Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TRANSITION FROM STRATEGY OF A SURVIVAL TO STRATEGY OF STEADY GROWTH

Калов З.А., Мисаков А.В., Теуважуков Э.Б.
In the given work as authors ways of increase of efficiency of activity of the enterprises of the food-processing industry of the Kabardino-Balkarian Republic are opened.

Наибольшее влияние на эффективную деятельность предприятий пищевой промышленности КБР оказывают следующие факторы внешней среды: политическая и экономическая ситуация в стране и регионе; правовое обеспечение; проводимая кредитно-денежная и фискальная политика; уровень развития рынка технологий; протекционистская политика по отношению к отечественным производителям; платежеспособный спрос основной массы населения; природно-экономи-ческие условия для производства сырья в регионе и возможные объемы завоза его извне; конкурентная среда на продовольственном рынке; цены на сырье, тарифы на энергоресурсы, транспортные услуги.

Анализ конкурентной среды выявил, что на региональном уровне наиболее интенсивная конкуренция в хлебопекарной, мясной, маслосыродельной и молочной отраслях. Кроме того, практически все организации пищевой промышленности КБР имеют сильных конкурентов в лице предприятий иных субъектов РФ и зарубежных компаний. Достаточно высока конкурентная сила со стороны потребителей, вследствие низкого уровня жизни большей части населения республики, а также субъективных предпочтений покупателей. А конкурентная сила поставщиков, основным из которых является сельское хозяйство, невысокая по причине того, что продукция скоропортящаяся и сезонная, а транспортных издержки высокие. Кроме того, на конкурентоспособность предприятий значительное влияние оказывает политический фактор. Поддержка пищевой промышленности КБР государственными структурами незначительно осуществляется в области информационного обеспечения, кредитования инвестиционных проектов, оказания практической и методической помощи предприятиям по вопросам закупок сырья, и реализации продукции.

Общеизвестно, что финансовое положение предприятий практически всех отраслей значительно ухудшилось. Одна из причин резкого снижения объемов промышленного производства с момента перехода к рыночным отношениям состоит в нехватке оборотных средств. Нет оборотных средств - нет производства - нет реализации - нет выручки - нет оборотных средств. Замкнутый круг. Положение обостряется отсутствием у предприятий инвестиций - собственных и бюджетных. Кредитная политика в регионе в течение последних лет была направлена в сферу обращения, на обеспечение сверхприбыли для финансовых спекуляций. Кредитование реальной сферы экономики практически отсутствует.

Недостаток собственных средств испытывают все отрасли пищевой промышленности КБР, о чем свидетельствует коэффициент обеспеченности оборотными средствами. В новых условиях финансирования изменилась методика отнесения убытков прошлых лет, которые уменьшают сумму оборотных средств. Низкий коэффициент текущей ликвидности свидетельствует о значительном превышении кредиторской задолженности над суммой оборотных активов предприятий всех отраслей.

Аккумуляция и перераспределение денежных средств, движение основного капитала, максимизация прибылей обеспечиваются механизмом спроса и предложения на рынке капиталов. Через этот рынок, в том числе и региональный, привлекаются свободные денежные накопления предприятий, государства и частных лиц и в качестве кредитных средств направляются на развитие производства и другие нужды. Влияние государства на рынке капиталов осуществляется посредством кредитной политики, установления учетной ставки Центрального банка, определения размеров банковских резервов, покупки и продажи ценных бумаг.

Региональная структура вторичных финансовых ресурсов, перераспределенных первичных доходов в основном соответствует размещению отраслей хозяйства и населения с учетом уровня рентабельности (полученной прибыли) и личных доходов.

Основными источниками поступления денежных средств в регионе являются: промышленность, на долю которой приходится 60% от всех поступлений, сельское хозяйство - 16%, строительство - 6%, транспорт - 4%. В разрезе отрасли основным источником формирования денежных средств является выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг в размере 54,8% в промышленности, 75,4% - сельском хозяйстве. В промышленности увеличивается доля выручки от реализации основных средств и иного имущества до 15,6%. В сельском хозяйстве этот источник составляет незначительную часть - 0,3%. При недостатке собственных средств, привлекаются заемные или сокращаются расходы.

Кредитование предполагает покрытие недостающих средств ссудами банка на началах срочности, платности и возвратности. Кредиты и займы составили в промышленности 19,8%, в сельском хозяйстве - 27,7%, что выше среднероссийского уровня - 15-20%.

Снижение конкурентоспособности продукции пищевой промышленности КБР объясняется не только устарелостью основных фондов вследствие недостаточных объемов инвестирования, но и несовершенной технологической структурой осуществляемых капвложений. Для них характерна пониженная доля инвестиций в машины, оборудование, т. е. в активную часть основных фондов, непосредственно участвующих в производственном процессе. Хотя в последние 2 года наметилась тенденция прироста инвестиций в реальный сектор экономики региона, имеющийся в КБР инвестиционный потенциал существенно превышает те инвестиционные ресурсы, которые фактически задействованы в инвестиционном процессе. Трансформация этого потенциала в реальные инвестиции настоятельно требует разработки и практического использования научно обоснованной инвестиционной политики государства.

Отмеченный рост инвестиций практически наполовину обеспечивался собственными средствами предприятий. Это означает, что связь между реальным и финансовым секторами экономики ничуть не улучшилась со времен самой острой фазы инвестиционного кризиса. Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на объемы и эффективность инвестиций, приводит к выводу о том, что дальнейшая динамика инвестиционной активности слабопредсказуема.

Финансовая политика в АПК должна стимулировать более эффективное использование каждой единицы природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных. В этих целях необходимо повышать плодородие земель, снижать уровень загрязнение окружающей среды и производимой продукции. Финансирование ориентируется на реальное получение собственных и привлекаемых финансовых ресурсов и возможности их превращения в производственный капитал. Для этого необходимо заранее определить реальные каналы приобретения основных и оборотных средств, найм сезонного персонала. В качестве источников финансирования может использоваться акционерный капитал и заемные средства в виде краткосрочных, долгосрочных ссуд и кредитов. Вместо займа можно взять в аренду основные средства производства (лизинг).

Мобилизация средств для обеспечения инвестиций может проходить как за счет внутрипроизводственных источников (прибыль, амортизация), внутрирегиональных (концентрация акцизов, налога с продаж, части вмененного налога, НДС, земельного налога и др.), так и за счет мобилизации федеральных источников.

Сегодня в условиях финансово-экономического кризиса, когда бюджетные ассигнования практически отсутствуют, а высокий банковский процент на фоне неудовлетворительного финансового состояния большей части предприятий не позволяет воспользоваться заемными средствами, речь может идти только о собственных источниках финансирования предприятий: амортизационных отчислениях и прибыли. Это подтверждает проведенный анализ затрат на капитальные вложения сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий КБР и структуры их финансирования.

При выборе инструментов стимулирования инвестиционной активности предприятий необходимо совершенствовать амортизационную политику, прежде всего упрощение амортизационного законодательства на основе укрупнения группировок основных фондов. Немаловажное значение имеет расширение самостоятельности предприятий в области определения норм амортизации и стоимости оценки основных фондов, а также обеспечение целевого использования начисляемой амортизации путем ее исключения из себестоимости в случае отвлечения амортизационных средств от решения задачи обновления производства. Необходимо также расширить сферу применения ускоренной амортизации. Помимо потенциального увеличения финансирования расходов в целях качественного обновления основных фондов и повышения технико-технологического уровня производства, к достоинствам метода ускоренной амортизации относится и возможность компенсации более высоких затрат на проведение ремонтных работ в конце периода эксплуатации машин и оборудования пониженными амортизационными отчислениями.

Естественным ограничителем ускорения амортизационного процесса является необходимость обеспечения безубыточной работы предприятия. При эластичном спросе на реализуемую предприятием продукцию у него отсутствует возможность повышения цен, адекватного росту амортизации. Поэтому предельное увеличение амортизации при использовании ускоренного метода ее исчисления не может превысить размера балансовой прибыли.

Республика, в связи с происходящими геополитическими событиями в регионе, сегодня мало привлекательна. Для привлечения иностранных инвестиций, видимо, необходимо ввести льготы по налогам, предоставить гарантии на уровне правительства РФ, осуществить полное страхование, т.к. реальный риск потери остается большим и реальным. Важно здесь и появление устойчивых признаков преодоления социально-экономического кризиса, развитие правовой базы инвестиционного сотрудничества в части усиления гарантий защиты прав инвесторов, необходимо также совершенствование системы страхования от коммерческих и некоммерческих рисков, обеспечение информационной «прозрачности» реципиентов инвестирования.

Сложность формирования рынка капиталов в переходный период проявляется в дефиците кредитных и инвестиционных ресурсов, вызывающем рост процентных ставок по кредитам и сумм невозвращенных кредитов, просроченных платежей и т.д. Один из краеугольных вопросов финансирования - это решение проблемы кредиторской и дебиторской задолженностей.

Доля промышленности в суммарной задолженности по обязательствам составляет 60%, сельского хозяйства - 25%. По отношению к сумме денежных средств задолженность по обязательствам предприятий и организаций основных отраслей экономики находится на уровне 50%, в том числе в промышленности - 60%, в сельском хозяйстве - 150,6%. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской в сельском хозяйство 3,5 раза, в транспорте 1,5 раза. Погасить задолженность можно только в долгосрочном периоде, используя механизм отсрочки, приостановления начисления и пропорционального списания пеней и штрафов по мере погашения недоимки. Долги превышают годовую выручку в 1,4 раза от реализации всей продукции сельского хозяйства. Даже в прошлом году, когда экономическая ситуация на селе несколько улучшилась, около 80% сельхозпредприятий закончили его с убытком. При этом полученная сельским хозяйством общая прибыль не превышает общий объем государственных дотаций.

Ключевой задачей является финансовое оздоровление товаропроизводителей. С этой целью в настоящее время разрабатывается соответствующий проект федерального закона, который предусматривает проведение экономически обоснованной реструктуризации кредиторской задолженности по платежам в бюджеты различных уровней, государственные внебюджетные фонды.

В сфере финансового оздоровления товаропроизводителей АПК необходимо уже в текущем году приступить к комплексной реструктуризации кредиторской задолженности. Речь идет, прежде всего, о задолженности по платежам в бюджеты различных уровней, государственные внебюджетные фонды (это более 30% долгов), а также поставщикам за товары.

Комплексный подход предполагает рассмотрение финансового состояния конкретного товаропроизводителя и причин образовавшейся задолженности, оценку его платежеспособности и возможности осуществлять производственную деятельность и текущие расчеты после реструктуризации долгов.

Эффективность предприятий АПК в значительной степени определяется уровнем технологической завершенности производства готового продукта, обеспеченностью мощностей перерабатывающих предприятий сырьевыми ресурсами. Фактор специализация и концентрация агропромышленного производства и в современных условиях обуславливают повышение эффективности и конкурентоспособности, большую адаптацию к требованиям рынка.

Развитие специализации в региональном АПК целесообразно осуществлять на основе использования организационно-экономического механизма системного функционирования отраслей сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и сферы обслуживания, создания рыночных структур внутреннего и внешнего рынка с учетом ресурсного и финансового обеспечения предприятий и
организаций.

Исследования развития регионального АПК в условиях формирования рынка подтвердили высокую зависимость динамики аграрного сектора от платежеспособного спроса населения, потребление основных продуктов питания в регионе, как и в целом по стране, имеет высокую эластичность по доходу. Рост реальных доходов населения будет вести к повышению спроса на продовольствие. В перспективе регион будет оставаться производящим и завозящим основные виды продовольствия, в том числе мясо и мясопродукты.

Устойчивое воспроизводство регионального АПК предполагает формирование адекватного экономического механизма, обеспечивающего взаимодействие всех структур интегрированной системы. Финансирование должно ориентироваться на получение собственных и привлеченных финансовых ресурсов и возможности их превращения в производственный капитал.

За последние годы в КБР появились динамично развивающиеся предпринимательские структуры, которые располагают значительными собственными финансовыми ресурсами, обеспечивающие реализацию аграрных преобразований в регионе. Требует усиления новое направление финансово-кредитной деятельности высокоэффективно функционирующих товаропроизводителей АПК в условиях рынка, располагающих значительными собственными финансовыми ресурсами для кредитования производственной деятельности предприятий АПК региона, инвестирование соответствующих целевых программ.

Затянувшимся и неразрешенным остается вопрос о земельных отношениях. Реформа собственности, земельных отношений должна сочетаться с рационализацией организационно-производствен-ной структуры агропромышленного комплекса региона, углублением специализации и агропромышленной интеграции, обеспечить согласованность экономических интересов сельскохозяйственного производства, перерабатывающей, пищевой промышленности, социальной сферы. Новые формы хозяйствования должны в максимальной степени обеспечить прямой сбыт сельскохозяйственной продукции непосредственно в регионе с тем, чтобы прибыль оставалась здесь и обеспечивала процесс воспроизводства в АПК.

Наличие в регионе значительного социально-экономического потенциала предопределило переход от стратегии выживания к стратегии устойчивого развития, основой которой является воспроизводство человеческого потенциала (человеческого капитала). Формирование механизма управления регионом нового типа означает переход от функционального управления к социальному при обеспечении дальнейшего экономического роста и совершенствовании инфраструктуры, достижение для населения Кабардино-Балкарской Республики достойного качества жизни и его постоянное улучшение в долгосрочной перспективе.

Опыт зарубежных стран, находившихся в длительном экономическом кризисе показывает, что один из путей возрождения промышленного производства и, как следствие, всей экономики состоит в развитии приоритетных, экономически эффективных отраслей. В этом необходимо заинтересовать финансовый капитал. Средством реализации этой заинтересованности выступает интеграция финансового и промышленного капитала.

Анализ развития интеграции финансового и производственного капиталов показывает, что создание ФПГ объективный процесс организационных и институциональных изменений, который характеризуется централизацией и интеграцией финансового и промышленного капитала и созданием в условиях первичного накопления и перераспределения финансов саморазвивающихся структур.

Демократическое развитие рыночных реформ может привести к расширению степеней свободы предприятия, но никогда не может обеспечить абсолютной экономической свободы. Предприятие действует в конкурентной правовой, социальной и экономической среде и должно всегда соразмерять свои решения и действия с реакцией среды, с внешними эффектами, с поведением других рыночных агентов и позициями органов власти. Кризисные ситуации вплоть до банкротства фирмы возникают по причинам несоответствия решений, консерватизма и негибкости управления по преодолению внутренних и внешних ограничений деятельности.

Кризисные ситуации возникают и обостряются на тех предприятиях, которые не смогли настроить менеджмент и персонал на конкурентный ритм воспроизводства в интерактивном режиме.

Эффективность деятельности и управления предприятий, по нашему мнению, во многом зависит от состава систем управления. Система управления по определению включает совокупность всех элементов и подсистем, их взаимосвязей, а также процессов, обеспечивающих трансформации пищевого предприятия в заданном направлении и механизмы воздействия для поддержания таких изменений либо поддержания устойчивого состояния. Учеными КБГСХА разработаны рекомендации, касающиеся формирования системы стратегического управления перерабатывающими предприятиями АПК, охватывающие следующие аспекты:

Во-первых, помимо вовлечения в определенной степени всех иерархических уровней организации в процесс стратегического управления, мы считаем целесообразным создание группы стратегического управления, основными задачами которой являются координация разработки и выполнения стратегий организации, проведение стратегического анализа, контроль над выполнением стратегических планов. Нами предлагается схема взаимодействия должностных лиц и подразделений предприятия в процессе стратегического управления, а также система стратегических планов организации с указанием периода планирования, ответственных лиц и подразделений за разработку стратегий и выполнение функции контроля.

Во-вторых, для заинтересованных предприятий мы предлагаем конкретные процедуры и мероприятия по формированию информационной базы стратегического управления предприятием. В МСХ КБР необходимо определить перечень стратегической информации для предприятий пищевой промышленности, ответственность за сбор, обработку и актуализацию стратегических данных. В случае невозможности создания базы стратегической информации на некоторых предприятиях пищевой промышленности КБР по причине недостаточной экономической массы и отсутствия ресурсов для этой цели, данную функцию может реализовать региональный информационно-консультатив-ный центр. В связи с этим, предлагается схема взаимосвязей информационно-консультативного центра, выполняемые им функции, перечень предоставляемых предприятиями стратегических данных.

В-третьих, оценка эффективности системы стратегического управления предполагает определение эффективности проводимой деловой стратегии предприятия и эффективности предприятия с позиции внешнего окружения (общество, потребители, поставщики). Предлагается обобщенный показатель эффективности системы стратегического управления и система частных показателей, характеризующих основные направления функциональных стратегий предприятия. Кроме того, предлагаются показатели для определения качества стратегических решений, реализуемых на предприятии.

Внедрение практических рекомендаций, разработанных в данном исследовании, имеет практическое значение, как для отдельных предприятий Кабардино-Балкарской Республики, так и промышленных предприятий других отраслей и регионов.