Введение. В последнее десятилетие в России увеличиваются миграционные потоки и, соответственно, возрастает влияние миграционных процессов на развитие системы образования. Поэтому полиэтнические студенческие группы становятся всё более распространенным явлением в высших учебных заведениях. Коллектив авторов под руководством И.Г. Пчелинцевой отмечает, что в полиэтнической группе возникают вопросы социокультурной идентификации и формирования личности именно на фоне национальных, религиозных, культурных и даже бытовых различий [1, с. 235]. В качестве особенностей межэтнического взаимодействия в полиэтническом студенческом сообществе исследователи выделяют толерантное отношение к другим культурам, дружественный настрой ко всем этносам, соблюдение общечеловеческих ценностей. Эффективная работа в полиэтнических группах требует от студентов развитых навыков межличностного взаимодействия, толерантности и умения сотрудничать с представителями разных культур. Особенно это важно для будущих педагогов, т.к. соотносится с требованиями к трудовым действиям, отражённым в «Профессиональном стандарте педагога»: педагог должен уметь формировать толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде [2].
Педагогика сотрудничества XXI века, опираясь на те же принципы гуманизма и развития личности, отличается, по мнению О.Ю. Сурженко, своей технологичностью (доступом к новым технологиям и цифровым ресурсам), иными подходами к оценке и обратной связи, расширением числа участников образовательного процесса [3, с. 60]. Командная работа, включающая в себя обмен знаниями, взаимную оценку и конструктивную критику, значительно усиливает когнитивное развитие студентов, формируя у них более глубокое понимание изучаемого материала и способность применять полученные знания в практических ситуациях. Кроме того, активное участие в коллективных проектах развивает ответственность за результат, умение эффективно взаимодействовать с сокурсниками, находить компромиссы, что является ключевым фактором успешной профессиональной деятельности. В связи с этим актуальной задачей педагогики высшей школы является разработка стратегий учебного сотрудничества, которые способствовали бы формированию этих навыков и повышению качества образования в поликультурной среде.
Цель исследования – показать методические аспекты развития навыков учебного сотрудничества в полиэтнической группе; представить результаты применения стратегий учебного сотрудничества на примере изучения дисциплины «Психология» и адаптационной практики.
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» в процессе изучения дисциплины «Психология» и прохождения адаптационной практики по психолого-педагогическому модулю. Целевую аудиторию составили студенты 2 курса направления подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». Выборка включала 80 человек в возрасте от 19 до 29 лет, представляющих различные этнические группы: 54 россиянина и 26 иностранцев.
В исследовании применялся комплекс теоретических (анализ и обобщение научной литературы) и эмпирических методов (анкетирование, наблюдение). Анкетирование было направлено на выявление степени сформированности навыков сотрудничества и уровня конструктивного взаимодействия в группе. Использовались: опросник «Готовность к сотрудничеству» (В.В. Курунов, Н.А. Айнулина) и методика «Определение уровня конструктивного взаимодействия в группе» (Т.А. Дубовицкая, Т.Д. Дубовицкая). Наблюдение осуществлялось за взаимодействием студентов в рамках учебного процесса. Обработка полученных данных осуществлялась с применением U-критерия Манна - Уитни.
Методологическими основами исследования выступили: социокультурный подход к обучению, подчеркивающий значение взаимодействия и обмена опытом между студентами, и деятельностный подход, рассматривающий сотрудничество как ключевой элемент учебной деятельности, в рамках которой осваиваются новые формы взаимодействия.
Результаты исследования и их обсуждение. Образовательная среда является сложной системой. С.С. Седова и И.В. Пшеничнова в методических рекомендациях по практике показали разные подходы к определению структуры образовательной среды, включающей в себя физическое пространство, социальное взаимодействие, психологический климат и организацию образовательного процесса [4, с. 10]. В полиэтнической группе образовательная среда играет особую роль, т.к. требуется учитывать культурные и социальные особенности обучающихся из разных стран. Учебное сотрудничество представляется действенным инструментом для достижения этой цели, т.к. позволяет активизировать социальный компонент образовательной среды. В контексте гендерного подхода, сущность которого раскрывается в работе Л.И. Столярчук и С.А. Коробковой, учебное сотрудничество должно учитывать различия в образовательных потребностях и стилях обучения студентов разного пола, обеспечивая равные возможности для участия и самореализации [5]. Поэтому в процессе исследования авторы особо внимательно относились к организации межполового взаимодействия. Для данного исследования значимо понимание готовности к сотрудничеству А.Ю. Качимской и Л.В. Скоровой, которые определяют её как «форму совместной деятельности, которая включает в себя: 1) оценку позитивных и негативных моментов взаимодействия людей в условиях осуществляемой ими деятельности; 2) обеспечение потребности сотрудничающего взаимодействия при реализации совместной деятельности» [6, с. 178]. Авторы предлагают обучать студентов умениям выстраивать сотруднические отношения, инициировать опыт сотрудничества в учебно-профессиональной деятельности. В условиях современного поликультурного образования, освещенного Г.В. Третьяковой и Е.А.Буковской, учебное сотрудничество становится платформой для обмена культурным опытом и знаниями. Исследователи рассматривают межкультурную компетенцию как навык, основанный на мотивации и знаниях, необходимых для понимания и принятия различных культурных норм, ценностей и базовых культурных предпосылок, а также для эффективного межкультурного общения [7]. Студенты, обучающиеся в поликультурной среде, получают опыт взаимодействия с представителями разных народов, учатся находить общие интересы и цели, понимать их ценности и мотивы.
Авторы в своих исследованиях уже отмечали взаимосвязь учебной мотивации студентов и их личностных характеристик [8; 9]. Учебное сотрудничество, ориентированное на индивидуальные потребности и интересы студентов, способно повысить их мотивацию к обучению и развить их личностный потенциал. А исследовательский коллектив под руководством И.В. Кузьменко подчёркивает, что условием формирования поликультурной личности студента является поликультурная личность преподавателя вуза [10].
Интеграция современных информационных технологий в учебный процесс открывает новые возможности для организации учебного сотрудничества в полиэтнической группе. Г.А.Ляукина с соавторами, рассматривая механизмы саморазвития и самообразования студентов, делают акцент на важности интеграции инновационных методов, цифровых технологий и индивидуально ориентированных практик [11]. Использование интернет-порталов позволяет студентам сотрудничать друг с другом вне аудитории, расширяя возможности для совместного решения учебных задач и обмена культурным опытом.
Опыт и культурный багаж каждого студента полиэтнической группы уникален и может значительно обогатить образовательный процесс. Однако работа в полиэтнической группе может быть сопряжена с трудностями, такими как языковые барьеры, различия в ценностях и нормах поведения, а также стереотипы и предрассудки. Ранее авторами были обозначены факторы, оказывающие негативное влияние на процесс адаптации иностранных студентов:
- слабое владение русским языком: языковой барьер существенно затрудняет процесс обучения. Иностранные обучающиеся сталкиваются с проблемами в понимании лекционного материала и при участии в обсуждениях;
- межкультурные различия в различных аспектах академической жизни, начиная от коммуникативных стилей и заканчивая подходами к обучению и оценке знаний. Например, в одних культурах прямое выражение несогласия с преподавателем считается неприемлемым, а в других это рассматривается как признак критического мышления;
- отсутствие социальной интеграции: недостаток или отсутствие поддерживающих социальных контактов может вызывать подавленное состояние и снижать желание учиться;
- проблемы в учебе: иностранным студентам сложно усваивать учебный план из-за расхождений в образовательных подходах и стандартах, а также вследствие недостаточной подготовки по отдельным дисциплинам [12, с. 5].
Поэтому в качестве основного направления работы со студентами-иностранцами авторы считают расширение их коммуникативных возможностей и качества взаимодействия в студенческой группе [13]. К тому же качество взаимодействия напрямую определяет уровень комфортности обучения в вузе. Это доказала в своем исследовании Т.В. Киселева, отметившая, что фактор «социальные отношения» (хорошие отношения со студентами в учебной группе и на факультете в целом) оказывает наибольшее влияние на ощущение комфорта [14, с. 57]. Развитие навыков сотрудничества является превентивной мерой против возникновения буллинга в учебной среде, для которого характерны негативная критика, отказ от сотрудничества, негативное восприятие одногруппника [15]. Все выявленные формы буллинга носят психологический характер и связаны с нарушением взаимодействия.
В начале семестра была проведена диагностика готовности к сотрудничеству в совместной деятельности (опросник «Готовность к сотрудничеству» В. Курунова, Н.Айнулиной). Под готовностью к сотрудничеству авторы опросника понимают желание вступать во взаимодействие с другими участниками совместной деятельности, опосредованное пониманием своей функции в этом взаимодействии и стремлением к достижению общей цели [16]. Результаты показали доминирование испытуемых со средней степенью готовности к сотрудничеству – 60%. У 16,25% студентов выявлена высокая степень готовности к сотрудничеству, у 23,75% испытуемых – низкая степень: эти студенты не ориентированы на выполнение совместной деятельности, у них нет желания и потребности в сотрудничестве с другими людьми. Выполнение совместной деятельности с другими людьми часто вызывает у них негативные эмоции. Сравнение средних баллов между группами российских и иностранных студентов выявило отсутствие статистически значимых различий. В то же время наблюдение за работой студентов на занятиях и в ходе практики показало, что готовность к сотрудничеству у российских студентов снижается, если речь идет о сотрудничестве с иностранными студентами. Они объясняют это языковым барьером, пониманием неравноценности вклада в общее дело, потерей ресурсов (затратами времени на чтение и понимание заданий, разным объемом фоновых знаний и др.).
Анализ данных методики оценки уровня конструктивного взаимодействия Т.А.Дубовицкой и Т.Д. Дубовицкой выявил различия в уровне конструктивного взаимодействия между группами российских и иностранных студентов. Российские студенты показали более высокие уровни по большинству шкал методики (по критерию Манна-Уитни U = 237.7, p ≤ 0.05), что свидетельствует об их большей готовности к конструктивному взаимодействию в группе, ориентации на коллективные цели и умении находить компромисс в конфликтной ситуации. Кроме того, у россиян лучше развиты навыки слушания и понимания других, что крайне важно для эффективного взаимодействия в группе. Проблемы во взаимодействии иностранных студентов могут быть обусловлены социокультурными особенностями, наличием языкового барьера, разным опытом предшествующего обучения. Однако, наряду с общей готовностью к конструктивному взаимодействию, у российских студентов была выявлена тенденция к ингрупповому фаворитизму: более высокая оценка взаимодействия с соотечественниками по сравнению с иностранными студентами. Другими словами, российские студенты, демонстрируя в целом высокую готовность к сотрудничеству, предпочитали взаимодействовать внутри своей группы, не проявляя особого стремления к активному общению и сотрудничеству с иностранными студентами.
Для организации эффективной образовательной среды в полиэтнических студенческих группах авторы на занятиях и в ходе практики использовали методы и формы работы, направленные на развитие навыков сотрудничества. Дисциплина «Психология» предлагает широкий спектр возможностей для развития навыков учебного сотрудничества. Так, при изучении темы «Личность» внимание акцентировалось на понимании разнообразия личностных характеристик, обусловленных культурными различиями. Были проведены:
1. Ролевая игра «Культурный мост».
Описание: студенты делятся на группы, представляющие различные культуры. Каждая группа должна подготовить небольшое представление о ценностях, нормах и особенностях поведения в своей культуре. Затем группы общаются друг с другом, пытаясь понять и принять различия. Цель: развитие эмпатии, умения находить общий язык с представителями других культур, понимание культурных различий.
2. Дискуссия «Культурные стереотипы».
Описание: студентам предлагается список распространенных стереотипов о различных культурах. Задача – обсудить, насколько эти стереотипы соответствуют действительности, откуда они берутся и как они могут мешать эффективному сотрудничеству. Цель: развитие критического мышления, разрушение стереотипов, формирование объективного взгляда на другие культуры.
3. Проектная работа «Личность в разных культурах».
Описание: студенты выбирают интересующую их культуру и проводят мини-исследование, посвященное особенностям формирования личности в этой культуре. Результаты исследования представляются в виде презентации или доклада. Цель: выявление культурных особенностей, развитие навыков исследовательской работы и презентации информации.
Е.Н. Закирова с соавторами подчеркивает, что когда студенты в процессе работы над проектами помогают другим людям, у них появляется «толчок к пересмотру ценностных ориентаций» – они учатся «устанавливать новые контакты, искать новые возможности, проявлять взаимовыручку, быть внимательными и поддерживающими» [17].
А тема «Эмоциональная сфера личности» дает возможность обсудить влияние культуры на выражение и интерпретацию эмоций, тем самым способствуя развитию эмоционального компонента культурной эмпатии. Примеры использованных форм работы:
1. Анализ кейсов «Конфликты на почве культурных различий».
Описание: студентам предлагается кейс с конфликтной ситуацией, возникшей из-за неправильной интерпретации эмоциональных проявлений представителями разных культур. Задача – выявить и проанализировать причины конфликта и предложить пути его решения. Цель: обучение анализу конфликтных ситуаций, выделение роли эмоций в межкультурной коммуникации, поиск эффективных способов разрешения конфликтов.
2. Упражнение «Эмоциональная азбука».
Описание: студентам предлагается список основных эмоций. Их задача – обсудить, как эти эмоции выражаются в разных культурах, какие невербальные сигналы их сопровождают и как правильно интерпретировать эти сигналы. Цель: развитие эмоционального интеллекта, умения адекватно выражать и интерпретировать эмоции.
3. Тренинг «Управление гневом».
Описание: на основе предложенных ситуаций студенты учатся техникам саморегуляции в состоянии гнева и других негативных эмоций. Особое внимание уделяется проявлению навыков эмпатии и толерантности. Цель: развитие навыков саморегуляции, умения контролировать свои эмоции в сложных ситуациях.
В рамках адаптационной практики по психолого-педагогическому модулю авторы активно использовали деловые и ролевые игры, которые побуждают к активному взаимодействию и поиску совместных решений. Игровая деятельность раскрепощает, снимает страх сделать ошибку. В процессе обсуждения хода и результата игр студенты отмечали чувство удовлетворения от взаимодействия и ощущения поддержки. Такие игры, как «Слепой в лабиринте» и «Башня из спагетти», требуют умения согласовать выполнение ролей, четко донести информацию, услышать другого, дать конструктивную обратную связь. Если игра «Слепой в лабиринте» фокусируется на вертикальной коммуникации и доверии, то «Башня из спагетти» делает акцент на горизонтальном сотрудничестве и распределении ответственности в условиях ограниченных ресурсов. Обе игры требуют от участников активного взаимодействия, но делают это через разные механизмы: одна – через четкие инструкции и доверие к направляющему, другая – через совместное создание и решение общих задач.
Повторная диагностика в конце семестра показала статистически значимые изменения (по U-критерию Манна-Уитни) в сформированности у студентов готовности к сотрудничеству и конструктивному взаимодействию (табл.).
Динамика уровня готовности к сотрудничеству и взаимодействию
|
Методика |
Уровень |
Российские студенты |
Иностранные студенты |
U-критерий Манна - Уитни |
||
|
Начало семестра, % |
Конец семестра, % |
Начало семестра, % |
Конец семестра, % |
|||
|
Опросник «Готовность к сотрудничеству» |
Низкий |
22,22% |
11,11% |
26,92% |
11,54% |
Uэмп (468.5) при 475 ≤ Uэмп ≤ 541, различие значимо |
|
Средний |
59,26% |
51,85% |
61,54% |
69,23% |
||
|
Высокий |
18,52% |
37,04% |
11,54% |
19,23% |
||
|
Методика «Определение уровня конструктивного взаимодействия в группе» |
Низкий |
18,52% |
9,26% |
46,15% |
11,54% |
Uэмп (441.5) при 475 ≤ Uэмп ≤ 541, различие значимо |
|
Средний |
55,56% |
51,85% |
46,15% |
73,08% |
||
|
Высокий |
25,92% |
38,89% |
7,70% |
15,38% |
||
Примечание: составлено авторами на основе данных в ходе исследования.
Анализ данных диагностики выявил ряд особенностей, характерных для полиэтнической студенческой группы. Так, было установлено, что у иностранных студентов наблюдается большая потребность в академической поддержке и консультировании, что может быть обусловлено языковым барьером и различиями в образовательных системах. Российские студенты, в свою очередь, демонстрируют более высокую активность в учебном процессе и более выраженное стремление к лидерству. Но в некоторых случаях наблюдаются проявления этноцентризма и стереотипного мышления, препятствующие эффективному межкультурному взаимодействию.
Выводы. Учебное сотрудничество позволяет сформировать продуктивную образовательную среду в полиэтнических группах. Оно облегчает социальную адаптацию иностранных студентов, снимая «культурный шок», и способствует более быстрому включению в учебный процесс за счет:
- языковой практики - общение в непринужденной обстановке в процессе игр и работы над учебными заданиями позволяет улучшить навыки говорения и понимания устной речи, расширить словарный запас;
- обмена знаниями и опытом - совместная работа дает возможность взглянуть на учебный материал с разных сторон, обменяться идеями, учит координировать свои действия, развивает навыки командной работы;
- повышения уровня мотивации и уверенности - осознание своего вклада в общее дело повышает самооценку и уверенность в себе, а положительная обратная связь от сокурсников и преподавателей стимулирует познавательную деятельность и активное взаимодействие.
Заключение. Учебное сотрудничество является эффективным инструментом развития межличностных отношений в полиэтнической студенческой группе. Представленные аспекты развития навыков учебного сотрудничества в полиэтнической группе в ходе изучения дисциплины «Психология» и адаптационной практики показали свою эффективность и могут быть экстраполированы на другие учебные дисциплины. В то же время внедрение учебного сотрудничества в образовательный процесс требует от преподавателей высокого уровня подготовки, понимания культурных особенностей студентов и готовности к инновациям в педагогической практике.



