Введение
Сахарный диабет (СД) и ожирение являются взаимосвязанными многофакторными, сложными заболеваниями. Ожирение играет роль в изменении воспалительной и иммунной функции, развитии резистентности к инсулину и способствует системной адренергической активности, артериальной гипертензии, дислипидемии, гипергликемии, атеросклерозу и, наконец, сердечно-сосудистым заболеваниям. К тому же, несомненно, СД является актуальным и социально значимым заболеванием с эпидемическими, постоянно прогрессирующими темпами роста распространенности. Данное заболевание достаточно поздно выявляется из-за малосимптомной картины, что приводит к неминуемому разрушению организма, зачастую данное заболевание выявляется на этапе появления различных осложнений (происходит развитие невропатии, ретинопатии, нефропатии и др.) [1].
В свою очередь, факторы риска развития данного заболевания делятся на два типа: модифицируемые (которые можно изменить) и немодифицирумые (изменению не поддаются). К модифицируемым факторам риска относятся: избыточная масса тела или центральное ожирение, малоподвижный образ жизни, метаболический синдром, артериальная гипертензия, стрессы, ранее диагностированный преддиабет и др. [2].
Ожирение и избыточный вес являются значимыми факторами, способствующими развитию таких заболеваний, как СД 2, артериальная гипертензия, гиперлипидемия и в итоге сердечно-сосудистых заболеваний [3]. Связь между ожирением и СД 2, как широко признано, включает два основных негативных эффекта: индуцированную ожирением инсулинорезистентность и нарушение функции β-клеток поджелудочной железы. В связи с чем «теория единого поля» ставит вопрос о том, способствуют ли дефекты, ведущие к прогрессирующему набору веса и нарушению метаболизма, также декомпенсации β-клеток. Концепция ориентированного на вес подхода к управлению СД 2 считается обоснованной из-за сильного негативного влияния ожирения на эффективность лечения СД.
Важной целью ранней диагностики СД является предупреждение развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и осложнений при СД и преддиабете [4]. При данных состояниях возникает инсулинорезистентность, сопровождающаяся подъемом артериального давления (АД) и появлением дислипидемии, которые являются основными факторами риска ССЗ [5, 6]. В связи с этим снижение веса или предотвращение его набора является важной целью при ведении пациентов с преддиабетом или СД 2. Было продемонстрировано, что даже снижение веса всего на 5 % может уменьшить осложнения, связанные с СД, и улучшить факторы риска ССЗ [7, 8].
Стандарты ухода за пациентами с СД 2 требуют всестороннего обучения самоконтролю и, как правило, проведения интенсивных программ лечения. В связи с чем необходимо как можно раньше, своевременно, выявлять пациентов из группы риска, чтобы провести скрининговое обследование и при подтверждении диагноза – уже проводить необходимое лечение даже на стадии преддиабета, воздействуя на разные звенья патогенеза. Таким пациентам необходимо модифицировать свой образ жизни: снизить вес, уменьшить количество потребляемых с пищей жиров, увеличить физическую активность, потребление клетчатки, все это позволяет снизить риск СД на 90 % [9]. Если же у пациентов на этапе скрининга выявляется неэффективность модификации образа жизни, то необходимо уже подключать медикаментозную терапию [10].
Учитывая высокую социальную значимость СД 2, его вклад в бремя нетрудоспособности и инвалидности, необходимо интенсифицировать профилактическую работу с населением. По последним данным, численность больных СД в мире за последние 10 лет увеличилась более чем в 2 раза и к концу 2019 г. превысила 463 млн чел. Согласно прогнозам Международной диабетической федерации к 2030 г. СД будет страдать 578 млн чел., а к 2045 г. – 700 млн [11]. Рост заболеваемости сахарным диабетом регистрируется во всех странах и на всех континентах, в том числе в России. По данным Федерального регистра СД в РФ на 01.01.2023 г. численность состоящих на диспансерном учете на 01.01.2023 г., по данным ФРСД, составила 4 962 762 (3,31 % населения РФ), из них: СД 1 – 5,58 % (277,1 тыс.), СД 2 – 92,33 % (4,58 млн), другие типы СД – 2,08 % (103 тыс.) [12].
В статье М.Ф. Калашниковой и соавт. [13] предложены рекомендации о смене образа жизни, что приведет к похуданию пациента и может снизить риск развития СД и ССЗ, а также указана необходимость профилактики. Авторами высказано предположение, что кроме программ, которые будут охватывать различные группы населения и рассказывать о профилактике СД 2, необходимы законодательные и другие механизмы, которые не связаны со здравоохранением, а скорее относятся к вопросам педагогики и медико-гигиенического воспитания школьников, но необходимы для того, чтобы можно было воздействовать на здоровье населения, особенно стратегически важных групп, например, через пищевую промышленность.
Распространенность СД 2 среди молодых людей во всем мире растет [14, 15]. Изучение литературы показало, что большинство проведенных исследований о заболеваемости СД изучают мнения студентов или в основном респондентов более возрастных групп. Крайне редко удается найти статьи, где изучалась бы осведомленность школьников о СД, что приводит к мысли о недостаточных мерах популяционной профилактики среди детского населения, несмотря на рост заболеваемости среди данной возрастной группы [16, 17]. Школьники являются целевой группой, с которой необходимо проводить профилактические беседы с целью повышения знаний о профилактике ХНИЗ, в том числе и сахарного диабета второго типа.
Цель исследования – оценка влияния Уроков здоровья, проводимых в школах региона, на уровень информационной осведомленности подростков о профилактике СД 2.
Материалы и методы исследования
Настоящее исследование включало в себя следующие этапы: первичный сбор данных путем проведения анонимного социологического опроса (при поддержке администраций учебных заведений), в том числе с использованием телекоммуникационных устройств (телефонов или планшетов); анализ полученных данных; проведение Урока здоровья; повторного анонимного социологического опроса (при поддержке администраций учебных заведений), в том числе с использованием телекоммуникационных устройств (телефонов или планшетов) с целью оценки уровня полученных знаний и усвоенного материала после Урока здоровья; анализ полученных результатов.
В исследовании приняли участие 119 учеников г. Саратова, обучающихся в ГАОУ «Гимназия № 1», ГАОУ СО «Лицей-интернат № 64», МАОУ «Лицей№ 62». Специально разработанная анкета содержала сведения о респондентах, а также блок вопросов об информационной осведомленности подростков о профилактике СД 2. Анкетирование было проведено дважды: до и после проведения Уроков здоровья среди учеников вышеуказанных учебных заведений г. Саратова.
Разрешение на проведение исследования отражено локальным этическим комитетом (ЛЭК) Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского (протокол ЛЭК номер 2 от 03.03.2024). Исследование проводили при наличии добровольных информированных согласий. Исследование выполнено в соответствии с требованиями Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации (в ред. 2013 г.). Полученные данные подвергались математической обработке с использованием методов описательной статистики.
Результаты исследования и их обсуждение
По данным, полученным путем анкетирования учеников ГАОУ «Гимназия № 1», ГАОУ СО «Лицей-интернат № 64», МАОУ «Лицей№ 62», среди анкетируемых было 47 % мальчиков и 53 % девочек. По возрастным категориям участники исследования распределились следующим образом: 13 (15 %), 14 (26 %), 15 (26 %), 16 (10 %), 17 (23 %) лет. Стоит отметить, что, несмотря на юный возраст, большинство подростков (98 %) еще до начала Уроков здоровья знали о существовании такого заболевания, как СД 2, и демонстрировали некоторый уровень осведомленности о его профилактике. К тому же треть (32 %) обучающихся ответили, что у членов их семей среди заболеваний присутствует СД.
Обучающиеся охотно отвечали на вопросы предложенной анкеты. В ходе ответа на вопрос «Можно ли заразиться СД при контакте с больным человеком?» почти все (95 %) ответили, что нет. При анализе выбранных факторов риска развития СД большинство обучающихся (89 %) выбрали ответ «неправильное питание», что является частично правильным ответом, а первыми признаками СД указали «жажду» (34 %), «частое мочеиспускание» (17 %), «потерю сознания» (6,7 %), а 3,2 % обучающихся считают, что первыми признаками заболевания может быть «кровотечение». Следует также отметить, что 31 % (треть) участников на вопрос о нормальном содержании сахара в крови ответили неправильно.
На вопрос, к каким заболеваниям может привести СД, большинство обучающихся (90 %) ответили, что к «заболеваниям сердца», 4 % – «заболеваниям легких», 6 % – к «заболеваниям костей». На вопрос о предпочтительных продуктах при СД большинство было за «овощи» (71 %), однако 3 % ответили, что мед также можно есть. На вопрос «Что используют для лечения СД?» 34 % обучающихся ответили неверно, отметив, что нужно принимать «сахароповышающие» средства.
После первичного анкетирования силами студентов лечебного факультета ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России в формате мастеркласса был проведен Урок здоровья по теме «Сахарный диабет второго типа: причины, симптомы, профилактика», в ходе которого в доступной форме, в том числе интерактивной, школьники получили информацию о факторах риска, первых признаках, угрозах, лечении и профилактике СД.
Повторно проведенный опрос показал, что после Урока здоровья произошли значительные изменения в уровне информационной осведомленности подростков о СД 2: все 100 % обучающихся стали осведомлены об этом заболевании, поняли, что им нельзя заразиться от больного человека; 99 % обучающихся правильно указали факторы риска СД, 93 % правильно отметили первые признаки СД, а 97 % обучающихся правильно выбрали значения нормы сахара в крови. На вопрос, к каким заболеваниям может привести СД, большинство (82 %) обучающихся ответило, что к «заболеваниям сердца», 12 % – к «заболеваниям костей» и только 6 % – «заболеваниям легких». На вопрос о предпочтительных продуктах при СД 100 % ответили, что нужно питаться растительной пищей, а на вопрос «Что используют для лечения СД?» 91 % обучающихся ответили, что нужно принимать сахаропонижающие средства. После проведенного занятия школьники высказали пожелания поступить в медицинский вуз и в дальнейшем работать с пациентами с сахарным диабетом.
Таким образом, анализ результатов анкетирования обучающихся, проведенного до и после организованных при поддержке медицинского вуза Уроков здоровья, показал, что образовательные проекты существенно повысили уровень осведомленности подростков о профилактике СД 2. Подростки стали лучше понимать угрозу данного заболевания для здоровья населения, факторы риска, распознавать ранние симптомы заболевания и осознавать важность профилактических мер. Они научились отличать мифы о сахарном диабете от реальных фактов, понимать, что такое инсулинорезистентность и как она связана с образом жизни, а также осознали, что профилактика СД 2 – это не только вопрос индивидуального здоровья, но и важная составляющая общественного благополучия. Благодаря вовлечению в процесс обучения медицинских студентов и специалистов, подростки получили возможность задавать вопросы экспертам, что значительно повысило доверие к получаемой информации и ее практическую ценность. Важно отметить, что изменения коснулись не только теоретических знаний, но и установок – многие участники проекта начали активно применять полученные знания в повседневной жизни, внося коррективы в свой рацион и режим физической активности.
Эти изменения указывают на эффективность образовательных программ, адаптированных для школьников и направленных на укрепление здоровья молодежи и предотвращение хронических заболеваний. Успешность проекта обусловлена тем, что занятия были построены не как традиционные лекции, а как диалог между подростками и медицинскими специалистами, что способствовало формированию у учащихся чувства ответственности за собственное здоровье. Адаптация содержания к возрасту и интересам школьников, использование современных технологий и интерактивных методов позволили сделать процесс обучения увлекательным и запоминающимся. Такой подход создает прочную основу для формирования здоровых привычек, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни. В перспективе подобные образовательные инициативы могут стать важным элементом системы профилактической медицины, способствуя снижению бремени хронических заболеваний в будущем и формированию культуры заботы о здоровье с ранних лет.
Заключение
Одним из успешных критериев раннего выявления, а впоследствии и лечения СД является информированность населения. Осознание значимости этого фактора требует системного подхода к образовательным и просветительским мероприятиям, направленным на различные категории граждан. Необходимость в таких мерах обусловлена тем, что многие люди до сих пор имеют искаженное представление о СД, его причинах, методах профилактики и лечения. В ряде случаев распространены мифы и заблуждения, которые препятствуют своевременному обращению за медицинской помощью и соблюдению рекомендаций врачей. Поэтому важно не только повышать уровень знаний о заболевании, но и корректировать уже существующие установки, формируя у населения правильное понимание особенностей СД и возможностей его контроля.
Так как данное заболевание в настоящее время имеет тенденцию к «омоложению» – проявлению в раннем возрасте (детском и подростковом), следует начинать просвещение уже со школьного периода, что может позволить предотвратить возникновение факторов риска СД.
Большое значение придается пропаганде гигиенических и медицинских знаний и популяризации достижений медицинской науки учителями школ при взаимодействии со специалистами и студентами высших учебных заведений педагогического и медицинского профиля. Просветительская работа должна начинаться уже в школьные годы, когда формируются основные привычки и установки, влияющие на здоровье в будущем. Важно создать такие условия обучения, которые позволят детям и подросткам понять, что СД – это не приговор, а состояние, которое можно контролировать при правильном образе жизни и своевременной медицинской помощи. Школьная программа должна включать не только информацию о самом заболевании, но и практические рекомендации по здоровому питанию, физической активности и регулярному медицинскому наблюдению.
Проведенное исследование показало, что Уроки здоровья оказывают значительное влияние на уровень информационной осведомленности подростков о профилактике СД 2: после прохождения курса Уроков здоровья у подростков появились и/или значительно укрепились знания о факторах риска, симптомах и мерах профилактики СД 2. Таким образом, внедрение в повседневную учебную деятельность общеобразовательных и средних учебных заведений специальных программ, посвященных ХНИЗ и их факторам риска, адаптированных для подростков, обусловлено текущей ситуацией в состоянии здоровья популяции.