В связи с вхождением России в Болонский процесс в настоящее время активно обсуждаются как переход на двухуровневую подготовку специалистов по схеме бакалавр-магистр, так и проекты создания Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) третьего поколения. Принципы Болонского процесса не оперируют понятием «образовательный стандарт», однако для российской системы образования стандартизация образовательных программ остается актуальной и важной, поскольку она обеспечивает профессионально-ориентированный подход к образованию и единое образовательное пространство. Поэтому проблемы международной интеграции национальных образовательных стандартов также актуальны и важны для российской высшей школы.
Химический факультет Кемеровского государственного университета (КемГУ) осуществляет подготовку бакалавров и магистров по направлению «Химия», начиная с 1997 года. Образовательная программа (ОП) бакалавра первоначально была разработана на основе ГОС ВПО первого поколения, затем (в 2000 году) - на основе ГОС ВПО второго поколения. ОП бакалавра, срок реализации 4 года, включает в себя четыре цикла дисциплин: гуманитарные и социально-экономические дисциплины (иностранный язык, отечественная история, педагогика, социология, философия, экономика, история и методология химии, правоведение, психология, русский язык и культура речи); общие математические и естественнонаучные дисциплины (математика, физика, биология с основами экологии, информатика, строение вещества, методика преподавания химии); общепрофессиональные дисциплины (неорганическая химия, аналитическая химия, органическая химия, физическая химия, высокомолекулярные соединения, химические основы жизни); специальные дисциплины. Помимо обязательных дисциплин ОП бакалавра содержит в каждом цикле ряд курсов по выбору студентов, а также факультатив. Итоговая аттестация бакалавров включает сдачу государственного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы.
В ходе взаимных контактов химиков КемГУ с химиками немецкого Рур-университета г. Бохума (РУБ) и обсуждения состояния науки и высшего образования в обоих университетах были выявлены близость и взаимный интерес как в тематике научных исследований, так и в области подготовки специалистов. Руководствуясь идеей создания совместной интегрированной научно-образовательной структуры в сфере высшего химического образования, химики КемГУ и РУБ провели обмен учебными планами и программами учебных дисциплин. При этом выяснилось, что, несмотря на определенную близость образовательных программ бакалавров в обоих университетах, имеются существенные различия в наборе изучаемых дисциплин, их программах, последовательности изучения, сроках реализации обучения. Так, подготовка бакалавра в РУБ осуществляется за 6 семестров (3 года обучения) и включает в себя изучение физики, математики, общей химии, неорганической химии, органической химии, аналитической химии, физической химии, математических методов в химии, теории химической связи, технической химии, биохимии, методов структурного анализа, а также ряда курсов по выбору студентов и дополнительных дисциплин. Попытки сопряжения ОП бакалавров, реализуемых в КемГУ и РУБ, не были успешными из-за различия в сроках обучения (4 и 3 года соответственно), различия подходов к формированию ОП (например, подготовка бакалавров в РУБ не предусматривает обязательного изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин), различия в оценке трудоемкости усвоения дисциплин учебного плана (в РУБ трудоемкость оценивается в кредитах).
Можно надеяться, что разрабатываемые нынче ГОС ВПО третьего поколения позволят преодолеть трудности, препятствующие международной интеграции национальных образовательных программ. Ассоциацией классических университетов России и Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию России недавно опубликован документ «Подходы к проектированию ГОС ВПО третьего поколения», где учтены требования Европейской образовательной системы. В частности, в указанном документе предлагаются проекты ГОС ВПО, базирующиеся на компетентностном подходе к результатам образования (общие компетенции, профессиональные компетенции) и использовании системы зачетных единиц (кредитов) в качестве меры трудоемкости учебной работы. С позиций этого подхода Советом по химии УМО по классическому университетскому образованию разработан вариант ОП бакалавра по направлению «Химия». Образовательная программа содержит три раздела: общеобразовательный, основной образовательный и аттестационный.
Общеобразовательный раздел состоит из трех блоков:
1. Блок основных фундаментальных дисциплин (федеральные компоненты и элективные курсы гуманитарных, математических, естественнонаучных и общепрофессиональных химических дисциплин, составляющих основу базового фундаментального образования).
2. Блок поддерживающих фундаментальных дисциплин (федеральные, региональные вузовские компоненты и элективные курсы гуманитарных, математических, естественнонаучных, общепрофессиональных химических дисциплин).
3. Блок дополнительных дисциплин (факультативы).
Основной образовательный раздел включает в себя один блок - блок профессионально-ориентированных дисциплин (региональные вузовские компоненты специальных дисциплин).
Аттестационный раздел включает в себя государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы.
Трудоемкость учебного труда студента при усвоении отдельных дисциплин или блоков модулей дисциплин предлагается оценивать в академических кредитах (зачетных единицах). Для получения диплома бакалавра студент должен набрать 243 кредита.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Подходы к проектированию Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования 3-го поколения (разработки экспертов АКУР и УМО по классическому университетскому образованию)[Текст].- М.: МГУ. 2005.- 61 с.
2. Лунин, В.В. К итоговому отчету по проекту Ф-357 (направление подготовки «химия»)[Текст]: В.В.Лунин, В.Ф.Шевельков.-М.: МГУ, 2005.- 39 с.