Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,936

CONCEPT AND CONTENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF HIGHER QUALIFICATION STAFF IN ASSISTANT-TRAINING IN THE SPECIALTY 54.09.03. ART OF DESIGN AT HERZEN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Veksler A.K. 1 Stepanova D.G. 1
1 Herzen University
The article presents the concept of organizing the content of professional training for assistant interns at Herzen University, as a unique educational resource for training designers in the context of post-non-classical didactics, in the field of artistic and pedagogical activities. The purpose of the study is to substantiate the concept and content of professional training for assistant interns at a pedagogical university. Research materials in the field of design education have been reviewed, and comparative-analytical and classification methods have been used. The novelty of the research is the determination of the need to apply a cumulative-integrated approach in the development of the modular-designed content of the professional training of an assistant-intern in the field of design. The article analyzes the ratio of the volume of credit units of "pedagogical" and "artistic" disciplines studied at leading universities in St. Petersburg as part of bachelor's and master's programs in the field of design and art education, and identifies a contradiction in the formation of a seamless route for training a teacher-designer for higher education. In conclusion, the following conclusions are drawn: the presented concept of the content of professional training for assistant interns at Herzen University meets the requirements of the current socio-cultural situation; the role of the concept in the formation of not only universal and professional competencies, but also the "flexible qualities" of a specialist in the field of design and art education, is revealed; and the uniqueness of the educational resource in the field of design as an artistic and pedagogical activity in the context of post-non-classical didactics is determined. The study was carried out within the framework of the grant “Development of teaching and methodological support for the educational program of higher education - a program for training highly qualified personnel in assistantship-internship in the specialty 54.09.03. Design Art”, order No. 69 - VG.
design education
teacher-designer
assistantship-internship
cumulatively integrated approach
training of highly qualified personnel
higher education
concept of the content of professional training

Введение

В современных социокультурных условиях в России, как и во всем мире, произошли значительные изменения во всех областях научной, образовательной, производственной и творческой деятельности человека, включая область визуально-пространственных искусств и область художественного образования.

В начале XXI века, в связи с развитием промышленных технологий и цифровой среды, творческая художественная деятельность получила новый вектор развития, обретя особые эстетические качества и формы существования. Дизайн за сто лет своего развития, как инновационный вид искусства, стал незаменимым видом творческой деятельности, в рамках которой решаются вопросы интеграционного характера: функционально-эстетического, проектно-технологического, эргономического и даже – производственного. В нормативных документах (ФГОС ВО) дизайн, как вид художественно-творческой деятельности и в соответствии с качественными характеристиками, делится «по областям» (графический, ландшафтный, интерьерный и пр.). В современной социокультурной ситуации дизайн становится не только инструментом и средством для решения функциональных и художественных задач, но и особым видом когнитивной деятельности – дизайн-мышлением. Важно отметить, что развитие любого вида деятельности требует определенной научно-исследовательской базы и является основанием для развития соответствующего образовательного контента.

Цель исследования

Целью исследования является обоснование концепции и содержания профессиональной подготовки кадров высшей квалификации в ассистентуре-стажировке педагогического вуза по специальности «54.09.03. Искусство дизайна» (графический дизайн) в РГПУ им. А.И. Герцена.

В качестве исследовательских задач необходимо: выявить особенности дизайн-образования в художественном и педагогическом вузах на примере вузов Санкт-Петербурга; сравнить содержание профессиональной подготовки специалистов (соотношение объема зачетных единиц «педагогических» и «художественных» дисциплин) в области дизайна (художественно-проектной и педагогической деятельности) на разных уровнях обучения (бакалавриат, магистратура); проанализировать материалы исследований в области дизайна и дизайн-образования для разработки актуальной концепции содержания профессиональной подготовки кадров высшей категории.

Материалы и методы исследования

Предварительные исследования, проведенные авторами статьи в области дизайн-образования, выявили наличие противоречия между имеющимися траекториями обучения в вузах разной направленности (художественной и педагогической) и необходимостью формирования единого корпуса профессиональных компетенций, художественно-творческих и педагогических, отражающих сущность и соответствующих интеграционному характеру профессиональной деятельности педагога–дизайнера высшей школы. Методы исследования: сравнительно-аналитический; классификационный.

Результаты исследования и их обсуждение

Профессиональная подготовка в высшей школе в области дизайна по различным направлениям ведется на нескольких уровнях образования: бакалавриат (первый уровень высшего образования, обеспечивающий получение базовых знаний), магистратура (второй уровень высшего образования, предполагающий погружение в специальность и формирование компетенций в области научно-исследовательской или педагогической деятельности). Отметим, что успешность профессиональной подготовки зависит от многих факторов, наиболее значимыми среди них являются: качество и преемственность содержания профессиональной подготовки; актуальность педагогических подходов; эффективность методов и валидность методик обучения. Существует еще один образовательный уровень (послевузовское образование), в рамках освоения которого совершенствуются профессиональные качества в области творческой и педагогической деятельности – это ассистентура-стажировка. Содержание профессиональной подготовки кадров высшей квалификации в ассистентуре-стажировке по специальности «54.09.03. Искусство дизайна» определено нормативными документами – Федеральным государственным стандартом еще в 2015 году [1]. Однако активные изменения отечественной социокультурной ситуации являются основанием для актуализации содержания профессиональной подготовки ассистентов-стажёров, будущих педагогов высшей школы в области дизайна. Важно отметить, что разработка актуальной концепции профессиональной подготовки ассистентов-стажеров, с одной стороны – является рефлексией на требования времени, с другой – опирается на содержание профессиональной подготовки дизайнера и педагога-дизайнера в бакалавриате и магистратуре, по специальностям: 54.03.01 Дизайн (по направлениям); 54.04.01 Дизайн (по направлениям); 44.03.01 Педагогическое образование (в области художественного/технологического образования, по профилю – дизайн); 44.04.01 Педагогическое образование (в области художественного образования, по профилю – дизайн).

Анализ содержания образовательных программ профессиональной подготовки дизайнеров и педагогов-дизайнеров в Санкт-Петербурге выявил наличие дисциплин, освоение которых обязательно для формирования профессиональной компетентности будущего педагога-дизайнера. Однако объем зачетных единиц на художественно-творческие и педагогические дисциплины – различный, в соответствии со спецификой обучения. По специальностям 54.03.01, 54.04.01 – больше «искусства» (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина); по специальностям 44.03.01, 44.04.01 – больше «педагогики» (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена). Данная пропорциональная разница обусловлена программой и образовательным стандартом бакалавриата (рис. 1) и магистратуры (рис. 2), однако для профессиональной деятельности в области дизайн-образования необходимо в равной мере освоить компетенции в области творческой и педагогической деятельности.

Рис. 1. Соотношение объема зачетных единиц «педагогических» и «художественных» дисциплин, осваиваемых в ведущих вузах Санкт-Петербурга в рамках программ бакалавриата в области дизайна и художественного образования

Примечание: составлено авторами по результатам данного исследования.

Рис. 2. Соотношение зачетных единиц «педагогических» и «художественных» дисциплин, осваиваемых в ведущих вузах Санкт-Петербурга в рамках программ магистратуры в области дизайна и художественного образования

Примечание: составлено авторами по результатам данного исследования.

На рисунках 1 и 2 выделены три категории дисциплин («педагогические», «художественные», «сопутствующие»).

На рисунке 1 представлено распределение дисциплин в бакалавриате. Первая категория включает: основы педагогики, педагогику и психологию творческого процесса, современные педагогические технологии, методику обучения и др. В среднем по специальности 54.03.01 на дисциплины данной категории отводится 2-3 зачетные единицы, что составляет очень маленький процент и предполагает только знакомство с ключевыми опорными точками дидактики. Освоение педагогических технологий не предполагается. В качестве исключения можно выделить программу Ленинградского педагогического университета им. А.С. Пушкина. На «педагогические» дисциплины отведено 11 зачетных единиц, подобное распределение обусловлено педагогическим профилем университета. Вторая категория охватывает область искусства и включает традиционные для данной области дисциплины, такие как живопись, рисунок, проектирование, история искусств и прочие. В распределении большего объема зачетных единиц на «художественные» дисциплины очевидна прямая зависимость от профиля учебного заведения: наибольшее количество часов отведено в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, наименьшее - в Институте информационных технологий и технологического образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Исходя из этой логики происходит корреляция часов в третьей категории, включающей практики и смежные дисциплины, такие как информационные технологии, презентация авторских проектов, начертательная геометрия и т.д.

Анализ материалов демонстрирует наиболее гармоничное распределение объема зачетных единиц при подготовке педагогов-дизайнеров в институте художественного образования РГПУ им. А.И. Герцена.

В рисунке 2, отражающем распределение дисциплин в магистратуре, сохраняется логика классификации категорий, аналогично программам бакалавриата; определяется отсутствие необходимого и достаточного объема дисциплин педагогической направленности. Неожиданным представляется полное отсутствие «педагогических» дисциплин в программе Ленинградского педагогического университета им. А.С. Пушкина.

Постдипломная подготовка педагогов-дизайнеров для высшей школы реализуется в ассистентуре–стажировке, где могут обучаться специалисты или магистры, имеющие высшее образование в области «Искусство» по направлению «Дизайн». Целью обучения является повышение уровня творческих и педагогических компетенций. Но, как показал анализ образовательных программ (рис. 1, 2), педагогические компетенции выпускников художественно-творческих вузов скорее требуют не повышения, а – формирования. Специалисты (магистры), имеющие высшее образование по направлению «Педагогика», не могут продолжить обучение в ассистентуре-стажировке, однако для ведения педагогической деятельности в вузе им также важно повышение уровня профессиональных компетенций в области художественно-творческой деятельности. В этом и заключается противоречие в системе подготовки кадров для высшей школы. Возможно, с течением времени и в соответствии с требованиями социокультурной ситуации будет разработан новый Федеральный государственный стандарт подготовки педагогов в области «Искусство» (дизайн по направлениям), в котором будут разрешены выявленные противоречия.

В контексте данной статьи определяется необходимость формирования актуального содержания профессиональной подготовки педагогов-дизайнеров в рамках ФГОС ассистентуры-стажировки по направлению «54.09.03. Искусство дизайна». Полагаем, что для разработки актуальной концепции содержания профессиональной подготовки кадров высшей категории и определения валидных педагогических подходов в качестве дидактических и методологических оснований необходимо использовать результаты современной исследовательской деятельности в области дизайн-образования. Анализ исследовательских материалов выявил значительный объем работ, выполненный представителями научного и педагогического сообщества по направлениям: «5.10.3. Виды искусства (техническая эстетика и дизайн)» и «5.8.7. Методология и технология профессионального образования». Основное внимание авторов статьи было уделено диссертациям, как наиболее комплексным и завершенным типам исследований.

Рассмотренные исследовательские материалы условно можно разделить на несколько областей:

- формирование личностно-профессиональных качеств будущего дизайнера, реализуемое в условиях определенных педагогических подходов или в результате синергии нескольких наиболее актуальных подходов (О.В. Пустозерова [2], Н.Б. Колесник [3], А.Н. Меньшикова [4]);

- подготовка будущих дизайнеров к художественно-творческой и проектной деятельности в контексте организации содержания профессиональной подготовки (Т.Е. Белякова [5], Е.Б.Коробий [6], Е.В.Гадзина [7]);

- педагогические условия подготовки дизайнеров и их взаимосвязь с выбранными методами и способами обучения (Е.Ю.Амчиславская [8], П.А.Ковешников [9], Э.Р. Гайнеев [10]);

- особенности подготовки педагогов-дизайнеров в условиях интегративного подхода, объединяющего художественно-творческий и методический компоненты (Г.М. Салтыкова [11], В.И. Денисенко, С.А. Чечулина [12]).

Является очевидной необходимость рассмотрения вопросов подготовки педагога-дизайнера в условиях совокупно интегрированного подхода к формированию: компетенций в области художественно-творческой и проектной деятельности; профессионально-личностных качеств; «гибких навыков» (англ. soft skills), как знаний и умений в области взаимодействия между людьми. Под совокупно интегрированным подходом подразумевается синтез основных педагогических подходов:

- системно-деятельностного (организация процесса обучения, приоритетом которой является активная самостоятельная познавательная деятельность обучающегося; основа подхода – переход от информационного репродуктивного знания к знанию действия);

- личностно ориентированного (концентрация внимания педагога на отдельном обучающемся, как целостной личности, с особой гражданской позицией, эстетическими и творческими способностями);

- аксиологического (устанавливающего, в контексте гуманистической педагогики, взаимосвязи между личностью обучающегося и общественными ценностями, социокультурными факторами);

- антропологического (как выполняющего гносеологическую, прогностическую и нормативно-праксиологическую функцию в педагогическом знании);

- культурологического (ориентированного на культурные ценности, опыт человечества и обучающегося как субъекта культуры).

В настоящее время основным подходом, определяющим условия освоения содержания профессиональной подготовки, в соответствии с ФГОС ВО, является – компетентностный, так как уровневая система подготовки (бакалавриат, магистратура, ассистентура/аспирантура) основана на принципе освоения определенного корпуса компетенций, соответствующих каждому уровню. Содержание профессиональной подготовки в ассистентуре-стажировке (в области дизайн-образования) в настоящее время испытывает наибольшие трудности с определением валидных педагогических подходов. В рамках данного исследования предлагается рассмотреть концепцию организации содержания профессиональной подготовки ассистентов-стажеров, включая особенности применения педагогических подходов, в Герценовском университете.

В 2024 году в РГПУ им. А.И. Герцена была открыта программа профессиональной подготовки кадров высшей квалификации в ассистентуре-стажировке по специальности «54.09.03. Искусство дизайна». В условиях, определенных ФГОС (кредиты, компетенции и пр.), и в модульной системе учебного плана было разработано содержание и обозначены все дисциплины (базовой и вариативной части), практики и ГИА.

Концептуальным решением в проектировании программы является разделение всего содержания профессиональной подготовки на крупные блоки: четыре дисциплины базовой части, в рамках которых осваиваются универсальные и профессиональные компетенции; четыре дисциплины вариативной части, освоение которых формирует профессиональные компетенции; две практики, формирующие универсальные и профессиональные компетенции; ГИА, в рамках которого проверяются результаты обучения.

Первая дисциплина, входящая в базовую часть – «История декоративного искусства и дизайна в контексте истории философии и культуры» (11 зачетных единиц). В рамках дисциплины обучающийся систематизирует и аккумулирует знания по истории и теории философии, искусствоведению и культурологии, полученные на предыдущих уровнях образования (освоение содержания дисциплины обучающимися опирается на принципы культурологического подхода). Несмотря на сохраняющуюся традиционную систему хронологии материала от Древнего мира к Новейшей истории, целью дисциплины является не изучение фактологического материала, а развитие аналитических способностей и потенциала к самостоятельной научной работе в рамках системно-деятельностного подхода. Помимо теоретического материала, курс включает практические задания, разработанные в рамках культурологического и аксиологического подхода [13].

Следующая дисциплина базового блока - «Современные дизайн-проекты в области культуры и образования» (5 зачетных единиц). Курс посвящен углублённому изучению инструментов, методик и принципов дизайна, широко используемых для решения коммуникационных, просветительских, междисциплинарных задач в современном мире, согласуясь с принципами личностно ориентированного подхода. Курс включает четыре масштабные темы, охватывающие различные социально значимые институции (музеи, библиотеки, образовательные учреждения, выставочные пространства). Задания дисциплины включают как аналитический блок (например, изучение особенностей графического и навигационного оформления, изучение связи дизайн-оформления образовательного учреждения и результатов обучающего процесса), так и непосредственно проектную работу в профессиональном программном обеспечении. В данном случае системно-деятельностный подход позволяет перевести обучающегося от уровня исполнительской работы к более высокому уровню концептуального решения и тактики организации масштабных авторских дизайн-проектов.

Третья дисциплина базовой части учебного плана, «Теория и практика преподавания декоративного искусства и дизайна в высшей школе» (20 зачетных единиц), сочетает работу в рамках системно-деятельностного, личностно ориентированного и аксиологического педагогического подходов. Тематическое планирование построено в логике погружения в тему: от знакомства (или углубления знаний в зависимости от профиля предыдущего образования) с организацией всего процесса художественного и дизайнерского образования в Российской Федерации (знакомство со структурой и содержанием профессиональной подготовки) до организации процесса обучения (знакомство с различными методиками преподавания творческих дисциплин в высшей школе), а также освоения методов проектирования рабочих программ дисциплин. Теоретические знания, полученные ассистентами-стажерами в процессе освоения дисциплины, закрепляются различными практическими заданиями. По итогам выполнения заданий ассистентом-стажером формируется уникальный авторский инструментарий для самостоятельной педагогической работы, состоящий из двух крупных блоков – справочных и дидактических материалов. Таким образом, планомерное выполнение заданий по дисциплине позволяет получить комплексное представление о специфике работы в высшей школе. Дисциплина, содержанием которой является дидактика в области дизайна, предполагает освоение большого блока теоретических материалов, так как в рамках бакалавриата и магистратуры дисциплины этого направления предполагали только общее знакомство с вопросами дидактики.

Дисциплина, завершающая корпус базовой части - «Теория и практика художественно-творческой деятельности дизайнера» (23 зачетные единицы). Ее особенностью является практико-ориентированность на реальные запросы представителей различных организаций образовательной и культурной направленности, а также последующая реализация проектов. Обучающийся в ассистентуре-стажировке получает опыт работы с реальными заказчиками (проектная дизайн-деятельность и методы решения проблемных ситуаций – «гибкие навыки»). В дальнейшем эти знания интегрируются в собственную педагогическую практику. Дисциплина содержит четыре крупные темы: дизайн образовательного контента, дизайн образования в контексте социокультурной среды, графический дизайн как инструмент решения социально значимых задач, арт-фестиваль как дизайн-проект. Таким образом, дисциплина ориентирована на подготовку дизайнера к реализации различных социально значимых проектов, что соответствует гуманистической миссии педагогического университета.

Анализ содержания дисциплин базовой части показал, что корпус дидактических материалов охватывает: фундаментальные основы деятельности преподавателя творческих дисциплин высшей школы; мировоззренческие ориентиры, основанные на достижениях гуманитарной мысли в области философии и культуры; специфику институциональной организации педагогической деятельности в высшей школе; концептуальные основы проектной деятельности дизайнера.

Вариативная часть учебного плана объединяет дисциплины, освоение которых является основанием для формирования у ассистентов-стажеров профессиональных компетенций в различных областях дизайна: графическом или арт-дизайне; дизайне мультимедиа или моушн-дизайне. Таким образом, происходит интеграция знаний, полученных при освоении дисциплин базовой части, в решение конкретных художественно-творческих и педагогических задач. Также работа в различных областях дизайн-проектирования расширяет возможный профессиональный инструментарий ассистента-стажера и дополняет полученные компетенции в области дизайна. Важным отличием от предыдущих уровней образования выступает изменение подхода к работе: от знакомства и освоения программного обеспечения - к авторской синтетической художественно-проектной деятельности.

Поддерживают вектор на комплексное развитие художественно-творческих и педагогических компетенций и две производственные практики: производственная творческая (20 зачетных единиц) и производственная педагогическая (19 зачетных единиц).

Программа производственной практики (творческой) предполагает подготовку ассистента-стажера к различным видам деятельности: проектно-художественной, художественной, научно-исследовательской и просветительской. Освоение содержания практики позволит сформировать: корпус знаний, закономерностей и методов проектной и проектно-художественной деятельности; умения применять современные технологические и инженерно-конструкторские решения; навыки и знания авторских технологий художественного творчества. Одной из целей производственной творческой практики является подготовка к разработке и реализации собственных и совместных со специалистами других областей искусства презентационных, выставочных и просветительских проектов, популяризирующих искусство и дизайн в широких слоях общества. При выполнении творческих заданий возможен индивидуальный маршрут, работа для «конкретного заказчика» ­– образовательного учреждения, что особенно актуально сегодня.

Программа производственной практики (педагогической) предполагает подготовку ассистента-стажера к самостоятельной педагогической деятельности в области дизайна в высших образовательных учреждениях на уровне, соответствующем требованиям ФГОС ВО. Содержание педагогической практики нацелено на развитие способностей: применять методы психолого-педагогических наук; разрабатывать и применять современные образовательные технологии; создавать творческую атмосферу образовательного процесса; формировать профессиональное мышление, внутреннюю мотивацию обучаемого; осваивать передовые достижения в области педагогики в образовательной организации высшего образования, связанные с разнообразными методами, эпохами, стилями, жанрами, художественными направлениями.

Таким образом, практики охватывают все типы задач профессиональной деятельности: художественно-творческие, проектные, научно-исследовательские, информационно-технологические, педагогические, просветительские.

Концептуальным в организации содержания профессиональной подготовки является гибкость и вариативность наполнения практик, проходящих в условиях личностно ориентированного подхода [14], в зависимости от направления профессиональных интересов ассистента-стажера, а также уровня его предыдущей подготовки. Выявленные, в ходе освоения дисциплин, лакуны в системе знаний ассистента-стажера восполняются личностно ориентированным содержанием практик. Небольшое количество обучающихся ассистентов-стажеров также позволяет применить «институт наставничества», включающий непосредственную совместную педагогическую и творческую деятельность ассистента-стажера и педагога.

Сформированность профессиональной компетентности (уровень освоения универсальных и профессиональных компетенций) проверяется в рамках Государственной итоговой аттестации, заключающейся в представлении и защите реферата и творческо-исполнительской работы (дизайн-проекта).

Важно отметить, что концепция и содержание профессиональной подготовки кадров высшей квалификации в ассистентуре-стажировке по специальности «54.09.03. Искусство дизайна» в Герценовском университете разработана с учетом принципов постнеклассической дидактики – нацелена на подготовку «не просто компетентностного специалиста… способствует развитию личности, заинтересованной в саморазвитии и способной создавать общественно значимые продукты собственной профессиональной деятельности» [15, с. 68].

Выводы

Представленные материалы позволяют сделать следующие выводы:

- концепция содержания профессиональной подготовки ассистентов-стажеров в Герценовском университете по специальности «54.09.03. Искусство дизайна» отвечает требованиям современной социокультурной ситуации и содействует формированию не только универсальных и профессиональных компетенций, но и «гибких качеств», необходимых для поддержания уровня конкурентоспособности и быстрого реагирования на возможные изменения и требования образовательной среды;

- сравнительный анализ содержания профессиональной подготовки специалистов в области дизайна (художественно-проектной деятельности и педагогической деятельности) на разных уровнях обучения (бакалавриат, магистратура) выявил противоречие в условиях формирования бесшовной образовательной траектории ассистента-стажера, так как выпускникам художественно-творческих направлений необходимо освоение корпуса педагогических компетенций, а невозможность продолжения обучения выпускников педагогического направления в ассистентуре-стажировке не позволяет повысить уровень художественно-творческих компетенций;

- профессиональная подготовка кадров высшей квалификации в ассистентуре-стажировке по специальности «54.09.03. Искусство дизайна» в условиях педагогического вуза, на основе рассмотренной концепции организации содержания профессиональной подготовки, представляет собой уникальный образовательный ресурс в области дизайна как художественно-творческой и педагогической деятельности в условиях постнеклассической дидактики.