Введение
Согласно современным научным данным, академический стресс оказывает негативное влияние на функционирование нервной, иммунной и сердечно-сосудистой систем, способствуя развитию стресс-индуцированных состояний [1; 2]. Вероятными причинами, приводящими к повышению уровня стресса у студенческой молодежи, являются высокая психоэмоциональная нагрузка и большие объемы информации, нерегулярные приемы пищи, нарушения режима сна, что особенно характерно для студентов младших курсов [3; 4]. Вышеперечисленные факторы способствуют возникновению раздражительности, снижению внимательности и концентрации на учебе, обучаемости и способности воспринимать информацию, так как организм находится в состоянии дефицита питательных веществ, в условиях перегрузки и недостаточности отдыха [5]. Также параллельно со снижением работоспособности происходит снижение адаптационных резервов организма, на фоне чего ухудшается общее состояние обучающегося, организм студента становится более восприимчивым к инфекциям. По этой причине обучающийся может заболеть и вовсе не посещать занятия некоторое время. Это также сказывается на качестве полученных знаний в процессе обучения.
Качество сна - критически важная составляющая для поддержания нормального уровня психического здоровья [6]. Недостаток сна оказывает негативное влияние на человеческий организм и связан с усталостью, сонливостью в дневное время и сниженной нейрокогнитивной активностью [7]. Нарушение гигиенических норм сна рассматривается как значимый предиктор снижения психоэмоциональной устойчивости и когнитивной продуктивности. К числу типичных нарушений гигиены сна относятся нерегулярный режим сна и бодрствования, активное использование электронных устройств в вечернее и ночное время, поздний приём пищи или стимуляторов (кофеин, никотин, алкоголь), высокая когнитивная или эмоциональная активность перед сном, а также неблагоприятные условия среды (шум, свет, температура, неудобное спальное место). Эти факторы способствуют активации симпатического отдела вегетативной нервной системы, нарушению секреции мелатонина, фрагментации сна и снижению его качества, что, в свою очередь, повышает утомляемость, тревожность [4].
Сон является важным элементом для улучшения показателей рабочей памяти, при ухудшении которой возникают проблемы с выполнением интеллектуальных задач в текущем моменте. Необходимо вовремя выявлять нарушения в психоэмоциональной сфере и проводить профилактические мероприятия для поддержания как психологического, так и физического здоровья обучающегося [8].
Цель исследования - оценка взаимосвязи между качеством сна и уровнем воспринимаемого стресса у студентов медицинского вуза с учётом факторов образа жизни.
Материалы и методы исследования
Исследование проведено на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» в период с сентября 2024 года по май 2025 года. В выборку были включены 987 студентов лечебного факультета, среди которых 760 (77,0%) - женщины и 227 (23,0%) - мужчины. Возраст респондентов варьировал от 17 до 25 лет. Структура выборки по курсам обучения была следующей: 32,4% студентов обучались на первом курсе, 46,7% - на втором, 13,8% - на третьем, 4,9% - на четвёртом, студенты пятого и шестого курсов составили по 1,1% соответственно.
Сбор данных осуществлялся посредством онлайн-анкетирования. Анкета включала разделы, касающиеся демографических характеристик и параметров образа жизни (возраст, пол, курс обучения, субъективная оценка академической успеваемости, наличие трудовой занятости, регулярность физической активности и факты употребления алкоголя и табачных изделий). Для оценки сна применялся опросник «Питтсбургский индекс качества сна» (PSQI), валидированный для русскоязычной выборки [9]. Уровень воспринимаемого стресса определялся с использованием русскоязычной адаптации шкалы воспринимаемого стресса (PSS-10) [10].
Статистический анализ выполнялся с использованием программного обеспечения StatTech v. 4.8.5 (ООО «Статтех», Россия). Для оценки соответствия количественных данных нормальному распределению применялись критерий Колмогорова–Смирнова. При отклонении распределения от нормального описательная статистика включала медиану (Me) и межквартильный размах (Q1–Q3). Категориальные переменные описывались в виде абсолютных значений и процентных долей. Оценка направленности и тесноты связи между количественными переменными осуществлялась с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена, применяемого при отсутствии нормального распределения. Статистическую значимость различий принимали при уровне p < 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
На рисунке представлена структура образа жизни респондентов. Более половины студентов (51,7%) оценили свою академическую успеваемость как «хорошую», 31,5% - как «удовлетворительную» и лишь 16,8% - как «отличную», что может свидетельствовать о преобладании среднего уровня академической успеваемости в выборке. Большинство участников (73,9%) не работали, в то время как 26,1% совмещали учёбу с работой.
Показатели физической активности оказались сравнительно высокими. Так, 60,7% студентов сообщили о регулярных занятиях спортом, тогда как 39,3% указали на их отсутствие. Регулярная физическая активность является фактором, способствующим стабилизации вегетативного гомеостаза, улучшению сна, снижению уровня тревожности и оптимизации когнитивных функций.
Поведенческие риски, отражённые в частоте употребления алкоголя и курения, варьировались следующим образом. Употребляли алкогольные напитки 45,7% студентов, а 25,1% - курили. Несмотря на это, большинство респондентов воздерживались от данных форм поведения: 54,3% не употребляли алкоголь, а 74,9% не курили.
Структура показателей образа жизни студентов
Источник: составлено авторами по результатам собственного исследования.
Анализ показателей качества сна по шкале PSQI показал, что значительная часть студентов (60,8%; 95% ДИ: 57,7–63,9) характеризовалась нарушением сна, тогда как удовлетворительное качество сна отмечалось у 39,2% респондентов (95% ДИ: 36,1–42,3).
Это свидетельствует о высокой распространённости проблем сна среди обучающихся и подтверждает актуальность исследования факторов, влияющих на восстановительные процессы в условиях учебной нагрузки.
Распределение респондентов по субшкале PSS «перенапряжение» продемонстрировало преобладание лиц со средним уровнем напряжения - 67,5% (95% ДИ: 64,5–70,4). Низкий уровень данного параметра отмечен у 29,6% студентов (95% ДИ: 26,8–32,5), а высокий - у 2,9% (95% ДИ: 2,0–4,2), что может указывать на потенциальную утомляемость и начальные признаки снижения функциональных ресурсов организма даже при умеренном стрессе.
По субшкале «противодействие стрессу» было выявлено, что 76,2% студентов (95% ДИ: 73,4–78,8) демонстрируют умеренные компенсаторные ресурсы, тогда как 20,4% (95% ДИ: 17,9–23,0) - низкие способности к противодействию стрессу. Высокий уровень устойчивости к стрессовым воздействиям отмечался лишь у 3,4% респондентов (95% ДИ: 2,4–4,8), что может свидетельствовать о дефиците сформированных стратегий совладания у большинства студентов.
Общий уровень воспринимаемого стресса по шкале PSS показал, что у 69,1% участников наблюдается средний уровень стресса (95% ДИ: 66,1–72,0), у 21,8% - высокий (95% ДИ: 19,2–24,5), и только 9,1% студентов имели низкие значения данного показателя (95% ДИ: 7,4–11,1). Это подчёркивает высокую актуальность проведения психопрофилактических мероприятий в образовательной среде, направленных на повышение стрессоустойчивости и профилактику хронического напряжения.
С целью установления взаимосвязи между показателями качества сна и параметрами воспринимаемого стресса был проведён корреляционный анализ. Между индексом качества сна и субшкалой PSS «перенапряжение» была выявлена статистически значимая положительная корреляционная связь (ρ = 0,543; p < 0,001), что, согласно шкале Чеддока, соответствует связи заметной тесноты. Это свидетельствует о том, что ухудшение качества сна связано с повышением уровня напряжения и перегрузки, воспринимаемых студентами. Построенная модель парной линейной регрессии описывается уравнением:
,
где Y – значение уровня перенапряжения по соответствующей субшкале шкалы воспринимаемого стресса PSS;
X – индивидуальный балл по Питтсбургскому индексу качества сна PSQI;
0,92 – коэффициент регрессии, отражающий прирост значения перенапряжения на каждый дополнительный балл ухудшения качества сна;
10,589 – свободный член уравнения, интерпретируемый как базовый уровень перенапряжения при нулевом значении PSQI.
Интерпретация модели показывает, что при увеличении индекса PSQI на 1 балл ожидается рост уровня перенапряжения на 0,92 балла. Объясняющая способность модели составила 30,1%, что указывает на значимый вклад качества сна в формирование чувства напряжённости.
Аналогичный анализ между PSQI и субшкалой PSS «противодействие стрессу» демонстрирует наличие слабой, но статистически значимой линейной связи между качеством сна и психоэмоциональной устойчивостью (ρ = 0,239; p < 0,001). Это может указывать на то, что при ухудшении качества сна также наблюдается частичное ослабление психологических ресурсов, направленных на совладание со стрессом. Модель линейной регрессии в этом случае описывается уравнением:
,
где Y – уровень способности к противодействию стрессу по субшкале перенапряжение PSS;
X – индивидуальный балл по Питтсбургскому индексу качества сна PSQI;
0,133 – коэффициент регрессии, показывающий величину изменения уровня противодействия стрессу при увеличении индекса PSQI на один балл;
8,844 – базовый уровень способности к совладанию при условно нулевом уровне нарушений сна.
Увеличение PSQI на 1 балл сопровождается ростом значения по шкале «противодействие стрессу» на 0,133 балла. Однако объясняемая доля дисперсии составила лишь 1,9%. Это свидетельствует о том, что качество сна определяет лишь незначительную часть вариативности данного параметра и эффективность противодействия стрессу может зависеть от дополнительных факторов (когнитивных, личностных и социально-психологических).
Корреляционный анализ между индексом качества сна и суммарным баллом PSS выявил положительную связь умеренной тесноты (ρ = 0,496; p < 0,001). Увеличение нарушений сна сопровождается ростом общего уровня воспринимаемого стресса. Регрессионная модель имеет следующий вид:
,
где Y – значение суммарного балла по шкале воспринимаемого стресса PSS, отражающего интегральный уровень субъективно воспринимаемого стресса;
X – индивидуальный балл по Питтсбургскому индексу качества сна PSQI;
1,054 – коэффициент регрессии, демонстрирующий, насколько возрастает уровень общего стресса при увеличении индекса PSQI на один балл;
19,433 – базовый уровень воспринимаемого стресса при нулевом значении PSQI.
Каждый дополнительный балл PSQI сопровождается увеличением общего уровня воспринимаемого стресса на 1,054 балла. Модель объясняет 24,5% вариативности показателя, что свидетельствует о существенном вкладе сна в формирование психоэмоционального напряжения.
Полученные данные позволили оценить как психоэмоциональное состояние студентов-медиков, так и поведенческие и социальные детерминанты. Характеристика образа жизни участников продемонстрировала, что более половины студентов имели уровень академической успеваемости «хорошо», а почти треть - «удовлетворительно», что указывает на доминирование среднего учебного уровня в выборке. Подобное распределение типично для медицинских факультетов, где интенсивность образовательной нагрузки часто сопряжена с ограниченными ресурсами саморегуляции и восстановительной активности [11]. Студенты медицинских вузов относятся к группе риска развития эмоционального истощения, тревожности и снижения академической мотивации по сравнению с обучающимися других направлений подготовки [12].
Обнаружено, что четверть студентов совмещали обучение с трудовой деятельностью, что, с одной стороны, может рассматриваться как ограничение стрессогенных факторов, но с другой - как потенциальный источник социальной неустойчивости. Студенты, испытывающие финансовую или социальную зависимость, демонстрируют повышенные уровни тревожности и соматизации [13].
Физическая активность, напротив, продемонстрировала положительную тенденцию. Более 60% студентов сообщили о её наличии, что может являться компенсаторным фактором в системе противодействия стрессу. Вместе с тем почти 40% респондентов не вовлечены в систематическую двигательную активность, что может рассматриваться как фактор риска снижения резервов организма и устойчивости к хроническому психоэмоциональному напряжению. Низкий уровень физической активности сопряжён с повышенной утомляемостью, нарушением когнитивных функций, склонностью к эмоциональной ригидности и повышению вероятности нарушений сна. По данным литературы, регулярные аэробные нагрузки достоверно улучшают показатели сна, снижают уровень тревожности и увеличивают вариабельность сердечного ритма как индикатор вегетативной устойчивости [14].
Относительно вредных привычек: около четверти студентов сообщили о курении, а почти половина - об употреблении алкоголя. Эти поведенческие паттерны являются предикторами нарушения сна, эмоциональной неустойчивости и соматических расстройств. Показано, что лица, употребляющие алкоголь и табак, чаще демонстрируют признаки депрессии, дезадаптацию циркадной регуляции и ухудшение восстановления когнитивных функций [15; 16].
Установлена статистически значимая положительная корреляционная связь между индексом PSQI и общей субъективной напряжённостью, а также ослаблением стрессоустойчивости. Эти результаты можно интерпретировать в рамках модели аллостатической перегрузки, где хроническое нарушение сна рассматривается как ключевой патофизиологический механизм, нарушающий гомеостатическое равновесие организма и способствующий развитию психосоматических нарушений [17].
Ключевые характеристики образа жизни, такие как успеваемость, физическая активность, поведенческие риски, оказывают существенное влияние на воспринимаемый стресс и качество сна.
Заключение
Особенности образа жизни студентов - такие как недостаточная физическая активность, наличие вредных привычек и умеренные академические достижения - могут рассматриваться как поведенческие предикторы нарушений сна и снижения стрессоустойчивости.
1. Проведённое исследование продемонстрировало высокую распространённость нарушений сна, средних и высоких уровней воспринимаемого стресса среди студентов медицинского вуза.
2. Установлены статистически значимые положительные корреляции между индексом качества сна и параметрами шкалы воспринимаемого стресса, включая общую напряжённость и сниженные способности к противодействию стрессу.
3. Выявленные закономерности подчёркивают необходимость внедрения комплексных психогигиенических и образовательных программ в университетской среде, направленных на нормализацию режима сна, профилактику эмоционального выгорания и развитие стратегий эффективного совладания со стрессом.