Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Хусаинов М.А., Цыбина А.П., Хлебникова Т.Д., Овчинникова А.В.

Поскольку университетский лицей обычно создается на базе общеобразовательной школы, то необходимость совершенствования системы управления обусловлена объективными изменениями. Существующая в общеобразовательной школе система не соответствует новым целям и задачам учреждения, основной задачей которого является качественная довузовская подготовка абитуриентов в сочетании с их всесторонним развитием. Соответственно, требуется создание более гибкой, динамичной и эффективной структуры управления.

Реорганизация обычной, ничем не примечательной средней школы № 83 г. Уфы с целью превращения ее в физико-математический лицей (ФМЛ) при Уфимском государственном нефтяном техническом университете (УГНТУ) потребовала разработки нормативно- правовой базы, регулирующей становление лицея.

Основными направлениями деятельности управленческой сферы являлись:

  • разработка системы тщательного отслеживания образовательных процессов,
  • создание и отработка соответствующего инструментария,
  • диагностика педагогических кадров,
  • изучение и повышение мотивации учителей,
  • управление не только по вертикальным, но и по горизонтальным связям, с использованием знаний психологических основ управления.

Обозначилась необходимость четкого структурирования подразделений учреждения и регламентация их деятельности. В данный момент в лицее действуют следующие структурные подразделения:

  • методическая служба (Методический Совет, методобъединения, кафедры);
  • административно-управленческий аппарат (администрация, Совет Учреждения, Педагогический Совет, Попечительский Совет, Родительский комитет);
  • психолого-педагогическая служба;
  • спортивно-оздоровительная служба (спортивные секции, турбаза);
  • служба воспитательных и культурно-массовых мероприятий;
  • медицинская служба;
  • библиотека и медиатека;
  • хозяйственная часть;
  • другие структурные подразделения.

Деятельность каждой структуры строго регламентирована следующими локальными актами:

1.      Положения об органах управления школой:

  • Положение о Совете лицея
  • Положение о Педагогическом совете образовательного учреждения
  • Положение о Попечительском совете

2. Локальные акты по регламентации прав участников образовательного процесса:

a.      Родителей:

  • Договор на получение образования в ФМЛ*

b.      Учащихся:

  • Правила приема в ФМЛ*
  • Декларация прав учащихся
  • Правила поведения для учащихся

c.      Администрации и педагогических работников:

  • Коллективный договор
  • Правила внутреннего трудового распорядка
  • Контракт с работником
  • Должностные инструкции*

3. Положения о структурных подразделениях и службах сопровождения:

  • Положение о Педагогической лаборатории
  • Положение о предметных кафедрах*
  • Положение о службе воспитательных и культурно-массовых мероприятий
  • Положение о медицинской службе
  • Положение о психолого-педагогической службе
  • Положение о Центре информатизации

4. Положения об общественно - профессиональных объединениях и службах сопровождения:

  • Положение об Авторском экспертном Совете
  • Положение о Школе молодого исследователя
  • Положение о Спортивном Комитете учреждения
  • Положение о Конфликтной комиссии
  • Положение о Методологическом семинаре
  • Положение о Временном научно-исследовательском коллективе
  • Положение о Методическом объединении учителей-предметников

5. Положение о регламентации деятельности объединений учащихся:

  • Положение о совете старшеклассников
  • Положение о школьном научном обществе учащихся (НОУ)
  • Положение о клубе «Юный инспектор движения»
  • Положение о предметных лабораториях

6. Положения о смотрах, конкурсах, массовых мероприятиях:

  • Положение о смотре-конкурсе учебных кабинетов

7. Положения, регламентирующие финансово-экономическую деятельность

  • Положение о премировании работников
  • Положение о надбавках и доплатах к окладам педагогических работников

8. Локальные акты ежедневного оперативного управления:

  • Документация дежурного администратора (должностные инструкции дежурно го администратора, дежурного учителя, порядок дежурства обязанности дежурных по постам, графики, расписания, порядок действий при чрезвычайных ситуациях, несчастных случаях и проч.)           

Ряд локальных актов находится в стадии оперативной разработки (отмечены *).

Руководство лицеем строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формы самоуправления, порядок выборов органов самоуправления лицея и их компетенция определяются Уставом лицея. В течение 2004-2005 учебного года был разработан, вынесен на обсуждение и утвержден решением педагогического совета от 21.09.2005г. новый Устав Учреждения

Разработана и принята форма договоров, заключаемых учреждением с родителями и сотрудниками лицея.

Разработана Программа развития ФМЛ, в которой проведен подробный проблемный анализ деятельности ФМЛ, определены цели, задачи и основные направления развития учреждения, описана структура лицея. В Программе даны характеристики образовательного и учебно-воспитательного процессов. Предложена модель личности выпускника и педагога. Определены основные этапы реализации программы.