Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,936

THE STUDY OF THE IMPACT OF THE " SERVICE LEARNING" PROGRAM ON THE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND PERSONAL COMPETENCIES OF A TECHNICAL SPECIALIST

Pashali D.Y. 1 Gareeva M.B. 1 Babikova N.L. 1 Gareev R.I. 1
1 FSBEI HE « Ufa University of Science and Technology»
Despite the growing popularity of the service-learning method, its impact on engineering professionals, whose professional activities are traditionally focused primarily on technical creativity and precise calculations, remains understudied. However, successful completion of engineering tasks requires a high level of communication, leadership skills, and the ability to manage teams and projects. The purpose of this article is to examine the impact of the service-learning program on the development of social and personal competencies in students majoring in engineering. A survey was conducted among participants in the «Mentoring Students with Musculoskeletal Disabilities» project. The study confirmed the positive impact of the service-learning program on the development of social and personal competencies in future engineering specialists. The results showed that students' participation in Service-Learning programs contributes to the development of important professional qualities, such as communication skills, empathy, the ability to effectively collaborate in teams, and adapt to modern conditions of interpersonal interaction. It was found that the use of social engineering and volunteering methods allows future engineers to gain experience solving real-world problems, develops a sense of responsibility to society, and increases motivation for professional growth. These findings highlight the need to integrate elements of social service into the educational processes of universities training engineers, as this significantly expands the range of necessary competencies for graduates, enhancing their competitiveness in the labor market.
service-learning
social and personal competencies
technical specialist
higher education
volunteer activities
social projects

Введение. Современное профессиональное образование ставит перед собой цель подготовить высококвалифицированных специалистов, обладающих не только глубокими предметными знаниями и техническими умениями, но и развитыми социально-личностными компетенциями. Последние включают способность эффективно взаимодействовать с коллегами, руководителями и клиентами, проявлять инициативу, критически мыслить, адаптироваться к изменениям и успешно решать комплексные проблемы.

Одной из инновационных образовательных технологий, направленных на формирование и развитие указанных компетенций, является программа «Обучение служением» (Service-Learning, SL). Этот подход сочетает теоретическое обучение с практической деятельностью, направленной на решение реальных общественных проблем, что способствует приобретению студентами практических навыков, укреплению гражданской активности и формированию ценностных ориентаций.

Метод «Обучение служением» (ОС) вызывает значительный научный интерес, однако его реализация в российском образовательном пространстве, как отмечают Шаркунова Е.В., Неволина В.В. в своей статье, пока недостаточно освещена в литературе [1]. Целью работы этих авторов было выявление образовательных (развитие лидерских навыков, активизация познавательного интереса) и воспитательных (развитие ответственности, активной жизненной позиции) результатов ОС на опыте проведения мастер-классов «Инженерик» на базе Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета.

В статье авторов Печегиной Т., Яшиной А. [2] отмечено, что тренд построения организаций высшей школы как социально ориентированных структур, где студенты имеют возможность активно участвовать в процессах общественного развития, набирает все большую силу во всем мире. В этой статье рассказано об истоках данной инициативы, создающей взаимовыгодные условия для развития и высшей школы, и некоммерческого сектора, о том, как и кем эта методика внедряется в России сейчас.

Значительный вклад в понимание особенностей ОС внесли труды отечественных исследователей. Например, Гаете Сепулведа М.А. в своей брошюре [3], обобщив опыт, изложила методические рекомендации по внедрению практики ОС в практико-ориентированном обучении в университетах. В статьях ГорловойН.И., Старовойтовой Л.И. представлена методологическая основа интеграции подходов добровольческой практики в учебный процесс, демонстрируя значимость подобного сочетания теории и практики в формировании профессиональных компетенций и ценностей у студентов [4; 5]. Особого внимания заслуживает изучение подходов, реализованных в зарубежной практике, что подтверждает необходимость адаптации лучших мировых методик к российским условиям [5]. В статье Суржикова М.А., Усенко А.М., Самыгина С.И., в отношении SL рассмотрены ключевые принципы, задачи и структура; разграничены отдельные социальные и образовательные практики и систематизированный подход; рассмотрены различные этапы и вклад российских ученых и педагогов в становление и развитие методологии в России [6].

В статье Буяковой К.И., Мальковой И.Ю. [7] приведены результаты исследований фокус-групп студентов Национального исследовательского ТГУ, направленных на выявление эмпирических признаков метакомпетенций (когнитивные, поведенческие и эмоциональные аспекты), формирующихся в условиях добровольчества. Особенности реализации ОС в проектах для сферы здравоохранения описаны в труде Кульковой В.Ю., Кульковой П.С., Хаертдиновой Л.А. [8]. В ряде работ подчеркиваются важные моменты, касающиеся реализации подхода, включая создание благоприятных условий для эффективного вовлечения студентов в социально значимую работу, организацию регулярной обратной связи и содействие построению устойчивых партнерских связей между учебными заведениями и организациями реального сектора экономики [9; 10]. Якупова А.Р. и Сарапулов В.Н. в [11] предлагают концепцию специалиста нового типа, сочетающего три ключевые компетенции: профессиональная подготовка, знание конкретной области техники и технологий, а также развитые социально-педагогические навыки. Статья Япаровой О.Г. [12] посвящена представлению итогов эмпирического изучения специфики психологической подготовленности обучающихся второго и пятого курсов к осуществлению педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования с помощью шести диагностических инструментов: методика оценки мотивации профессиональной деятельности К. Замфир; опросник диагностики уровня общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко; шкала измерения эмоционального восприятия, авторская версия А. Меграбяна; короткий ориентировочный тест (В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик); исследование социального интеллекта (методика Басса - Дарки); анкета выявления отношения студентов к педагогическому труду в сфере инклюзии О.В. Даниловой и Л.В. Лежниной. Проведен сопоставительный анализ полученных результатов посредством применения метода непараметрической статистики – U-критерия Манна - Уитни. В статье УльяноваА.В. [13] представлены результаты исследования, проведенного среди 40 студентов технических направлений вуза. Использованы тесты для диагностики личностных качеств, выявляющие уровень эмпатии, нарциссизма, перфекционизма, морального потенциала и мотивации помощи другим людям. Компьютерный анализ выделил пять основных типов личности: эмпатичный, авторитарно-дружественный, эгоцентрично-эмпатичный, перфекционистский и смирённый. Проведен анализ корреляций между характеристиками эмпатии, нравственности, нарциссическими чертами, стремлениями к совершенству и стилем межличностного взаимодействия. ИсковойГ.С. обобщены ключевые характеристики проектной и игровой деятельности, понятий компетенции и профессионализма [14]. Подчеркнута важность проектной работы студентов, стимулирующей самостоятельность, интерес и решение социальных и экономических проблем. Практическое применение предложенной автором стратегии направлено не столько на усвоение новых знаний, сколько на развитие способностей к изменениям поведения, социализации и профессиональному росту. Трофимова Г.К., ВолковаГ.Л., Исаева Ю.О. в совей статье представили метод разработки системы воспитания и совершенствования личных и профессиональных качеств у студентов вузов [15].

Несмотря на растущую популярность SL, остается недостаточно изученным его влияние именно на представителей инженерных профессий, чья профессиональная деятельность традиционно ориентирована преимущественно на техническое творчество. Тем не менее успешное выполнение инженерно-технических задач требует высокого уровня коммуникации, лидерских качеств, способности управлять командами и проектами, что и обуславливает актуальность данной публикации.

Цель исследования. Исследование влияния программы «Обучение служением» на развитие социально-личностных компетенций студентов технических направлений подготовки.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось преподавателями кафедры электротехники и электротехнологий Института электротехнического инжиниринга (ИЭТИ) Уфимского университета науки и технологий. Проект реализован в течение учебного года 2024-2025, в нем приняли участие 10 преподавателей и 27 студентов ИЭТИ, направлений обучения: 11.03.04 Электроника и наноэлектроника; 24.05.06 Системы управления летательными аппаратами; 12.03.04 Биотехнические системы и технологии; 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника; 13.05.02 Специальные электромеханические системы. Общее число испытуемых составило 27 студентов – добровольцев, в возрасте от 18 лет до 21 года. Эффективность влияния проекта на развитие компетенций студентов определялась через рефлексию, которая проводилась в виде анкетирования и глубинного полуструктурированного интервью. В ходе исследования были использованы статистические методы для обработки количественных данных, полученных в динамике (до и после реализации проекта). Испытуемым студентам был предложен опросник «Шкала эмоционального отклика» (А.Меграбян и Н. Эпштейн) и многофакторный опросник эмпатии. Методики позволяют проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, такие их параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия/несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии. Объектами эмпатии выступали дети с НОДА, которым испытуемые сопереживали в ходе реализации проекта.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный опрос преподавателей, родителей и обучающихся ГБОУ «Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)» (благополучатели) позволил сформулировать основные запросы: создание, усовершенствование и модификация технических устройств, направленных на улучшение качества жизни школьников с НОДА. Это включает: повышение подвижности и снижение габаритов инвалидных кресел путем модернизации существующих моделей и разработки инновационных решений повышенной надёжности и безопасности; разработку специализированных тренажёров, элементов экзоскелетов, вертикализаторов и др.; обеспечение социальной адаптации учеников, формирование оптимальных условий для раскрытия их потенциала; организацию сопровождения детей с НОДА во время участия в культурно-массовых мероприятиях.

Обобщив опыт коллег, современные тенденции в области образования, а также потребности благополучателя, авторы разработали и реализовали проект «Курирование обучающихся с НОДА», направленный на поддержку образовательного процесса учащихся, а также на вовлечение студентов в социально значимые проекты. В 2024-2025 гг. стартовая версия проекта реализована в ГБОУ «Уфимская коррекционная школа-интернат №13», г. Уфа.

Эффективному осуществлению проекта способствовал проведённый авторами анализ потребностей студентов университета, позволивший выделить ряд приоритетных направлений: применение своих профессиональных знаний и навыков на практике, в ходе решения реальных социальных проблем и участия в развитии общества; приобретение и развитие практических и надпрофессиональных навыков (командная работа, коммуникация, решение проблем, тайм-менеджмент и др.); повышение мотивации к участию в жизни общества, социальной и гражданской ответственности; установление контактов с сотрудниками разных компаний и структур, расширение профессионального кругозора вне учебных помещений; возможность получения преимуществ для карьерного роста и при трудоустройстве; развитие навыков работы с аудиторией.

Во время реализации мероприятий у студентов сформированы общекультурные компетенции: способность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3), способность действовать в нестандартных ситуациях, нести ответственность за принятые решения (ОК-2); профессиональные компетенции: способность формулировать цели и задачи исследования, выявлять приоритеты решения задач, выбирать и создавать критерии оценки (ОПК-1), способность применять современные методы исследования, оценивать и представлять результаты выполненной работы (ОПК-2); способность использовать углубленные теоретические и практические знания, которые находятся на передовом рубеже науки и техники в области профессиональной деятельности (ОПК-4). При выполнении проектных работ: способность планировать и ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты научных исследований (ПК-1); способность самостоятельно выполнять исследования (ПК-2); способность оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемых новых технологий, объектов профессиональной деятельности (ПК-3); способность проводить поиск по источникам патентной информации, определять патентную чистоту разрабатываемых объектов техники, подготавливать первичные материалы к патентованию изобретений, регистрации программ для электронных вычислительных машин и баз данных (ПК-4).

Большинство студентов (60%) отметили повышение уровня эмпатии и участие в проекте для того, чтобы приносить пользу людям; 40% респондентов указали, что участие способствовало развитию их коммуникативных и творческих способностей; подчеркнули важность личной ответственности за подготовку и реализацию проектов, а также приобретение опыта взаимодействия с людьми с НОДА. За 2024-2025 год у большинства студентов - участников проекта по шкале эмоционального отклика выраженность показателей повысилась. На диаграмме приведено процентное соотношение показателей, характеризующих уровень эмпатии.

 

Диаграмма, представляющая процентное соотношение показателей студентов - участников проекта

Примечание: составлено авторами по результатам данного исследования.

Испытуемые с высокими показателями по шкале эмоционального отклика (45%) более эмоциональны, чаще проявляют альтруизм в реальных поступках, склонны оказывать людям деятельную помощь, демонстрируют аффилиативное поведение, оценивают позитивные социальные черты как важные, более ориентированы на моральные оценки. Испытуемые со средним уровнем развития эмпатии (49%) склонны судить о других по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям, хорошо контролируют собственные эмоциональные проявления, но при этом часто затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми. Испытуемые с низким уровнем развития эмпатии (6%) в межличностных отношениях испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, некомфортно чувствуют себя в большой компании, не понимают эмоциональных проявлений и поступков, часто не находят взаимопонимания с окружающими, более продуктивны при индивидуальной работе, склонны к рациональным решениям, больше ценят других за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость.

Заключение. Результаты реализации проекта показывают, что волонтерская деятельность является одной из главных форм проявления социальной активности студентов, дает им возможность реализовать себя за пределами основной деятельности, учебных аудиторий и круга близких знакомых, у них формируются волевые характеристики (самообладание, настойчивость), повышается стрессоустойчивость, развивается эмпатия ит.д. Повышается мотивация к учебной деятельности за счет понимания того, что ее результат можно внедрить в реальный проект с пользой обществу.

При оценке влияния проекта на аудиторию использовался принцип последовательности Дж. Фридмана и Фрезера, который в данном случае заключается в том, что студенты сначала вовлекались в незначительные виды деятельности, например: подготовка презентации, разработка эскиза призов, сортировка и сканирование детских рисунков, помощь при транспортировании детей с НОДА. За небольшим делом формировался интерес к проблеме и ее аналитика, и впоследствии студенты с большим энтузиазмом включались в организацию мероприятий «под ключ».

Аудитория детей с НОДА была вовлечена в обучающую деятельность по принципу авторитета, при общении со студентами они понимают важность обучения, у них формируется доверие к обществу. Этот проект может быть воспроизведен в других условиях, его можно масштабировать на другие образовательные учреждения Башкортостана и РФ. В качестве рекомендации можно предложить ввести классные часы с участием наставников и активных участников проекта «Обучение служением», кураторов и студентов, на которых разъяснять преподавателям и студентам преимущества участия в проекте, с целью привлечения заинтересованных участников.