Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE PROCESS OF FORMING OF THE INVESTMENT STRATEGY OF THE FOOD INDUSTRY ENTERPRISE IN AGRIBUSINESS

Бихлер О.Ф.
The article is devoted to one of the important and topical question of the modern plant management theory and practice. The problem of the product life cycle influence on the working out and realization of the investment strategy of the food industry enterprise in agribusiness is viewed in the article. The author sets the coherence between the investment strategy of the enterprise and some other functional strategies during the different stages of the life cycle of its production. In the article the main stages of working out and peculiarities of the modern investment strategies of the flour-mill, grits and oil processing industries are determined. The article can be used in the realization of the practical tasks of strategic investment and as an example during the studying of the subjects on economy.

В современной экономической литературе проблематике влияния жизненного цикла товара на разработку и реализацию инвестиционной стратегии предприятия уделяется недостаточное внимание. Очевидно, что особенности производственных процессов на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности требуют развития и конкретизации теоретических аспектов данной проблемы.

Проанализируем влияние жизненного цикла продукта на инвестиционную стратегию перерабатывающего предприятия агропромышленного комплекса, основными направлениями деятельности которого являются: крупяное производство, мукомольное производство и маслобойное производство.

В настоящее время деятельность большинства сельхозперерабатывающих предприятий сталкивается с общими для предприятий данной отрасли проблемами, в числе которых можно выделить:

1) Предприятия-переработчики не всегда имеют возможность удовлетворить потребность в сырьевых ресурсах, что обусловлено природно-климатическими особенностями региона, урожайностью сельскохозяйственных культур, периодом сбора сельскохозяйственных культур (сентябрь-ноябрь).

2) Недостаточная обеспеченность предприятий необходимым объемом оборотных средств для закупа сырья и обеспечения бесперебойной работы производства.

3) Сезонность сельскохозяйственных процессов объективно формирует избыток оборотных средств в связи с недостатком сырья (период февраль-август), и недостаток оборотных средств в период сбора и реализации сельскохозяйственных культур (сентябрь-январь).

4) Низкая кредитоспособность сельхозперерабатывающих предприятий, связанная с высокими процентными ставками, превышающими среднеотраслевой уровень рентабельности.

5) Высокие закупочные цены на сырье и низкие отпускные цены на готовую продукцию. Диспаритет возникает также при оценке цен на ГСМ, тарифов на электроэнергию с ценами на готовую продукцию.

Предлагаемый подход предусматривает рассмотрение ряда последовательных этапов (схема 1).

Первый этап предусматривает фиксацию основных параметров производственного процесса, товарного ассортимента, результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, особенностей предприятия. Рассмотрение предприятия должно осуществляться с точки зрения характера развития производственной, инвестиционной, инновационной деятельности, уровня используемых технологий, диверсификации производственной деятельности по различным направлениям и т. д.

В целях реализации 2 этапа для определения стадии жизненного цикла товара необходимо проанализировать динамику объемов реализации продукции предприятия в натуральном и стоимостном выражении, а также динамику прибыли. Далее реализация второго этапа предусматривает определение стадии жизненного цикла по каждому из основных видов товара.

p

Схема 1. Логика исследования инвестиционной стратегии в соответствии с жизненным циклом товара

В целях реализации 3 и 4 этапа на основании проведенного анализа и выявления стадий жизненного цикла, необходимо определить основные перспективы развития предприятия по каждому из производственных направлений с учетом конъюнктуры товарных рынков. В качестве основных направлений развития могут выступать либо относительно новые виды производства, либо реализация новаторских идей в совершенствовании традиционных для предприятия видов деятельности.

Далее, на этапе 5, с учетом намеченных тенденций развития предприятия необходимо определить, какой инвестиционной стратегии целесообразно придерживаться предприятию при осуществлении своей производственной деятельности по каждому из имеющихся направлений (табл. 1).

Для обеспечения эффективной работы крупяного производства предприятию необходимо придерживаться Инвестиционной стратегии совершенствования. Реализация данной инвестиционной стратегии должна обеспечить производственную деятельность предприятия с учетом изменяющихся требований потребителей.

Таблица 1. Инвестиционные стратегии по направлениям производственной деятельности

Направление производства

Вид инвестиционной стратегии

Крупяное производство

Стратегия совершенствования

Маслобойное производство

Стратегия сокращения, направленная на диверсификацию

Мукомольное производство

Стратегия совершенствования


Основным направлением в данном случае должно быть осуществление инвестиции и модернизация производственного процесса для выпуска быстроразваривающейся крупы и крупяных хлопьев. В состав ассортиментного ряда выпускаемой продукции должны входить такие виды круп, как овсяная, ячменная, горох, а также мука для приготовления блинов и оладий, выпечки печенья, крекеров.

Для маслобойного производства целесообразно придерживаться Инвестиционной стратегии сокращения, направленной на диверсификацию. В связи с расширением ассортимента производимых пищевых растительных масел в целом по стране и увеличению их импорта, предприятию необходимо рассмотреть вопрос о производстве растительных масел для технических целей, в частности для их использования в качестве биотоплива. Осуществление данного вида деятельности позволит с минимальными инвестициями загрузить производственные мощности.

Реализация данной инвестиционной стратегии должна быть также направлена на обеспечение необходимых инвестиций в технологическую линию по рафинации и дезодорации полученных растительных масел.

Для мукомольного производства целесообразно придерживаться Инвестиционной стратегии совершенствования. Реализация данной инвестиционной стратегии, как и для крупяного производства, должна обеспечить производственную деятельность предприятия с учетом повышения качества выпускаемой продукции.

В целях реализации 6 этапа необходимо установить, как реализация указанных инвестиционных стратегий по каждому их производственных направлений повлияет на общую стратегию экономического развития предприятия и другие функциональные стратегии.

Реализация Инвестиционной стратегии совершенствования для крупяного производства предопределяет взаимосвязь и взаимозависимость с такими стратегиями, как:

  • Инвестиционной стратегии с Общей стратегией экономического развития при анализе общего состояния развития отрасли на процесс реализации стратегии предприятия;
  • Инвестиционной стратегии с Производственной стратегией при определении направлений модернизации производственных линий по производству крупяных изделий, внесения изменений в технологические схемы производства продукции;
  • Инвестиционной стратегии с Продуктово-маркетинговой стратегией при изучении динамики рынка на продукцию крупяного производства, оценке конкурентного окружения, наличия каналов распространения продукции и качественных характеристик выпускаемой продукции;
  • Инвестиционной стратегии с Финансовой стратегией при определении собственных финансовых возможностей, а также потенциальных возможностей по привлечению дополнительного капитала для осуществления модернизации производства и пополнения оборотных средств.

Реализация Инвестиционной стратегии сокращения, направленной на диверсификацию для маслобойного производства предопределяет взаимосвязь и взаимозависимость с такими стратегиями, как:

  • Инвестиционной стратегии с Общей стратегией экономического в связи с установлением целей инвестирования в развитие конкурентных преимуществ, таких как изменение масштабов деятельности и диверсификация производства;
  • Инвестиционной стратегии с Продуктово-маркетинговой стратегией при установлении цели инвестирования в развитие таких конкурентных преимуществ, как продуктовая дифференциация маслобойного производства, расширение рынков сбыта и увеличение доли фирмы на них;
  • Инвестиционной стратегии со Стратегией НИОКР при осуществлении научно-технических исследований по вопросам использования рапсового масла в качестве биотоплива.

Реализация Инвестиционной стратегии совершенствования для мукомольного производства предопределяет взаимосвязь и взаимозависимость с такими стратегиями, как:

  • Инвестиционной стратегии с Общей стратегией экономического развития при анализе влияния общего состояния развития отрасли на процесс реализации стратегии предприятия;
  • Инвестиционной стратегии с Продуктово-маркетинговой стратегией при изучении динамики рынка на продукцию крупяного производства, оценке конкурентного окружения, наличия каналов распространения продукции и качественных характеристик выпускаемой продукции;
  • Инвестиционной стратегии с Финансовой стратегией при определении собственных финансовых возможностей, а также возможностей по привлечению заемного капитала для пополнения оборотных средств с целью загрузки производственных мощностей.

Отметим, что возможности реализации инвестиционной стратегии предприятиями пищевой промышленности АПК связаны с улучшением их финансового состояния, усилением инвестиционной активности и стратегической направленности инвестиций. Кроме того, важным является участие предприятий пищевой промышленности АПК в разработке и реализации стратегических инвестиционных проектов регионального и федерального значения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ансофф И. Новая управленческая стратегия. - М., 1999. - 456 с.
  2. Гончаров В.В. Менеджмент в рамках основных фаз управленческого цикла. - М., 1998. - 96 с.
  3. Друкер П. Практика менеджмента.: Пер. с англ.: - М.: Вильямс, 2002.- 398 с.
  4. Питерс Т., Уотерман Р.-мл. В поисках совершенства (уроки самых успешных компаний Америки): Пер. с англ. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. - 454 с.
  5. Попов С.А. Стратегическое управление: 17-ти модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации". Модуль 4. М.: ИНФРА-М, 1999. - 322 с.
  6. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент.- М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.- 892 с.
  7. Jensen M., Meckling W. Theory of the Firm: Managerial Behavior. Agency Costs and Ownership Structure// Journal of Financial Economics. - 1976, 3 (1). - p. 305 - 360.
  8. Williamson O.E. The Theory of the Firm as Governance Structure: From Choice to Contract// Journal of Economic Perspectives. - 2002, 16 (3), p. 171- 195.