Введение. Современное профессиональное образование ставит перед собой цель подготовить высококвалифицированных специалистов, обладающих не только глубокими предметными знаниями и техническими умениями, но и развитыми социально-личностными компетенциями. Последние включают способность эффективно взаимодействовать с коллегами, руководителями и клиентами, проявлять инициативу, критически мыслить, адаптироваться к изменениям и успешно решать комплексные проблемы.
Одной из инновационных образовательных технологий, направленных на формирование и развитие указанных компетенций, является программа «Обучение служением» (Service-Learning, SL). Этот подход сочетает теоретическое обучение с практической деятельностью, направленной на решение реальных общественных проблем, что способствует приобретению студентами практических навыков, укреплению гражданской активности и формированию ценностных ориентаций.
Метод «Обучение служением» (ОС) вызывает значительный научный интерес, однако его реализация в российском образовательном пространстве, как отмечают Шаркунова Е.В., Неволина В.В. в своей статье, пока недостаточно освещена в литературе [1]. Целью работы этих авторов было выявление образовательных (развитие лидерских навыков, активизация познавательного интереса) и воспитательных (развитие ответственности, активной жизненной позиции) результатов ОС на опыте проведения мастер-классов «Инженерик» на базе Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета.
В статье авторов Печегиной Т., Яшиной А. [2] отмечено, что тренд построения организаций высшей школы как социально ориентированных структур, где студенты имеют возможность активно участвовать в процессах общественного развития, набирает все большую силу во всем мире. В этой статье рассказано об истоках данной инициативы, создающей взаимовыгодные условия для развития и высшей школы, и некоммерческого сектора, о том, как и кем эта методика внедряется в России сейчас.
Значительный вклад в понимание особенностей ОС внесли труды отечественных исследователей. Например, Гаете Сепулведа М.А. в своей брошюре [3], обобщив опыт, изложила методические рекомендации по внедрению практики ОС в практико-ориентированном обучении в университетах. В статьях ГорловойН.И., Старовойтовой Л.И. представлена методологическая основа интеграции подходов добровольческой практики в учебный процесс, демонстрируя значимость подобного сочетания теории и практики в формировании профессиональных компетенций и ценностей у студентов [4; 5]. Особого внимания заслуживает изучение подходов, реализованных в зарубежной практике, что подтверждает необходимость адаптации лучших мировых методик к российским условиям [5]. В статье Суржикова М.А., Усенко А.М., Самыгина С.И., в отношении SL рассмотрены ключевые принципы, задачи и структура; разграничены отдельные социальные и образовательные практики и систематизированный подход; рассмотрены различные этапы и вклад российских ученых и педагогов в становление и развитие методологии в России [6].
В статье Буяковой К.И., Мальковой И.Ю. [7] приведены результаты исследований фокус-групп студентов Национального исследовательского ТГУ, направленных на выявление эмпирических признаков метакомпетенций (когнитивные, поведенческие и эмоциональные аспекты), формирующихся в условиях добровольчества. Особенности реализации ОС в проектах для сферы здравоохранения описаны в труде Кульковой В.Ю., Кульковой П.С., Хаертдиновой Л.А. [8]. В ряде работ подчеркиваются важные моменты, касающиеся реализации подхода, включая создание благоприятных условий для эффективного вовлечения студентов в социально значимую работу, организацию регулярной обратной связи и содействие построению устойчивых партнерских связей между учебными заведениями и организациями реального сектора экономики [9; 10]. Якупова А.Р. и Сарапулов В.Н. в [11] предлагают концепцию специалиста нового типа, сочетающего три ключевые компетенции: профессиональная подготовка, знание конкретной области техники и технологий, а также развитые социально-педагогические навыки. Статья Япаровой О.Г. [12] посвящена представлению итогов эмпирического изучения специфики психологической подготовленности обучающихся второго и пятого курсов к осуществлению педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования с помощью шести диагностических инструментов: методика оценки мотивации профессиональной деятельности К. Замфир; опросник диагностики уровня общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко; шкала измерения эмоционального восприятия, авторская версия А. Меграбяна; короткий ориентировочный тест (В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик); исследование социального интеллекта (методика Басса - Дарки); анкета выявления отношения студентов к педагогическому труду в сфере инклюзии О.В. Даниловой и Л.В. Лежниной. Проведен сопоставительный анализ полученных результатов посредством применения метода непараметрической статистики – U-критерия Манна - Уитни. В статье УльяноваА.В. [13] представлены результаты исследования, проведенного среди 40 студентов технических направлений вуза. Использованы тесты для диагностики личностных качеств, выявляющие уровень эмпатии, нарциссизма, перфекционизма, морального потенциала и мотивации помощи другим людям. Компьютерный анализ выделил пять основных типов личности: эмпатичный, авторитарно-дружественный, эгоцентрично-эмпатичный, перфекционистский и смирённый. Проведен анализ корреляций между характеристиками эмпатии, нравственности, нарциссическими чертами, стремлениями к совершенству и стилем межличностного взаимодействия. ИсковойГ.С. обобщены ключевые характеристики проектной и игровой деятельности, понятий компетенции и профессионализма [14]. Подчеркнута важность проектной работы студентов, стимулирующей самостоятельность, интерес и решение социальных и экономических проблем. Практическое применение предложенной автором стратегии направлено не столько на усвоение новых знаний, сколько на развитие способностей к изменениям поведения, социализации и профессиональному росту. Трофимова Г.К., ВолковаГ.Л., Исаева Ю.О. в совей статье представили метод разработки системы воспитания и совершенствования личных и профессиональных качеств у студентов вузов [15].
Несмотря на растущую популярность SL, остается недостаточно изученным его влияние именно на представителей инженерных профессий, чья профессиональная деятельность традиционно ориентирована преимущественно на техническое творчество. Тем не менее успешное выполнение инженерно-технических задач требует высокого уровня коммуникации, лидерских качеств, способности управлять командами и проектами, что и обуславливает актуальность данной публикации.
Цель исследования. Исследование влияния программы «Обучение служением» на развитие социально-личностных компетенций студентов технических направлений подготовки.
Материал и методы исследования. Исследование проводилось преподавателями кафедры электротехники и электротехнологий Института электротехнического инжиниринга (ИЭТИ) Уфимского университета науки и технологий. Проект реализован в течение учебного года 2024-2025, в нем приняли участие 10 преподавателей и 27 студентов ИЭТИ, направлений обучения: 11.03.04 Электроника и наноэлектроника; 24.05.06 Системы управления летательными аппаратами; 12.03.04 Биотехнические системы и технологии; 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника; 13.05.02 Специальные электромеханические системы. Общее число испытуемых составило 27 студентов – добровольцев, в возрасте от 18 лет до 21 года. Эффективность влияния проекта на развитие компетенций студентов определялась через рефлексию, которая проводилась в виде анкетирования и глубинного полуструктурированного интервью. В ходе исследования были использованы статистические методы для обработки количественных данных, полученных в динамике (до и после реализации проекта). Испытуемым студентам был предложен опросник «Шкала эмоционального отклика» (А.Меграбян и Н. Эпштейн) и многофакторный опросник эмпатии. Методики позволяют проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, такие их параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия/несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии. Объектами эмпатии выступали дети с НОДА, которым испытуемые сопереживали в ходе реализации проекта.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный опрос преподавателей, родителей и обучающихся ГБОУ «Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)» (благополучатели) позволил сформулировать основные запросы: создание, усовершенствование и модификация технических устройств, направленных на улучшение качества жизни школьников с НОДА. Это включает: повышение подвижности и снижение габаритов инвалидных кресел путем модернизации существующих моделей и разработки инновационных решений повышенной надёжности и безопасности; разработку специализированных тренажёров, элементов экзоскелетов, вертикализаторов и др.; обеспечение социальной адаптации учеников, формирование оптимальных условий для раскрытия их потенциала; организацию сопровождения детей с НОДА во время участия в культурно-массовых мероприятиях.
Обобщив опыт коллег, современные тенденции в области образования, а также потребности благополучателя, авторы разработали и реализовали проект «Курирование обучающихся с НОДА», направленный на поддержку образовательного процесса учащихся, а также на вовлечение студентов в социально значимые проекты. В 2024-2025 гг. стартовая версия проекта реализована в ГБОУ «Уфимская коррекционная школа-интернат №13», г. Уфа.
Эффективному осуществлению проекта способствовал проведённый авторами анализ потребностей студентов университета, позволивший выделить ряд приоритетных направлений: применение своих профессиональных знаний и навыков на практике, в ходе решения реальных социальных проблем и участия в развитии общества; приобретение и развитие практических и надпрофессиональных навыков (командная работа, коммуникация, решение проблем, тайм-менеджмент и др.); повышение мотивации к участию в жизни общества, социальной и гражданской ответственности; установление контактов с сотрудниками разных компаний и структур, расширение профессионального кругозора вне учебных помещений; возможность получения преимуществ для карьерного роста и при трудоустройстве; развитие навыков работы с аудиторией.
Во время реализации мероприятий у студентов сформированы общекультурные компетенции: способность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3), способность действовать в нестандартных ситуациях, нести ответственность за принятые решения (ОК-2); профессиональные компетенции: способность формулировать цели и задачи исследования, выявлять приоритеты решения задач, выбирать и создавать критерии оценки (ОПК-1), способность применять современные методы исследования, оценивать и представлять результаты выполненной работы (ОПК-2); способность использовать углубленные теоретические и практические знания, которые находятся на передовом рубеже науки и техники в области профессиональной деятельности (ОПК-4). При выполнении проектных работ: способность планировать и ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты научных исследований (ПК-1); способность самостоятельно выполнять исследования (ПК-2); способность оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемых новых технологий, объектов профессиональной деятельности (ПК-3); способность проводить поиск по источникам патентной информации, определять патентную чистоту разрабатываемых объектов техники, подготавливать первичные материалы к патентованию изобретений, регистрации программ для электронных вычислительных машин и баз данных (ПК-4).
Большинство студентов (60%) отметили повышение уровня эмпатии и участие в проекте для того, чтобы приносить пользу людям; 40% респондентов указали, что участие способствовало развитию их коммуникативных и творческих способностей; подчеркнули важность личной ответственности за подготовку и реализацию проектов, а также приобретение опыта взаимодействия с людьми с НОДА. За 2024-2025 год у большинства студентов - участников проекта по шкале эмоционального отклика выраженность показателей повысилась. На диаграмме приведено процентное соотношение показателей, характеризующих уровень эмпатии.

Диаграмма, представляющая процентное соотношение показателей студентов - участников проекта
Примечание: составлено авторами по результатам данного исследования.
Испытуемые с высокими показателями по шкале эмоционального отклика (45%) более эмоциональны, чаще проявляют альтруизм в реальных поступках, склонны оказывать людям деятельную помощь, демонстрируют аффилиативное поведение, оценивают позитивные социальные черты как важные, более ориентированы на моральные оценки. Испытуемые со средним уровнем развития эмпатии (49%) склонны судить о других по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям, хорошо контролируют собственные эмоциональные проявления, но при этом часто затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми. Испытуемые с низким уровнем развития эмпатии (6%) в межличностных отношениях испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, некомфортно чувствуют себя в большой компании, не понимают эмоциональных проявлений и поступков, часто не находят взаимопонимания с окружающими, более продуктивны при индивидуальной работе, склонны к рациональным решениям, больше ценят других за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость.
Заключение. Результаты реализации проекта показывают, что волонтерская деятельность является одной из главных форм проявления социальной активности студентов, дает им возможность реализовать себя за пределами основной деятельности, учебных аудиторий и круга близких знакомых, у них формируются волевые характеристики (самообладание, настойчивость), повышается стрессоустойчивость, развивается эмпатия ит.д. Повышается мотивация к учебной деятельности за счет понимания того, что ее результат можно внедрить в реальный проект с пользой обществу.
При оценке влияния проекта на аудиторию использовался принцип последовательности Дж. Фридмана и Фрезера, который в данном случае заключается в том, что студенты сначала вовлекались в незначительные виды деятельности, например: подготовка презентации, разработка эскиза призов, сортировка и сканирование детских рисунков, помощь при транспортировании детей с НОДА. За небольшим делом формировался интерес к проблеме и ее аналитика, и впоследствии студенты с большим энтузиазмом включались в организацию мероприятий «под ключ».
Аудитория детей с НОДА была вовлечена в обучающую деятельность по принципу авторитета, при общении со студентами они понимают важность обучения, у них формируется доверие к обществу. Этот проект может быть воспроизведен в других условиях, его можно масштабировать на другие образовательные учреждения Башкортостана и РФ. В качестве рекомендации можно предложить ввести классные часы с участием наставников и активных участников проекта «Обучение служением», кураторов и студентов, на которых разъяснять преподавателям и студентам преимущества участия в проекте, с целью привлечения заинтересованных участников.



