Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROBLEMS OF VALUABLY-ETHICAL UPBRINGING OF PUPILS IN THE PROCESS OF USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AT ENGLISH LESSONS (ON THE EXAMPLE OF INSTITUTION OF COMPLEMENTARY EDUCATION)

Федорова С.В.
This article shows a view upon methodical principles of valuably-ethical upbringing of pupils in the process of using information and communication technologies. In the chart 6 principles are given, where the author describes ways of matching traditional education and education using information and communication technologies. The article also contains methods of conducting pedagogical experiment. More than 200 pupils were under pedagogical experiment at the institution of complementary education. Some of its results were given in the article.

Российское образование, как один из социокультурных и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций не только у подрастающего, но и у старшего поколения. Поиск новых приоритетов идет преимущественно в двух направлениях: по пути формирования традиционных российских ценностей, имеющих сверхличностное значение, и в направлении западных ценностей, связанных с расширением и улучшением сферы наличного бытия человека, без должной заботы о ценностях духовных, этических, нравственных.

Воспитание человека как носителя нравственности приобретает особую актуальность в связи с усиливающейся технократизацией общества в целом, прагматизацией социального бытия людей, снижением уровня нравственных барьеров и многими другими причинами. Отсюда, прежде всего, ставится задача воспитания современного поколения в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека.

Ценностно-этическое воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Эти проблемные вопросы нашли отражение в Федеральной программе развития образования в РФ (ФЗ №51 от 2000 г.) [7]. В ней подчеркивается, что судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующей гражданственность и патриотизм.

Принципиальное значение для решения поставленной проблемы имели исследования по гуманизации образования (А. А. Бодалев, Е. В. Бондаревская, Б. С. Гершунский и др.); труды по педагогической аксиологии (В. А. Караковский, Н. Д. Никандров и др.); теории воспитания (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова).

Исследования в области применения информационных и коммуникационных технологий, а также технических средств в учебном процессе (И.В. Роберт, Е.С. Полат, А.В.Смирнов, В.П. Беспалько и др.).

Общая методология исследования базируется на аксиологических принципах, отражающих национальные и общечеловеческие ценности духовной жизни общества и составляющих одну из сущностных основ его стратегии в сфере образования; на важнейших положениях антропологии и культурологии о цельности и иерархичности человеческой души, воспитании человека через освоение отечественной и мировой культуры; на личностно-деятельност-ном подходе, нацеленном на интериоризацию обобщенного опыта человечества в его аксиологическом аспекте, значимом для отдельной личности.

Теоретико-методологической основой исследования являются: положения о формировании отношений человека к Миру как нового подхода к воспитанию (Б.Н. Боденко, И. А. Зимняя, Н.А. Морозова и др.); реализация принципов самостоятельного обучения в современных концепциях образования, основанных на информационно-коммуникационных технологиях (А.А. Андреев и др.); отдельные положения этнопедагогики, нравственного и гражданского воспитания (Г.Н. Волков, В.А. Сластенин и др.); принцип трехфазности деятельности, в том числе учебной (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Последовательность реализации данных теоретических положений и условий может быть представлена как педагогическая модель ценностно-этического воспитания школьников в условиях инфокоммуникационного обучения иностранному языку.

Таблица 1. Принципы разработки ценностно-этической модели воспитания в условиях реализации информационно-коммуникационных технологий

Принципы

(I) Содержание традиционной очной формы обучения

(II) Содержание обучения средствами инфокоммуникационных технологий

Способы интеграции форм I и II

1. Активизация самостоятельной познавательной деятельности

Овладение способами познават. деятельности, главный способ - чтение значимого текста.

Обеспечение средствами ИКТ самостоятельных действий по извлечению учебн. информации по формализации знаний при четком понимании конкретных целей и задач.

Самостоятельный поиск дополнительной информации на основе ИКТ, интернет-ресурсы.

2. Реализация межкультурного подхода и этнопедагогики

Представления об общечеловеческих этических ценностях, учитывающие национально-культурные особенности.

Реальная аутентичная языковая среда на основе ресурсов интернет, в которой происходит межкультурная коммуникация.

Совместные творческие, исследовательские проекты на основе ИКТ (метод проектов по курсу Quest-технологии).

3. Индивидуализация

Учет индивидуальных психолого-возрастных возможностей и особенностей уч-ся.

 

Разноуровневое обучение. Восприятие учебного материала. Обучение CALL (Computer assisted language learning).

Тест Кэттэлла, социометрическая характеристика учебной группы Кузовлева В.П., психологические замеры.

4. Интерактив ность

Активное взаимодействие преподавателя и школьников в учебной деятельности.

Обучение CALL (Computer assisted language learning) на основе ИКТ.

Активное взаимодействие между субъектами образовательного процесса на основе ИКТ.

5. Обеспечение наглядности

Традиционные приемы и средства наглядности (книги, постеры, видеоматериал)

Современные средства визуализации (flash-графика, 3-D моделирование, технологии мультимедиа)

Многорецепторные средства воздействия, со свободой ученика в их выборе

6. Гибкость

Варьирование работы с учебным материалом.

Доступность по времени, месту, возрасту.

 Сочетание различных средств и методов обучения

7. Обеспечение новейших педагог-х технологий

Метод проектов, обучение в сотрудничестве, исследовательские, проблемные методы и др.

Использование пакета Microsoft Office (Power Point, Publisher) Интернет-поисковые системы для создания презентаций-проектов по курсу Quest-технологии

Совместные творческие телекоммуникационные проекты в т.ч. Quest-технологии.

8. Обеспечение прочности усвоения результатов обучения

Осознанное усвоение содержания внутренней логики и структуры учебного материала за счет высокой познавательной потребности

Компьютерный самоконтроль, самокоррекция на основе незамедлительной обратной связи, с выводом на экран результатов учебной деятельности

Две формы учебного взаимодействия в комплексе, взаимно дополняя друг друга, обеспечивают высокий уровень прочности усвоения материала

Рассмотрим основные из этих принципов более подробно. Наиболее актуальным выступает принцип активизации самостоятельной познавательной деятельности. Проблемой формирования познавательной самостоятельности школьников занимаются многие дидакты, психологи и методисты. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в условиях применения новых информационных технологий может выступать в двух аспектах: 1) в присвоении учащимся готовых знаний, готовых образцов, правильных, точных и экономичных умственных и практических действий для того, чтобы на основе их включиться в решение творческих задач; 2) в создании чего-то своего, индивидуального, того, что в обучении выражается в самостоятельном решении учеником теоретических и практических задач» [6, С.152].

Познавательная активность и самостоятельность являются признанным средством повышения осознанности и действенности изучаемого, результатом эффективной организации учебного процесса, неотъемлемой частью умственного развития, определяющей степень его сформированности.

Одним из основных принципов разработки ценностно-этической модели воспитания в условиях применения информационно-коммуникационных технологий является реализация межкультурного подхода и этнопедагогики.

Т.Г. Грушевицкая и А.П. Садохин дают следующее определение: «межкультурная коммуникация - это совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащих к разным культурам» [1, C.142]. Далее, Цветкова Т.К. отмечает, что «овладение иностранным языком есть, прежде всего, приобщение к иной культуре, овладение новым социокультурным содержанием» [9, С.170].

Следующим педагогическим принципом разрабатываемой модели является индивидуализация, основными средствами которой явились социометрическая характеристика учебной группы (СМХУГ), многофакторный опросник личности Кэттелла, (16 и 12 факторный). В предлагаемой В.П. Кузовлевым форме характеристика класса или учебной группы представляет собой социометрическую таблицу, в которой фиксируются общие сведения по трем группам свойств индивидуальности (индивидным, субъектным и личностным).

Принцип интерактивности осуществляется на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в частности, (3-D технологий, flash-технологий, чата, электронной почты, телекоммуникационного форума и др.), рассматриваемые некоторыми специалистами как средство сотрудничества. В этой связи, неотъемлемую роль играют ресурсы Интернет.

Стратегия использования мультимедийных учебных средств непрерывно эволюционирует, что нашло отражение в аббревиатурах программ, признанных в зарубежной практике. Вот несколько из них: СВТ - Computer Based Training (обучение, основанное на компьютере); CALL - Computer Assisted Language Learning (обучение языка с помощью компьютера); TELL - Technology Enhanced Language Learning (различные технологии в обучении языка). В нашем исследовании, мы склоняемся к словосочетанию CALL - обучение языка с помощью компьютера, средств ИКТ.

Принцип обеспечения новейших педагогических технологий. В нашем исследовании в новейшие педагогические технологии мы включаем следующие технологии: метод проектов и обучение в сотрудничестве.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с технологией обучения в сотрудничестве (collaborative or cooperative learning).

При использовании метода проекта в свете креативной педагогики в учебной группе создается положительная творческая атмосфера, где каждый субъект деятельности вовлечен в активный творческий познавательный процесс. Учащиеся, овладевая культурой выполнения проектных заданий, обучаемый учиться творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.

В данной ситуации меняется и роль педагога, выступающего в роли консультанта, помощника, наблюдателя, координатора. На всех этапах работы он должен инициировать самостоятельную поисковую, творческую деятельность обучаемых, направлять на определение проблемы и поиска путей ее решения, ставя перед ним различные проблемные ситуации.

Так, придерживаясь данного принципа технологии креативной педагогики, на исполнительно-реализующем этапе обучения школьники успешно выполняли учебные проекты по методу проектов, который был успешно реализован в рамках нашего эксперимента в курсе под названием «Quest-технологии». Это творческая работа школьников в паре, где они создают проекты и презентации на темы ценностно-этического характера с самостоятельным выходом в глобальную сеть интернет. Для этого в курсе были подобраны и представлены наиболее интересные и значимые ссылки на поисковые англоязычные и русскоязычные сайты. Мониторинг реализации проекта осуществляется через систему текущего контроля знаний, умений и навыков обучаемых.

Наконец, завершающим принципом является принцип обеспечения прочности усвоения результатов обучения. Данный принцип включает в себя осознанное усвоение содержания внутренней логики и структуры учебного материала за счет высокой познавательной потребности школьника. Средства ИКТ позволяют быстро производить обработку информации самоконтроля и самокоррекции на основе незамедлительной обратной связи, с выводом на экран результатов учебной деятельности. Это требование также достигается объяснением сущности допущенной ошибки, тестированием, констатирующим продвижение в обучении. Возможности для обеспечения прочности усвоения результатов можно показать в следующей таблице.

Исследование осуществлялось на базе учреждения системы дополнительного образования. Исследованием было охвачено более 200 учащихся. Полученные в ходе исследования объективные результаты в своей совокупности содержат решение актуальной научной проблемы ценностно-этического воспитания школьников на основе гуманистических ценностей образования в процессе использования инфокоммуникационных технологий.

Теоретическая значимость исследования состоит: 1) в раскрытии содержания и структуры процесса ценностно-этического воспитания школьников, включающего в себя три уровня учебной деятельности: формирование по семи группам отношений; формирование нравственных чувств; переход нравственных чувств во внутренние личностные качества (интериоризация ценностей); 2) в разработке педагогических условий, которые обеспечивают приобщение школьников к ценностно-этическим качествам посредством использования информационных и коммуникационных технологий и способствуют эффективной реализации разработанной модели; 3) в определении и обосновании критериев сформированности нравственных качеств, свидетельствующих об уровне приобщения школьников к ценностно-этическим качествам.

В нашем исследовании, мы придерживаемся концепции воспитания, предложенную лауреатами Президентской премии за 1997 г. В.А. Караковским, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, в которой воспитание трактуется как управление процессом развития личности посредством создания благоприятных для этого условий, к которым относятся воспитательная среда, мотивация обучающегося, личность воспитателя и т.д. Новикова Л.И. дает семь групп отношений: отношения к предметному миру; отношения к миру живой и неживой природы; отношения к обществу; отношения к себе; отношения к труду; отношения к другим людям; отношения к знаниям [4].

Ценностно-этическое воспитание учащихся должно быть ориентированно на формирование таких качеств личности, как созидательность, уважительность (отношение к предметному миру); толерантность, коллективизм, взаимоуважение, мудрость (отношение к другим людям); гуманизм, самокритичность, дисциплинированность, ответственность (отношение к себе); познавательная активность, целеустремленность, самоорганизованность, пытливость, (отношение к знаниям); трудолюбие, усердие, прилежание (отношение к труду); экологичность, восторженность, самоотождествление, аккуратность, бережливость, (отношение к миру); патриотизм, общественный долг, гуманизм (отношение к обществу). На основе вышеупомянутых отношений, был проведен эксперимент, результаты которого можно увидеть на рис. 1.

Изменения в отношении ценности тех или иных качеств объясняется целенаправленной работой на занятиях и во внеурочное время: 1) при анализе поступков героев художественного текста, а также анализ пословиц и поговорок на трех языках (русском, якутском и английском); 2) на уроках английского языка тексты подбирались по трем тематическим блокам: «Культура», «Нравственность», «Воспитание». В эти блоки вошли отрывки из художественных произведений, газетные и журнальные публикации, позволяющие увидеть ценность, значимость важнейших ценностно-этических качеств; 3) осознанию ценности качеств способствовали и внеучебные мероприятия.

Эффективным средством индивидуализации обучения, способствующим ценностно-этическому воспитанию является многофакторный опросник личности. Данный тест опубликован Р. Б. Кэттелом в 1949 г. и с тех пор широко используется в психодиагностической практике. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации. [5, C.244]. В нашей работе мы использовали также 12 факторный опросник Кэттела, относительно к детям ниже 13 лет. Социометрическая характеристика учебной группы по В.П. Кузовлеву [3]. В настоящее время различные формы 16 факторного опросника являются наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека.

p

Рис. 1. Динамика изменения отношения к ценностно-этическим качествам (6-10 классы)

Как показывает опытно-эксперимен-тальная работа, социометрическая характеристика учебной группы В. П. Кузовлева, тест Кэттелла, а также контрольные и итоговые замеры, эффективно реализуют принципы индивидуализации обучения, динамическая структура характеристики позволяет отслеживать процесс обучения, фиксировать динамику развития способностей, интериоризацию тех или иных качеств, на основе чего происходит корректировка учебной деятельности школьников.

Исследователи в области современных информационных технологий в образовании (Б.Ю. Щербаков, М.И. Станкин и др.) рассматривают использование информационных технологий как наиболее перспективное направление, интегративным составляющим обучения, поскольку оно изначально ориентировано по своей, как технологической, так и социокультурной сути, на свободное, в достаточной степени самостоятельное и ответственное проективно-гибкое обучение [8, С. 75].

На основе этих видов педагогического эксперимента, входных и выходных видов анкетирования, а также контролирующего материла можно реализовывать модель по ценностно-этическому воспитанию и эффективное обучение средствами инфокоммуникационных технологий. Результаты исследования, контролирующие материалы, диагностики используются в практике работы Центра на занятиях по английскому языку.

Выполненный анализ состояния современной теории воспитания убеждает, что существуют реальные возможности выхода из кризиса, охватившее в конце XX столетия воспитательные системы. В новых политических, социально-экономических условиях можно успешно вести воспитательную работу. Но для этого «Целесообразно перейти от инвариантного к вариативному, от социоцентристского к личностно ориентированному, от моноидеологического к поликонцептуальному, от аспектного к системному построению воспитательной практики» [2, С. 14].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.
  2. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание - проблема современного образования в России (состояние, пути решения). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.-82 с.
  3. Кузовлев В.П. Методическая характеристика как средство индивидуализации процесса обучения иноязычному общению // ИЯШ.-1986. №1. - С. 31-38.
  4. Моделирование воспитательных систем: теория-практика / Под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М.: РОУ 1995.
  5. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2-х т. - Гуманитарный издательский центр «Владос». - 1999. Т. 1. - 312 с.
  6. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.: Педагогика, 1980. - 239 с.
  7. Федеральная программа развития образования от 15.05.2000 г. №1418, // Вестник образования. 2000.- №12
  8. Щербаков Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура. - М.: Логос, 2001. - 144 с.
  9. Цветкова Т.К. Теоретические основы построения курса обучения английскому языку как языку межкультурного общения // Актуальные проблемы межкультурной коммуникации. - М., - 1998.