С 1 января 2010 года единый социальный налог (ЕСН) заменяется тремя страховыми взносами: в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования. При этом суммарная ставка по ним в 2010 году, названным переходным периодом, будет такая же, как и по ЕСН, - 26% от фонда оплаты труда (ФОТ). Однако с 1 января 2011 года произойдет увеличение тарифа страховых взносов уже до 34% от ФОТ. В период с 2011 по 2014 год включительно будут действовать пониженные тарифы для сельхозпроизводителей, резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, налогоплательщиков ЕСХН, коренных малочисленных народов Севера и организаций инвалидов. Начиная с 2015 года все льготные тарифы отменяются.
Кроме того, отменяется регрессивная шкала, страховые взносы в отношении каждого физического лица будут начисляться до тех пор, пока выплаты нарастающим итогом с начала года не превысят 415 000 руб.
Платить взносы по новой системе будут не только те предприятия, что находятся на общей системе налогообложения, но и те, кто применяет специальные налоговые режимы.
Такие нововведения больно ударят по малым и средним предприятиям. Совокупная нагрузка на фонд оплаты труда таких предприятий возрастет в 2,4 раза, в то время как в неравные условия с ними будут поставлены предприятия, пользующиеся общими режимами налогообложения, - нагрузка на них возрастет только в 1,3 раза, а также плательщики единого сельскохозяйственного налога, нагрузка на которых возрастет в 1,4 раза. Предприятия, попавшие под такой налоговый пресс, неизбежно станут применять схемы «налоговой оптимизации», приток инвестиций уменьшится, существенно сократится доходная часть бюджета, зарплата «уйдет в тень», сократится количество рабочих мест, уменьшится поступление налогов на доходы физических лиц. Истинные доходы предприятий будут скрываться все чаще, и в результате многие малые предприятия будут вынуждены уйти с рынка.
Ни для кого не секрет, что в малых городах и сельской местности малые предприятия порой не имеют прибыли, и заработная плата их работников равняется прожиточному уровню. Для них увеличение страховых взносов на фоне кризиса может оказаться смертельным. Это не только снизит наполняемость бюджетов всех уровней, но и увеличит уровень безработицы и создаст социальную напряжённость в обществе. На примере города Камышина видно, что благодаря протекционистской политики государства численность работающих на малых предприятиях осталась неизменной с 2008 года до 2009 года.
В то же время объём отгруженных товаров, выполненных работ и услуг по всем видам экономической деятельности крупных и средних предприятий городского округа сократился по сравнению с 2008 годом на 12,7% и составил 8,8 млрд. рублей. Снижение коснулось почти всех отраслей экономики, но наибольшее - в строительстве (на 35,9%) и в обрабатывающем производстве (на 17,4%). Можно сделать вывод, что малый бизнес более устойчивый. Но делать ставку только него нельзя, так как наполняемость бюджета дают в основном крупный и средний бизнес, которые применяя более прогрессивные технологии, имеют возможность повышать производительность труда и внедрять новую технику при благоприятной экономической конъюнктуре.
На фоне спада производства по причине сбоя денежных потоков, которые являются кровеносной системой в экономике, налоговые новации, намеченные на 2010-2011 годы, ведут не только к возврату серых и черных схем налоговой оптимизации, но и к банкротству только что оживших предприятий.
Список литературы
- Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;
- Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
- Социально-экономическое положение Камышинского района и г. Камышина Волгоградской области в 2008 году.// Федеральная служба государственной статистики (Росстат) территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. - 2009г. - С. 92.
- А.И. Чунаков «Отчёт о деятельности Администрации городского округа - город Камышин за 2009 год»// Камышинская ежедневная общественно-политическая газета «Диалог» № 63 от 27 марта 2010г. - C. 5.
- Шаг вперед, два шага назад (к вопросу о налоговой нагрузке на малый бизнес) /
Д.Е. Фадеев // Налоговая политика и практика, № 7, июль 2009 г.