Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF SOVIET POLICE OFFICERS TO CONDUCT EDUCATIONAL (PROPAGANDA) ACTIVITIES

Kurbatova E.V. 1
1 FGC OU HE «Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Y. Kikot»
The scientific interest in studying the problems of Soviet enlightenment and propaganda is due to the increased attention to educational and propaganda activities in modern Russian society and the state. It was during the period of the USSR that the development, decline, transformation and dawn of educational thought, propaganda activities of the state and the Soviet militia took place. The purpose of the work is to identify the specifics of the professional training of Soviet police officers to conduct educational and propaganda activities with the population in the period from 1917 to 1970. The research materials are historical, pedagogical and scientific works, archival and regulatory legal documents reflecting the development, specifics and content of educational and propaganda activities during the Soviet period. The methods of historical and pedagogical, comparative and chronological analysis were used. The principles of the PRISMA protocol are used as the basis for the selection of sources. The key ideas and problems of propaganda development are identified, methods, forms and means of educating the Soviet people are outlined. The reasons and disadvantages of the low qualified training of Soviet police officers for the implementation of professional and educational activities are revealed. Through the analysis of the historical experience of the professional, service and educational activities of the USSR militia, in the modern world we can determine and build the right vector for the development and enrichment of personnel policy and educational activities of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia. This information allows us to rethink past achievements that have renovation potential and can become a significant resource in the process of professional training of current cadets and trainees. The prospects for further research of the problem are outlined in the context of studying past experience in the field of professional training of law enforcement officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia to conduct educational and propaganda activities with the public.
propaganda
soviet militia
legal education
educational activities
patriotism
professional service training
police officer

Введение

В настоящее время в образовательных организациях МВД России в связи с государственными социально-политическими и культурно-историческими изменениями происходит постепенное реформирование системы образования. Стоит отметить, что специфика обучения и воспитания курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД заключается в совокупности служебной, квазипрофессиональной, учебной и воспитательной деятельности [1, с. 112–114].

В ходе реформ особое внимание уделяется кадровой политике, личностно-компетентностному набору кадров, профессиональной подготовке и переподготовке личного состава МВД, которые будут отвечать современным психолого-педагогическим требованиям и обладать соответствующими профессионально-служебными качествами сотрудника полиции [2, с. 184]. Значимость проблемы обусловлена необходимостью эффективной профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции в системе ОО МВД России.

В частности, представляет интерес развитие профессиональной деятельности и образования сотрудников милиции СССР в период с 1917 по 1970 г. Данный период охватывает становление органов советской милиции, развитие милицейских школ и учреждений высшего образования, связан с формированием профессионально-служебной деятельности и личности советского милиционера в ней. Нацеленность советского государства на развитие образовательной сферы для профессиональной подготовки милиционеров обусловливала повышение качества их служебной деятельности на основе совершенствования профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков), а в итоге влияло на снижение уровня криминализации и преступности в стране.

Исторический опыт обучения, воспитания советских милиционеров с учетом просветительской и пропагандистской деятельности в современном контексте имеет значимый потенциал для совершенствования образовательного процесса в образовательных организациях МВД России в учебно-служебной и профессиональной сферах.

Цель исследования – выявление особенностей обучения и проведения просветительской (пропагандистской) деятельности советской милиции в период с 1917 по 1970 г.

Материалы и методы исследования

В рамках исследования проведен теоретический обзор научных публикаций и источников, посвященных проблеме изучения и анализа профессиональной подготовки и реализации пропагандистской деятельности советских милиционеров. В основу отбора источников положены принципы протокола PRISMA, обеспечивающего прозрачность и воспроизводимость анализа [3].

Источниками исследования послужили: историко-педагогические и научные труды, посвященные проблематике научного обзора; архивные документы, отражающие опыт просветительской и пропагандистской деятельности советской милиции; нормативные правовые акты и документы СССР, касающиеся функций патриотического воспитания советской милиции, а также пропаганды и просвещения населения. Для достижения поставленной цели использовались такие методы исследования, как теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, позволяющий выявить истоки зарождения пропагандистской мысли в стране; структурный анализ историко-педагогических трудов, ориентированный на выявление направлений образования и профессиональной подготовки советских милиционеров; анализ нормативных правовых документов СССР для выявления сущностных характеристик феномена просветительной (пропагандистской) деятельности. Сочетание данных методов позволяет провести всестороннее исследование проблемы, обобщить опыт возникновения и развития просветительско-пропагандистской деятельности милиции СССР.

Для поиска литературы использованы научные базы данных eLIBRARY, DisserCat, Google Scholar и другие академические ресурсы. В исследование включены рецензируемые научные статьи, монографии, кандидатские и докторские диссертации, а также авторефераты, опубликованные в 1968–2024 гг. Основными маркерами для отбора публикаций стали ключевые слова: «пропаганда советской милиции», «воспитание личного состава советской милиции», «профилактическая деятельность советской милиции», «профессиональное образование сотрудников ОВД СССР», «профессиональная подготовка советской милиции» и др. Отбор публикаций осуществлялся по следующим критериям: тематическая релевантность, научная значимость, а также соответствие современным теоретическим и методологическим подходам к изучению профессиональной подготовки сотрудников МВД России. Было проанализировано 132 источника за период с 1968 по 2025 г., из которых отобрано 29 релевантных критериям отбора.

Результаты исследования и их обсуждение

Зарождение просветительской (пропагандистской) деятельности в СССР с 1917 по 1939 г.

Изначально определяющий этап становления советской системы законодательства в образовательной сфере был тесно связан с политико-образовательной деятельностью А.В.Луначарского. В его обращении «О народном просвещении», опубликованном 29 октября 1917 г., содержались основные принципы и нормы, методы и средства советского образования и просвещения [4–6]. Постепенно просвещение в СССР, обладающее в значительной мере информационно-директивным, пропагандистским потенциалом, осуществлялось посредством таких средств, как публикации и распространение листовок, например «Обращение к учащимся от отдела единой школы народного комиссариата по просвещению» [7], в которых были затронуты актуальные задачи для учителей советской школы; кино, СМИ (печать) [8], организация культурных и массовых мероприятий, плакаты информационно-пропагандистского, призывного содержания, газеты, листовки; лекции, доклады, беседы на естественно-научные и другие темы, которые проводились циклами, организации кружков, кинолектории, диспуты, митинги, научные вечера, «живые» газеты и журналы.

Важное место в советской периодике занимали центральные журналы, газеты: «Народное просвещение» [9, с. 141], «Правда», «Министерство народного просвещения», «Административный вестник» и т.д. На страницах этих и других изданий размещались руководящие и методические рекомендации по реализации государственной политики в сфере советского образования и просвещения, развития педагогической и научной мысли, раскрывались идеи подготовки высшего командного состава милиции [10, с. 10].

В своей диссертационной работе по анализу государственно-религиозного просвещения (пропаганды) в сфере образования 1917–1939 гг. О.П. Федирко [10] обозначила существенные пробелы данной организационной работы среди населения: отсутствие специально подготовленных лекторов и руководителей, как следствие – слабая организация пропагандистских мероприятий; дефицит литературы и недостаточная разработанность специальных программ. Любопытно, что агитационно-пропагандистские мероприятия создавались так же быстро, как и ликвидировались, причиной тому служил ряд факторов: отсутствие определенной четкой структуры и многоплановой работы с населением; речь просветителей не была ориентирована на образовательный и культурный уровень населения, процитируем: «…тон <…> нередко был грубым, насмешливым, обвинительным и нетерпимым» [10, с. 33].

Пропаганда того времени преследовала чаще политические, экономические и репрессивные цели, в которых отсутствовали гуманистические принципы и начала. Однако при этом, несмотря на существенные недостатки (преимущественно организационного характера), с государственной точки зрения пропаганда была целенаправленной, социально значимой, профессионально ориентированной и охватывала все слои населения, особо впечатляюще влияя на юношество и молодежь.

Просветительские мероприятия советского государства уже в начале XX в. носили комплексный характер, постепенно создавалась соответствующая инфраструктура. После того как была создана советская милиция (1917 г.), она во многом приняла на себя просветительскую и пропагандистскую функции. Посредством пропагандистской деятельности милиционеры способствовали повышению уровня патриотизма и правовой осведомленности граждан, что должно было решить главную государственную задачу – снижение уровня преступности в стране. Вместе с тем данная работа далеко не всегда была успешной по причине низкой образованности самих сотрудников, что, в свою очередь, приводило к стагнации в вопросах снижения преступности. Вследствие этого государством была поставлена задача о повышении профессиональных компетенций милиционеров.

Причинами низкой квалифицированной подготовки сотрудников милиции первых десятилетий были следующие: отсутствие педагогических кадров в системе образовательных организаций МВД СССР; отсутствие педагогических материалов, методических разработок для системы высшего образования, которые учитывали бы специфику обучения и воспитания в образовательных организациях МВД СССР; недостаточная мотивированность (как государственных структур, так и самого личного состава МВД) способных разработать актуальный учебный материал и подготовить личный состав МВД СССР. Данные позиции подтверждаются статистическими данными 1940-х гг., которые привел Г.В. Горбатенко [11], опираясь на исследования П.Ф. Николаева [12, с. 78]: «1,2 % личного состава имели среднее образование, 0,5 % – высшее, подавляющее же большинство сотрудников (83,9 %) – низшее».

Постепенно государство и МВД СССР устраняло недостатки профессиональной подготовки сотрудников милиции: первоначально увеличилось количество обучающихся в образовательных организациях МВД СССР, затем спектр внимания сместился на качество образования и профессиональную подготовку [13].

Трудности советской пропаганды и негативные тенденции подготовки к просветительской деятельности работников советской милиции в 1930–1955 гг.

На протяжении всего периода с 1930 по 1955 г. сохраняется негативная тенденция неудовлетворительной подготовки сотрудников советской милиции. Из-за политико-экономических и социально-культурных потрясений, вызванных Великой Отечественной войной, в стране в короткие сроки сменили курс профессиональной деятельности советской милиции, изменения коснулись в том числе кадровой политики и процесса обучения и подготовки на службе. Так, во время войны функции милиции были значительно расширены и усложнены: помимо выявления и пресечения преступлений советская милиция совместно с дружинниками вела профилактику, пропаганду и просвещение [14]. Большое внимание стражи порядка уделяли несовершеннолетним и их семьям, так как в период войны участились случаи нападения на детей, распространились детская беспризорность и безнадзорность [15]. Соответственно, из-за увеличения роста преступности, должностных обязанностей, расширения поля служебного воздействия изменилась и образовательная политика МВД СССР. По причине нехватки и резкого набора новых сотрудников, которые зачастую не соответствовали стандартным требованиям кадровой политики, изменилась их профессиональная подготовка: стажировка сократилась в сроках, обучали основам профессиональной деятельности, само обучение проходило на рабочем месте.

В послевоенное время профессиональная подготовка милиционеров не претерпевала изменений, в связи с этим «в мае 1948 г. в директиве МВД СССР отмечалось снижение эффективности борьбы с преступностью, связанное со слабым уровнем подготовки личного состава» [2, с. 185]. Первостепенной задачей, стоявшей перед сотрудником советской милиции, проходившим курс подготовки и переподготовки, было «воспитать вежливого, выдержанного и безгранично преданного делу… милиционера» [16, с. 327]. Данные условия сподвигли Совет Министров СССР 15 июня 1952 г. принять постановление о реорганизации образовательных организаций МВД СССР, где учебные заведения в соответствии с профилями по специальности выпускали сотрудников милиции; это решение сыграло важную роль в организации системы высшего образования МВД СССР. С 1958 г. Центральная школа МВД СССР обеспечивала подготовку по двум направлениям: «культурно-просветительская работа в исправительно-трудовых учреждениях и политподготовка офицеров внутренних войск» [17]. Позже ЦШ МВД СССР переквалифицировали в Высшее политическое училище МВД СССР, оно занималось переподготовкой и повышением квалификации офицеров.

В ХХI в. «вопросы взаимодействия и сотрудничества, социальной направленности ОВД в новых социально-политических реалиях становятся ключевыми, без специальной подготовки в гуманитарной сфере, знаний качественно осуществлять правоохранительную деятельность стало невозможно» [18, с. 47]. Был расширен перечень преподаваемых гуманитарных дисциплин: «Педагогические основы воспитательной работы в ОВД», «Политология», «Социология», «Юридическая психология», «Профессиональная этика» [12].

Расцвет развития пропагандистско-правовой деятельности советской милиции – 1960–1970 гг.

Отметим, что во многом Правительство СССР возлагало функцию патриотического воспитания и просвещения населения именно на сотрудников советской милиции. Данную мысль можно подтвердить постановлением ЦК КПСС от 15 сентября 1970 г. «О мерах по улучшению правового воспитания трудящихся», в котором указывается, что органы внутренних дел должны обеспечить улучшение работы по воспитанию советских граждан в духе высокого уважения к законам советского государства и их неукоснительного соблюдения.

Из этого следует, что само обучение и воспитание сотрудников советской милиции должно было проходить в соответствии с высокими морально-нравственными и патриотическими требованиями к личности [19]. Основные положения патриотического воспитания и обучения в контексте укрепления профессиональной деятельности милиции отражены в Постановлении ЦК КПСС, Совмина СССР от 19.11.1968 № 902-316 «О серьезных недостатках в деятельности милиции и мерах по дальнейшему ее укреплению» [20]. В нем указывалось на основные пробелы в деятельности советской милиции, из-за которых отмечалось снижение авторитета милиции у народа, нанесение ущерба воспитательной работе с населением в духе уважения советских законов и власти. Впоследствии было вынесено решение «о необходимости повышения уровня политического воспитания, деловой квалификации и укрепления дисциплины работников милиции, строгого соблюдения ими норм и принципов социалистической законности. Партийные и советские органы, повышая требовательность к милиции, вместе с тем должны проявлять постоянную заботу об укреплении авторитета милиции и расширении ее связи с народом, создавать вокруг служебной работы атмосферу доверия и поддержки» (Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 19.11.1968 № 902-316 «О серьезных недостатках в деятельности милиции и мерах по дальнейшему ее укреплению»). Для улучшения профессиональной деятельности и взаимодействия милиции с народом были определены следующие требования: проводить тщательный отбор подготовленных и грамотных специалистов, способных по своим политическим и деловым качествам успешно выполнять возложенные на органы милиции задачи; шире практиковать выступления сотрудников милиции среди населения; установить контроль за проведением милиционерами выступлений и встреч с трудящимися, оказывать им необходимую помощь в организации этой работы; редакциям газет и журналов, радио и телевидения, издательствам всесторонне освещать ответственную и почетную работу милиции, ее неразрывную связь с народом [21].

Сама структура органов внутренних дел также была подвергнута инновационным изменениям: в подразделениях милиции появились отделы по политико-воспитательной работе с сотрудниками МВД СССР на базе существующих групп инструкторов по политико-воспитательной работе. Те, в свою очередь, должны были обобщать и распространять положительный опыт органов внутренних дел и оказывать методическую помощь в организации политико-воспитательной работы в низовых органах внутренних дел [22].

В Постановлении ЦК КПСС, Совмина СССР от 19.11.1968 № 902-316 указывается на необходимость увеличения количества практики в выступлениях сотрудников милиции среди населения. Принципиальным условием для укрепления общественного порядка в стране стало постоянное совершенствование форм и методов правового воспитания населения. Основная роль по правовой пропаганде была отведена сотрудникам профилактической службы аппаратов уголовного розыска, в обязанности которых входило обеспечение взаимодействия с другими учреждениями и ведомствами по вопросам СМИ, подготовка и курирование самих подразделений ОВД. Большое внимание в области повышения знаний и формирования умений, навыков публичных выступлений милиционеров, их потенциала в патриотическом воспитании уделялось следующим подразделениям: руководству МВД; начальникам подразделений советской милиции; участковым уполномоченным милиции, инспекторам по делам несовершеннолетних и другим сотрудникам, контактирующим с населением [23].

Правовая пропаганда предусматривала уважение к требованиям закона, знание его основных положений и сознательное их исполнение [24]. Выделим основные формы правового воспитания: правовоспитательная работа, пропагандистская работа, правовая пропаганда, правовая агитация [25]. При реализации всех форм правового воспитания активно использовались следующие методы и средства массовой пропаганды и агитации: печать (газеты), радио, наглядные материалы (брошюры, стенды), телевидение, выступления, доклады, лекции, кинофильмы. В правовом воспитании большая роль отводилась кино. Сотрудники профилактической службы непосредственно принимали активное участие в создании сценариев для художественных, документальных, научно-популярных и специальных кинофильмов, выступали при их создании в роли консультантов [26]. Это позволяло приумножить авторитет сотрудников милиции как стражей порядка и защитников в обществе, укрепляло к ним уважение, настраивало молодежь на службу в органах внутренних дел. Необходимо подчеркнуть высокохудожественный уровень многих кинематографических произведений, где непосредственное участие в создании сценария принимали практические сотрудники милиции, к которым и в настоящее время проявляется массовый интерес зрителей в силу убедительно представленной гуманистической позиции сценаристов, режиссеров, высоконравственных образов служителей правопорядка («Ко мне, Мухтар!» – режиссер
С. Туманов, 1964 г., «Деревенский детектив» – режиссер И. Лукинский, 1969 г., «Инспектор ГАИ» – режиссер Э.Уразбаев, 1982 г., и др.).

В качестве примера служебной деятельности яркой линией прослеживается упорство и профессионализм участковых уполномоченных милиции и инспекторов по делам несовершеннолетних. Так, например, в 1960-х гг. штатный участковый уполномоченный Боярского отделения милиции Г.Н.Кривавич за несколько месяцев, помимо выявления на вверенном участке десятка преступлений и задержаний, рассмотрения 29 заявлений, провел 16 бесед среди населения. В первую очередь это говорит о комплексной работе и многозадачном подходе к выполнению своих служебных обязанностей многих советских милиционеров, которая, в свою очередь, фиксировалась в статистических и отчетных документах. Среди гражданского населения проводились также и пропагандистские мероприятия для предотвращения преступлений и антиобщественных действий. Результатом данной деятельности могут послужить статистические данные профессионально-служебной деятельности сотрудников милиции начиная с 1960-х гг.: в 1961 г. в Кировоградской области 139 участковых раскрыли все преступления; в 1962 г. в Тернопольской области, благодаря проведению профилактических мероприятий, 70 участковыми были обеспечены условия без совершения преступлений. Основная цель данной пропаганды являлась важным шагом в расширении связи с народом и способствовала улучшению качества работы по выявлению преступлений и охраны общественного порядка. Планомерная политико-воспитательная работа среди личного состава милиции, общеобразовательная и специальная подготовка кадров, продвижение научно-технического оснащения отделов милиции и другие мероприятия обеспечили дальнейшее развитие и совершенствование советской милиции [27], которое заложило основу для создания нормативного правового акта воспитательной деятельности в советской милиции – директивы МООП СССР от 22 февраля 1968 г. № 2/68 «Об улучшении политико-воспитательной работы в органах охраны общественного порядка» [28, с. 32; 29, с. 216].

Заключение

В каждом десятилетии, исходя из государственных и общественных потребностей, в стране использовались актуальные для того времени методы и способы развития личности сотрудников правоохранительных органов, которые, в свою очередь, после обучения и прохождения всех образовательно-профессиональных этапов становления в подавляющем большинстве честно служили Родине и привносили неоценимый вклад в ее развитие. Советские милиционеры и в мирное время, и в годы Великой Отечественной войны безустанно следили за порядком в обществе и безопасностью советских граждан. Они систематически проводили просветительские беседы с населением, с помощью которых поддерживали высокий авторитет и доверие населения к сотрудникам милиции, предостерегали граждан от совершения противоправных и преступных действий. В частности, именно через информирование и быстрое выявление правовых проблем милиционеры проводили работу по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью в первые годы Советской власти.

Таким образом, на протяжении XX в., несмотря на социально-экономическое и политическое положение страны, в СССР большое внимание уделялось профессиональной подготовке сотрудников советской милиции. Ведущими целями данного образовательно-профессионального направления являлись следующие: снижение уровня преступности, повышение роли культурных и патриотических ценностей в обществе, поддержание уважения среди населения к образу сотрудника милиции как защитника общественного порядка и народа. Благодаря этому был внесен неоценимый вклад в развитие пропаганды, правового воспитания и просвещения как граждан, так и самих сотрудников милиции; собран ценный методический материал, который будет полезен в современных образовательных организациях МВД России.