудных ситуаций получил в концепции Ф. Е. Василюка, трактующего переживание как деятельность по преобразованию внутреннего мира субъекта [1]. Отталкиваясь от понимания В. Н. Мясищевым последовательности изменений психической деятельности как процесса, развивающегося на фоне общего функционального уровня - состояния [2], мы поставили своей задачей описать работу психологических механизмов переживания травматического опыта через обусловливающие их состояния. Поскольку переживание-деятельность направлено на изменение смысловых ориентиров активности человека, восстановление утраченной осмысленности существования [1, с. 191], то и понять его психологические механизмы можно через актуальные смысловые состояния. Чтобы прояснить особенности переживания травматического опыта, необходимо совмещение двух планов исследования - процессуального и структурного, поэтому наша следующая задача заключается в структурном описании актуальных смысловых состояний, лежащих в основе функционирования психологических механизмов переживания травматического события. На предыдущем этапе исследования было установлено, что отличительной особенностью психического состояния индивида, столкнувшегося с травматическими обстоятельствами, является неспособность к установлению временных связей и осмыслению событий разных временных модусов [3]. Поэтому наиболее приемлемой классификацией психических состояний нам представляется выделенная А. В. Серым классификация типов актуального смыслового состояния (АСС), базирующаяся на временных аспектах направленности вектора смысла [4]. Актуальное смысловое состояние, по мнению автора, представляет собой форму переживания совокупности актуализированных, генерализованных смыслов, размещенных во временной перспективе. Типы АСС отражают различную степень смысловой связанности элементов жизненного опыта, располагающихся в определенной последовательности в пространстве субъективной временной реальности индивида и воспринимаемых им с позиции настоящего.

Выборку составили лица, пережившие различные психотравмирующие обстоятельства (плохое обращение в детстве, сексуальное насилие, физическое насилие или угроза применения насилия, несчастный случай, смерть близкого человека и др.). Общий объем выборки - 75 человек, средний возраст испытуемых составил 21,3 года. Для сбора информации о травматическом опыте испытуемых использовался опросник LEQ, разработанный в лаборатории ПТС ИП РАН научным коллективом под руководством Н. В. Тарабриной. Для оценки уровня симптоматики ПТС использовался гражданский вариант Миссисипской шкалы (МШ). Структура смысложизненных орентаций личности изучалась с использованием теста СЖО Д. А. Леонтьева. В исследовании применялся вариант методики, модифицированный А. В. Серым и А. В. Юпитовым. Для изучения структурных особенностей актуальных смысловых состояний личности исследуемых использовалась методика Ценностного спектра (ЦС) Д. А. Леонтьева.

На основании степени продуктивности АСС, выражающейся в показателях осмысленности и целостности восприятия событий разных временных модусов, нами было выделено три психологических механизма переживания травматического события.

Неэффективный механизм переживания травматического события был обозначен нами как «разрыв смысловых связей». Особенностью его функционирования является нарушение связей между элементами смысловой сферы, разрушение ведущих смысловых образований, сегментарная организация системы личностных смыслов. Часть смысловых образований носит статус автономных, обособленно функционирующих, не включенных в целостную систему. Результаты кластерного анализа показали, что в субъективном пространстве ценностей смысловые образования, отражающие некоторые актуальные для человека жизненные сферы, значительно удалены друг от друга, воспринимаются как имеющие мало общего, не схожие в субъективном восприятии индивида друг с другом.

Относительно эффективный механизм переживания получил название «фиксация смысла». Его отличает большее, чем при первом механизме, количество связей между элементами смысловой системы. Переживание травматического события осуществляется посредством сосредоточения на наиболее значимой области, представляющей главный и единственный источник смыслов. Остальные составляющие системы носят характер инструментальный, находятся в жестком соподчинении с элементом, представляющим высшую ступень в иерархии значимости. Результаты кластерного анализа позволили определить, что при действии механизма фиксации смысла происходит уменьшение расстояния между смысловыми категориями. Для данного механизма свойственны монолитность системы личностных смыслов, низкая автономность, слитность и тесная сцепленность между собой отдельных смысловых образований.

Наиболее оптимальный механизм переживания был определен нами как «переструктурирование и образование новых ведущих смысловых образований». При его действии увеличивается число смысловых образований, связи между нрми характеризуются гибкой опосредованностью и в то же время относительной устойчивостью. Ведущие смысловые образования обнаруживают относительно высокую степень подобия и объединены в единый смысловой комплекс. В то же время они не сливаются в слабодифференцируемое единство, а среднеудалены в общем смысловом пространстве.

Проведенное исследование позволяет заключить, что переживание травматического события обусловливается процессом трансформации связей между различными компонентами смысловой сферы личности и изменением смысловых ориентиров жизнедеятельности. Эффективность функционирования механизмов переживания травматического события определяется образованием новых ведущих смысловых образований, составляющих единый смысловой комплекс; переструктурированием и формированием гибкой, опосредованной сети связей в системе смыслов; осмысленностью событий всех временных модусов с интеграцией травматического события в целостный временной контекст.

Работа выполнена при поддержке Министерства образования РФ, гранты А03-14-354; А04-1.4-330.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: МГУ, 1984. 200 с.

2.      Мясищев В.Н. Психологическая наука в СССР. Т 2. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 372 с.

3.      Полетаева А.В. Особенности смысложизненных ориентаций лиц с признаками посттравматического стрессового расстройства //Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: Материалы Сибирского психологического форума. Томск. 2004. С. 430-437.

4.      Sery A., Yupitov A. Modification of Purpose-in-Life Test //28 Congreso Interamericano de Psicologia. Santiago. Chili. 2001. P. 127.