Введение
В условиях нарастающей сложности и динамичности социокультурной среды, характеризующейся стремительными изменениями, высокой степенью непредсказуемости и перманентными трансформациями, особую значимость приобретает развитие субъектных качеств личности. Субъектность, рассматриваемая как интегративная характеристика индивида, проявляющаяся в его активной позиции, осознанном и ответственном участии в конструировании собственной жизни и деятельности, выступает ключевым предиктором успешной адаптации и самоосуществления в реалиях современного общества. В этой связи проблема развития субъектности обучающихся в образовательном процессе становится приоритетной задачей образовательной системы, направленной на подготовку к вызовам будущего. Учитывая, что значительная часть современных образовательных проектов реализуется в командном формате, наиболее эффективным подходом для достижения этой стратегической цели является внедрение проектной деятельности, сфокусированной на формировании и динамичном развитии проектных команд [1].
Концепция субъектности личности берет свое начало в фундаментальных работах С.Л. Рубинштейна, который рассматривал человека как активного преобразователя мира и самого себя [2, с. 383]. Развитие этих идей нашло отражение в работах А.Н. Леонтьева [3, с. 152], который акцентировал внимание на определяющей роли деятельности в становлении личности и её субъектных характеристик. В.И. Слободчиков, в свою очередь, рассматривал субъектность как способность к самоопределению и самореализации в контексте социокультурной динамики [4, с. 201]. Эти теоретические основания указывают на важность создания условий, способствующих не только активному взаимодействию обучающихся друг с другом, но и раскрытию их потенциала и субъектных качеств в контексте командной работы.
Проектная деятельность, представляющая собой интегративную организационную форму образовательного процесса, ориентированную на самостоятельное и инициативное решение обучающимися значимых проблем или достижение четко сформулированных целей [5], обладает существенным потенциалом для формирования и развития субъектных качеств личности, обеспечивая гармоничное сочетание теоретических знаний и практических навыков [6]. Этот подход концептуально соотносится с идеями Д. Дьюи об обучении через опыт и активное участие в решении проблем [7, с. 144].
Вместе с тем важно отметить, что успех проекта предопределяется не только индивидуальными качествами участников, но и эффективностью командной работы. От того, насколько грамотно сформированы и динамично развиты проектные команды, напрямую зависит результативность проектной деятельности в целом [8]. Процесс формирования сплоченной проектной команды, продуманное функциональное распределение ролей, постоянное совершенствование навыков коммуникации и коллаборативных компетенций – определяющие факторы, влияющие на достижение намеченных результатов.
В контексте современных подходов к управлению проектами, представленных в трудах, в частности, П.А. Алферова, важно отметить, что успешная реализация проектов требует не только активности и инициативности участников, но и сформированности комплекса профессиональных компетенций, включающих целеполагание, эффективное планирование, управление ресурсами и систематический мониторинг за прогрессом выполнения поставленных задач [9, с. 192]. Именно эти аспекты проектного управления способствуют культивированию таких личностных качеств, как ответственность, проактивность и рефлексивный анализ у участников проекта, что, в свою очередь, является важным компонентом процесса формирования целостной субъектной позиции личности. Существенным аспектом проектной деятельности выступают навыки эффективного взаимодействия в команде, включающие в себя делегирование полномочий и поиск компромиссных решений. Более того, работа в команде требует от каждого участника активного слушания и умения четко и аргументированно защищать свою позицию. Именно в условиях слаженного командного взаимодействия в полной мере раскрывается потенциал каждого участника, что позволяет достичь синергетического эффекта, недостижимого в рамках индивидуальной работы.
Успешное создание проектной команды требует учета нескольких критически важных последовательных этапов: формирование, притирка, нормирование, функционирование и расформирование. На каждом этапе важно применять тщательно разработанные стратегии для поддержания высокого уровня мотивации и максимальной эффективности участников. Например, на этапе формирования закладываются основы успешной работы команды, поэтому важно четко определить цели проекта, роли участников, ожидания от каждого члена команды и их зоны ответственности. На этапе притирки необходимо уделять особое внимание выявлению и разрешению межличностных конфликтов, важно создать атмосферу доверия и взаимопонимания. На этапе нормирования необходимо выработать единые стандарты работы, а также определить каналы коммуникации. Этап функционирования характеризуется продуктивной работой, поэтому на нем важно поддерживать высокую мотивацию участников, своевременно проводить анализ работы и выявлять проблемы. Наконец, на этапе расформирования важно зафиксировать полученный опыт, отметить вклад и достижения каждого участника и выявить области для улучшения.
Вместе с тем следует акцентировать внимание на том, что развитие субъектности в проектной деятельности неразрывно связано с формированием «агентности» – выражающейся в способности и готовности к активному, целенаправленному действию, оказывающему трансформирующее влияние на окружающую среду [10]. В обозначенном контексте проектная деятельность выступает не только как средство развития осознанности и ответственности за собственные действия, что конституирует феномен субъектности, но и как инструмент для формирования навыков и умений, необходимых для эффективного воздействия на мир, что коррелирует с понятием агентности. Развитие агентности в проектной деятельности проявляется в способности обучающихся к выявлению проблемных зон, формулированию четких целей, разработке детализированных стратегий и реализации их в практической плоскости, преодолевая препятствия и достигая поставленных результатов [11]. Таким образом, проектная деятельность способствует формированию не просто пассивного наблюдателя, осознающего себя и свои возможности, но и активного деятеля, обладающего способностью оказывать существенное влияние на реальность. Развитие агентности в командном контексте возможно лишь при условии, что каждый член команды ощущает личную ответственность за успех общего дела и, внося свой вклад, имеет реальное влияние на процесс достижения цели.
В современной психолого-педагогической литературе субъектность рассматривается как многомерный конструкт, включающий в себя когнитивные, мотивационные, эмоциональные и поведенческие компоненты. Субъектность проявляется в способности индивида к самоопределению, саморегуляции и самореализации в различных сферах жизнедеятельности в процессе познания и преобразования мира [12]. Особенно важным аспектом развития субъектности является вовлечение обучающихся в проектную деятельность, которая основывается на командном взаимодействии. Грамотное формирование и развитие проектных команд напрямую предопределяет успешную реализацию проектов и является мощным катализатором развития субъектных качеств участников.
Операциональными критериями развития субъектности выступают:
• автономия: способность к независимому принятию решений и осуществлению деятельности, основанной на индивидуальной системе убеждений и ценностных ориентаций [13];
• проактивность: способность к прогнозированию потенциальных затруднений и инициативному поиску оптимальных стратегий их разрешения, а также к активному формированию целей и задач деятельности [14];
• ответственность: осознание потенциальных последствий собственных действий и готовность нести за них моральную, социальную и профессиональную ответственность, осуществляя самоконтроль и коррекцию;
• рефлексивный анализ: способность к критическому осмыслению собственной деятельности, ее результатов и применяемых алгоритмов, а также к внесению необходимых корректив в траекторию дальнейшей деятельности на основе полученного опыта;
• командное взаимодействие: способность к динамичному синергетическому сотрудничеству, умелому распределению ролей и обязанностей, конструктивному разрешению спорных ситуаций и конфликтов, достижению поставленных целей совместными усилиями.
Цель исследования - представить эмпирические данные и теоретическое обоснование, раскрывающие детерминирующую роль проектной деятельности в образовательной среде, уделяя внимание формированию и развитию эффективных проектных команд.
Материалы и методы исследования
Для оценки степени развития субъектных качеств личности обучающихся авторами была разработана и реализована методика, включающая в себя анкетирование на тему: «Готовность обучающихся к проектной деятельности».
Исследование проходило в 2024-2025 годах на базе Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет», в анкетировании приняли участие 100 студентов 1 и 2 курса очной формы обучения, обучающихся по направлениям «Биология» и «Строительство». Выбор студентов указанных курсов обоснован тем, что этот период является наиболее сензитивным для становления субъектности студентов, а также совпадает с изучением дисциплины «Основы проектной деятельности» и прохождением первых учебных практик, в рамках образовательной программы. На основе этого становится возможным проведение анализа взаимосвязи участия в проектной деятельности и развития субъектных характеристик личности.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты анализа полученных ответов на вопрос «Знаете ли Вы, что такое проектная деятельность?» показали, что подавляющее большинство (более 98%) студентов, принявших участие в исследовании, имеют опыт участия в проектной деятельности в рамках образовательного процесса или внеучебной активности. Данный факт свидетельствует о высокой распространенности проектного подхода в вузе и его значительной роли в формировании компетенций обучающихся.
Полученные ответы на вопрос «Если под проектной деятельностью понимать индивидуальную или коллективную учебную, познавательную, практическую, творческую деятельность, направленную на достижение реального результата, то приходилось ли Вам заниматься следующими видами проектной деятельности?» свидетельствуют о том, что доминирующую позицию среди видов проектной деятельности, которыми приходилось заниматься студентам обоих курсов, является социальный вид (театральные постановки, благотворительные или патриотические акции, организация помощи животным): 26% - 1 курс; 38% - 2 курс.
Наряду с этим значительную популярность среди студентов приобрел смешанный вид проектной деятельности (благоустройство территории, организация и проведение массовых мероприятий): 21% - 1 курс; 27% - 2 курс. Ценный опыт, полученный при участии в социальных и смешанных проектах, может быть полезен при формировании проектных команд, поскольку эти виды деятельности развивают навыки активного сотрудничества, умения находить общий язык с разными людьми и работать в команде.
В дальнейшем в предпочтениях студентов относительно видов проектной деятельности выявились расхождения. Студенты 1 курса (26,3%) чаще участвовали в организационном виде проектной деятельности (оказание шефской помощи, вожатское дело, организация походов, соревнований), а студенты 2 курса (11,1%) - в технологическом (изготовление игрушек, предметов одежды, кулинарных изделий).
Встречались и единичные случаи ответов, например: «Научно-информационный вид проектной деятельности (создание сайта)».
Указанные выше предпочтения студентов должны учитываться при формировании проектных команд, чтобы при распределении ролей каждый участник мог использовать свои сильные стороны и интересы.
Ответы на вопрос «Чем Вас привлекает проектная деятельность?» демонстрируют, что ключевым мотиватором участия в проектной деятельности является возможность проявить себя (32%), узнать много нового (25%), поработать в команде (19%), а 22% студентов отметили непосредственный интерес к проектной деятельности. Этот интерес диктует необходимость обратить особое внимание на развитие в вузе эффективных проектных команд. Ведь умение работать в команде – это важный навык для будущих профессионалов, и для его развития идеальной платформой является проектная деятельность.
На вопрос «Занимались ли Вы проектной деятельностью в школе?» 60% респондентов 1 и 2 курса ответили положительно. Данный опыт, полученный в школе, выступает в качестве фундамента для участия в более сложных проектах вуза. Он позволит обеспечить оптимальное сочетание знаний, навыков и опыта при формировании проектных команд. Для студентов, не имеющих такого опыта (40%), вузовская проектная деятельность открывает путь к освоению фундаментальных компетенций.
Отвечая на вопрос анкеты «Хотели бы Вы заниматься проектной деятельностью в вузе?», 73% первокурсников выразили заинтересованность в участии в проектной деятельности в рамках вуза, однако среди студентов второго курса доля заинтересованных снизилась до 13%. Из чего можно сделать вывод, что первокурсники, приходя в новое учебное заведение, более открыты для чего-то нового и готовы участвовать в непривычных для себя видах деятельности, но в дальнейшем, переходя на следующие курсы, они сталкиваются с факторами, мешающими им заниматься проектной деятельностью. Этот резкий спад заинтересованности говорит о том, что на протяжении всего периода обучения в вузе необходимо стимулировать и поддерживать мотивацию студентов. А это значит, что необходима разработка стратегии вовлечения в проектную деятельность студентов старших курсов. Это может быть, например, менторство или передача опыта младшим курсам.
Стремясь выявить факторы, оказывающие отрицательное воздействие на студентов и мешающие им заниматься проектной деятельностью, авторы провели анализ ответов на вопрос «Что Вам мешает заниматься проектной деятельностью?». Оказалось, что ключевым сдерживающим фактором для занятия проектной деятельностью более чем у 65% студентов является отсутствие свободного времени. Эту проблему можно решить с помощью оптимизации расписания либо возможностью выбора проектов, соответствующих временным ресурсам, либо с использованием технологии эффективного управления временем и умением делегировать задачи в проектной команде.
Анализ ответов на вопрос анкеты о потребностях студентов в помощи при осуществлении проектной деятельности позволил выявить основные запросы (рис. 1).

Рис. 1. Потребности студентов в помощи при осуществлении проектной деятельности
Примечание: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования.
Эти результаты говорят о том, что на разных этапах проектной деятельности велика роль активного участия преподавателей, обеспечивающих комплексную поддержку студентам, включающую спектр критически важных направлений: выбор темы проекта, распределение ролей в команде, помощь в поиске информации для проекта и решении возникающих проблем при оформлении проектной документации.
На рассматриваемый вопрос «Где Вы сможете применить навыки проектной деятельности» самым популярным был ответ – «в работе» (68%). Вторым по популярности был ответ – «во время обучения в вузе» (30%).
Анализируя эти ответы, авторы видят, что студенты осознают важность участия в проектной деятельности для дальнейшего применения этих навыков в работе и обучении. Они понимают, что навыки, которые они получили в командной проектной работе, востребованы на рынке труда и помогут им быстрее адаптироваться в профессии.
Вопрос «Насколько ваше участие в проектной деятельности повлияло на вашу уверенность в собственных силах при принятии решений и коммуникативные навыки?» вызвал весьма положительный отклик: 91% студентов сообщили о значительном повышении своей уверенности и 95% отметили улучшение коммуникативных навыков. Это говорит о том, что проектная деятельность действительно эффективна в укреплении веры студентов в себя и совершенствовании их навыков общения.
Аналогичный положительный отклик наблюдался и при ответе на вопрос «В какой степени участие в проектной деятельности повлияло на вашу инициативность и способность находить нестандартные решения?». 78% студентов сообщили о значительном повышении своей инициативности и навыков решения проблем. Еще 22% сообщили, что это оказало скорее повышающее влияние. Это свидетельствует о том, что проектная деятельность создает ценную среду для развития у студентов их творческих способностей и проактивности. Ключевой фактор успеха в этом процессе - формирование сильных и сплоченных команд, готовых к успешному мозговому штурму и совместному решению проблем.
Анализ ответов на вопрос «В какой степени участие в проектной деятельности повлияло на ваше чувство ответственности за результаты общего дела?» свидетельствует о том, что участие в проектах значительно усиливает чувство ответственности студентов (89%). Оставшиеся 11% отметили, что чувство ответственности за результаты общего дела в некоторой степени повысилось, что также указывает на положительную, но менее выраженную динамику.
В заключительной части анкеты студентам было предложено самим оценить, является ли проектная деятельность стимулом к самосовершенствованию? Подавляющее большинство студентов (93%) выразили свое согласие с данным тезисом, подтвердив важность проектной деятельности в развитии субъектности. Следует подчеркнуть, что работа в проектной команде способна трансформировать личность участника и стимулировать его к самосовершенствованию, поскольку требует развития ключевых компетенций, таких как коммуникация, сотрудничество и разрешение конфликтных ситуаций.
Проведенный анализ вопросов, представленных в анкете, показывает, что участие в проектной деятельности открывает перед студентами двери к развитию ключевых субъектных качеств, которые необходимы для успешной учебы и карьеры. Развитие этих качеств от этапа констатации до этапа формирования представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Развитие субъектных качеств студентов, вовлеченных в проектную деятельность
Примечание: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования.
Наибольшая динамика в развитии всех исследуемых субъектных качеств студентов убедительно демонстрируется в областях ответственности, инициативности и принятия нестандартных решений, что свидетельствует об эффективности проектной деятельности в данных направлениях. Несмотря на то, что рост показателей по остальным аспектам (уверенность в себе, коммуникативность, стимул к самосовершенствованию) оказался менее выраженным, он также является положительным, что в совокупности подтверждает успешное воздействие проведенных формирующих мероприятий.
По результатам диагностического этапа была обозначена типология студентов по отношению к проектной деятельности, а также проанализировано процентное соотношение выявленных типов на начальном (констатирующем) и итоговом (формирующем) этапах, что отражено в таблице.
Типология студентов по отношению к проектной деятельности
|
Характеристика типа |
Этапы эксперимента |
|
|
Констатирующий, % |
Формирующий, % |
|
|
Ценностно-мотивированный тип Рассматривают проектную деятельность как приоритетную форму собственного совершенствования. Для них это не просто элемент учебной программы, а важный инструмент для личностного становления и профессионального развития. Они видят в проектах возможность приобрести новые знания, развить критически важные навыки и целенаправленно подготовиться к будущей карьере. Поэтому они стремятся активно участвовать, искать ресурсоёмкие проекты и достигать наилучших результатов |
21 |
54 |
|
Рационально-прагматический Мотивация этого типа студентов к участию в проектной деятельности имеет определенную практическую цель. Их увлеченность продиктована исключительно тем, что проектная деятельность является частью обязательной учебной программы, и результаты их работы напрямую детерминируют их успеваемость. Они стараются выполнить все требования, чтобы получить положительную аттестацию, но не испытывают сильной внутренней заинтересованности в самой деятельности, кроме как к инструментальному средству для достижения формальных учебных обязательств |
49 |
33 |
|
Формально-индифферентный Демонстрируют слабовыраженную заинтересованность в проектной деятельности. Мотивация к участию крайне низка, и они зачастую минимизируют свое вовлечение в проект, находя для этого различные предлоги, такие как ограниченность временных ресурсов или высокая загруженность другими задачами. Для них проектная деятельность не представляет существенной ценности ни в контексте обучения, ни для личного развития |
30 |
13 |
Примечание: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования.
Наблюдаемые изменения отчетливо демонстрируют выраженное смещение мотивационной структуры студентов в сторону усиления внутренней мотивации и признания проектной деятельности как фундаментального ресурса для личностного и профессионального развития. Существенное увеличение доли ценностно‑мотивированных студентов служит убедительным индикатором высокой эффективности мероприятий формирующего этапа, которые успешно стимулировали саморазвитие, поиск сложных комплексных задач и способствовали углублению активного участия в проектной работе.
Рационально‑прагматический тип, на начальном (констатирующем) этапе доминирующий и ориентирующийся на внешние стимулы, продемонстрировал заметное снижение - это может указывать на то, что часть студентов изменили свое восприятие проектов и начали видеть в них возможность профессионального роста. Сокращение формально‑индифферентного контингента подтверждает положительное влияние формирующих мероприятий на повышение вовлеченности ранее пассивных студентов.
Результаты проведенного эмпирического исследования демонстрируют высокую степень соответствия теоретическим конструктам, подтверждая, что проектная деятельность является эффективным инструментом развития субъектности обучающихся. Вовлечение студентов в проектную деятельность способствует созданию оптимальной образовательной среды для активного и осознанного участия студентов в процессе обучения, способствует развитию их самостоятельности, инициативности, ответственности и рефлексивного анализа, что является необходимым условием для успешной профессиональной деятельности. Полноценное раскрытие потенциала этого инструмента во многом зависит и от того, насколько слаженно организована работа в проектных командах, как грамотно распределены роли и обязанности, и насколько эффективно выстроена система коммуникации между участниками.
В качестве центральной движущей силы развития субъектности выступает ценностное самоопределение как процесс обретения студентом смысла, целей, ресурсов университетского образования [15, с. 17]. Эти выводы согласуются с идеями Д. Дьюи о важности активного обучения. Более того, применение принципов проектного управления, как это подчеркивает П.А. Алферов, позволяет структурировать проектную деятельность таким образом, чтобы максимально способствовать развитию ключевых субъектных характеристик, обеспечивая достижение заданных образовательных результатов.
В контексте развития субъектности важно отметить, что проектная деятельность также способствует формированию «агентности» [16]. Проведенные исследования, а также наблюдения за студентами в процессе выполнения проектов показали, что они не только демонстрируют осознание собственного потенциала и ответственности за результаты своей деятельности, но и активно проявляют агентность, стремясь к тому, чтобы их проекты имели практическую ценность и оказывали положительное влияние на окружающий мир. Это особенно важно в контексте командной работы, где, совместно преодолевая трудности и стремясь к общим целям, студенты приобретают опыт командного решения проблем и достижения поставленных целей, тем самым развивая свою коллективную агентность [17].
Заключение
Проектная деятельность, интегрированная в образовательный процесс с учетом принципов современного проектного управления, представляет собой мощный инструмент развития субъектности обучающихся в образовательной среде. Внедрение проектной деятельности в образовательные программы различных уровней создает благоприятные условия для формирования активной, осознанной и ответственной личности, ориентированной не только на успешную адаптацию и самореализацию, но и на стремление к целенаправленному воздействию на окружающую среду с целью ее изменения и улучшения.
Результаты внедрения исследования в педагогическую практику Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета подтверждают следующие положительные факты:
- отмечается рост академической успеваемости по сравнению с традиционными формами обучения. Это особенно проявляется в курсовых и междисциплинарных заданиях, где студенты демонстрируют способность уверенно применять знания на практике;
- наблюдается укрепление академической и профессиональной компетентности, повышается уверенность в собственных силах, чувство ответственности за общий результат и готовность к поиску нестандартных решений поставленных задач;
- зафиксировано значительное увеличение доли ценностно-мотивированных студентов – с 21% до 54%, что свидетельствует о переходе от формального подхода к осознанному саморазвитию через проектную деятельность.
Для достижения максимальной эффективности проектной деятельности необходимо уделять особое внимание созданию благоприятной экосистемы для проектных команд, основанной на оптимальных условиях для продуктивного взаимодействия, грамотном распределении ролей и непрерывном совершенствовании навыков командной работы. Развитие субъектности в рамках проектной деятельности неразрывно связано с формированием агентности, что позволяет обучающимся раскрыть свой преобразующий потенциал, осознать собственные возможности и активно использовать их для достижения намеченных целей, преобразуя мир вокруг себя.
Перспективы дальнейших исследований в данной области связаны с углубленным изучением возможностей проектной деятельности для развития субъектности, разработкой и апробацией новых моделей и технологий проектной деятельности, учитывающих специфику различных предметных областей и индивидуальные особенности обучающихся. Особый интерес представляет исследование влияния различных методов формирования команд на их результативность с последующей разработкой научно обоснованных практических рекомендаций по оптимизации этого процесса. Стоит рассмотреть дальнейший анализ взаимосвязи влияния различных факторов (мотивации, самооценки, социальной поддержки) на эффективность развития субъектности обучающихся в процессе проектной деятельности. Отдельного внимания заслуживает изучение диагностического инструментария формирования агентности в проектной деятельности.



