Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Денисов А.П., Денисова А.А., Мосягина Н.Г., Жуков А.В.

Структурные изменения в экономике, процессы интеграции страны в мировую социально - экономическую систему существенно влияют на структуру и содержание образования, особенно профессионального. В этих условиях многоуровневая структура непрерывной профессиональной подготовки признана наиболее эффективной с точки зрения ее способности гибко реагировать на изменения на рынке труда, соответствовать образовательным запросам и потребностям личности, предусматривать возможности ресурсной экономии.

Государственное образовательное учреждение Профессиональный лицей №17 при Тамбовском государственном техническом университете проводит опытно-экспериментальную работу по проблеме формирования многоуровневого образовательного комплекса «ВУЗ - учреждение среднего профессионального образования (СПО) - учреждение начального профессионального образования (НПО) - средняя образовательная школа (СОШ)».

Эффективное решение этой задачи возможно на основе использования информационных и коммуникационных технологий и связано с формированием профессионально-ориентированного информационного пространства, в котором автономно и интегрированно будут функционировать образовательные учреждения различных типов, реализуя при этом принципы вариативности и преемственности как содержания образования, так и форм и методов обучения.

Основными задачами экспериментальной деятельности являются: осуществление интеграции ступеней профессиональной подготовки на основе технологий дистанционного обучения; создание учебно-методического комплекса, позволяющего осуществлять качественную профессиональную подготовку на основе широкого применения ИКТ.

Использование разрабатываемой инновационной модели образовательной системы позволит оптимальным образом удовлетворить образовательные потребности широких слоев населения, желающих получить образовательные услуги в системе начального профессионального образования (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации); личности, т.к. только качественное, современное профессиональное образование позволяет реально адаптироваться к жизни, к требованиям современного рынка труда и позволит реализовать индивидуальную траекторию обучения в соответствии с образовательными потребностями. Эксперимент планируется провести в 3 этапа:

I     этап 2000 - 2003 г.г.

а)   Формирование инновационной модели образовательного комплекса

«ПЛ№17-ТГТУ».

б)   Разработка и апробация учебных планов и программ, интегрирующих ступени профессионального обучения (НПО, СПО, ВПО, СОШ)

в)    Создание организрционных, правовых, кадровых, материально- технических, дидактических, методических условий для внедрения непрерывной профессиональной подготовки на основе информационно - коммуникационных технологий.

II    этап 2003 - 2005 г.г.

а)   Формирование основных методов дистанционного обучения, применимых к данным условиям.

б)   Разработка и апробация электронных дидактических средств обучения.

в)    Создание модели дистанционного образования в системе НПО на базе ПЛ-17 г. Тамбова

III  этап 2005 - 2007 г.г.

а)    Создание интеграционных, образовательных, социально-культурных и производственных проектов с субъектами социального партнерства.

б)   Создание сети центров дистанционного обучения на базе ряда учреждений НПО области.

в)    Тиражирование инновационного опыта другим образовательным учреждением системы НПО.

В настоящее время в профессиональном лицее №17 ведется работа по проектированию информационной образовательной среды учреждения НПО, структуру которой составляют электронные учебники, лабораторные практикумы, обучающе - контролирующие, тестирующие программы, демонстрационные учебные программы, электронные справочники, учебные видеофильмы, а также созданию системы мониторинга, разработке и апробации модели дистанционного обучения.

Конечным результатом инновационной деятельности будет являться обобщенная модель многоуровневого образовательного комплекса с детально проработанным содержанием образовательных программ, учебно-методическим обеспечением, педагогическими технологиями, технологии реализации данной модели в других образовательных учреждениях.