Дисбаланс витаминов, ряда макро- и микроэлементов в организме приводит к нарушению обмена веществ, снижению умственной и физической работоспособности, быстрой утомляемости, психоэмоциональным нарушениям, что отрицательно сказывается на росте и развитии детей [2; 4; 5].
Цель исследования
Комплексная гигиеническая оценка основных физических, умственных, психоэмоциональных характеристик детей-сирот крупного субъекта Российской Федерации.
Материалы и методы
С учетом пищевого статуса в рамках естественного гигиенического наблюдения с использованием индивидуализирующих методов были изучены параметры «физической работоспособности» (Гарвардский степ-тест), функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) ребенка с прогнозированием его работоспособности на основе показателей вариационной хронорефлексометрии - динамических характеристик времени простой зрительной реакции [3; 4; 5].
Эксперимент проводился в весенний период, в утренние часы (с 9.00 до 11.00). Дети в это время находились на занятиях, то есть нами не был нарушен обычный распорядок дня ребенка. Для удобства проведения эксперимента в естественных условиях проживания детей-сирот каждая группа была сформирована в условиях исследуемых детских домов.
Результаты исследования
В ходе анализа полученных данных по оценке физической работоспособности различий по половому признаку не выявлено (р>0,05).
Средний уровень физической работоспособности (мальчиков 58,2% и девочек 56,8%, р>0,05), выше среднего у 18,3% мальчиков и 19,8% девочек, физическая работоспособность ниже среднего уровня у 26,8% и 28,9% мальчиков и девочек соответственно. Число детей с удовлетворительной и умеренной работоспособностью сократилось с 12,6% до 1,8% (р<0,01) и с 11,8% до 9,5% соответственно при одновременном увеличении количества детей со средней и хорошей работоспособностью.
В тоже время не было выявлено достоверного различия между градацией «высокий уровень работоспособности», до и после корректировки.
Одной из составляющих в оценке пищевого статуса является состояние физиологических функций, в частности психофизиологических показателей (скорость сенсорно-моторных реакций, устойчивость внимания и другие). Средний возраст детей при проведении вариационной хронорефлексометрии (ВХ) составил среди мальчиков 11,62±0,47 лет, среди девочек - 12,29±0,51 лет. ВХ проводилась в течение месяца, всего было проведено 4 замера.
Для элиминирования социального фактора, оказывающего влияние на физиологическое и социальное состояние детей, проживающих на государственном обеспечении, и детей, проживающих с обоими родителями в полной семье, и выявления соответствия границ критериальных показателей функционального состояния нами было проведено скрининговое исследование детей общеобразовательных школ. Общее количество обследованных детей, проживающих в полной семье, составило 53 человека. Средний возраст составил 12,38±0,45 лет, среди них мальчиков было 46,3%, девочек - 53,7%. Существенных различий по половому признаку не выявлено (р>0,05) (табл. 1).
Таблица 1 - Показатели функционального состояния ЦНС детей, проживающих на государственном обеспечении в детских домах, и детей, живущих с обоими родителями, обучающихся в общеобразовательных школах Республики Татарстан
Показатели |
Дети- сироты |
Дети школьники |
Диапазон критериев оценки функционального состояния ЦНС у детей старше 10 лет |
||
М±m |
М±m |
Нормальное |
Сниженное |
Существенно сниженное |
|
ФУС |
2,56±0,08 |
3,8±0,83* |
3,8-4,8 |
2,0-3,7 |
1,9 и менее |
УР |
0,71±0,06 |
1,2±0,12* |
1,0-2,0 |
0,1-0,9 |
0,09 и менее |
УФВ |
1,97±0,47 |
2,3±0,63* |
2,0-3,9 |
1,0-1,9 |
0,9 и менее |
* при р<0,05 |
Как видно из таблицы 1, показатели детей общеобразовательных школ располагаются в пределах нормы или на уровне нижней границы нормы. Средние показатели детей-сирот, по сравнению с нормой, в данной возрастной группе занижены, что показывает недостаточный уровень физиологического реагирования ЦНС на внешние раздражители, в данном случае зрительный компонент и влияние социальных факторов. При расчете показателей функционального состояния ЦНС по возрасту как среди детей, проживающих в полной семье, так и среди детей-сирот достоверной разности не выявлено, что дало возможность объединения детей в группу от 9 лет 6 месяцев (10 лет) до 14 лет 5 месяцев (14 лет).
Исследования, как отмечалось выше, проводились в естественных условиях проживания детей-сирот, под наблюдением врача-педиатра и заместителя директора по воспитательной работе детского дома.
При первичном сравнительном исследовании функционального состояния ЦНС детей-сирот статистическая обработка полученных результатов показала отсутствие достоверных различий между показателями основной и контрольной групп (р>0,05). Из представленных данных в таблице 2 видно, что все критерии входят в диапазон сниженного функционального состояния ЦНС.
Таблица 2 - Сравнительные характеристики показателей функционального состояния ЦНС детей-сирот Республики Татарстан на первом этапе исследования
Показатели |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Контрольная |
М±m |
М±m |
М±m |
М±m |
|
ФУС |
2,54±0,04 |
2,55±0,06 |
2,50±0,05 |
2,54±0,04 |
УР |
0,71±0,06 |
0,68±0,08 |
0,73±0,08 |
0,71±0,06 |
УФВ |
1,97±0,06 |
1,97±1,51 |
1,87±0,06 |
1,97±0,06 |
*при р<0,05 |
В ходе дальнейшего проведения эксперимента нами был отмечен ряд существенных различий между критериями среди мальчиков и девочек сравниваемых групп.
Возникающие различия критериев по половому признаку в завершение эксперимента элиминировались, что дало основание предполагать - выявленные различия случайные и не требуют дальнейшего их учета.
Исходя из этого, в дальнейшем анализе были использованы средние величины искомых критериев, без учета признака пола. Для оценки функционального состояния ЦНС детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были использованы следующие показатели: функциональный уровень нервной системы (ФУС), устойчивость нервной реакции (УР), уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы (УФВ). Результаты динамики представлены в таблицах 3-7.
Таблица 3 - Динамика показателей функционального состояния ЦНС детей-сирот основной группы с коррекцией питания
Показатели |
Начало исследования M±m |
Через 7 дней M±m |
Через 17 дней M±m |
Через 27 дней M±m |
ФУС |
2,54±0,08 |
2,80±0,05** |
3,07±0,06** |
3,18±0,08 |
УР |
0,71±0,06 |
0,73±0,08 |
1,07±0,05** |
1,46±0,06** |
УФВ |
1,97±0,06 |
1,79±0,04 |
2,41±0,07** |
2,72±0,09* |
* р<0,05 ** р<0,01 |
Как видно из таблицы 3, в первой основной группе, среди которой проводилась корректировка питания, изменение функционального уровня нервной системы отмечалась на 7-й день эксперимента. Через 17 дней после начала исследования разница всех изучаемых показателей в сравнении с первичной достоверна при р<0,01, и в течение последующих 10 дней также отмечается достоверная тенденция роста по УР и УФВ (р<0,01).
При этом, несмотря на положительную тенденцию, только показатели УР и УФВ вошли в диапазон нормы.
Таблица 4 - Динамика показателей функционального состояния ЦНС детей-сирот основной группы, получавших витаминно-минеральный комплекс
Показатели |
Начало исследования M±m |
Через 7 дней M±m |
Через 17 дней M±m |
Через 27 дней M±m |
ФУС |
2,55±0,06 |
2,80±0,08* |
3,07±0,10* |
3,22±0,09 |
УР |
0,68±0,08 |
0,79±0,10 |
1,18±0,08** |
1,45±0,09* |
УФВ |
1,97±0,08 |
1,82±0,05 |
2,37±0,07** |
2,79±0,11** |
* р<0,05 ** р<0,01 |
В таблице 4 отображены результаты динамики показателей функционального состояния ЦНС детей-сирот, получавших витаминно-минеральный комплекс без корректировки основного рациона питания. Во второй основной группе полученные результаты имеют такую же динамику, как в первой основной группе. Различия между первой и второй основными группами недостоверны, случайны (р>0,05).
Таблица 5 - Динамика показателей функционального состояния ЦНС детей-сирот основной группы с коррекцией питания и потреблением витаминно-минерального комплекса
Показатели |
Начало исследования M±m |
Через 7 дней M±m |
Через 17 дней M±m |
Через 27 дней M±m |
ФУС |
2,50±0,05 |
2,70±0,06* |
2,97±0,06** |
3,27±0,10* |
УР |
0,73±0,08 |
0,58±0,09 |
0,93±0,05** |
1,63±0,05** |
УФВ |
1,87±0,06 |
1,70±0,03 |
2,44±0,08** |
3,13±0,06** |
* р<0,05 ** р<0,01 |
В таблице 5 представлены результаты, полученные при анализе данных третьей основной группы, в которой дети получали биологический витаминно-минеральный комплекс и их рационы питания были скорректированы в соответствии с требованиями к рациональному и сбалансированному питанию с учетом выявленных количественных и качественных характеристик. По всем показателям наблюдается рост на второй неделе эксперимента, с устойчивой динамикой в завершение эксперимента. При сравнении результатов заключительного замера между третьей и первой основными группами различия существенны по двум критериям - УР (1 группа - 1,07±0,05, 3 группа - 1,63±0,05, р<0,05) и УФВ (1 группа - 2,72±0,09, 3 группа - 3,13±0,06, р<0,01); между третьей и второй основными группами по одному показателю УФВ (2 группа - 2,79±0,11, 3 группа - 3,13±0,06, р<0,05).
В контрольной группе нами были отмечены положительные тенденции искомых показателей, и статистически их различия были существенны. В частности, отмечен рост показателей ФУС на 17-й день после начала эксперимента с 2,54±0,04 до 2,81±0,07 (р<0,01) и УФВ с 1,97±0,06 до 2,18±0,06 (р<0,05). При завершении эксперимента увеличился показатель УР до 1,10±0,06 (первый замер - 0,71±0,06) (р<0,05). Устойчивый рост отмечался при УФВ на заключительном замере, он составил 2,72±0,09, при начальном его значении 1,97±0,06 (р<0,01).
При сравнении всех основных групп с контрольной группой исследования выявлены достоверные различия по всем показателям. Первое увеличение показателей отмечалось по критерию ФУС на 7-й день эксперимента, в дальнейшем отмечалась положительная динамика по всем изучаемым критериям (табл. 6).
Таблица 6 - Сравнения полученных критериев функционального состояния ЦНС детей-сирот основных групп с контрольной группой
Показатели |
Группы |
Начало исследования M±m |
Через 7 дней M±m |
Через 17 дней M±m |
Через 27 дней M±m |
ФУС |
I |
2,54±0,08 |
2,80±0,05** |
3,07±0,06* |
3,18±0,08** |
II |
2,55±0,06 |
2,80±0,08** |
3,07±0,10* |
3,22±0,09** |
|
III |
2,50±0,05 |
2,70±0,06* |
2,97±0,06* |
3,27±0,10** |
|
контрольная |
2,54±0,04 |
2,50±0,04 |
2,81±0,07 |
2,64±0,06 |
|
УР |
I |
0,71±0,06 |
0,73±0,08 |
1,07±0,05* |
1,46±0,06** |
II |
0,68±0,08 |
0,79±0,10 |
1,18±0,08* |
1,45±0,09** |
|
III |
0,73±0,08 |
0,58±0,09 |
0,93±0,05* |
1,63±0,05** |
|
контрольная |
0,71±0,06 |
0,79±0,07 |
0,88±0,07 |
1,10±0,06 |
|
УФВ |
I |
1,97±0,06 |
1,79±0,04 |
2,41±0,07* |
2,72±0,09 |
II |
1,97±0,08 |
1,82±0,05 |
2,37±0,07 |
2,79±0,11* |
|
III |
1,87±0,06 |
1,70±0,03 |
2,44±0,08* |
3,13±0,06** |
|
контрольная |
1,97±0,06 |
1,93±0,06 |
2,18±0,06 |
2,72±0,09 |
|
* р<0,05 ** р<0,01 |
Исходя из сводной таблицы 6, все изучаемые критерии имели достоверные различия с контрольной группой, что подтверждает положительное влияние питания на функциональное состояние ЦНС детей-сирот, и, следовательно, рационализация питания с добавлением витаминно-минерального комплекса способствует повышению уровня функциональных возможностей и устойчивости нервной системы организма. Это позволит повысить адекватную реакцию на воздействие неблагоприятных внешних факторов окружающей ребенка среды.
Выводы
- Корректировка питания и его обогащение в весенний период витаминно-минеральным комплексом приводит к существенному положительному сдвигу в показателях работоспособности детей.
- Установлена связь между показателями физического развития, функционального состояния ЦНС детей-сирот и их обеспеченностью основными пищевыми веществами, витаминами, макро-, микроэлементами.
- Выявленные в результате исследования дисбалансы в питании детей-сирот РТ и детей, оставшихся без попечения родителей, являются существенными факторами риска возникновения нарушений физического развития, функциональных нарушений и патологических состояний, регистрируемых у детей-сирот, проживающих в учреждениях круглосуточного пребывания РТ, и требуют оптимизации и коррекции питания данной группы детей.
Рецензенты:
- Маланичева Т.Г., д.м.н., профессор кафедры пропедевтики детских болезней и факультетской педиатрии ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития РФ, г. Казань.
- Имамов А.А., д.м.н., профессор, заместитель руководителя Территориального управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, г. Казань.
Работа получена 25.08.2011