Как показывает практика, в настоящее время традиционные формы обучения уже не могут в полной мере удовлетворить растущие потребности граждан в получении необходимых знаний. В связи с этим, дистанционное обучение становится крайне актуальным, востребованным и в наибольшей степени способствующей интернационализации образования.
Необходимо отметить, что обучение на расстоянии издавна привлекало внимание как педагогов, так и обучаемых. При этом достаточно широко использовалось и используется, так называемое, заочное обучение, возможности радио и телевидения. Однако основным недостатком подобного обучения на расстоянии является ограниченность или отсутствие оперативной обратной связи между обучаемыми и преподавателями. И только бурное развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий позволило в последние годы устранить этот недостаток. Именно эти технологии обеспечивают эффективную прямую и обратную связь, которая предусматривается как в организации учебного материала, так и в общении преподавателей с обучаемыми.
Дистанционное обучение призвано решать значительную часть проблем, которые в современных социально-экономических условиях приняли глобальный характер в силу того, что традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в крупных городах или учебных центрах, и получении быстро обновляемых современных специальных знаний, которыми обладает ограниченный круг специалистов.
С учетом вышесказанного и принимая во внимание перспективность подобной формы обучения и подготовки специалистов, по данному направлению НИИ космических систем - филиалом ГКНПЦ им. М.В. Хруничева начата активная работа.
Целью создания системы дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или работы возможности освоения образовательных программ, расширение возможностей получения образования по различным специальностям гражданами, проживающими вдали от крупных образовательных центров, повышение уровня знаний обучаемых (школьников, студентов колледжей, университетов), повышение квалификации работников за счет привлечения преподавателей из ведущих учебных заведений, высококвалифицированных специалистов и ученых, которые могут передавать свои знания на расстоянии посредством видеолекций, видеозанятий, видеосеминаров как в реальном масштабе времени, так и посредством использования магнитных и электронных носителей.
Система дистанционного обучения и подготовки специалистов является сложной территориально распределенной, многофункциональной системой, обрабатывающей, хранящей и обменивающейся между ее элементами разнородной учебной и научной информацией большого объема.
В рамках создаваемый системы реализуется комплексный подход к дистанционному обучению, предусматривающий использование различных видов дистанционного обучения таких, как:
- обмен текстовыми файлами по электронной почте (Интернет);
- рассылка наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов (видеодисков, видеокассет, CD-ROM и др.) для самостоятельного изучения обучаемых при организации постоянного взаимодействия с преподавателем и другими учащимися дистанционным способом;
- видеозанятия, видеолекции, видеосеминары в реальном масштабе времени, в том числе, в перспективе с использованием технологий виртуальной реальности и демонстрации объемных изображений;
- обучение с использованием телевидения, в т.ч. интерактивного.
Реально предполагается применение комбинации этих видов дистанционного обучения в зависимости от этапности технического оснащения центров и оконечного терминального оборудования удаленных учебных комплексов и возможностей персональных телекоммуникационных средств обучаемых.
С учетом указанных видов дистанционного обучения технические средства системы выполняют следующие функции:
- передача аудио- и видеоинформации в направлении от преподавателя к одному или группе обучаемых, возможно размещенных в различных помещениях некоторого региона, в симплексном режиме, а также в дуплексном (интерактивном) режиме с ответом на вопросы (аудио- и видеоконференции);
- синхронный перевод аудио- и видеолекций;
- хранение в базах данных и отображение на средствах коллективного и индивидуального (рабочие места) пользователя центра массивов цифровой информации (электронные учебники, справочники, методическая литература, данные о преподавателях, об обучаемых, контрольные работы, оценки и т.п.), аудио и видеозаписей, слайдов и др.;
- рассылка цифровой информации обучаемым (учебная информация, задания, тесты и т.д., как циркулярно (по списку), так и по отдельным адресам;
- обеспечение интерактивного доступа к распределенной базе данных;
- обеспечение проведения из удаленных лабораторий экспериментов и выполнения учебных заданий на моделях, математических программах с использованием баз данных центра;
- предоставление учащимся возможности несимметричного доступа через Internet к информационным массивам технического центра;
- обеспечение проведения непосредственно в Техническом центре занятий с группами обучаемых с использованием всех информационных возможностей центра;
- обеспечение защиты информации от вирусных атак, попыток несанкционированного изменения данных, искажения информации, контроля целостности баз данных, недопущения считывания платной информации без оплаты, учета и контроля оплаты информации.
Для достижения указанной цели и реализации выше приведенных функций система дистанционного обучения включает в свой состав:
- главный и региональные технические центры дистанционного обучения, оборудованные современными средствами хранения, представления, обработки и передачи учебной информации, которые через телекоммуникационную подсистему ведет интерактивное обучение;
- групповые терминальные комплексы;
- персональные терминальные комплексы;
- телекоммуникационную подсистему, обеспечивающую связь между всеми комплексами.
Главный технический центр предназначен для:
- обеспечения интерактивного взаимодействия преподавателей из высших учебных заведений со слушателями, находящимися в регионах;
- разработки видео и электронных курсов обучения;
- тиражирования и распространения учебных материалов;
- поддержки технических средств хранения, каталогизации и актуализации информации;
- технической поддержки региональных технических центров.
Аналогичные задачи должны решать региональные технические центры. При этом они должны опираться на местные учебно-образовательные структуры.
Групповые терминальные комплексы, размещаемые в учебных заведениях (школах, колледжах, ВУЗах), предназначены для:
- получения информации из технических центров и ее представления в удобном для обучаемых виде;
- обеспечения интерактивного взаимодействия между преподавателями и обучаемыми.
Что касается телекоммуникационной подсистемы, то здесь предполагается использовать как наземные каналы связи, обеспечивающие возможность IP-коммуникаций и цифровой передачи данных (ISDN), так и средства фиксированной спутниковой связи, базирующиеся на технологии VSAT.
Создание системы дистанционного обучения специалистов является сложной технической, методической и организационной задачей, требующей соответствующих инвестиций. В связи с этим предусматривается многоэтапность ее создания с постепенным наращиванием технических возможностей системы в целом и входящих в ее состав элементов.
В 2005 г. в НИИ космических систем - филиале ГКНПЦ им. М.В. Хруничева введена в эксплуатацию первая очередь главного технического центра дистанционного обучения, технические средства которого в настоящее время обеспечивают возможность проведения видеозанятий в реальном масштабе времени. В 2006 - 2007 гг. планируется наращивание технических возможностей центра для решения всех полного комплекса возложенных на него задач
В заключение следует отметить, что использование системы дистанционного обучения для подготовки специалистов позволит:
- расширить возможности получения знаний различными категориями граждан;
- расширить возможности обмена контентами образовательных программ между учебными заведениями различных стран
- обеспечить непрерывность процесса подготовки, переподготовки, обучения и тестирования сотрудников за счет использования современных технологий дистанционного обучения;
- повысить квалификацию специалистов без отрыва от основного вида деятельности;
- сократить сроки подготовки новых специалистов за счет использования специализированных учебных программ;
- сократить сроки распространения знаний, навыков и опыта накопленных в отрасли;
- сократить сроки обучения специалистов новым технологиям работы;
- сократить расходы на обучение специалистов.
При этом очевидно, что эффективность системы дистанционного обучения специалистов будет определяться степенью распространения системы, возможностями привлечения педагогов из высших учебных заведений, качеством и разнообразием и учебно-методических материалов. Исходя из этого, НИИ космических систем предлагает взаимовыгодное сотрудничество по таким направлениям, как:
- проектирование и создание технических центров и групповых терминальных комплексов дистанционного обучения;
- разработка электронных учебно - методических материалов (лекций, практикумов, тестов и др.);
- проведение лекций и занятий с использованием дистанционной формы обучения с привлечением преподавателей высших учебных заведений, находящихся на территории г. Москвы и Московской;
- организация дистанционного обучения по различным специальностям.