Введение
В настоящее время в образовательных организациях МВД России в связи с государственными социально-политическими и культурно-историческими изменениями происходит постепенное реформирование системы образования. Стоит отметить, что специфика обучения и воспитания курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД заключается в совокупности служебной, квазипрофессиональной, учебной и воспитательной деятельности [1, с. 112–114].
В ходе реформ особое внимание уделяется кадровой политике, личностно-компетентностному набору кадров, профессиональной подготовке и переподготовке личного состава МВД, которые будут отвечать современным психолого-педагогическим требованиям и обладать соответствующими профессионально-служебными качествами сотрудника полиции [2, с. 184]. Значимость проблемы обусловлена необходимостью эффективной профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции в системе ОО МВД России.
В частности, представляет интерес развитие профессиональной деятельности и образования сотрудников милиции СССР в период с 1917 по 1970 г. Данный период охватывает становление органов советской милиции, развитие милицейских школ и учреждений высшего образования, связан с формированием профессионально-служебной деятельности и личности советского милиционера в ней. Нацеленность советского государства на развитие образовательной сферы для профессиональной подготовки милиционеров обусловливала повышение качества их служебной деятельности на основе совершенствования профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков), а в итоге влияло на снижение уровня криминализации и преступности в стране.
Исторический опыт обучения, воспитания советских милиционеров с учетом просветительской и пропагандистской деятельности в современном контексте имеет значимый потенциал для совершенствования образовательного процесса в образовательных организациях МВД России в учебно-служебной и профессиональной сферах.
Цель исследования – выявление особенностей обучения и проведения просветительской (пропагандистской) деятельности советской милиции в период с 1917 по 1970 г.
Материалы и методы исследования
В рамках исследования проведен теоретический обзор научных публикаций и источников, посвященных проблеме изучения и анализа профессиональной подготовки и реализации пропагандистской деятельности советских милиционеров. В основу отбора источников положены принципы протокола PRISMA, обеспечивающего прозрачность и воспроизводимость анализа [3].
Источниками исследования послужили: историко-педагогические и научные труды, посвященные проблематике научного обзора; архивные документы, отражающие опыт просветительской и пропагандистской деятельности советской милиции; нормативные правовые акты и документы СССР, касающиеся функций патриотического воспитания советской милиции, а также пропаганды и просвещения населения. Для достижения поставленной цели использовались такие методы исследования, как теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, позволяющий выявить истоки зарождения пропагандистской мысли в стране; структурный анализ историко-педагогических трудов, ориентированный на выявление направлений образования и профессиональной подготовки советских милиционеров; анализ нормативных правовых документов СССР для выявления сущностных характеристик феномена просветительной (пропагандистской) деятельности. Сочетание данных методов позволяет провести всестороннее исследование проблемы, обобщить опыт возникновения и развития просветительско-пропагандистской деятельности милиции СССР.
Для поиска литературы использованы научные базы данных eLIBRARY, DisserCat, Google Scholar и другие академические ресурсы. В исследование включены рецензируемые научные статьи, монографии, кандидатские и докторские диссертации, а также авторефераты, опубликованные в 1968–2024 гг. Основными маркерами для отбора публикаций стали ключевые слова: «пропаганда советской милиции», «воспитание личного состава советской милиции», «профилактическая деятельность советской милиции», «профессиональное образование сотрудников ОВД СССР», «профессиональная подготовка советской милиции» и др. Отбор публикаций осуществлялся по следующим критериям: тематическая релевантность, научная значимость, а также соответствие современным теоретическим и методологическим подходам к изучению профессиональной подготовки сотрудников МВД России. Было проанализировано 132 источника за период с 1968 по 2025 г., из которых отобрано 29 релевантных критериям отбора.
Результаты исследования и их обсуждение
Зарождение просветительской (пропагандистской) деятельности в СССР с 1917 по 1939 г.
Изначально определяющий этап становления советской системы законодательства в образовательной сфере был тесно связан с политико-образовательной деятельностью А.В.Луначарского. В его обращении «О народном просвещении», опубликованном 29 октября 1917 г., содержались основные принципы и нормы, методы и средства советского образования и просвещения [4–6]. Постепенно просвещение в СССР, обладающее в значительной мере информационно-директивным, пропагандистским потенциалом, осуществлялось посредством таких средств, как публикации и распространение листовок, например «Обращение к учащимся от отдела единой школы народного комиссариата по просвещению» [7], в которых были затронуты актуальные задачи для учителей советской школы; кино, СМИ (печать) [8], организация культурных и массовых мероприятий, плакаты информационно-пропагандистского, призывного содержания, газеты, листовки; лекции, доклады, беседы на естественно-научные и другие темы, которые проводились циклами, организации кружков, кинолектории, диспуты, митинги, научные вечера, «живые» газеты и журналы.
Важное место в советской периодике занимали центральные журналы, газеты: «Народное просвещение» [9, с. 141], «Правда», «Министерство народного просвещения», «Административный вестник» и т.д. На страницах этих и других изданий размещались руководящие и методические рекомендации по реализации государственной политики в сфере советского образования и просвещения, развития педагогической и научной мысли, раскрывались идеи подготовки высшего командного состава милиции [10, с. 10].
В своей диссертационной работе по анализу государственно-религиозного просвещения (пропаганды) в сфере образования 1917–1939 гг. О.П. Федирко [10] обозначила существенные пробелы данной организационной работы среди населения: отсутствие специально подготовленных лекторов и руководителей, как следствие – слабая организация пропагандистских мероприятий; дефицит литературы и недостаточная разработанность специальных программ. Любопытно, что агитационно-пропагандистские мероприятия создавались так же быстро, как и ликвидировались, причиной тому служил ряд факторов: отсутствие определенной четкой структуры и многоплановой работы с населением; речь просветителей не была ориентирована на образовательный и культурный уровень населения, процитируем: «…тон <…> нередко был грубым, насмешливым, обвинительным и нетерпимым» [10, с. 33].
Пропаганда того времени преследовала чаще политические, экономические и репрессивные цели, в которых отсутствовали гуманистические принципы и начала. Однако при этом, несмотря на существенные недостатки (преимущественно организационного характера), с государственной точки зрения пропаганда была целенаправленной, социально значимой, профессионально ориентированной и охватывала все слои населения, особо впечатляюще влияя на юношество и молодежь.
Просветительские мероприятия советского государства уже в начале XX в. носили комплексный характер, постепенно создавалась соответствующая инфраструктура. После того как была создана советская милиция (1917 г.), она во многом приняла на себя просветительскую и пропагандистскую функции. Посредством пропагандистской деятельности милиционеры способствовали повышению уровня патриотизма и правовой осведомленности граждан, что должно было решить главную государственную задачу – снижение уровня преступности в стране. Вместе с тем данная работа далеко не всегда была успешной по причине низкой образованности самих сотрудников, что, в свою очередь, приводило к стагнации в вопросах снижения преступности. Вследствие этого государством была поставлена задача о повышении профессиональных компетенций милиционеров.
Причинами низкой квалифицированной подготовки сотрудников милиции первых десятилетий были следующие: отсутствие педагогических кадров в системе образовательных организаций МВД СССР; отсутствие педагогических материалов, методических разработок для системы высшего образования, которые учитывали бы специфику обучения и воспитания в образовательных организациях МВД СССР; недостаточная мотивированность (как государственных структур, так и самого личного состава МВД) способных разработать актуальный учебный материал и подготовить личный состав МВД СССР. Данные позиции подтверждаются статистическими данными 1940-х гг., которые привел Г.В. Горбатенко [11], опираясь на исследования П.Ф. Николаева [12, с. 78]: «1,2 % личного состава имели среднее образование, 0,5 % – высшее, подавляющее же большинство сотрудников (83,9 %) – низшее».
Постепенно государство и МВД СССР устраняло недостатки профессиональной подготовки сотрудников милиции: первоначально увеличилось количество обучающихся в образовательных организациях МВД СССР, затем спектр внимания сместился на качество образования и профессиональную подготовку [13].
Трудности советской пропаганды и негативные тенденции подготовки к просветительской деятельности работников советской милиции в 1930–1955 гг.
На протяжении всего периода с 1930 по 1955 г. сохраняется негативная тенденция неудовлетворительной подготовки сотрудников советской милиции. Из-за политико-экономических и социально-культурных потрясений, вызванных Великой Отечественной войной, в стране в короткие сроки сменили курс профессиональной деятельности советской милиции, изменения коснулись в том числе кадровой политики и процесса обучения и подготовки на службе. Так, во время войны функции милиции были значительно расширены и усложнены: помимо выявления и пресечения преступлений советская милиция совместно с дружинниками вела профилактику, пропаганду и просвещение [14]. Большое внимание стражи порядка уделяли несовершеннолетним и их семьям, так как в период войны участились случаи нападения на детей, распространились детская беспризорность и безнадзорность [15]. Соответственно, из-за увеличения роста преступности, должностных обязанностей, расширения поля служебного воздействия изменилась и образовательная политика МВД СССР. По причине нехватки и резкого набора новых сотрудников, которые зачастую не соответствовали стандартным требованиям кадровой политики, изменилась их профессиональная подготовка: стажировка сократилась в сроках, обучали основам профессиональной деятельности, само обучение проходило на рабочем месте.
В послевоенное время профессиональная подготовка милиционеров не претерпевала изменений, в связи с этим «в мае 1948 г. в директиве МВД СССР отмечалось снижение эффективности борьбы с преступностью, связанное со слабым уровнем подготовки личного состава» [2, с. 185]. Первостепенной задачей, стоявшей перед сотрудником советской милиции, проходившим курс подготовки и переподготовки, было «воспитать вежливого, выдержанного и безгранично преданного делу… милиционера» [16, с. 327]. Данные условия сподвигли Совет Министров СССР 15 июня 1952 г. принять постановление о реорганизации образовательных организаций МВД СССР, где учебные заведения в соответствии с профилями по специальности выпускали сотрудников милиции; это решение сыграло важную роль в организации системы высшего образования МВД СССР. С 1958 г. Центральная школа МВД СССР обеспечивала подготовку по двум направлениям: «культурно-просветительская работа в исправительно-трудовых учреждениях и политподготовка офицеров внутренних войск» [17]. Позже ЦШ МВД СССР переквалифицировали в Высшее политическое училище МВД СССР, оно занималось переподготовкой и повышением квалификации офицеров.
В ХХI в. «вопросы взаимодействия и сотрудничества, социальной направленности ОВД в новых социально-политических реалиях становятся ключевыми, без специальной подготовки в гуманитарной сфере, знаний качественно осуществлять правоохранительную деятельность стало невозможно» [18, с. 47]. Был расширен перечень преподаваемых гуманитарных дисциплин: «Педагогические основы воспитательной работы в ОВД», «Политология», «Социология», «Юридическая психология», «Профессиональная этика» [12].
Расцвет развития пропагандистско-правовой деятельности советской милиции – 1960–1970 гг.
Отметим, что во многом Правительство СССР возлагало функцию патриотического воспитания и просвещения населения именно на сотрудников советской милиции. Данную мысль можно подтвердить постановлением ЦК КПСС от 15 сентября 1970 г. «О мерах по улучшению правового воспитания трудящихся», в котором указывается, что органы внутренних дел должны обеспечить улучшение работы по воспитанию советских граждан в духе высокого уважения к законам советского государства и их неукоснительного соблюдения.
Из этого следует, что само обучение и воспитание сотрудников советской милиции должно было проходить в соответствии с высокими морально-нравственными и патриотическими требованиями к личности [19]. Основные положения патриотического воспитания и обучения в контексте укрепления профессиональной деятельности милиции отражены в Постановлении ЦК КПСС, Совмина СССР от 19.11.1968 № 902-316 «О серьезных недостатках в деятельности милиции и мерах по дальнейшему ее укреплению» [20]. В нем указывалось на основные пробелы в деятельности советской милиции, из-за которых отмечалось снижение авторитета милиции у народа, нанесение ущерба воспитательной работе с населением в духе уважения советских законов и власти. Впоследствии было вынесено решение «о необходимости повышения уровня политического воспитания, деловой квалификации и укрепления дисциплины работников милиции, строгого соблюдения ими норм и принципов социалистической законности. Партийные и советские органы, повышая требовательность к милиции, вместе с тем должны проявлять постоянную заботу об укреплении авторитета милиции и расширении ее связи с народом, создавать вокруг служебной работы атмосферу доверия и поддержки» (Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 19.11.1968 № 902-316 «О серьезных недостатках в деятельности милиции и мерах по дальнейшему ее укреплению»). Для улучшения профессиональной деятельности и взаимодействия милиции с народом были определены следующие требования: проводить тщательный отбор подготовленных и грамотных специалистов, способных по своим политическим и деловым качествам успешно выполнять возложенные на органы милиции задачи; шире практиковать выступления сотрудников милиции среди населения; установить контроль за проведением милиционерами выступлений и встреч с трудящимися, оказывать им необходимую помощь в организации этой работы; редакциям газет и журналов, радио и телевидения, издательствам всесторонне освещать ответственную и почетную работу милиции, ее неразрывную связь с народом [21].
Сама структура органов внутренних дел также была подвергнута инновационным изменениям: в подразделениях милиции появились отделы по политико-воспитательной работе с сотрудниками МВД СССР на базе существующих групп инструкторов по политико-воспитательной работе. Те, в свою очередь, должны были обобщать и распространять положительный опыт органов внутренних дел и оказывать методическую помощь в организации политико-воспитательной работы в низовых органах внутренних дел [22].
В Постановлении ЦК КПСС, Совмина СССР от 19.11.1968 № 902-316 указывается на необходимость увеличения количества практики в выступлениях сотрудников милиции среди населения. Принципиальным условием для укрепления общественного порядка в стране стало постоянное совершенствование форм и методов правового воспитания населения. Основная роль по правовой пропаганде была отведена сотрудникам профилактической службы аппаратов уголовного розыска, в обязанности которых входило обеспечение взаимодействия с другими учреждениями и ведомствами по вопросам СМИ, подготовка и курирование самих подразделений ОВД. Большое внимание в области повышения знаний и формирования умений, навыков публичных выступлений милиционеров, их потенциала в патриотическом воспитании уделялось следующим подразделениям: руководству МВД; начальникам подразделений советской милиции; участковым уполномоченным милиции, инспекторам по делам несовершеннолетних и другим сотрудникам, контактирующим с населением [23].
Правовая пропаганда предусматривала уважение к требованиям закона, знание его основных положений и сознательное их исполнение [24]. Выделим основные формы правового воспитания: правовоспитательная работа, пропагандистская работа, правовая пропаганда, правовая агитация [25]. При реализации всех форм правового воспитания активно использовались следующие методы и средства массовой пропаганды и агитации: печать (газеты), радио, наглядные материалы (брошюры, стенды), телевидение, выступления, доклады, лекции, кинофильмы. В правовом воспитании большая роль отводилась кино. Сотрудники профилактической службы непосредственно принимали активное участие в создании сценариев для художественных, документальных, научно-популярных и специальных кинофильмов, выступали при их создании в роли консультантов [26]. Это позволяло приумножить авторитет сотрудников милиции как стражей порядка и защитников в обществе, укрепляло к ним уважение, настраивало молодежь на службу в органах внутренних дел. Необходимо подчеркнуть высокохудожественный уровень многих кинематографических произведений, где непосредственное участие в создании сценария принимали практические сотрудники милиции, к которым и в настоящее время проявляется массовый интерес зрителей в силу убедительно представленной гуманистической позиции сценаристов, режиссеров, высоконравственных образов служителей правопорядка («Ко мне, Мухтар!» – режиссер
С. Туманов, 1964 г., «Деревенский детектив» – режиссер И. Лукинский, 1969 г., «Инспектор ГАИ» – режиссер Э.Уразбаев, 1982 г., и др.).
В качестве примера служебной деятельности яркой линией прослеживается упорство и профессионализм участковых уполномоченных милиции и инспекторов по делам несовершеннолетних. Так, например, в 1960-х гг. штатный участковый уполномоченный Боярского отделения милиции Г.Н.Кривавич за несколько месяцев, помимо выявления на вверенном участке десятка преступлений и задержаний, рассмотрения 29 заявлений, провел 16 бесед среди населения. В первую очередь это говорит о комплексной работе и многозадачном подходе к выполнению своих служебных обязанностей многих советских милиционеров, которая, в свою очередь, фиксировалась в статистических и отчетных документах. Среди гражданского населения проводились также и пропагандистские мероприятия для предотвращения преступлений и антиобщественных действий. Результатом данной деятельности могут послужить статистические данные профессионально-служебной деятельности сотрудников милиции начиная с 1960-х гг.: в 1961 г. в Кировоградской области 139 участковых раскрыли все преступления; в 1962 г. в Тернопольской области, благодаря проведению профилактических мероприятий, 70 участковыми были обеспечены условия без совершения преступлений. Основная цель данной пропаганды являлась важным шагом в расширении связи с народом и способствовала улучшению качества работы по выявлению преступлений и охраны общественного порядка. Планомерная политико-воспитательная работа среди личного состава милиции, общеобразовательная и специальная подготовка кадров, продвижение научно-технического оснащения отделов милиции и другие мероприятия обеспечили дальнейшее развитие и совершенствование советской милиции [27], которое заложило основу для создания нормативного правового акта воспитательной деятельности в советской милиции – директивы МООП СССР от 22 февраля 1968 г. № 2/68 «Об улучшении политико-воспитательной работы в органах охраны общественного порядка» [28, с. 32; 29, с. 216].
Заключение
В каждом десятилетии, исходя из государственных и общественных потребностей, в стране использовались актуальные для того времени методы и способы развития личности сотрудников правоохранительных органов, которые, в свою очередь, после обучения и прохождения всех образовательно-профессиональных этапов становления в подавляющем большинстве честно служили Родине и привносили неоценимый вклад в ее развитие. Советские милиционеры и в мирное время, и в годы Великой Отечественной войны безустанно следили за порядком в обществе и безопасностью советских граждан. Они систематически проводили просветительские беседы с населением, с помощью которых поддерживали высокий авторитет и доверие населения к сотрудникам милиции, предостерегали граждан от совершения противоправных и преступных действий. В частности, именно через информирование и быстрое выявление правовых проблем милиционеры проводили работу по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью в первые годы Советской власти.
Таким образом, на протяжении XX в., несмотря на социально-экономическое и политическое положение страны, в СССР большое внимание уделялось профессиональной подготовке сотрудников советской милиции. Ведущими целями данного образовательно-профессионального направления являлись следующие: снижение уровня преступности, повышение роли культурных и патриотических ценностей в обществе, поддержание уважения среди населения к образу сотрудника милиции как защитника общественного порядка и народа. Благодаря этому был внесен неоценимый вклад в развитие пропаганды, правового воспитания и просвещения как граждан, так и самих сотрудников милиции; собран ценный методический материал, который будет полезен в современных образовательных организациях МВД России.