Введение
В педагогической практике применяются различные методы и инструменты для организации образовательного процесса, независимо от возраста обучающихся, направленные на их эффективное обучение и интеллектуальное развитие. Они включают как традиционные (различные формы аудиторных занятий, беседы, рассказы, и др.), так и новаторские (проектное обучение, инновационное, цифровое и др.) формы, основанные в том числе на использовании различных цифровых инструментов (интернет-ресурсы, цифровые платформы, библиотеки, интеллект-карты и др.) для организации и мониторинга учебного процесса [1–3]. Одним из интересных и эффективных подходов в этой деятельности является использование мастер-классов. По мнению многих исследователей, такие мастер-классы отнесены к особой форме учебных занятий. Так, Е.Н. Галкина [4] отмечает, что мастер-класс – это уникальный метод проведения занятия, основанный на практических действиях, посредством интерактивной визуализации решения творческих задач (разрешения проблем). Д.М. Гребнева [5] считает их также особой формой учебных занятий по решению нестандартных задач и также отмечает уникальную возможность их реализации в малых группах, с вовлечением обучающихся непосредственно в процесс практического участия в решении этих задач. Авторы солидарны с этими представлениями о мастер-классах и подразумевают под ними особую универсальную форму занятий смешанного формата по решению творческих задач на основе вовлечения обучающихся в практическую образовательную деятельность. Важным преимуществом этой формы занятий является организация обучения в небольшой группе, что позволяет участникам не ограничиваться наблюдением за работой спикера, а самим погружаться в процесс активного практического участия в групповой работе через воспроизведение демонстрируемых моделей поведения и освоение представленных профессиональных навыков. Такой формат способствует более глубокому усвоению материала и эффективному переносу теоретических знаний в практическую деятельность [6, 7].
Цель исследования – адаптация и конкретизация методики реализации мастер-классов среди школьников на базе Центра дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации им. академика Е.М. Дианова» МГУ им. Н.П. Огарева.
Материалы и методы исследования
Одной из основных составляющих работы с обучающимися школ в Доме научной коллаборации им. академика Е.М. Дианова МГУ им. Н.П. Огарева (далее ДНК) стали мастер-классы, особенностью университетской площадки для проведения которых является возможность их совмещения с реализацией профориентационной работы. Авторами была разработана система мастер-классов для школьников по восьми инженерным и четырем другим направлениям подготовки (таблица), по которым было реализовано только в 2024 г. 89 классов с охватом 3095 школьников Республики Мордовии (с 1 по 11 классы). Часть детей, обучавшихся по инженерным направлениям, проходила опрос и участвовала в анализе результатов обучения, отраженном в таблице.
Программы мастер-классов формировались исходя из возраста школьников, на основе индивидуального подхода, с возможностью усложнения задания. Спикеры – преподаватели и студенты университета проводили занятия каждый по своему профилю образования и смежным направлениям подготовки. В ходе исследования использовались такие общенаучные методы, как 1) анализ существующих источников и синтез методики с адаптацией под направление и уровень сложности материала; 2) структурирование и обобщение полученных результатов; 3) проектное обучение по реализации мастер-классов и др. Результаты освоения материала оценивались по стандартной методике [8], в рамках реализации которой вычислялся средний показатель динамических рядов С.
Результаты исследования и их обсуждение
Рассмотрим основные методические и практические аспекты организации и проведения мастер-классов. Тематика такого мастер-класса может быть различна и уникальна, например «Развитие творческих способностей через художественные навыки»; «Мир в миллиметрах»; «Развитие памяти и внимательности с элементами робототехники»; «Объемное мышление инженера»; «Создание рисунка с помощью красок»; «Чтение чертежей» и др. Авторами в ходе исследования было разработано и реализовано 33 мастер-класса, тематика которых, преследуемые цели и формируемые элементы компетенций указаны в таблице.
В соответствии со сложившимися тенденциями возрастающей востребованности в обществе инженерных направлений подготовки из 33 реализованных мастер-классов две трети составили классы, связанные с инженерной тематикой. Из 840 детей, прошедших эти мастер-классы, 575 в дальнейшем продолжили обучение по образовательным программам ДНК.
Обобщая собственный опыт проведения таких мастер-классов и опыт других исследователей [9–11], методика их реализация представляется авторами моделью, включающей три части: 1) проектную; 2) практико-обучающую; 3) оценочно-корректирующую. В свою очередь, проектная часть состоит из четырех компонентов: концептуально-целевого, проектного, пространственно-ресурсного и методического. Практико-обучающая часть состоит из трех компонентов: подготовительно-организационного, содержательно-технологического и рефлексивно-оценочного [12, 13]. Оценочно-корректирующая часть направлена на доработку и совершенствование мастер-класса [14, 15].
Статистические данные по мастер-классам (инженерное направление)
Кол-во классов |
Кол-во чел. |
Формируемые компетенции или их элементы |
C, среднее значение |
Желающие продолжить обучение, чел. |
||
ДНК
|
Получение ВО |
|||||
Инжен. |
Прочие |
|||||
1. Мастер-класс «3D-моделирование», цель: ознакомить школьников с основами понятия 3D-моделирования и проектирования, создание простой трехмерной модели |
||||||
6 классов |
244 |
Освоение новых технологий и профессионального ПО. Умение слушать и воспринимать информацию. Формирование креативности и самоорганизации |
2,7 |
121 |
101 |
69 |
2. Мастер-класс «Фотоника», цель: ознакомить школьников с основами фотоники и понимания роли световых технологий в повседневной жизни |
||||||
3 класса |
58 |
То же, что и в мастер-классе 1 |
2,6 |
34 |
26 |
18 |
3. Мастер класс «История радио», цель: ознакомить школьников с эволюцией развития радиоприёмников и закрепить материал с помощью игр |
||||||
2 класса |
49 |
То же и умение работать в команде. |
2,9
|
15 |
19 |
14 |
4. Мастер-класс «Логическое мышление», цель: Развитие стимулирования аналитических способностей, выстраивания логических цепочек рассуждений и обобщения |
||||||
2 класса |
50 |
То же и умение работать в команде. |
2,7 |
27 |
23 |
12 |
5. Мастер-класс «Технология будущего», цель: ознакомление с технологическими укладами |
||||||
3 класса |
55 |
То же, что и в первом мастер-классе |
2,9 |
25 |
21 |
17 |
6. Мастер-класс «Робототехника», цель: Познакомить с понятием радиотехника и зачем она нужна в жизни, показать, как отличить роботов от других электронных устройств. |
||||||
4 класса |
86 |
То же, что и в мастер-классе 1, и умения принятия решения и работать в команде |
2,5
|
40 |
37 |
32 |
7. Мастер-класс «Радиоэлектроника», цель: формирование представления о предметной области «Радиоэлектроника» |
||||||
1 класс |
25 |
То же |
2,8 |
11 |
7 |
6 |
8. Мастер-класс «Машина Голдберга» цель: ознакомить с понятием машины |
||||||
1 класс |
25 |
То же |
2,9 |
11 |
13 |
9 |
9. Мастер-класс «Актерское мастерство», цель: развитие у детей необходимых актерских навыков, применяемых в реальной жизни, через игровую форму. |
||||||
7 классов |
171 |
То же, что и в мастер-классе 1, и владение невербальной коммуникацией |
2,7 |
71 |
45 |
63 |
10. Мастер-класс «Логическое мышление», цель: развитие и стимулирование аналитических способностей, выстраивание логических цепочек рассуждений |
||||||
3 класса |
50 |
То же, что и в мастер-классе 1, и владение невербальной коммуникацией |
2,6 |
24 |
11 |
17 |
11. Мастер-класс «Химия», цель: формирование представления об органических соединениях класса углеводов |
||||||
2 класса |
44 |
То же, что и в мастер-классе 9 |
2,6 |
14 |
6 |
14 |
Источник: составлено авторами.
В качестве примеров рассмотрим проведение мастер-класса по направлению 3D-моделирования для двух возрастных категорий, реализованных в ДНК, в соответствие с представленной моделью.
Младшая категория (1–6 класс), время проведения 45–60 мин, тема: «Тайный мир 3D-моделирования», имеет следующий алгоритм:
1. Проверка рабочего места (проверка работоспособности компьютера, настройка программного обеспечения и онлайн-сервисов).
2. Обсуждение актуальных тенденций в сфере 3D-моделирования, технологий прототипирования, программного обеспечения и возможностей онлайн-сервисов, с рассмотрением базовых понятий из школьных предметов во взаимосвязи с современными достижениями человечества.
3. Знакомство с онлайн-сервисом Doodle3D Transform, работающим через браузер и позволяющим осуществить переход от 2D-рисунка к 3D-модели. Создание базовых геометрических форм и преобразование их в объемные фигуры, развивая объемное воображение у обучающегося (рис. 1).
4. Выполнение и рефлексия. Обсуждение возникающих сложностей при выполнении задания.
5. Приведение в порядок рабочего места.
Рис. 1. Интерфейс онлайн-платформы Doodle3D Transform.
Источник: составлено авторами
Средне-старшая категория (7–11 класс), время проведения 45–60 мин, тема: «Тайный мир 3D-моделирования», имеет следующий алгоритм.
1–2. Действия аналогичны описанию предыдущего класса.
3. Обзор и рассмотрение задачи, которую предстоит выполнить (построить пирамиду из цилиндров, от большего к меньшему диаметру). Для закрепления материала задание выполняется по тому же алгоритму, только наоборот – от меньшего к большему, по форме песочных часов.
4. Выполнение в профессиональном ПО КОМПАС-3D с поэтапным изучением функциональных особенностей программы, путем демонстрации базовых элементов и последовательности создания модели.
5. Рефлексия.
6. Приведение в порядок рабочего места.
Благодаря мастер-классам у обучающихся формируются такие компетенции и их компоненты, как: 1) профессиональные (технические): освоение новых технологий, освоение профессионального ПО; 2) коммуникативные: умение слушать, воспринимать информацию, владение невербальной коммуникацией (жест, мимика); 3) личностные: формирование креативности и самоорганизации, умение принимать решение, работать в команде и др. Количественно эффективность их формирования можно оценить по величине динамических рядов C, среднее значение которого по всем проведенным мастер-классам не опускается ниже значения C= 2,4, при среднем значении 2,7, что говорит о том, что большая часть слушателей освоила материал на высоком уровне, остальные – на среднем. Подтверждение возможности эффективного формирования этих компетенций во время мастер-классов мы находим также у исследователей М.Е. Слива и С.В. Михельсон [7], которые отмечают, что мастер-классы являются эффективной формой проведения профориентационной работы среди школьников, а также новаторским и интерактивным методом обучения слушателей, обеспечивающим формирование у них компонентов регламентированных компетенций. В их работах говорится также о формировании «мягких» навыков личности (soft skills, как способностей, определяющих взаимодействие личности с окружающими людьми), а также «жестких» навыков (hard skills – практических профессиональных умений). В сегодняшнем мире профессиональная успешность определяется именно умением объединять и развивать как технические, так и личностные навыки, создавая целостную картину профессиональной компетенции, которую очень важно развивать начиная со школы.
Для большей наглядности результатов профориентационной работы в рамках мастер-классов, по данным таблицы на рис. 2 были построены диаграммы статистических данных, откуда следует, что доля не определившихся в будущей профессии школьников колеблется между 42 и 43 %, что можно объяснить ранними сроками проведения обучения (5–9 классы); выбравших инженерные направления составляет от 29 до 31 % и почти такие же значения (26–29 %) – прочие направления, что свидетельствует о целесообразности проводимых мероприятий и в будущем.
Рис. 2. Статистические данные по мастер-классам:
а) инженерное направление; б) прочие направления.
Источник: составлено авторами
Выводы
По результатам выполненного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Мастер-классы сегодня являются одними из наиболее доступных, универсальных, легкореализуемых, интегрированных, интерактивных и эффективных форм обучения, реализуемых среди различных категорий обучающихся, включая школьников.
2. В ходе исследования было представлено авторское понимание мастер-класса как особой универсальной формы занятий смешанного формата по решению творческих задач на основе вовлечения обучающихся в практическую деятельность и предложена методика их реализация, представленная моделью, включающей три части: 1) проектную; 2) практико-обучающую; 3) оценочно-корректирующую. В свою очередь, проектная часть состоит из четырех компонентов: концептуально-целевого, проектного, пространственно-ресурсного и методического. Практико-обучающая часть состоит из трех компонентов: подготовительно-организационного, содержательно-технологического и рефлексивно-оценочного. Оценочно-корректирующая часть направлена на доработку и совершенствование мастер-класса по результатам выполненной работы.
3. В ходе обучения на мастер-классах у школьников формируются такие компетенции и их компоненты, как: 1) профессиональные (технические): освоение новых технологий, освоение профессиональногопрограммного обеспечения; 2) коммуникативные: умение слушать, воспринимать информацию, владение невербальной коммуникацией (жест, мимика); 3) личностные: формирование креативности и самоорганизации, умение принимать решения и работать в команде и др. Среднее значение показателя динамических рядов по всем проведенным мастер-классам не опускалась ниже значения C= 2,4, при среднем значении 2,7, что позволяет судить о высоком уровне освоения материала большинством обучающихся.
4. Проведение подобных мероприятий положительно влияет на выбор школьниками будущей профессии, так как в сегодняшнем мире профессиональная успешность определяется именно умением адаптировать свои навыки, что подтверждается экспериментальными данными.