Поскольку университетский лицей обычно создается на базе общеобразовательной школы, то необходимость совершенствования системы управления обусловлена объективными изменениями. Существующая в общеобразовательной школе система не соответствует новым целям и задачам учреждения, основной задачей которого является качественная довузовская подготовка абитуриентов в сочетании с их всесторонним развитием. Соответственно, требуется создание более гибкой, динамичной и эффективной структуры управления.
Реорганизация обычной, ничем не примечательной средней школы № 83 г. Уфы с целью превращения ее в физико-математический лицей (ФМЛ) при Уфимском государственном нефтяном техническом университете (УГНТУ) потребовала разработки нормативно- правовой базы, регулирующей становление лицея.
Основными направлениями деятельности управленческой сферы являлись:
- разработка системы тщательного отслеживания образовательных процессов,
- создание и отработка соответствующего инструментария,
- диагностика педагогических кадров,
- изучение и повышение мотивации учителей,
- управление не только по вертикальным, но и по горизонтальным связям, с использованием знаний психологических основ управления.
Обозначилась необходимость четкого структурирования подразделений учреждения и регламентация их деятельности. В данный момент в лицее действуют следующие структурные подразделения:
- методическая служба (Методический Совет, методобъединения, кафедры);
- административно-управленческий аппарат (администрация, Совет Учреждения, Педагогический Совет, Попечительский Совет, Родительский комитет);
- психолого-педагогическая служба;
- спортивно-оздоровительная служба (спортивные секции, турбаза);
- служба воспитательных и культурно-массовых мероприятий;
- медицинская служба;
- библиотека и медиатека;
- хозяйственная часть;
- другие структурные подразделения.
Деятельность каждой структуры строго регламентирована следующими локальными актами:
1. Положения об органах управления школой:
- Положение о Совете лицея
- Положение о Педагогическом совете образовательного учреждения
- Положение о Попечительском совете
2. Локальные акты по регламентации прав участников образовательного процесса:
a. Родителей:
- Договор на получение образования в ФМЛ*
b. Учащихся:
- Правила приема в ФМЛ*
- Декларация прав учащихся
- Правила поведения для учащихся
c. Администрации и педагогических работников:
- Коллективный договор
- Правила внутреннего трудового распорядка
- Контракт с работником
- Должностные инструкции*
3. Положения о структурных подразделениях и службах сопровождения:
- Положение о Педагогической лаборатории
- Положение о предметных кафедрах*
- Положение о службе воспитательных и культурно-массовых мероприятий
- Положение о медицинской службе
- Положение о психолого-педагогической службе
- Положение о Центре информатизации
4. Положения об общественно - профессиональных объединениях и службах сопровождения:
- Положение об Авторском экспертном Совете
- Положение о Школе молодого исследователя
- Положение о Спортивном Комитете учреждения
- Положение о Конфликтной комиссии
- Положение о Методологическом семинаре
- Положение о Временном научно-исследовательском коллективе
- Положение о Методическом объединении учителей-предметников
5. Положение о регламентации деятельности объединений учащихся:
- Положение о совете старшеклассников
- Положение о школьном научном обществе учащихся (НОУ)
- Положение о клубе «Юный инспектор движения»
- Положение о предметных лабораториях
6. Положения о смотрах, конкурсах, массовых мероприятиях:
- Положение о смотре-конкурсе учебных кабинетов
7. Положения, регламентирующие финансово-экономическую деятельность
- Положение о премировании работников
- Положение о надбавках и доплатах к окладам педагогических работников
8. Локальные акты ежедневного оперативного управления:
- Документация дежурного администратора (должностные инструкции дежурно го администратора, дежурного учителя, порядок дежурства обязанности дежурных по постам, графики, расписания, порядок действий при чрезвычайных ситуациях, несчастных случаях и проч.)
Ряд локальных актов находится в стадии оперативной разработки (отмечены *).
Руководство лицеем строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формы самоуправления, порядок выборов органов самоуправления лицея и их компетенция определяются Уставом лицея. В течение 2004-2005 учебного года был разработан, вынесен на обсуждение и утвержден решением педагогического совета от 21.09.2005г. новый Устав Учреждения
Разработана и принята форма договоров, заключаемых учреждением с родителями и сотрудниками лицея.
Разработана Программа развития ФМЛ, в которой проведен подробный проблемный анализ деятельности ФМЛ, определены цели, задачи и основные направления развития учреждения, описана структура лицея. В Программе даны характеристики образовательного и учебно-воспитательного процессов. Предложена модель личности выпускника и педагога. Определены основные этапы реализации программы.