Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,936

DEVELOPING HEALTHY LIFESTYLE SKILLS IN FUTURE TEACHERS BASED ON EXPRESS HEALTH DIAGNOSIS

Belousova N.A. 1 Mamylina N.V. 2 Korchemkina Y.V. 1 Likhachev S.F. 1 Churashov A.G. 1
1 South Ural state humanitarian-pedagogical University
2 Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education «South-Ural State Humanitarian Pedagogical University»
The state policy of the Russian Federation is aimed at improving the health of the nation. Teachers, whose competence includes the formation of healthy lifestyle skills in the younger generation, must fully possess these skills themselves. The aim of the work is to conduct an express diagnostic of students' health and develop measures to develop healthy lifestyle skills in future teachers. In the course of the study, an express assessment of the somatic health of female students of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University was carried out. The diagnostic results showed that the health of first-year female students is recorded at below average and average levels. At the same time, there is a negative trend, clearly manifested by the third year. The key reason for the decline in indicators is the lack of proper nutrition skills as an important component of healthy lifestyle skills. A survey of female students was conducted on dietary issues. The working programs of the disciplines of the health-saving module in pedagogical areas of training were analyzed, it was revealed that the issues of proper nutrition in the course of studying the disciplines are insufficiently considered. Based on the analysis of the subject plans of the disciplines, the necessary adjustments to the content of the programs for organizing the formation of healthy lifestyle skills in future teachers were determined. Case studies have been identified as a means of developing healthy lifestyle skills during the study of the disciplines of the health-preserving module.
health
healthy lifestyle
express diagnostics
rational nutrition
future teachers

Введение. В современном российском обществе вопросам сохранения здоровья нации уделяется особое внимание. Результаты проводимых на государственном уровне исследований показывают, что на уровень здоровья нации оказывает влияние отношение к нему как государства и общества в целом, так и отдельных граждан.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» отмечается, что цели государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала достигаются путем решения ряда задач, среди которых можно выделить: увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности и уровня инвалидизации населения, профилактика профессиональных заболеваний; повышение мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, занятию физической культурой и спортом; повышение физической и экономической доступности безопасной и качественной пищевой продукции и др. [1].

Кроме того, в перечень данных задач включены повышение качества общего образования и предоставление гражданам широких возможностей для получения среднего и высшего профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями рынка труда [1].

Одним из важных направлений образовательного процесса гуманитарно-педагогического вуза является подготовка специалистов в области педагогики. Ведущим видом их деятельности является развивающая работа с ребенком, прогноз его физического и психического развития, возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития в различных сферах (когнитивной, моторной, эмоционально-личностной, в поведении в целом). Будущая профессиональная деятельность выпускников гуманитарно-педагогического профиля обучения предполагает владение достаточным объёмом психолого-педагогических знаний, которые они умело будут применять на практике.

Психолого-педагогическая подготовка специалистов гуманитарно-педагогического профиля является базой их дальнейшей практической и развивающей деятельности. Благодаря ей они смогут грамотно интерпретировать различные педагогические ситуации с учетом психологических особенностей организма детей, выявлять причинно-следственные связи, типичные для сферы обучения и воспитания детей различного возраста. Им легче будет предвидеть траекторию развития личности ребенка с учётом особенностей его развития, совершенствовать его интеллектуальные и мыслительные процессы. Это позволит конструировать собственную профессиональную деятельность, индивидуальную образовательную траекторию каждого ребёнка в четком соответствии с закономерностями его развития, придать педагогической деятельности осознанный, целесообразный, систематизированный характер. Реализация различных компонентов психолого-педагогической и предметной подготовки будущих педагогов осуществляется традиционно в форме учебной деятельности (лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, практикумы) и во время внеучебной работы студентов (педагогическая практика в школах, лагерях). Учебная деятельность будущих педагогов гуманитарно-педагогического профиля должна быть интегрированной и согласованной, но в то же время дифференцированной согласно их предметной направленности и наполнению содержательного компонента. Особое место должна занимать здоровьесберегающая направленность учебной деятельности будущих педагогов гуманитарно-педагогической сферы. Теоретическая, практическая подготовки студентов должны предполагать формирование ценностного отношения к своему здоровью, владение навыками здорового образа жизни. Здоровьесберегающая направленность системы подготовки должна быть доведена до уровня личностных убеждений каждого студента, осознания ее необходимости и целесообразности, формирования четкого мотивационного оттенка [2-4].

С позиций системного подхода организм человека – это система открытого типа, поддержание ее степени упорядоченности выражается в гомеостазе. Непрерывность обмена со средой обеспечивает динамическую устойчивость системы, т.е. сохранение ее в движении. Нарушение этого движения вызывает заболевания. Одними из проявлений самоорганизации является способность системы к саморегулированию и самовосстановлению [5]. Внутреннее состояние человека может быть оценено по степени гармоничности системы. Понятие «здоровье» подразумевает способность адаптироваться к окружающей среде и собственным возможностям человека, сопротивляться негативным внутренним и внешним воздействиям, в том числе болезням, травмам и процессам старения. Также в данное понятие включают улучшение качества жизни, развитие нравственного и эстетического отношения к себе, другим людям, обществу в целом, формирование правильного представления о самом себе и т.д.

Как отмечает Н.С. Филатова, формирование навыков здорового образа жизни включает несколько этапов: 1) зарождение потребностей, мотивации к здоровому образу жизни, улучшению физического состояния, здоровья, самочувствия; 2) выбор средств и методов удовлетворения возникших потребностей; 3) процесс физического совершенства; 4) развитие физических качеств, совершенствование телосложения, достижение определенного социального статуса и уровня здоровья [6]. Хотя очевидным является факт, что навыки здорового образа жизни должны формироваться, начиная с ранних этапов образования, мотивация в данной сфере обычно появляется именно во время обучения в вузе. При этом образ жизни студентов не способствует формированию данных навыков [7-9].

Цель исследования – проведение экспресс-диагностики здоровья студентов и разработка мероприятий по формированию у будущих педагогов навыков здорового образа жизни.

Материал и методы исследования. Экспресс-диагностика состояния здоровья проводилась у 60 студенток ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», обучающихся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) на 1-3 курсах. Была применена методика экспресс-оценки уровня здоровья Г.Л. Апанасенко. Оценка проводилась по следующим показателям: весоростовой индекс Кетле, жизненный индекс, силовой индекс, индекс Робинсона, время восстановления после 20 приседаний за 30 с. В процессе исследования использовались напольные весы, ростомер, динамометр кистевой, спирометр. Дополнительно применялись методика самооценки здоровья (по В.П. Войтенко) и опросник «САН», а также был проведен опрос об особенностях питания.

Результаты исследования и их обсуждение. Была проведена экспресс-диагностика состояния здоровья студентов в возрасте 18-20 лет, обучающихся на 1-3 курсах. Исследование проводили в середине учебного года, в нем приняли участие 60 девушек (по 20 исследуемых на каждом курсе). Применяемая методика экспресс-оценки уровня соматического здоровья Г.Л. Апанасенко основана на балльной оценке ряда морфофункциональных показателей: весоростового индекса Кетле, жизненного индекса, силового индекса, индекса Робинсона, времени восстановления после 20 приседаний за 30 с. [10, 11, 12]. Данная методика разработана Г.Л. Апанасенко на основании ряда исследований с учетом физиологических закономерностей, проявляющихся в зависимости от степени развития физического качества общей выносливости [11], и часто применяется исследователями для экспресс-оценки состояния здоровья студентов, поскольку является достаточно простой и доступной [12]. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Экспресс-оценка уровня соматического здоровья будущих педагогов

Показатели

1 курс

(n=20)

2 курс (n=20)

3 курс

(n=20)

Индекс Кетле

Данные исследования

330,6±15,1

339,7±15,5

349,6±16,1*

Балльная оценка

0

0

0

Жизненный индекс

Данные исследования

48,5±2,4

45,2±2,3*

44,3±2,2*

Балльная оценка

2,2±0,1

1,9±0,1

1,9±0,1

Силовой индекс

Данные исследования

52,3±2,5

49,4±1,7

48,5±1,7*

Балльная оценка

2,1±0,1

1,7±0,1

1,6±0,1

Индекс Робинсона

Данные исследования

90,4±3,2

93,7±3,5

92,8±3,6

Балльная оценка

2,4±0,1

2,4±0,1

2,5±0,1

Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с (с)

Данные исследования

161,4±5,7

172,3±6,5*

177,4±6,3*

Балльная оценка

1,6±0,1

1,7±0,1

1,7±0,1

Общая сумма баллов

8,3±0,4

7,7±0,3

7,7±0,4

Примечания. В таблице указана р – достоверность отличий показателей девушек второго и третьего курсов по отношению к первому курсу, рассчитанная с помощью t-критерия Стъюдента; * – р<0,05.

Составлено авторами на основе полученных данных исследования.

Самооценка состояния здоровья осуществлялась с помощью анкетирования по В.П. Войтенко. Одним из факторов здорового образа жизни является рациональная двигательная активность, показатели суточной двигательной активности девушек оценивали с помощью шагомера [13, с. 226]. Для оперативной оценки самочувствия, активности, настроения девушек использовался опросник «САН» [14].

У девушек, обучающихся на первом курсе, выявлена умеренная двигательная активность. У студенток второго курса суточная двигательная активность была на 23,3% ниже по сравнению с первым курсом. У студенток третьего курса обучения показатели суточной двигательной активности были меньше на 38,5% по сравнению с первым курсом, соответствуя низкому уровню. Средние показатели самочувствия, активности, настроения достоверно выше у студенток первого курса по сравнению с девушками, обучающимися на втором и третьем курсах. Следует отметить, что число девушек, имеющих низкий уровень самочувствия, на втором и третьем курсах было выше по сравнению с первым на 15% и 23% соответственно; активности – на 10% и 18%; настроения – на 26% и 31%.

Результаты весоростового индекса Кетле девушек первого курса позволяют судить об оптимальном соотношении длины и массы тела. У девушек второго и третьего курсов результаты весоростового индекса Кетле увеличились на 2,8% и 5,7% соответственно по сравнению с первым курсом, что указывает на некоторое увеличение массы тела за период обучения в вузе. Тенденция к увеличению данного показателя свидетельствует об отсутствии сбалансированности весоростовых показателей девушек.

Результаты жизненного индекса у девушек первого курса соответствуют нормальным значениям для их возрастно-половой группы. У девушек второго и третьего курсов результаты жизненного индекса уменьшились на 6,8% и 8,7% соответственно по сравнению с первым курсом. Уменьшение удельной жизненной ёмкости у девушек старших курсов по сравнению с первым курсом свидетельствует о снижении аэробных возможностей дыхательной системы.

Результаты силового индекса у девушек первого курса соответствуют нормальным значениям для их возрастно-половой группы. У девушек второго и третьего курсов результаты силового индекса уменьшились на 5,5% и 7,3% соответственно по сравнению с первым курсом. Уменьшение данного показателя у девушек старших курсов по сравнению с первым свидетельствует о снижении удельной силы мышц верхних конечностей на фоне увеличения массы тела в динамике обучения.

У девушек, обучающихся на первом курсе, значение индекса Робинсона было ниже по сравнению с данным показателем на втором и третьем курсах обучения, что является проявлением «экономизации» функций сердечно-сосудистой системы в состоянии относительного физиологического покоя. Кроме того, увеличение индекса Робинсона у девушек второго курса по сравнению с первым и третьим указывает на снижение уровня тренированности организма.

У девушек второго и третьего курсов время восстановления частоты сердечных сокращений после 20 приседаний увеличилось соответственно на 6,7% и 9,9% по сравнению с первокурсницами, что также является проявлением «экономизации» функций сердечно-сосудистой системы при физической нагрузке в связи с повышением тренированности и анаэробно/аэробных возможностей организма у последних.

По сумме набранных баллов произведена комплексная оценка соматического уровня здоровья девушек исследованных групп в динамике обучения в вузе. Максимальные баллы были набраны девушками первого курса, на втором и третьем курсах обучения количество баллов уменьшилось, что свидетельствует о снижении адаптационных возможностей организма и устойчивости к эмоциональному стрессу в динамике обучения. В целом у большинства девушек первого курса выявлен уровень здоровья ниже среднего, у 15% соответствовал среднему уровню. На втором и третьем курсах обучения у большинства девушек были зафиксированы нижние границы уровня «ниже среднего», что вызывает определенную тревогу и является поводом для разработки и внедрения программ оздоровления студентов во время их обучения в вузе. Применяемый метод комплексной оценки уровня здоровья девушек в динамике обучения позволяет выявить относительно слабое звено в их организме, оценить гармоничность физического развития, реакцию основных систем энергообеспечения организма на физическую нагрузку. Полученные результаты самооценки состояния здоровья девушек с помощью анкетирования по В.П. Войтенко полностью согласуются с представленными выше. Студентки первого курса оценивали свое состояние здоровья на более высоком уровне, чем студентки второго и особенно третьего курсов.

Экспресс-диагностика состояния здоровья будущих педагогов показывает, что к третьему курсу наблюдается ухудшение уровня здоровья, в том числе за счет увеличения массы тела. Дополнительный опрос студенток о режиме их питания показал, что полноценно питаются большинство студенток первого и второго курсов. Они ограничивают себя в сладостях и фаст-фуде, в их рационе присутствуют каши, овощи, фрукты. К третьему курсу ситуация меняется в негативную сторону: студентки предпочитают быстрое питание, злоупотребляют выпечкой, чипсами и т.п. Причиной подобного стереотипа питания является отсутствие навыков правильного питания в условиях дефицита времени и финансовых средств [15].

Анализ рабочих программ дисциплин здоровьесберегающего модуля («Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Безопасность жизнедеятельности») по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) свидетельствует о том, что теме рационального питания уделяется недостаточное внимание. В плане дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья» присутствует тема «Обменные процессы в организме», однако в ходе изучения данной темы требуется акцентирование взаимосвязи правильного питания с обменом веществ в организме человека. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» рассматриваются только глобальные опасности и чрезвычайные ситуации в жизни человека, но не упоминаются вопросы безопасного питания. Таким образом, в контексте формирования навыков здорового образа жизни требуется корректировка рабочих программ дисциплин и акцентирование внимания на аспектах здорового питания. Одним из инструментов в данном случае могут служить кейс-задачи (табл. 2).

Таблица 2

Корректировка рабочих программ дисциплин здоровьесберегающего модуля

Дисциплина

Тема

Особенности

Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья

Возрастные анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы. Обменные процессы в организме

Практическое занятие. Решение кейс-задач: «Трое друзей собрались в байдарочный поход на 4 дня. В первый день они приедут к реке и завтракать не будут. В последний день будут ужинать уже в городе. Друзья планируют проводить на воде по 8 часов в день с остановкой на небольшой перекус. Перед ужином каждый потратит 30 минут на рубку дров. На основании приведенных таблиц рассчитайте энергозатраты молодых людей и выберите блюда для каждого приема пищи».

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Питание как фактор управления физической и психической составляющими здоровья

Внесение в тематический план практического занятия по теме. Решение кейс-задач: «Студент после экзаменационной сессии обнаружил снижение массы тела, несмотря на неизменный режим питания. В чем причина снижения массы тела студента в описанной ситуации? Предложите профилактические мероприятия для снижения стресса».

Безопасность жизнедеятельности

Безопасность питания и пищевой продукции

Внесение в тематический план практического занятия по теме. Решение кейс-задач: «При расследовании случая массового пищевого отравления детей, протекающего с выраженными симптомами поражения верхнего отдела желудочно-кишечного тракта (тошнота, рвота, высокая температура, боли в эпигастрии и др.), было установлено, что пострадавшие участвовали в празднике в парке и покупали газированные напитки, пирожные с кремом, чипсы, бутерброды с колбасой и сыром, булки с маком. Определите возможную причину пищевого отравления и перечислите направления профилактики таких отравлений».

Примечание: составлено авторами на основе полученных данных исследования.

Заключение. Будущие педагоги должны обладать навыками здорового образа жизни, чтобы формировать эти навыки у молодого поколения на ранних стадиях обучения. Однако экспресс-диагностика состояния здоровья студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, среди которых значительную часть составляют девушки, показывает, что во время обучения в вузе наблюдается отрицательная динамика состояния здоровья, которая указывает на отсутствие навыков правильного питания. Данные результаты подтверждаются итогами опроса студенток по вопросам организации их питания. Анализ рабочих программ дисциплин здоровьесберегающего модуля отражает тот факт, что вопросам рационального питания практически не уделяется времени, их изучение носит формальный характер. По результатам анализа было предложено изменить тематические планы дисциплин и использовать кейс-задачи для формирования навыков правильного питания как одной из важнейших составляющих навыков здорового образа жизни. Помимо сформулированных рекомендаций по оптимизации учебного процесса, результатом исследования явилось создание программного продукта для обработки результатов исследования по апробированным методикам.