Введение
В настоящий момент реализуются различные государственные программы, направленные на решение проблемы нехватки педагогических кадров: «Земский учитель», «Молодой специалист», утверждена «Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года»; в регионах развиваются сети профильных психолого-педагогических классов (ПППК), в которых обучаются более 50 000 подростков из 80 регионов России [1]. Согласно положениям «Концепции профильных психолого-педагогических классов», ожидаемыми результатами её внедрения на уровне государства является восполнение дефицита педагогических кадров [2]. Такие классы представляют собой ступень предпрофессионального образования.
Независимо от отрасли образования, его содержание включает в себя не только знания и умения, которыми человек овладевает в процессе обучения, но также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру (В.В.Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.) [3]. Формирование таких отношений связано с процессом воспитания, данный факт подчеркивается в законе об образовании: «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…» [4]. Таким образом, формирование эмоционально-ценностных отношений, осуществляющееся в ходе воспитания, является базовым элементом содержания образования. Особенности их формирования зависят от направления обучения, но развитие профессионально-педагогического образования даже на ранних ступенях в профильных классах невозможно без формирования эмоционально-ценностного отношения к педагогической деятельности.
При этом важным аспектом рассматриваемых отношений является то, что это входит в структуру процесса самоидентификации обучающихся и является субъективным фактором самоопределения школьника [5], ценности являются основой самоопределения и формирования профессиональной идентичности [6, с. 80]. Учитывая, что создание педагогических классов направлено на устранение дефицита кадров в системе образования, данный аспект приобретает особую важность: для эффективности реализации психолого-педагогических классов необходимо формирование высокого уровня эмоционально-ценностного отношения к педагогической деятельности в ходе профильного обучения.
Цель исследования: определить феномен эмоционально-ценностного отношения к педагогической деятельности у обучающихся в профильном психолого-педагогическом классе.
Материал и методы исследования. В работе используется метод анализа научной литературы. Использовались электронные научные библиотеки eLibrary, «КиберЛенинка», библиотека диссертаций DisserCat. Исследование осуществлялось в период с января по май 2025 года. В ходе работы было проанализировано более 50 источников, 26 указано в списке литературы.
Результаты исследования и их обсуждение. Понятие «отношение» исследовалось в психологической науке такими отечественными учеными, как И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, В.М. Мясищев и др. [7].
Определения понятия «отношение»
Автор |
Определение отношений |
И.А. Зимняя |
«Целостная система сознательных, избирательных, основанных на опыте психологических связей с различными сторонами и объектами действительности, что выражается в действиях человека, его реакциях, переживаниях и формируется в деятельности и общении» [8, с. 379] |
А.А. Леонтьев |
Часть внутреннего мира человека, как характеристика тех внутренних смыслов, которые имеют для человека отдельные объекты, явления, люди [8, с. 380] |
В.Н. Мясищев |
Сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения выступают мостиком между человеком и окружающим миром [9, с. 21] |
Примечание: составлено авторами на основе источников [8; 9].
Анализ различных определений позволяет вывести общую характеристику понятия «отношение», а именно:
1) отношение характеризует связь личности и действительности;
2) отношения следует рассматривать в контексте чувств, черт характера, ценностей, эмоций, других характеристик личности;
3) отношение является динамичным (изменяемым, формируемым).
Далее рассмотрим термин «эмоции». Эмоции – это сиюминутные реакции, которые появляются в ответ на экзогенные (из внешнего окружения) и эндогенные (из внутренних органов) сигналы [10].
В словарях можно встретить такие определения: эмоции – общее название реакций организма, в которых выражается отношение индивида к объекту, ситуации, явлению [11, с. 843]; эмоции – импульсивная реакция, отражающая отношение индивида к значению воспринимаемого им явления [12, с. 17]. Таким образом, под эмоциями понимаются реакции организма на объекты и явления окружающего мира, они выражают отношение индивида к действительности. Рассматривая сущность понятия «эмоции» в контексте современного образования, Ю.А. Родькова и И.С.Кобозева называют некоторые функции эмоций: когнитивно-оценочную, адаптивную и побуждающую [10]. Указанные функции способствуют не только социализации в образовательных пространствах, но и достижению образовательных целей. Например, очевидным является необходимость мотивировать обучающихся, то есть вызывать состояние интереса, в начале каждого урока. Кроме этого, эмоции на конкретные события отражают ценностные установки индивида. Связь эмоций и ценностей особенно подчеркивается в научной литературе: «содержательной основой эмоций являются ценности» [13, с. 502].
Термин «ценность» в «Толковом словаре» означает «важность, значение чего-либо» [14, с. 747]. М.Рокич определяет ценность как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной [15]. Автор также вводит понятия инструментальных и терминальных ценностей, ранжирование которых лежит в основе его методики и позволяет изучить ценностные ориентации личности. При этом сформированные ценностные ориентации, как относительно устойчивое личностное свойство, содержатся в эмоциональных реакциях. Так, эмоции являются откликом на действительность во всем ее многообразии, в эмоциональных реакциях и состояниях содержится ценностное отношение личности к миру.
Далее рассмотрим понятие «педагогическая деятельность». В нормативной документации нет четкого определения данного термина, однако подразумевается, что это –деятельность, направленная на обучение и воспитание учащихся с целью их интеллектуального, духовно-нравственного, физического и профессионального развития. Именно такое понятие в широком смысле используется в данном исследовании.
При формировании эмоционально-ценностного отношения к педагогической деятельности должен учитываться личностно-смысловой компонент, ядром которого становится смысл педагогической деятельности как «создание условий для свободного развития и саморазвития личности ученика» [16]. Важность личностного смысла также рассматривается и другими авторами [17-19]. Также подчеркивается, что в основе разработки образовательных и профессиональных стандартов, учебных программ лежат ценностно-смысловые основы профессии [20].
В своих диссертационных исследованиях авторы в основном рассматривают понятие ценностного отношения к педагогической деятельности, которое дополняет рассматриваемый в данной работе феномен. З.И.Демченко называет сущность ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя как изменение его внутренней позиции, как основы регуляции направленности личности. В её работе ценностное отношение к педагогической деятельности определяется через призму личного смысла такой деятельности для обучающегося [17]. М.М.Сироткина также подчеркивает важность личностного смысла профессии педагога для субъекта в ценностном отношении к педагогической деятельности [18]. На основе вышеуказанных работ можно говорить о личностно-смысловом критерии эмоционально-ценностного отношения к педагогической деятельности у обучающихся, который будет свидетельствовать об уровне сформированности этих отношений. Содержанием данного критерия будет являться осознание личностью смысла педагогической деятельности для себя. О.Н.Драгунова рассматривает мотивационно-ценностное отношение педагога к профессиональной деятельности как внутреннюю позицию личности специалиста, определяемую «значимыми ценностями, осознанностью мотивов, удовлетворенностью профессиональным выбором, желанием, активностью и настойчивостью в освоении профессии, саморефлексией, осознанием личностью социальной значимости профессии» [21, с. 9]. Так, настойчивость в освоении профессии свидетельствует о компетентностном компоненте эмоционально-ценностного отношения. А.В. Анненкова, рассматривая процесс формирования ценностного отношения к будущей профессии на примере учителя иностранных языков, установила, что данный процесс реализуется через освоение и усвоение знаний, умений, получение педагогического и профессионального опыта, овладение творческими приёмами и методами преподавания предмета [22].
Вышеуказанные авторы в своих работах рассматривают систему высшего образования, однако в контексте принятия «Концепции профильных психолого-педагогических классов» и открытия этих классов или групп во всех регионах страны следует уделить особое внимание формированию эмоционально-ценностного отношения к педагогической деятельности у обучающихся уже на данном уровне.
Эту проблему рассматривала И.А.Гизатова, формулируя определение ценностного отношения к педагогической деятельности у старшеклассников через совокупность общепринятых норм, определяющих позитивную значимость педагогической деятельности [19]. Автор также формулирует педагогические условия процесса формирования таких отношений:
1) углубленное изучение профильных предметов с помощью научно-исследовательской деятельности (НИД) и развитие ориентации на познание как ценность;
2) придание обучению направленности на формирование саморазвития;
3) вовлечение старшеклассников в творческую педагогическую внеурочную деятельность [19].
В настоящее время образовательные учреждения, реализующие программу профильного педагогического класса, успешно внедряют необходимые педагогические условия в свою практику. Это становится возможным благодаря тому, что при создании образовательных стандартов, профессиональных требований и учебных планов в качестве фундамента используются ключевые ценности и смыслы педагогической деятельности.
В профильных психолого-педагогических классах для обучающихся 10–11 классов соблюдение вышеуказанных условий обеспечивается рядом нормативных документов:
1) учебно-методическими материалами для реализации образовательной деятельности в классах «психолого-педагогической направленности»;
2) методическими рекомендациями по развитию сети профильных психолого-педагогических классов (групп) в субъектах Российской Федерации;
3) федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.
Для реализации первого условия в учебном плане образовательной организации предусматривается выполнение обучающимися в психолого-педагогическом классе индивидуальных проектов [23].
Реализация второго условия обеспечивается и указанными во ФГОССОО личностными результатами: готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; наличие мотивации к обучению и личностному развитию; и личностными результатами рабочих программ курсов и учебных предметов, соответствующих учебно-методическим материалам. Так, примерная рабочая программа учебного предмета «Основы психологии» включает личностный результат – формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества [23].
Реализация третьего условия обеспечивается практико-ориентированным подходом, который лежит в основе организации профильных психолого-педагогических классов. В образовательных программах ПППК выделяются отдельные часы тематического планирования для практики, кроме этого, данный подход реализуется большим количеством форм: обучающиеся могут осуществлять творческую педагогическую деятельность на классных часах, могут проводить занятия с младшими школьниками или одноклассниками, работать в пришкольном лагере вожатыми и т.д.
Таким образом, в настоящее время формально есть возможности для соблюдения всех условий для формирования и развития эмоционально-ценностного отношения к педагогической деятельности в рамках профильного обучения, однако на практике данный процесс игнорируется и перекрывается основной воспитательной деятельностью образовательной организации, которая строго регламентирована: согласно «Примерной программе воспитания», главные ценности, которые должны быть сформированы у современного школьника, – ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты [24]. Формирование их также важно для будущего педагога, однако данный процесс должен осуществляться с поправкой на педагогический профиль обучения.
Далее рассмотрим подробнее особенности формирования ценностных ориентаций. Различные авторы выделяют следующие этапы данного процесса: предъявление ценностей, осознание, принятие, реализацию в деятельности и поведении, закрепление и перевод в статус качества личности, актуализация [25, с. 100]. Данные этапы реализуются в образовательной организации в ходе учебно-воспитательной работы, силами внеурочной деятельности, а также воспитательным потенциалом содержания образовательных программ отдельных предметов и уроков. Причем воспитание эмоционально-ценностного отношения осуществляется целенаправленно, и данный процесс поддерживается содержанием образования по части методов, средств, форм организации учебной деятельности [24]. Таким образом, воспитание эмоционально-ценностного отношения к педагогической деятельности, как базовый элемент содержания профильного обучения, должно быть учтено при составлении образовательной программы профильного психолого-педагогического класса. Учет данного феномена может быть представлен в виде личностных результатов.
Личностные результаты, формируемые в ходе воспитательной работы школы, являются комплексной характеристикой. Основными комплексными личностными результатами школьника являются следующие: готовность руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций; расширение опыта деятельности на основе системы позитивных ценностных ориентаций [26]. Диагностика результатов осуществляется преимущественно средствами педагогического наблюдения. Личностные результаты формируются в ходе учебной и воспитательной работы. В первом случае личностные результаты описываются в разделе планируемых результатов освоения образовательной программы конкретного предмета (так учитывается воспитательный аспект урока), во втором случае реализуются посредством плана воспитательной работы программы воспитания образовательной организации. Предметные результаты освоения профильных предметов «Основы психологии», «Основы педагогики» и др. составляют компетентностный компонент.
Для формирования личностных результатов осуществляется воспитательная деятельность. Таким образом, способы формирования эмоционально-ценностных отношений указаны в примерной рабочей программе воспитания как виды воспитательной деятельности: урочная деятельность; внеурочная деятельность; классное руководство; основные школьные дела; внешкольные мероприятия; организация предметно-пространственной среды; взаимодействие с родителями (законными представителями); самоуправление; профилактика и безопасность; социальное партнерство; профориентация. Таким образом, формирование эмоционально-ценностного отношения к педагогической деятельности в рамках профильного обучения в основном осуществляется за счет урочной и внеурочной деятельности, классного руководства.
Заключение. Эмоционально-ценностное отношение к педагогической деятельности в широком смысле – это система отношений личности к педагогической деятельности, подразумевающая эмоциональный отклик, основанный на системе сформированных доминирующих педагогических ценностей (познание, коммуникация, самообразование) и усвоенных педагогических знаниях и умениях, а также высокую готовность обучающихся к профессиональной педагогической деятельности и осознание личностного смысла такой профессиональной деятельности. Оно является фактором самоопределения школьников.
Особенность формирования эмоционально-ценностного отношения к педагогической деятельности у обучающихся в психолого-педагогическом классе заключается в том, что оно происходит в целом в воспитательном процессе (формируется ценностный компонент, учитываются доминирующие педагогические ценности) и на уроках профильных предметов. Нормативной основой данных процессов являются образовательные программы и план воспитательной работы. Показателями сформированности выступают личностные результаты обучающихся в совокупности с предметными результатами по профильным предметам (курсам). Основным методом диагностики сформированности данных результатов является педагогическое наблюдение. Формирование эмоционально-ценностных отношений представляет собой целенаправленное воздействие на обучающихся и осуществляется на следующих этапах: предъявление, осознание, принятие, реализация, закрепление и актуализация ценностных ориентаций. Преимущественные способы формирования включают урочную и внеурочную деятельность, классное руководство.
Исходя из актуальности темы исследования, можно сказать, что существует социальный заказ на формирование эмоционально-ценностного отношения к педагогической деятельности в рамках профильного обучения. В нормативной документации по организации профильных психолого-педагогических классов существуют все необходимые предпосылки для соблюдения педагогических условий формирования данных отношений, однако данный процесс не является организованным и целенаправленным, отсутствует управленческий и педагогический контроль.