Проблемы развития продовольственного рынка являются в настоящее время весьма актуальными. Уровень развития данного рынка любой территории оказывает непосредственное влияние на качество жизни ее населения и в целом на социально-экономическое развитие. В связи с этим оптимизация развития продовольственного рынка в нашей стране является одной из приоритетных задач государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельно взятых регионов.
Механизм функционирования продовольственного рынка представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления продовольственных товаров. Функционирование данного рынка определяется соотношением потребностей населения, внутренних производственных возможностей и развитостью межтерриториальных связей. Следует отметить, что в условиях чрезмерной открытости отечественной экономики российский рынок продовольственных товаров оказался в сфере активного раздела иностранных аграрных производителей. На сегодняшний день удельный вес импорта в общем объеме ресурсов продовольственных товаров по Российской Федерации составляет порядка 30%. При этом наибольший удельный вес импорта приходится на мясо и птицу (47%), а также масло животное (более 50%). Следует отметить, что основными импортерами продуктов питания в Россию являются страны дальнего зарубежья, хотя и со странами СНГ также ведется интенсивная торговля продовольственными товарами. Основными поставщиками из стран СНГ являются Украина (71% импортируемого из стран СНГ мяса), Казахстан (67 % импортируемой из стран СНГ рыбы и 90% молока и сливок) и Белоруссия (89 % импортируемого из стран СНГ картофеля и 97% сахара).
Безусловно, формирование и развитие продовольственного рынка обусловлено, прежде всего, наличием развитого сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности с объемами товарной продукции и услуг, обеспечивающими участие территории в формировании внутритерриториальных и межтерриториальных связей по продовольственным товарам. При этом в нашей стране на фоне постоянного сокращения числа предприятий АПК достаточно высоким остается удельный вес убыточных хозяйствующих субъектов, который составляет на сегодня порядка 49 % от общего числа предприятий отрасли. Предприятия пищевой промышленности также характеризуется большим числом убыточных предприятий и высокой степенью износа основных фондов (порядка 30%), что снижает ее технические возможности по высокоэффективной переработке сельскохозяйственной продукции.
Не менее важным условием, обеспечивающим позитивное и сбалансированное развитие рынка продовольственных товаров, является наличие адекватной инфраструктуры, обслуживающей его. То есть, наличие необходимой массы товаров и платежеспособного спроса еще недостаточно для обеспечения взаимодействия производителя и потребителя. Необходимо также наличие совокупности отраслей, обслуживающих процессы обмена между ними.
Представляя собой, совокупность объектов и институциональных структур, обеспечивающих осуществление материальных, финансовых и информационных связей между субъектами рынка продовольственных товаров, рыночная инфраструктура объединяет в единую цепочку сферы производства, обращения и потребления, обеспечивая тем самым непрерывность воспроизводственного процесса. Однако, несмотря на реализацию в стране «Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков РФ на 1998 - 2005 годы», предполагающей формирование сети посреднических организаций, обеспечивающих эффективную оптовую торговлю, систему информационного обеспечения, транспортного обслуживания и разработку кредитно-финансовой, организационной и нормативной политики функционирования товарных рынков, все же ситуация в данной сфере остается достаточно сложной. Особо острой является проблема развития рыночной инфраструктуры продовольственного рынка.
Проведенный анализ пропорций между имеющимися мощностями рыночной инфраструктуры и уровнем производства пищевых продуктов показал, что большая часть регионов России, в том числе и Республика Мордовия, характеризуются недостаточностью мощностей складского хозяйства, специализированного транспорта, тарно-контейнерного фонда, торговых площадей продовольственных магазинов, неразвитостью экономико-информационной инфраструктуры.
Безусловно, сами по себе инфраструктурные объекты не вносят прямого вклада в ВНП, но именно они способствуют ускорению товарооборота, а, следовательно, ускорению оборота капитала и, в итоге, косвенно влияют на увеличение ВНП. Поэтому для создания нормальных экономических условий на продовольственном рынке и территории в целом, государственным и региональным органам власти необходимо авансировать развитие рыночной инфраструктуры.
Анализ показал, что более 20% потребительских товаров в Мордовии реализуется на рынках (базарах), не отвечающих требованиям цивилизованной торговли. Число же торговых организаций по республике на начало 2005 г составило 2723 предприятия, 90% среди которых составляют небольшие торговые павильоны. При этом износ их основных фондов составил 62,7%, а коэффициент обновления - всего 0,3%. Более того, ежегодное увеличение в нашей стране числа торговых точек подчеркивает их недостаточность для обеспечения нормального удовлетворения потребностей населения. Следует отметить, что рост торговых площадей наблюдается в основном по непродовольственным товарам, не решая тем самым проблемы инфраструктурного развития продовольственного рынка.
Таким образом, одним из направлений развития инфраструктуры рынка продовольственных товаров должна стать оптимизация структуры торговых предприятий, предполагающая увеличение числа и доли крупных продовольственных магазинов, позволяющих механизировать торгово-складские операции, модернизировать торговое оборудование, холодильные установки и кассовое обслуживание. В свою очередь, реализация данного направления требует совершенствования технической политики в развитии инфраструктуры продовольственного рынка.
При этом следует отметить, что отечественный рынок продовольственных товаров характеризуется значительной региональной дифференциацией, что подчеркивает необходимость углубленного изучения именно региональных особенностей и факторов, влияющих на его развитие и формирование рыночной инфраструктуры.
Практика показывает, что основой прорывов в экономическом развитии являются новации. Следует отметить, что в силу нововведений возрастают и изменяются потребности населения, полноценное удовлетворение которых во многом зависит не только от появления качественно новых товаров, но и от новых способов их реализации, новых методов стимулирования спроса и т.д. Эффективность развития рыночной инфраструктуры рынка продовольственных товаров также невозможно без соответствующих нововведений.
Еще одним важным направлением развития инфраструктуры продовольственного рынка должно стать совершенствование информационной инфраструктуры, включающей маркетинговые центры, рекламные агентства, постоянно действующие оптовые ярмарки и выставки, средства информатики и связи. На сегодняшний день хозяйствующие субъекты, функционирующие на продовольственном рынке, большая часть которых относится к числу средних и малых предприятий, не имеют возможности самостоятельно проводить полноценные исследования рынка. Отсутствие же необходимой и достоверной информации о состоянии рынка не позволяет принимать субъектам решения, обеспечивающие повышение их конкурентоспособности. Для изменения существующего положения необходимо совершенствование информационной инфраструктуры продовольственного рынка и в первую очередь его статистической составляющей.
Преобразование статистической системы требует внедрения новых методов статистических обследований, совершенствования управления статистической системой, подготовки персонала и переоснащения вычислительного оборудования, эффективного хранения, обмена и распространения информации в интересах пользователей. Значительное расширение круга пользователей информацией, появление новых форм хозяйствования, многообразие форм собственности обусловливают необходимость существенного изменения используемых методологий и разработки новых, с использованием современных методов. В свою очередь, совершенствование статистической системы на уровне региона и государства в целом возможно лишь при наличии высокотехнологичной корпоративной информационно-вычислительной системы, включающей современные информационные технологии, программно-технологические средства и средства телекоммуникаций, обеспечивающих возможность формирования статистического информационного ресурса и оперативного доступа к нему.
Основными направлениями совершенствования статистической информационной системы в области сбора данных должны стать: модернизация существующего программного обеспечения для ввода бумажных форм статистической отчетности; внедрение методов и средств сбора данных в электронной форме непосредственно с предприятий; использование средств автоматизированного ввода данных путем сканирования; разработкой специализированных средств ввода данных при мониторинге рынка продовольственных товаров. Совершенствование системы обмена и распространения информации также предполагает ряд мероприятий: модернизацию технологии использования обменных массивов данных; совершенствование промышленных средств обмена сообщениями и т.д.
Учитывая, что развитие рынка продовольственных товаров во многом зависит от межрегиональных связей, целесообразно создать соответствующие статистические территориальные органы, собирающие и обрабатывающие и предоставляющие информацию о состоянии и тенденциях развития соответствующего рынка на смежных территориях. При этом, не забывая о том, что продовольственный рынок имеет также свои особенности внутри региона на каждой отдельно взятой муниципальной территории, необходимо вести порайонную статистику его развития.
К сожалению, на современном этапе показатели, представляемые официальной статистикой, не позволяют проводить полноценный и адекватный анализ состояния и тенденций развития рынка продовольственных товаров. Следовательно, используемый набор показателей в статистике продовольственного рынка требует серьезных обновлений. Для полноценного анализа регионального рынка продовольственных товаров в структуру показателей желательно ввести данные об изменениях емкости рынка по отдельным товарным группам, а также об изменениях доли рынка, занимаемой различными фирмами. В обновлении нуждается и демографическая составляющая. Совершенствование информационного обеспечения рынка продовольственных товаров связано с внедрением новых научно обоснованных методов прогнозирования платежеспособного потребительского спроса, изучения его динамики и пространственно-временных характеристик.
Безусловно, эффективное развитие рынка продовольственных товаров невозможно без наличия соответствующе структуры инвестиционно-кредитных организаций, учитывающих специфику деятельности субъектов данного рынка.
Особое значение для развития рынка продовольственных товаров имеет развитие инфраструктурных объектов, способствующих продвижению товаров и стимулированию спроса. Одним из направлений в данном вопросе должно стать внедрение маркетинговых инструментов, не только со стороны отдельных хозяйствующих субъектов, но и на уровне региональных органов власти.