Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Formation and business development in modern Russia

Gelman V.A. 1
1 The East-Siberian state university of technologies and management. Sustainable development institute. Chair «cultural science and социокультурной anthropology»
Article contemplates an actual modern problem – formation of businessmen and their basic stages of development in a transformed Russian society. A place and a role of businessmen in a society. History of change of dynamics of the state relations to business. The major factors promoting formation of enterprise activity for development of the country. The work purpose is the analysis of history of formation of social group of businessmen and the state strategy in relation to them. Studying of the present stage of history needs the complex analysis where consideration formation of businessmen will help to understand occurring events. By means of enterprise activity the power can solve standing problems on saturation of the consumer market and to provide population employment. Will help to correct necessary social and economic transformations to Russia. Businessmen the basis of middle class and depends on its expansion stability in a society. Success of construction of a civil society and establishment of democratic freedom directly depends on purposeful cooperation, average and small-scale business support in Russia.
Keywords and phrases: business; formation history; the state support of business; dynamics of development.
Государство и предприниматели - две главные силы, от которых сегодня зависит успех рыночной реформы в России и оздоровление ее экономики, что, несомненно, является актуальным вопросом. Современное состояние и перспективы социально-экономического развития России во многом определяются характером отношений между государственными органами и возникшей социальной группой бизнесменов, предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, и конкретных действий представителей государственных органов в отношении предпринимателей, а также от того, как сами предприниматели воспринимают эти решения и действия, зависят характер реализации экономических реформ в стране и особенности формирования российского предпринимательства, что и является целью изучения. Основными методами изучения является исторический метод, метод сравнительного анализа и метод описания.

Законодательная основа предпринимательской деятельности, заложенная в 1986 г. после принятия Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», в начале 90-х закрепляется в постановлениях Совета Министров СССР № 590 от 19 июня 1990 г. «Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах» и № 790 от 8 августа 1990 г. «О мерах по созданию и развитию малых предприятий», которые определили критерии малого предприятия по разным отраслям народного хозяйства и систему льгот для предпринимателей. В декабре 1990 г. были приняты законы РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В 1991-1992 гг. принимаются законодательные акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность в соответствии с происходящими в экономике изменениями. Наиболее важными стали Постановление Правительства РФ за № 446 от 11 мая 1993 г. «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 24 апреля 1994 г. № 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства на 1994-1995 гг.», где государственная поддержка определяется как одно из направлений экономической реформы, способствующее развитию конкуренции, а также использование льгот и преимуществ в приоритетных областях.

14 июня 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ. Законом определено, что субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации, «в уставном капитале которых доля РФ, субъектов общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников не превышает установленных предельных уровней. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».

В 90-е годы организационно-правовая сфера характеризуется для бизнеса нестабильностью законодательства, отсутствием необходимых законов и невыполнением уже имеющихся, отсутствием реальных механизмов защиты предпринимателей от монополии местных властей и государственных предприятий. Для преодоления сложившейся ситуации наибольшую роль сыграли региональные власти, которые способствовали созданию сильной правовой среды, гарантирующей права собственности и обеспечивающей рост деловой активности, расширение сети государственных, общественных и частных институтов, поддерживающих развитие малого и среднего бизнеса.

За двадцать лет, прошедших с начала реформ, отношение предпринимателей к существующей власти претерпело серьезные изменения: от практически единодушной поддержки ее действий, направленных на кардинальные преобразования общества на основах частнопредпринимательской инициативы и политической демократии в 1992 г., до сдержанно негативистских оценок властных институтов в 2010 г. Причины этого лежат в кардинальном изменении обстановки в стране. В 1992 г. страна стояла перед выбором: либо продвижение вперед по пути реформ, несмотря на огромные социальные и экономические издержки, либо реставрация прежнего тоталитарного политического режима. Но затем ситуация в корне изменилась. Общество миновало, пусть и с большим трудом, рубеж, за которым возврат к временам коммунистического тоталитаризма был еще возможен.

При опросе респондентов в Республике Бурятия был задан вопрос: «По какому, на Ваш взгляд, пути пойдет наша страна?» Варианты ответов отображены в таблице 1 (в процентном отношении).

Таблица 1 - Пути развития России

Ответ

 

2004

2009

1. Вернуться к социалистической модели экономики.

5,1%

 

5,5%

2. Продолжить нынешний курс реформ вхождения в мировую экономику.

49,1%

 

50,1%

3. Построить самодостаточное, закрытое от мировой экономики государство.

5,7%

 

6,9%

4. Затрудняюсь ответить.

39,7%

36,4%

Подавляющая часть респондентов поддерживают прошедшие реформы и не видят возможности возвращения к социалистической модели развития государства, понимая, что развитие вперед возможно только общими усилиями всей мировой экономики. За последние десятилетия население пришло к выводу, что экономическое пространство России неразрывно связано с глобальной экономикой, и прошедший мировой кризис тому подтверждение. Большой процент затрудняющихся ответить на вопрос объясняется тем, что за прошедшие годы реформ ещё не все адаптировались к новым условиям, но в то же время понимают, что возврата к прошлому нет. Небольшие проценты ответов о возврате к социалистической модели экономики или построении самодостаточного, закрытого от мировой экономики государства подтверждают вышеперечисленные утверждения, что невозможно вернуть то, что потеряно, и создать великую державу в противовес всему миру.

В середине 90-х годов перед властью возникла совершенно другая задача: создать необходимые экономические, организационно-правовые условия для развития предпринимательства; разработать и внедрить в жизнь «правила игры» для хозяйственных субъектов, стать арбитром, наблюдающим за строгим выполнением этих правил. Однако российская власть оказалась не в состоянии решить эту задачу. Российское предпринимательство имело серьезные претензии к властвующей элите как с точки зрения экономической политики государства, так и в связи с тем, что предпринимательские круги отстранялись от участия в выработке и принятии важных государственных решений. В феврале 1996 года проходит первый Всероссийский съезд представителей малых предприятий, инициированный общественными объединениями предпринимателей, которые консолидировались вокруг Торгово-промышленной палаты России. В работе съезда участвовало около 3000 делегатов изо всех регионов России. Главными задачами съезда было: привлечь внимание властей к проблемам предпринимательства; добиться от органов власти конкретных действий по улучшению предпринимательского климата и консолидации предпринимателей.

В работе съезда приняли участие Президент России Б.Н. Ельцин, руководители Правительства и Федерального собрания России, которые заверили съезд в своем намерении всемерно помочь предпринимательству. Съезд обсудил и утвердил основные положения государственной политики по поддержке малого предпринимательства в России на период 1997-2000 гг., принял обращения и рекомендации в адрес государственных органов власти. Однако надежды предпринимателей не оправдались. Принятые решения в большинстве своем остались невыполненными.

Международный опыт убедительно показал, что развитие предпринимательства возможно только при наличии целенаправленной политики государства в отношении малого предпринимательства, исходящей из необходимости развития этого сектора экономики. В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе экономики сосредоточены две трети трудоспособного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В России государство к концу 90-х годов предприняло определенные шаги по развитию малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях.

Это позволяет разделить данный промежуток времени на три соответствующих периода.

  1. Период спада (1999-2001 гг.).
  2. Период подъема (2002 - август 2008 г.).
  3. Период спада (август 2008-2011 гг.).

В период спада (1999-2001 гг.) количество малых предприятий снижалось в среднем на 22 тысячи предприятий в год. Августовский кризис 1998 г. негативно отразился на многих малых и средних предприятиях: оборотные средства резко уменьшились или пропали в банках, сократились рынки сбыта вследствие снижения покупательной способности населения, обанкротились многие предприятия, чья деятельность была связана с импортом сырья или товаров. В результате число занятых в этом секторе экономики сократилось на несколько сотен тысяч человек. Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства в 1998 г. был упразднен. Государство опять оставило малый бизнес на периферии своего внимания.

С приходом нового президента В.В. Путина в 2000 году происходит перемена в политике государства в отношении к малому и среднему предпринимательству. В 2002 г. создается предпринимателями Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» для содействия консолидации предпринимателей и для участия в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Они активно выступают за сокращение избыточных административных барьеров, упорядочение проверок государственными контролирующими органами, выход предпринимательского сообщества и представителей органов власти всех уровней и ветвей «из тени», снижение налогового бремени, упрощение процедур отчетности. Изменяется к этому времени и государственная политика по отношению к предпринимательству и предпринимателям. В период подъема (2002-2008 гг.) количество малых и средних предприятий росло в среднем на 38,5 тысяч в год. Можно утверждать, что 2002 стал переломным годом в развитии малого и среднего предпринимательства. На рост развития малого и среднего предпринимательства влияние оказали такие меры государственной политики, как реформа земельно-имущественных отношений; поправки в Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы; внедрение рыночного механизма в процесс исполнения ряда государственных функций в рамках административной реформы.

Итогом прошедших и провозглашенных мер по поддержке малого и среднего предпринимательства стал принятый Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства стали следующие: создание благоприятных условий для развития предпринимательства; участие предпринимательства в формировании и реализации государственной политики в данной области; обеспечение равного доступа предпринимательства к получению поддержки и программам развития; обеспечение занятости населения и создание рабочих мест.

С 1 января 2008 года закон вступил в силу, что говорит о начале нового этапа развития малого и среднего предпринимательства. С выборами нового президента Дмитрия Медведева продолжился прежний курс построения экономически выверенного, стабильного государства, где немаловажной частью нашей экономики является малое и среднее предпринимательство.

В последние годы проявилась тенденция усиления присутствия государства в экономике в качестве непосредственного собственника, в том числе в форме создания государственных холдингов и государственных корпораций. Так, были созданы Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация, Государственная корпорация нанотехнологий, Государственная корпорация «Олимпстрой», госкорпорации «Ростехнологии» и «Росатом». Создание государственных корпораций было обусловлено необходимостью консолидации разрозненных предприятий и отраслей, представляющих стратегический интерес для страны, но это не приносит эффективность существующей системе государственного управления, но ставит бизнес в неравные условия.

Мировой экономический кризис 2008 года продемонстрировал проблемы российской экономики и бизнеса. Правда, последние заседания правительства и выступления прежнего и избранного президентов внушают большой оптимизм предпринимателям, что государство вновь обращает свое внимание на малое и среднее предпринимательство. Так, на Всероссийском форуме по малому и среднему бизнесу премьер-министр РФ Владимир Путин рассказал о новом пакете мер по поддержке малого и среднего бизнеса, направленных прежде всего на поддержку инновационных компаний.

В то же время правительство, с 1 января 2011 года увеличив процент социального налога до 34% для бизнесменов, фактически перечеркнуло многие позитивные сдвиги по взаимодействию государства и предпринимательства. Кроме того, предприниматели, успевшие вывести свои активы в законные, легальные схемы, уже сейчас сожалеют об этом. Обещанная на всю страну поддержка вновь обернулась жестоким обманом для законопослушного бизнеса.

Делая вывод, мы установили, что влияние политического и экономического фактора на формирование предпринимательства неоднозначно и требует существенных коррективов в экономической, политической, правовой жизни нашего общества и государства. Рассматривая социально-экономические изменения в стране, мы видим, что предпринимательство стало реально действующей экономической, политической силой и сформировавшимся социальным слоем новой России. Создание благоприятных условий привлечет более обширные слои населения в малый и средний бизнес, которые создадут новые рабочие места и решат вопрос создания среднего класса, а тем самым и вопрос социальной стабильности в стране.

Рецензенты:

  • Митупов К.Б., д.и.н., профессор кафедры «Отечественная история» исторического факультета Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.
  • Мантурова С.Ч., д.и.н., профессор кафедры социальной технологии Института устойчивого развития Восточно-Сибирского государственного университета технологии и управления, г. Улан-Удэ.