Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTELLECTUAL COMPONENT IN LEGAL EDUCATION OF INFANT PRISONERS

Панова О.Б.
The subject of the article is the pedagogical characteristics of infant prisoners’ intellectual abilities and their role in legal education. With use of the results of Amthauer Intellectual Structure Test are described the distinctive features of cognitive sphere of this category of infants, presented the ways for legal socialization improving
Правовое воспитание, выступающее в качестве одного из приоритетных направлений ресоциализации несовершеннолетних осужденных, призвано обеспечивать успешное интегрирование воспитанников исправительных учреждений в повседневную социально-правовую реальность. Такой подход предусматривает обращение к интеллектуальной сфере данной категории детей, поскольку задачи правовой социализации, включающие формирование способностей к адаптации и автономизации человека в юридически значимых ситуациях, могут решаться с учетом уровня понимания им своего правового статуса.

Познавательная сфера большинства воспитанников исправительных учреждений характеризуется многими дефектами, достаточно подробно описанными в специальной литературе. В.Ф. Пирожков в этой связи отмечает типичность инфантильных проявлений с присущей поверхностностью суждений, беспечностью, беззаботностью по отношению к учебе и своему будущему [6]. По данным нашего исследования, среди воспитателей исправительных учреждений для несовершеннолетних достаточно распространенным является мнение о том, что включение в воспитательные мероприятия ситуаций, требующих проявления интеллектуальной активности осужденных, не имеет смысла.

На самом деле, вопрос о низких интеллектуальных способностях несовершеннолетних осужденных в контексте выработки подходов к их целенаправленной социализации не может рассматриваться однозначно. Так, А.И. Ушатиков обращает внимание на то обстоятельство, что в местах лишения свободы происходит активизация познавательных процессов в среде заключенных, обусловленная необходимостью адаптироваться к новым условиям. В этот период, по его мнению, мышление осужденных интенсифицируется, приобретая целенаправленный характер: человек сталкивается с новыми требованиями, нормами, пытается найти иные способы выживания, поскольку старых становится недостаточно.. В случае отсутствия позитивного влияния на познавательную сферу осужденных, нередко мыслительная деятельность в таких обстоятельствах носит ярко выраженную асоциальную направленность [8].

В соответствии с данными исследований, проводимых нами в 2008-2011 гг. в воспитательных колониях УФСИН России (Алексинская ВК, Архангельская ВК, Брянская ВК, Вологодская ВК, Ивановская ВК, Колпинская ВК, Можайская ВК), существует феномен несоответствия уровня образования воспитанников исправительных учреждений их возрасту. Так, в 2008 г. на момент исследования удельный вес таких осужденных в Ивановской воспитательной колонии составил 44,6 %, в Архангельской ВК - 48 %, в Вологодской ВК - 51 %. При этом удельный вес учащихся первых-третьих классов, возраст которых был от 14 до 17 лет, составлял соответственно от 11 до 14 %. В целом наблюдается тенденция снижения образовательного уровня воспитанников исправительных учреждений.

Констатируя низкую школьную успеваемость среди несовершеннолетних осужденных и наблюдая за их работой на учебных занятиях, мы пришли к однозначному выводу о том, что умственные способности у воспитанников исправительных учреждений примерно такие же, как у несудимых детей. Представляется, что в качестве главного препятствия на пути оптимизации познавательных процессов, ориентированных на социализацию, следует рассматривать недостаточный уровень познавательной мотивации.

Л.С. Выготский обосновывал возможность исправления трудных детей через их умственное развитие, реализуемое через включение в систему средовых связей [1]. Развивая эти идеи, В.Г. Печерский доказал, что уровень познавательных способностей личности оказывает влияние на эффективность социальной адаптации человека, преломляясь через содержание и направленность межличностного взаимодействия подростков и юношества [5]. Вопросам специфики психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами интеллектуального характера посвящено исследование Е.Т.Логиновой, представившей в теоретико-методологическом плане педагогические условия социализации детей с интеллектуальной недостаточностью, определения путей их реализации в системе образования. Особое внимание она обращает на использование методов, адекватных уровню понимания подростков и базирующихся на формировании познавательных мотивов [3]. Е.В. Татаринцева, одна из первых обосновавшая целесообразность разработки специальных программ правового воспитания для разных категорий несовершеннолетних осужденных, имела в виду достаточно низкий уровень их образованности. По ее мнению, дети, интеллектуальный уровень которых значительно ниже нормы, оказавшись оторванными от привычных условий, претерпевают трудности в социально-правовой адаптации. Данное обстоятельство ориентирует на использование специфических методик правового воспитания [7].

Изучение интеллектуального критерия в качестве одного из базовых индикаторов правовой социализированности личности предусматривает определение уровня готовности воспитанников исправительного учреждения к восприятию и усвоению знания, определяющего постижение правовой реальности и подлежащего структурированию и систематизации в рамках специальной программы с правовым содержанием. Прежде, чем приступить к конструированию такой программы, важно дать оценку общему интеллектуальному развитию конкретных детей - предполагаемых участников программы. Сведения о степени сформированности когнитивной сферы воспитанников необходимы для прогнозирования их восприятия и понимания информации с юридическим контекстом. При этом составителю программы, по нашему мнению, следует руководствоваться стремлением адаптировать содержание необходимого для правовой социализации материала к уровню понимания детей, а не сокращать и не изменять его по причине их недостаточной общеобразовательной подготовки.

Рассмотрим более детально сферу первичных интеллектуальных способностей, включающую уровень развития интеллекта, его структуру, систему логических операций (сравнение, классификация, различие, отождествление и др.) и умственных действий, с помощью которых воспитанник воспринимает и перекодирует информацию, устанавливает связи с уже известными знаниями; умение выделять признаки понятий; умение делать умозаключение. Сведения о большинстве перечисленных характеристик можно получить при помощи тестов интеллекта, которые целенаправленно используются для диагностики базовых когнитивных качеств. Известно значительное количество методик для измерения коэффициента интеллекта, среди которых наиболее востребованными являются тест Векслера, тест структуры интеллекта Амтхауэра, культурно-свободный тест, прогрессивные матрицы Равенна, тесты Айзенка, кубики Коса и др. Использовать и интерпретировать перечисленные методики призваны специалисты, в первую очередь, психологи. Именно к ним следует обратиться за консультативной помощью сотрудникам, ориентированным на проведение правовоспитательных мероприятий с включением несовершеннолетних в познавательную деятельность.

Использование перечисленных методик является важным фактором исследования той части когнитивной сферы воспитанников, которая характеризует базовые и интеллектуальные функции, создающие предпосылки для понимания любой информации, в том числе с правовым содержанием. В то же время актуальным представляется и то, в какой степени воспитанник владеет исходными знаниями в предметной области, над которыми будут надстраиваться новые сведения, расширяющие кругозор подростка.

Исходя из задач правовой социализации нами выявлены четыре наиболее значимые группы интеллектуальных способностей воспитанников исправительных учреждений, подлежащих диагностике. В их число входят актуализация имеющихся знаний при решении тех или иных задач, обусловленных целями правовой социализации; установление связи между понятиями, реализуемое в процессе поиска аналогий, умение обобщать, определять степень развития словесно-логического мышления; определение общего, предусматривающее выделение абстрактных свойств предметов посредством тех взаимоотношений, в которых эти предметы представлены; сопоставление (сравнение) отношений между различными элементами и выявление на этой основе повторных (т.е. общих для данного вида) отношений.

Универсальной методикой, позволяющей исследовать обозначенные способности воспитанников, по нашему мнению, является тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, в котором интеллект рассматривается как специализированная подструктура в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими как волевая и эмоциональная сфера, интересы и потребности. Эта подструктура является упорядоченной целостностью умственных способностей, которые формируются и проявляются в деятельности. Р. Амтхауэр выделил четыре ведущих фактора интеллекта: вербальный, счетно-арифметический, пространственный и мнемический. На их диагностику направлены девять субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два - пространственное воображение, один - память. Данный тест достаточно информативен и позволяет выявить не только интегральные особенности интеллекта воспитанников, но и дать сведения о его структуре, о способности осуществлять те или иные интеллектуальные операции.

Представляем результаты исследования, проведенного с использованием данной методики в процессе педагогической диагностики интеллектуальных способностей воспитанников Колпинской ВК в 2010 году при написании выпускной квалификационной работы Киселевой Т.Б. под научным руководством автора статьи.

В экспериментальную группу вошли тридцать три воспитанника, чье участие было предусмотрено в программе правовой социализации, подлежащей разработке в соответствии с результатами диагностики. Контрольную группу составили тридцать восемь учащихся профессионального училища № 30 г. Вологды. Главный критерий выборки состоял в сравнении интеллектуальных способностей несовершеннолетних осужденных с аналогичными характеристиками их несудимых сверстников. Возраст представителей контрольной и экспериментальной групп - 16-17 лет. В соответствии с выделением наиболее значимых интеллектуальных способностей в процессе правовой социализации мы выбрали четыре субтеста: общая осведомленность (ОС), поиск аналогий (ПА), определение общего (ОО), определение закономерностей (ОЗ).

В результате математической обработки и интерпретации полученных данных было выявлено, что среди наиболее существенных недостатков интеллектуальной сферы воспитанников мы обнаружили: неравномерность развития анализа и синтеза в мыслительном процессе, при которой одна операция отстает от другой; сложность при необходимости выделения совокупности существенных признаков и отвлечения от несущественных, приводящая к ошибкам умозаключений, недостатки абстрагирования, проявляющиеся в ситуации, когда требуется обнаружить известные понятия и явления в иных обстоятельствах, усмотреть определенный тип зависимости между явлениями, отсутствие должного взаимодействия между конкретным и абстрактным мышлением, следствием которого выступает разрыв между конкретно-сюжетной стороной ситуации и выраженной в ней абстрактной зависимостью.

Совершенно очевидно, что если конкретный воспитанник испытывает затруднения при обнаружении связей между понятиями, нет смысла давать ему более сложные задания, требующие наличия соответствующего интеллектуального потенциала. Так, объяснить высказывание типа: «Всякое ненаказанное преступление представляет угрозу для общества» - может только воспитанник, способный видеть логику между понятиями. Опыт реализации программы правовой социализации в Вологодской ВК, Колпинской ВК и др. убедительно показывает, что те несовершеннолетние осужденные, которые способны увидеть причинно-следственные связи между явлениями, с подобными заданиями справляются без особого труда. По нашим данным, удельный вес таких воспитанников составляет не более 10 %, а объясняется это не принципиальной неспособностью детей к логическим операциям, а отсутствием у них инструментальных знаний о подходах решения логических задач определенного типа.

Предположения о том, что интеллектуальная сфера личности несовершеннолетних осужденных имеет особенности, подтвердились результатами эмпирического исследования. Мы выяснили, что возможные трудности правовой социализации будут непосредственно связаны с низким уровнем общей осведомленности, определением общего, определением закономерностей. Данные результаты имеют значимость для разработки специальных рекомендаций субъектам педагогического взаимодействия с несовершеннолетними осужденными.

На основе интерпретации результатов исследования выявлено, что в качестве обстоятельства, которое следует брать во внимание в процессе отбора содержания правовой социализации, выступает относительно низкий уровень интеллектуальных способностей несовершеннолетних осужденных. Соответственно возникает необходимость учета данного фактора в процессе конструирования занятий с правовым содержанием. Под учетом при этом мы понимаем познавательную деятельность воспитателя по соотнесению содержания правовой социализации с интеллектуальными способностями детей.

В соответствии с данными исследования определены педагогические условия, обеспечивающие соответствие содержания правовой социализации несовершеннолетних осужденных их интеллектуальным способностям, выработанные на основе учения Н.А. Менчинской о зависимости усвоения информационного материала от содержания познавательной деятельности [4], теории Дж. Дьюи о формировании способностей к мышлению в процессе обучения [2].

Исходя из того, что успехи социализации определяются также уровнем владения рациональными приемами познавательной деятельности, следует, наряду с мышлением, развивать такие психические процессы, как восприятие, представление, память. Овладение приемами организованного постижения правовой реальности предполагает выработку умения подчинять собственное восприятие права смыслозначимой задаче, выделяя и группируя наиболее существенные события. В дидактическом плане это требует включения заданий, ориентированных на самостоятельное оперирование с разными формами наглядности. Воспитанника следует включать в деятельность по актуализации образа права с целью лучшего проникновения в его смысл и предназначение.

Не менее важным является формирование готовности к запоминанию, предусматривающее использование способов активной смысловой обработки правовой информации, в том числе группирования аналогичных сведений по содержанию, выделению событийных аспектов и др. Овладение социально-правовыми компетенциями предусматривает включение воспитанников в интеллектуальные действия по применению правовых знаний.

При формировании познавательной мотивации важным становится стимулирование активного мышления. По мнению Н.А. Менчинской, условиями, побуждающими к активной интеллектуальной деятельности, выступают оценка знаний, самооценка, личный жизненный опыт, широкий опыт общественной практики, осознание жизненной значимости знаний, их социальной ценности.

Для конкретизации некоторых положений отметим, что при конструировании содержания правовой социализации в каждом воспитательном мероприятии собственно правовые знания следует давать малыми «дозами» в контексте имеющегося у данной категории детей жизненного опыта; не допускать отношения к правовому знанию как символу, не связанному с действительностью. В связи с выявленным низким уровнем способности к определению общего при оперировании научными терминами (напр., «право», «юридическая ответственность» и др.) целесообразно конкретизировать их реальными примерами из жизни; с учетом низкого уровня способностей к определению закономерностей - использовать ситуации, в которых юридически значимые связи преломляются через жизненный опыт воспитанников.

Список литературы

  1.  Выготский Л. С. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка // Избр. психолог. исследования. - М.: АПН РСФСР, 1956. - С. 71.
  2. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления: пер. с англ. / под ред. Н.Д. Виноградова. - М.: Совершенство, 1997. - 208 с.
  3. Логинова Е.Т. Современные подходы к проблеме социализации детей с интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью в России и странах Западной Европы: учебное пособие. - Псков: ПОИПКРО, 2000. - С. 38.
  4. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка // Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1998. - 224 с.
  5. Печерский В.Г. Межличностное взаимодействие подростков и юношей с психическим недоразвитием. - Саратов: СГСЭУ, 2006. - 226 с.
  6. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. - М.: Ось-89, 2001. - С. 68.
  7. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. Методология и методика. - М.: Высшая школа, 1990. - С. 174.
  8. Ушатиков А.И, Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии: учеб. пособие / под ред. С.Н. Пономарева. - Рязань: РИПЭ ФСИН России, 2001. - С. 48-50.

Рецензенты:

  • Кевля Ф.И., д.п.н., профессор кафедры педагогики Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда;
  • Коробейникова Л.А., д.п.н., научный консультант БУ ВО «Детский дом №1» г. Вологда.

Работа получена 07.07.2011.