Введение
Человек – наивысшая ценность для общества. Использование ценностного подхода к изучению здорового образа жизни позволяет рассматривать здоровье в системе ценностей и целей жизни для человека. Сегодня человек живет в условиях риска и неопределенности, подвергается постоянному стрессу. В таких условиях здоровье человека перестает быть только личным делом человека, а становится важной социальной ценностью, определяющей направление и благополучие развития всего общества. Не менее важной проблемой становятся негативные изменения в социально-демографических группах, такие как сокращение продолжительности жизни, уменьшение уровня рождаемости и увеличение смертности населения [1; 2]. В таких условиях здоровье становится необходимым условием для развития социального капитала общества, воспроизводства, обновления населения и определяет будущее благополучие страны в целом.
Актуализация изучения проблем формирования здорового образа жизни современной студенческой молодежи в России определяется трудностями поддержания здоровья, особенно в период обучения. Сегодня нет единой и отлаженной системы по управлению и формированию здорового образа жизни в высших учебных заведениях, практически отсутствует четкая и состоятельная программа по пропаганде отказа от вредных привычек и формированию ценностного отношения к здоровью, а существующих мер оказывается недостаточно для закрепления здоровых привычек среди студентов.
На сегодняшний момент проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые и исследователи. В контексте изучения здорового образа жизни необходимо говорить о приоритетных направлениях в формировании здорового образа, таких как самочувствие, питание, физическая активность, режим дня и отдых, курение и употребление алкоголя [3]. В ранжировании факторов риска, влияющих на здоровьесбережение, необходимо обращать внимание на особенности образа жизни [4; 5]. Пропаганда здорового образа среди подростков и молодежи важна в силу значимости для социального и экономического благополучия страны [6-8].
В рамках социологического знания ряд авторов обращает внимание на здоровьесбережение и здоровьесберегающие практики населения и на современные тренды сохранения здорового образа жизни [9-11]. Важным аспектом в определении самооценки здоровья молодежи служит адекватное восприятие здоровья и собственных болезней и осознанный подход к жизненным перспективам [12; 13]. В условиях риска целесообразно обращаться к диагностике собственного здоровья и степени сформированности принципов здорового образа жизни [14].
Однако, несмотря на обширную базу исследовательских работ в этом предметном поле, остаются пробелы в понимании студентами представлений о здоровом образе жизни в региональном разрезе. Оценка основных критериев здорового образа жизни помогает человеку противостоять тем вызовам, с которыми ему приходится сталкиваться в течение всей жизни.
Цель исследования – изучить отношение молодежи к здоровому образу жизни.
Материал и методы исследования
Эмпирическое исследование по изучению здорового образа жизни современной студенческого молодежи проведено осенью 2024 года в г. Краснодаре. Объектом исследования является студенческая молодежь. Был опрошен 151 респондент в возрасте 18-24 лет, получающий высшее образование первой ступени (бакалавриат). Социологическое исследование проводилось среди студентов бакалавриата очной формы обучения основных государственных вузов города Краснодара. Методом исследования является стандартизированное анкетирование, проведенное с использованием Google Forms.
Результаты исследования и их обсуждение
Отношение к здоровому образу жизни – это один из принципов профилактики неинфекционных заболеваний среди населения. Принципы здорового образа жизни нацелены на конкретного человека и выявляют основные факторы риска. Здоровый образ жизни предусматривает отношение субъектов к собственному состоянию здоровья и осмыслению здоровья как основополагающей человеческой ценности.
Анализ результатов социологического исследования указывает на следующие ценности, выбираемые студентами: материально обеспеченная жизнь (72,84%), свобода (63,57%), развлечения и отдых (60,93%), продуктивная жизнь (56,29%), наличие близких и верных друзей (53,91%), здоровье (50,99%), любовь (49,01%), развитие (47,02%), счастливая и благополучная семейная жизнь (41,06%), активная жизнедеятельность (37,35%), счастье окружающих людей (35,76%), общественное признание (33,11%), интересная и разнообразная работа (23,84%), уверенность в себе (17,88%), познание (12,58%), творчество (9,27%).
Следует отметить, что в системе терминальных ценностных ориентаций молодежи на первом месте находится материальная обеспеченность. При этом большое значение играет и здоровье, важность которого отмечена более половиной опрошенных.
На вопрос о том, что является наиболее важным в жизни, были даны следующие ответы респондентами: образованность (71,52%), воспитанность и хорошие манеры (62,91%), эффективность дел (60,93%), независимость и самостоятельность в деятельности (56,95%), широта взглядов (53,64%), смелость (51,66%), ответственность (48,35%), твердая воля (47,68%), честность в поведении и мышлении (43,71%), высокие запросы к жизни (41,06%), жизнерадостность (31,79%), самоконтроль (27,82%), чуткость и забота (22,52%), терпимость к ценностям и убеждениям других людей (17,89%), аккуратность в содержании не только вещей, но и ведении дел (13,25%), рационализм (11,92%), непримиримость к собственным недостаткам и недостаткам окружающих людей (5,96%). Структура ценностных предпочтений студенческой молодежи отражает специфику их социального положения и актуальные жизненные стратегии. Результаты исследования демонстрируют ориентацию на инструментальные ценности, что обусловлено положением студенчества как социальной группы, находящейся в процессе профессионального становления.
При самооценке здоровья 56,95% студентов определили его как «хорошее», 23,18% – «отличное», 11,92% – «удовлетворительное» и 7,95% – «плохое». Полученные ответы свидетельствуют о высокой самооценке состояния своего здоровья среди опрошенных (рис.1).
Рис. 1. Самооценка здоровья
Источник: составлено авторами.
При ответе на вопрос об имеющихся хронических заболеваниях 23,84% отметили наличие у них какого-либо хронического заболевания, 62,25% ответили отрицательно. При этом 13,91% затруднились ответить. В целом студенты, как правило, не имеют серьезных хронических заболеваний, что позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне их здоровья, но фактическая ситуация может оказаться совсем другой, т.к. студенты не знают свою группу здоровья. Со слов респондентов, болеют несколько раз в год 43,05% респондентов, один раз в год 31,79%, иногда (реже одного раза в год) 25,16%, что также позволяет сделать заключение о хорошем состоянии здоровья опрошенных молодых людей в целом.
Среди факторов, которые ухудшают состояние здоровья, по мнению студенческой молодежи (рис. 2), главными являются плохая экология (82,78%), нежелание лечиться (70,86%), высокая утомляемость на учебе (работе) (56,29%), недостаток сна и отдыха (50,99%), нерациональное питание (44,37%), лишний вес (37,09%), частые стрессы (31,79%), курение (23,84%), употребление алкоголя (17,22%) и другое (13,25%). Ответы студентов показывают, что в их представлении ухудшение здоровья во многом зависит от внешних факторов, связанных, в первую очередь, с экологией, в то время как вредные привычки и отсутствие осознанного подхода к организации здорового образа жизни имеет второстепенное значение.
Рис. 2. Факторы, ухудшающие состояние здоровья
Источник: составлено авторами.
Компоненты ЗОЖ как динамической системы адаптационного поведения студенческой молодежи важны в условиях изменения среды. Среди основных компонентов здорового образа жизни респондентами были выделены: 1)отказ от вредных привычек (92,72%), 2) рациональное питание (88,74%), 3) физическая культура (78,15%), 4) здоровый сон (72,19%), 5) соблюдение личной гигиены (43,71%), 6) закаливание (19,21%) (рис. 3). Полученные ответы позволяют сделать вывод, что студенты в целом имеют сформированные представления о ключевых компонентах, составляющих понятие «здоровый образ жизни».
Рис. 3. Компоненты здорового образа жизни
Источник: составлено авторами.
Исследование выявило, что 31,13% респондентов ведут здоровый образ жизни, 37,15% «скорее могут» вести ЗОЖ, а 23,84% «скорее не могут» и 11,92% «не могут совсем», затруднились ответить 5,96%. Следовательно, многие студенты позитивно относятся к здоровому образу жизни, но не могут назвать таким свое повседневное поведение, что может оказывать влияние на будущую жизнь и развитие молодых людей.
Источниками, которым молодые люди доверяют в вопросах информации о возможностях поддержания здорового образа жизни, являются Интернет (84,11%), известные люди, спортсмены (58,28%), друзья и сверстники (49,01%), родители (31,79%), преподаватели (25,83%), телевидение (21,19%), печатная пресса (13,91%), радио (8,61%). Здесь необходимо отметить, что средства массовой информации, в частности Интернет, играют ключевую роль в формировании установок на развитие привычки регулирования здорового образа жизни среди студенческой молодежи.
Очевидно, что в оценке здорового образа жизни большое значение имеет такой индикатор, как питание. Говоря о частоте своего питания, 62,25% опрошенных студентов ответили, что питаются 1-2 раза, 25,83% – 3-4 раза, 11,92% – более 5 раз. Такое распределение ответов может быть связано с тем, что студенты, находящиеся в университете, не всегда имеют возможность сделать полноценный обеденный перерыв, пропускают основные приемы пищи.
15,89% респондентов отмечают свое питание как полностью сбалансированное, скорее сбалансированное – 23,18%, скорее несбалансированное – 31,79% и 29,14% – совсем несбалансированное. Следовательно, студентам зачастую не удается качественно и разнообразно питаться, что затрудняет приверженность к одному из базовых принципов поддержания здорового образа жизни.
На момент проведения исследования в ежедневный рацион питания студентов входят такие продукты, как мясо и птица (62,91%), конфеты и сладости (64,90%), хлебобулочные изделия (49,01%), фастфуд, чипсы (41,06%), овощи и фрукты (27,15%), супы (11,92%), каши (11,26%), рыба и морепродукты (7,95%). Анализ результатов свидетельствует, что студенты зачастую употребляют продукты, которые не являются полезными, что может влиять на состояние их развития и здоровье, и это требует пересмотра пищевых привычек для поддержания здорового образа жизни.
Важным условием сохранения здоровья является поддержание личной гигиены, что отмечает 46,36% опрошенных, 27,15% скорее согласились с этим, а 13,91% и 12,58% скорее не согласны и не согласны с этим совсем соответственно, что свидетельствует о том, что почти четверть респондентов не в полной мере осознает необходимость поддержания личной гигиены для здорового образа жизни.
Исследование показало, что 48,34% студентов обычно спят менее 5 часов, 33,78% – 6-8 часов и более 8 часов - только 17,88%, из чего можно сделать вывод о недостаточном количестве времени сна для полноценного отдыха организма опрошенных молодых людей. 47,02% респондентов отмечают, что им не хватает положенного времени для сна и отдыха, поэтому они чувствуют постоянную усталость. При этом 23,18% ответивших отметили, что им времени для сна и отдыха скорее не хватает, скорее хватает – 15,89% и хватает полностью – 13,91%. Таким образом, большая часть студенческой молодежи говорит о недостатке сна, оказывающем существенное влияние на состояние опрошенных, которые зачастую испытывают усталость.
Респондентов, занимающихся спортом раз в неделю - 49,01%, несколько раз в месяц – 23,84%, реже раза в месяц – 14,56% и ежедневно - только 12,59%. Здесь можно заметить, что молодые люди не уделяют достаточного внимания физической культуре, несмотря на осознание значимости данного компонента для поддержания здорового образа жизни.
Одним из важных аспектов в поддержании здоровья считается закаливание. Только 9,27% респондентов выбирают для себя закаливание как форму поддержание здоровья, не занимаются и не планируют 78,15% респондентов, а 12,58% хотели бы начать новую для себя процедуру. Здесь можно сделать заключение о недостатке внимания к закаливанию, что также коррелирует с низкой значимостью данного компонента при оценке его важности в содержании здорового образа жизни.
Среди опрошенных молодых людей 56,29% курят, что свидетельствует о распространенности данной привычки среди студентов. Необходимо подчеркнуть высокую опасность данной вредной привычки, негативно отражающейся на состоянии здоровья молодых людей, которые имеют серьезную зависимость от нее. Курение в молодом возрасте способствует развитию зависимости, ведущей к потреблению табака в течение всей последующей жизни.
Употребляют алкоголь 68,21% опрошенных студентов, что позволяет вывести заключение о значительной распространенности данной вредной привычки среди студенческой молодежи. Многие студенты часто употребляют алкогольные напитки, что оказывает влияние на их физическое здоровье и не способствует поддержанию здорового образа жизни.
В результате проведенного исследования можно заключить, что здоровье занимает ведущее место в структуре ценностей наряду с материальной обеспеченностью, свободой, развлечениями, образованностью, независимостью и пр. Однако не всегда студенты придерживаются принципов здорового образа жизни. Так, большинство молодых людей не получает сбалансированного питания, зачастую пропуская приемы пищи, часто употребляя вредные продукты. Серьезной проблемой является несоблюдение режима сна и отдыха. Многие студенты не уделяют внимания поддержанию физической активности, занятиям спортом, закаливанию, что также нарушает основные принципы поддержания здоровья и физического развития. Также существуют проблемы вредных привычек, связанных с курением и употреблением алкоголя среди современных студентов.
Заключение
Здоровый образ жизни – это целенаправленная деятельность, ежедневно осуществляемая человеком в повседневной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Умение и стремление поддерживать свое здоровье, понимание практик здорового образа жизни выступают как особый стиль жизни, пронизывающий все сферы повседневной деятельности человека и определяющий его ценности, интересы и поведение в отношении себя и окружающего мира.
В целом исследование демонстрирует приоритет материальной обеспеченности и свободы, образованности и эффективности, формирует конкурентную среду, где здоровый образ жизни отходит на второй план в условиях академической и социальной нагрузки. Высокая самооценка здоровья на фоне распространенности вредных привычек указывает на недостаточную осведомленность или недооценку долгосрочных последствий текущего образа жизни. Основными факторами ухудшения здоровья молодежь считает внешние обстоятельства, минимизируя роль личных поведенческих практик. Присутствует явный разрыв между пониманием компонентов ЗОЖ и их воплощением в повседневную жизнь. Интернет, СМИ, инфлюенсеры выступают основными агентами формирования установок здорового образа жизни, что требует адаптации профилактических программ.
Исходя из выявленных диспропорций, необходимо внедрять в образовательный процесс практико-ориентированные факультативы по «управлению своим здоровьем», такие как профилактика зависимостей, нутрициология, основы ментального здоровья и пр. Создавать и популяризировать в молодежной среде поддерживающую социальную среду.